3. Мотивация (2 минуты) | 1. Вступительное слово учителя. По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. В грибах содержится большое количество воды (больше 90%) до 80% сухого вещества составляют белки. В 1 кг сушеных грибов белков в два раза больше, чем в говядине и в 3 раза больше чем в рыбе. Есть в грибах и витамины, и микроэлементы. Правильно приготовленные грибы вкусны и полезны для здоровья. Отсюда видно, насколько велика необычность грибов. Сегодня мы продолжим знакомство с грибами. Наиболее известными среди грибов являются шляпочные грибы. Как вы думаете, почему они получили такое название? Раньше грибы относились к царству: «Растения», но ученые вдруг определили их в отдельное царство, которое назвали – «Грибы». Сегодня на уроке, изучив шляпочные грибы, попробуйте ответить на вопрос: Почему появилось новое царство живой природы – Грибы? Ребята, на урок я принесла волшебную корзину, в ней спрятано то, что сегодня мы будем изучать. Для того чтобы отгадать, что в ней лежит, я предлагаю отгадать загадку. Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть - Нет головы. Заслушать ответы учащихся Пригласить учащегося, чтобы открыть корзину и огласить тему сегодняшнего урока
| Слушают учителя Слайд№4 Слушают проблемный вопрос, отвечать на который будут в течение двух уроков Открывают корзину и оглашают тему урока | |
4. Открытие новых знаний (22 минуты) | Формулируем тему и цель урока. Тема урока «Шляпочные грибы» 1.Строение шляпочного гриба. (рассматривают рисунок на стр. 21 и слушают рассказ учителя) 2.Грибы трубчатые и пластинчатые. (рассказ учителя 3. Питание. Симбиоз грибов и растений (рассказ учителя с элементами беседы) Многие шляпочные грибы тесно привязаны к определенным древесным породам и не встречаются в отрыве от них. Подосиновик под осиной. Подберёзовик под берёзой. Вспомните, как называется в природе тесная связь, полезная одному и другому организму? (симбиоз) Рассмотрите рис. на стр. 23, найдите незнакомое вам слово, биологический термин (грибокорень, микориза) Что вы должны сделать, чтобы узнать определение и значение термина? (прочитать) Сформулировать определение, записать в тетрадь: микориза-нити грибницы, проникающие в корень дерева. 4. Размножение. Образование спор (рассказ учителя). Жизнь царства короткая. В процессе развития под шляпкой каждого гриба появляются чёрные споры — будущие детки грибов. Когда споры попадут в землю, из них прорастут новая грибница, а на ней образуются мелкие бугорки — плодовые тела будущих грибов.
5. Грибы съедобные и ядовитые. (Сообщения учащихся, с использованием слайдов презентации.) Бледный мухомор или бледная поганка, мухомор красный, ложные опята – слайды 10,11,12). Вопрос к классу: Какие ядовитые грибы ещё известны вам? Учащиеся должны записать в тетрадь названия съедобных, а затем ядовитых грибов. - Что вы знаете о съедобных грибах? - Какие съедобные грибы встречаются в наших лесах? - Какие грибы нельзя употреблять в пищу? - Какой гриб считают самым ядовитым? Грибы / \ Съедобные ядовитые ? ? Самостоятельная работа: по ходу демонстрации слайдов заполнять схему Информацию о ядовитых грибах вы найдёте в учебнике на стр. 20 и из сообщений учащихся А сейчас вы выполните лабораторную работу 1.Лабораторная работа « Строение шляпочного гриба». Цель: ознакомиться с особенностями строения высших шляпочных грибов. Инструктивная карта: Рассмотрите плодовое тело шляпочного гриба. Найдите ножку и шляпку. Обозначьте на рисунке составляющие строения шляпочного гриба. Найдите пластинки или трубочки, на которых вызревают споры. Определите, какой из изображённых грибов трубчатый, а какой пластинчатый. Сделайте вывод, укажите, где образуются споры у шляпочных грибов. Какие грибы вы рассмотрели: трубчатые или пластинчатые?  Данные исследований занесите в таблицу. Сделайте выводы, в которых укажите наиболее характерные черты строения высших грибов. Таблица: Сравнительная характеристика шляпочных грибов Название гриба | Особенности строения | Строение шляпки (пластинчатая или трубчатая) | Пищевая характеристика (съедобный или ядовитый) | | | | | | | | | | | | | По окончании выполнения лабораторной работы несколько учащихся сообщают свои выводы. Ребята, а сейчас мы выполним небольшие задания по вариантам, после чего приступим к изучению значения шляпочных грибов Биологический диктант. Верно ли суждение? 1.Главной частью гриба является плодовое тело. Да 2.Шляпка и ножка образуют плодовое тело. Да 3.Грибница гриба многоклеточная и не имеет хлорофилла. Да 4.Клетки грибницы имеют ядра. Да 5.Грибы сами себе образуют органические вещества. Нет 6.Грибница и корни деревьев образуют грибокорень – микоризу. Да 7.Грибы и растения образуют симбиотические отношения. Да 8.Шампиньоны – это ядовитые грибы. Нет 9.Бледная поганка – это съедобный гриб. Нет 10.Размножаются спорами. Да 11.Собирая грибы без ножа, их надо вырывать с грибницей. Нет 12. Срезать ножом под самую шляпку. Нет Если нет ошибок, выставляется 12б. За каждый неправильный ответ – минус один балл. 2. Установите соответствие между признаками организма и царством, для которого он характерен. А – Гриб Б – Растения 1.По способу питания – автотрофы. 2.Питаются готовыми органическими веществами. 3.Оболочка клеток состоит из клетчатки. 4.Содержат в клетках хлоропласты. 5.Тело образовано гифами. 6.Оболочка клеток состоит из хитина. Ключ: БАББАА При сборе грибов надо уметь отличать ядовитые от съедобных. (объяснение учителя) Рекомендации грибнику. Если сомневаетесь в съедобности гриба – лучше его не брать. Старые плодовые тела не брать, могут быть ядовитыми. Нельзя грибы собирать возле проезжей части. Срезать гриб лучше ножом. Эти правила необходимо знать каждому, чтобы не повредить грибницу. Грибница может просуществовать в течение 15-20 лет, если правильно собирать грибы. Внимательно прочитайте правила сбора грибов, стараясь запомнить их. Правила сбора грибов. (Рассказ учителя с элементами беседы). Вопросы к классу: Какие правила сбора грибов предложили бы вы? Обоснуйте данные предложения. Правила сбора грибов Не знаешь гриб – не бери. Старые грибы не бери. Не бери грибы около магистралей. Собирай грибы в корзину. Срезай грибы ножом, а не выдёргивай. Обязательно обсудить с учениками признаки отравления ядовитыми грибами и меры первой помощи. Признаки отравления грибами. Резко возникает слабость и недомогание. Появляется бледность кожных покровов. Наблюдается нарушение дыхания и сердечного ритма. Возникают боли в животе. Появляется тошнота и рвота. Первая помощь при отравлении Вызвать скорую помощь. До прибытия врача вызвать у пострадавшего рвоту. Дать таблетки активированного угля из расчёта 1 таблетка на 10 кг массы тела. Значение грибов в природе и жизни человека. Вступление учителя Как мы уже говорили, микология – наука о грибах – возникла очень давно. Впервые в IV веке до нашей эры написал о грибах Аристотель, а его ученик Теофраст описал свойства шампиньонов, трюфелей, сморчков. Гиппократ в V веке до н. э. пробовал поделить грибы по пищевым качествам на съедобные и ядовитые. С глубокой древности эти дары природы привлекали своими вкусовыми качествами. Конечно, не обходилось и без отравлений. Но любовь к вкусным блюдам побудила к желанию научиться отличать съедобные грибы от несъедобных. В нашей стране особенно популярными грибы стали в X веке с принятием на Руси христианской веры, которая предписывала поститься около 200 дней в году. Сообщения учащихся. Шляпочные грибы – необходимое звено в цепи питания. Они вступают в симбиоз с деревьями, улучшают водный обмен и минеральное питание растений. Грибы - паразиты контролируют численность организмов в биогеоценозе. Они являются продуктом питания. В них содержится 40% белков, 10-15% углеводов, витамины А,В,С,Д, микроэлементы – медь, йод, цинк. Витамина С в лисичках не меньше, чем в дрожжах. В белом грибе обнаружен витамин А. Очень много в грибах витаминов Р, почти столько же сколько в печени, а витамина Д ничуть не меньше, чем в хорошем сливочном масле. Значительно повышает питательность и придаёт вкус грибам глюкоза. Много в грибах ароматических веществ. Поэтому блюда из грибов повышают аппетит, усиливают отделение желудочного сока, улучшают пищеварение. Шляпочные грибы стали применять в медицине ещё в XVII веке. Белыми грибами лечили обмороженные части тела, для этого грибы немного подсушивали, а затем готовили спиртовую вытяжку. Было замечено, что употребление в пищу белых грибов предупреждает раковые заболевания. Издавна водную и спиртовую настойку мухоморов использовали для лечения ревматизма, радикулита и ряда других болезней нервной системы. Сок и мазь, приготовленные из мухомора, заживляют кожу, пораженную рентгеновским облучением. Иностранцы, жившие на Руси, восторгались вкусовыми качествами грибов. Грибных блюд уже в то время знали множество. Так, на званом обеде 17 марта 1699 года столы патриархата Андриана украшали «три пирога с грибами, грибы холодные с маслом, капуста шинкованная с грибами, галушки грибные, грузди, политые соком да маслом. Отношение к употреблению грибов у разных народов разное. Их совсем не употребляют в пищу татары, якуты, немцы. В Западной Европе грибы называли мясом бедняков. В Англии и Франции употребляют только трюфели, которые отыскивали специально обученные собаки - таксы. | Записывают тему в тетрадь. Формулируют цель урока, предлагают план достижения цели. Слайд №5 Слайд №6,7 Слайд №8 Демонстрация магнитной аппликации на доске (микориза) Записывают в тетрадь определение Слайды№9 Слайды№10,11,12 Обучающиеся дополняют схему Выполняют лабораторную работу Самостоятельная работа: по ходу демонстрации слайдов заполняют таблицу чащиеся сообщают свои выводы по выполнению лабораторной работы Выполняют биологический диктант и сравнивают с эталоном – 1 вариант . Слайд № 13,14 Слайд №15,16 Выполняют задание на соответствие Сравнивают с эталоном Слушают учителя и отвечают на вопросы Слайд № 17 Слайд № 18 Учащиеся слушают сообщения своих одноклассников | Познавательные, общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи. Познавательные, логические: синтез как составление целого из частей; Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации. Логические: доказательство, построение логической цепи рассуждений. Познавательные, общеучебные: применение методов информационного поиска необходимой информации., умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: постановка вопросов. |
5. Первичное закрепление 6.Закрепление изученного на уроке | в) Учитель: ребята, мы многое узнали о грибах, и нам уже можно отправляться в лес за грибами. Но вначале давайте прочитаем письмо, которое пришло нам от Старика-Лесовика. г) Учащиеся читают письмо (“Собирать нужно только хорошо известные грибы!” Учитель: Богат и разнообразен мир шляпочных грибов. Их насчитывается около 200 видов, но употребляется в пищу около 40, а местами 15-20 видов. Учитель: А что делать, если на пути у грибника попался ядовитый гриб? ( Обучающиеся высказывают свои предположения, после чего учитель читает рассказ “Что в лесу лишнее”) Слушает Девочка дедушкину сказку: - Шел раз грибник по лесу. Видит – стоит на полянке Мухомор. “Вот я тебя!”, - думает человек и поднимает палку. Вдруг гриб говорит человеческим голосом: - Погоди меня губить, дай слово молвить. Посмотри вон туда. Видишь грибные пеньки. Это все, что осталось от двух моих братьев. Первый погиб, когда еле приплелся сюда больной дикий кабан. Съел он моего брата, немного полежал, встрепенулся и убежал в лес. А вчера отыскал нас олень. Шатался он от слабости. Съел второго моего братца и веселый побежал по своим делам. - Раздумал я тебя губить, - сказал человек. И пошел дальше по лесу. Встретил муравейник, не ткнул в него палкой, как делал раньше. Ни одного деревца, ни одной веточки не сломал. - Поняла, - сказала Девочка. – Ничего нет в лесу лишнего, ненужного. Закрепление. А сейчас мы поработаем в группах по повторению изученного на уроке (4 группы, состав групп вам известен) 1. “Заморочки из бочки” (задание 1 группы на отдельной карточке) а) Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое – на некотором расстоянии от него. Дайте объяснение этому явлению. (В сухое лето более влажно под кроной дерева, у ствола, а в сырое лето влаги достаточно, но почва теплее на открытом пространстве, чем под деревом). Б) Шляпочные грибы, используемые человеком в пищу, часто бывают червивыми. Поражаются ли этими вредителями ядовитые грибы? (Да, т.к. они ядовиты только для определенной группы животных, в том числе и человека ) в)Император Клавдий, французский король Карл VI , папа римский Климент VII. Что объединяет эти имена? (Их всех отравили грибами) г) В сосновом бору встречается обычно много маслят, а в березовом –подберезовиков. Почему? (Наблюдается симбиоз между определенными видами деревьев и грибами.) 2. Задания по карточкам. Отгадайте, название каких грибов зашифрованы в ребусах? (задание 2 группы в рабочем листе)    3. Объясни смысл поговорок. Всегда ли он соответствует сегодняшним знаниям в данной научной области? (задание 3 группы в рабочей карте урока) Не поклоняясь до земли, и гриба не подымешь. Грибы в деревне родятся, а и в городе их знают. Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут. Лучше рыжик, чем ничего. 4. Ответить на вопросы: (задание 4 группе на отдельной карточке) - Как называется сожительство грибов с корнями деревьев ? (Симбиоз) - Чем питаются грибы ? (Готовыми органическими веществами ) - Как питаются шляпочные грибы? (Часть органических веществ всасывается вместе с водой и минеральными веществами из почвы, а часть из корней деревьев) - Какое микроскопическое строение имеет грибница шляпочных грибов? (Состоит из двуядерных клеток, которые не содержат пластид) - Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба? (Пенек и шляпка) - Какие грибы приносят вред деревьям? (Трутовики) - Какие грибы появляются первыми в лесу? (Сморчки) - Какие грибы человек использует в кондитерской промышленности? (Дрожжи) - Кого можно назвать санитарами нашей планеты? (Бактерии гниения) - Ядерные организмы (Эукариоты) - Организмы, которые питаются органическими веществами отмерших организмов? (Сапрофиты) -“Точка, точка, запятая…” Назовите формы бактерий (Кокки и вибрионы)
- Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами (Паразиты) - Группа организмов, не имеющая ядра (Прокариоты) - Чем клетки гриба отличаются от клеток бактерий? (У них есть ядро) Итак, вы очень плодотворно поработали в группах, следующий наш урок мы начнем с отчета групп о проделанной работе Итоги работы в группах мы подведем на следующем уроке. Представители каждой группы отчитываются о выполнении своих заданий А сейчас вспомните общую характеристику грибов, изученную на прошлом уроке и шляпочные грибы, изученные сегодня, попробуйте сделать вывод о том, почему же выделили ученые грибы в отдельное царство? На следующем уроке, изучив еще одну группу грибов, мы с вами подведем итоги изучения грибов и еще раз обратимся к выводу о выделении грибов в отдельное царство А теперь мы приступаем к этапу рефлексии нашей деятельности сегодня на уроке | Читают письмо от Старика – Лесовика. Слайд19 Обучающиеся высказывают предположения, затем слушают сказку (1 группа) Выполняют разнообразные задания, разгадывают ребусы, отвечают на вопросы, объясняют пословицы, работая в группах (2 группа) Слайд № 20 Объясняют смысл поговорок(3 группа) Отвечают на вопросы (4 группа) Учащиеся отвечают на поставленный вначале урока вопрос и делают вывод о выделении грибов в отдельное царство. | Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения . |