Урок географии в 11 классе по теме «Бразилия- гигант 21 века».
Цель урока: организовать деятельность обучающихся для формирования представления о месте Бразилии в мировой экономике, знакомство с особенностями хозяйства и населения страны.
Задачи:
- организация деятельности по выявлению факторов, определяющих экономико-географические особенности современной Бразилии
- обеспечение условий для развития исследовательских умений выдвигать гипотезу, доказывать истинность предположения, представлять исследовательский материал в электронном виде;
- создание условий для актуализации субъектного опыта, стимулирования самостоятельной мыслительной деятельности, развития умений выделять узловые моменты в своей деятельности и работе коллектива, умений вести рефлексивный диалог;
- воспитание ценностного отношения к совместной деятельности.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-исследование
Метод: поисково-исследовательский, кейс – метод
Оборудование:
План урока.
Оргмомент.
Актуализация знаний.
Постановка проблемы.
Работа в группах по темам:
Бразилия - это Россия с тропической душой
Бразильское экономическое чудо.
Демографические и экологические проблемы страны.
Отчеты групп о проделанной работе
Рефлексия.
Домашнее задание
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний.
Сегодня мы исследуем страну, которую называют страной контрастов. Одни граждане этой страны водят в небесах реактивные лайнеры, делают пересадки сердца, и строят атомные электростанции; другие не подозревают до сих пор о существовании колеса, письменности и добывают огонь трением деревянных палочек друг о друга. Одни граждане этой страны покупают роскошные лимузины, другие за 4 реала моют их. Одни строят роскошные дворцы, другие живут в них.
Описание страны: крупнейшая по площади и численности населения государство Латинской Америки. На востоке омывается водами Атлантического океана. Часть территории покрыта сельвой. В вечнозелёных тропических джунглях произрастает гевея. Единственная португалоязычная страна на американских континентах. Находится на пятом месте среди стран мира по площади и по численности населения. В этой стране прошёл Чемпионат мира по футболу 2014. Об этой стране говорят, как об «экономическом чуде».
Что эта за страна? (Бразилия)
3. Формулировка темы урока: «Бразилия- гигант 21 века»
Постановка проблемы урока: Верно ли утверждение, что Бразилия некое экономическое чудо?.
Задание группам: Верны или нет эти утверждения?
Давайте разбираться (работа в группах с использованием интернет – ресурсов)
Отчеты групп о проделанной работе
Задание для 1 группы: Если бы вас попросили охарактеризовать Бразилию как можно более кратко, то с чего бы вы начали? Что бы выделили в качестве главного, какое слово при этом стало бы ключевым? Описание этой страны вполне укладывается в емкие рамки понятия "богатая". Она богата всем.
Отчет группы 1: характеризуют природно-ресурсный потенциал
Задание для 2 группы: В чём секрет бразильского экономического чуда и чудо ли это?
Отчет группы 2: характеризуют историю развития экономики
Задание для 3 группы: «Новая индустриальная страна – экономический локомотив»
Отчет группы 3.
Бразилия достигла больших высот в сельском хозяйстве и промышленности. По объему производства обогнала Великобританию. Но есть проблемы. Какие?
Вывод: Бразилия одна из самых развитых стран Латинской Америки. И действительно, такие эпитеты используют по праву. Бразилия – член БРИКС.
Для справки: Бразилия входит в состав БРИКС.
БРИКС (англ. BRICS) — группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика (Brazil, Russia, India, China, South Africa). Сокращение BRIC было впервые предложено Джимом О’Нилом (англ. Jim O'Neill), аналитиком Goldman Sachs, в ноябре 2001 года в аналитической записке банка. По мнению Goldman Sachs, к 2050 году суммарно экономики стран группы по размеру превысят суммарный размер экономик самых богатых стран мира (Большой восьмёрки).
Последовательность букв в слове определяется не только благозвучием, но и тем, что само слово в английской транскрипции BRICS очень похоже на английское слово bricks — «кирпичи», таким образом, данный термин используется в качестве обозначения группы стран, за счёт роста которых во многом будет обеспечиваться будущий рост мировой экономики и фондовых рынков в частности.
Члены БРИКС характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них большого количества важных для мировой экономики ресурсов:
Бразилия — богата сельскохозяйственной продукцией;
Россия — крупнейший в мире экспортёр минеральных ресурсов;
Индия — дешёвые интеллектуальные ресурсы;
Китай — обладатель дешёвых трудовых ресурсов;
Южно-Африканская республика — природные ресурсы.
Это главные ресурсы, на которые опираются экономики этих стран. Высокая численность населения стран (43 % от населения планеты) обусловливает дешевизну труда в них и, соответственно, высокие темпы экономического роста.
Рефлексия
Домашнее задание по выбору:
Повторение материала, пройденного на уроке
Составить кроссворд по теме
Предоставить материалы, которые не были освещены на уроке.