ПЛАН-КОНСПЕКТ
Человек славен добрыми делами
Класс: 6
Базовый учебник: Обществознание: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2009
Цель урока:
Образовательная- создать условия для формирования представлений о том, что добро и зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное,
Воспитательная - формирование у учащихся нравственных качеств и моральных ориентиров.
Развивающая - формирование УУД, с помощью которых он сможет управлять своей деятельностью.
Тип урока: открытия нового знания
Формы работы учащихся: Беседа, работа с иллюстрированным материалом, индивидуальная работа, участие в учебном диалоге, работа в парах, работа в группах.
Ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика |
1 | Мотивации | Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя. Учитель проверяет готовность детей к уроку. -Закройте глаза на минуту, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. | Приветствуют учителя и друг друга (выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку) |
2 | Актуализация | Басня Л.Н.Толстого «Белка и волк»: (приложение №1) Организует диалог с учащимися по вопросам: О чем эта сказка? Каких добрых людей ты встречал? Кого называют добрым? | Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение и предположения |
3 | Выявление места и причины затруднения | Добрые поступки или люди? Работа с притчей об императоре, который любил птиц (Приложение №2): Вопросы: В чем, по-вашему, смысл этой притчи? Император добрый? А его поступок? Подводит учащихся к определению темы, целей и задач урока. Проблемный вопрос: Легко ли быть добрым и что для этого необходимо? | Слушают Осмысление, диалог с учителем и одноклассниками, определяют тему, цель и задачи урока. формулируют проблему урока Записывают тему урока и проблемный вопрос в тетрадь |
4 | Построение проекта и выхода из затруднения | Что нам нужно знать и что мы можем сделать, чтобы ответить на этот вопрос? На какие вопросы мы сегодня будем искать ответы? | Определяют способ и средства построения нового знания Составляют план работы: Что такое «ДОБРО» и «ЗЛО» Почему люди ценят добро? Какие поступки можно назвать добрыми? Что необходимо для того, что бы быть добрым? |
5 | Реализация построенного проекта | Работа над понятием «добро» Какие ассоциации вызывает у вас это понятие? Запишите слова– ассоциации к слову «добро» или нарисуйте, как вы его себе представляете Что для вас добро? !!! Запишите в тетради свое определение понятия ДОБРО Работа над понятием ЗЛО Что такое зло?!!! Запишите слова– ассоциации к слову «зло» или нарисуйте, как вы его себе представляете. Запишите определение понятия ЗЛО. Почему люди ценят добро? - Организует чтение сказки Оскара Уайльда «Счастливый Принц» по ролям и дискуссию по вопросам к сказке, с. 192-193 | Самостоятельно выполняют задние (мама, дом, здоровье, красота, мир и т.д.) отвечают ДОБРО- все то, что помогает человеку и обществу жить, развиваться , процветать, это нечто хорошее, полезное, противоположное злу, добрый поступок Самостоятельно выполняют задние: ЗЛО- все то, что мешает человеку и обществу развиваться, процветать, нечто дурное, вредное, противоположное добру Читают текст по ролям и отвечают на вопросы |
| | Организует работу с главным правилом доброго поведения: Мы с вами отправимся в путешествие, чтобы узнать о «золотом правиле морали». | Читают текст на с. 197: рубрика «Путешествие в прошлое» |
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Беседа по Вопросам: - Какие поступки можно назвать добрыми? - Чему учит нас золотое правило? - Почему главное правило морали называют золотым? - Почему это правило живет много тысяч лет? - Считаешь ли ты себя добрым? | Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, определяют правила доброго поведения |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организует сам. Работу учащихся в парах: Тест 24. «Человек славен добрыми делами». (контрольно-измерительные материалы). | выполняют тест и осуществляют самопроверку |
8 | Включение в систему знаний и повторения | Или Вариант 2 . Организует беседу подводящую учеников к выводу: Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное. ? Объясните, что лично вы относите к полезному, приятному и истинному добру. (полезное- посадил дерево; приятное- сделал подарок; истинное- помог человеку в беде) ? Легко ли быть добрым человеком? Почему? Что для этого необходимо? (необходимо преодолеть себя ….) | Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, делают выводы Подводят итог урока |
9 | этап рефлексии учебной деятельности | Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми - Хотите ли вы продолжить разговор на следующем уроке? - мое ощущение на уроке? - как оцениваешь свою работу на уроке? домашнее задание: §19, читать, задания на выбор: - Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ. - составить правило «Как быть дорым» - начать работу над проектом «Мои добрые поступки» | Просмотр клипа (5 мин) Беседа по вопросам Самооценка Выбор д/з |
Приложение №1. Басня Л.Н.Толстого «Белка и волк»:
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
-Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.
Приложение №2 Притча об императоре, который любил птиц
Когда-то жил император, который любил птиц.
Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:
-Кто принесет о дворец живую птицу, получит горсть риса.
Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.
Случилось, что императора навестил мудрец. Он увидел во дворце голубей и спросил:
-Зачем столько птиц?
Император ответил:
-У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми
-Кто же кормит птенцов? –поинтересовался мудрец.
- Каких птенцов?- спросил император.
- У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца , остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?
- Об этом я не думал,- признался император .
Тогда мудрец сказал:
- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто не принес им столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли 500 голубей, но погубили в пять раз больше.
- Ах, как трудно быть добрым!- воскликнул огорченный император.
На это мудрец заметил:
И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо. Но добро без ума - не лучше.