СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Человек славен добрыми делами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока обществознания "Человек славен добрыми делами"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Человек славен добрыми делами"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ
Человек славен добрыми делами

  1. Класс: 6

  2. Базовый учебник: Обществознание: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2009

  3. Цель урока:

Образовательная- создать условия для формирования представлений о том, что добро и зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное,

Воспитательная - формирование у учащихся нравственных качеств и моральных ориентиров.

Развивающая - формирование УУД, с помощью которых он сможет управлять своей деятельностью.

  1. Тип урока: открытия нового знания

  2. Формы работы учащихся: Беседа, работа с иллюстрированным материалом, индивидуальная работа, участие в учебном диалоге, работа в парах, работа в группах.

Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

1

Мотивации

Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя. 
Учитель проверяет готовность детей к уроку.

-Закройте глаза на минуту, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.

Приветствуют учителя и друг друга

(выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку)

2

Актуализация

Басня Л.Н.Толстого «Белка и волк»:

(приложение №1)

Организует диалог с учащимися по вопросам:

О чем эта сказка? Каких добрых людей ты встречал? Кого называют добрым?


Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение и предположения

3

Выявление места и причины затруднения

Добрые поступки или люди?

Работа с притчей об императоре, который любил птиц (Приложение №2):

Вопросы: В чем, по-вашему, смысл этой притчи? Император добрый? А его поступок?

Подводит учащихся к определению темы, целей и задач урока.

Проблемный вопрос:

Легко ли быть добрым и что для этого необходимо?


Слушают


Осмысление, диалог с учителем и одноклассниками, определяют тему, цель и задачи урока. формулируют проблему урока Записывают тему урока и проблемный вопрос в тетрадь

4

Построение проекта и выхода из затруднения

Что нам нужно знать и что мы можем сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

На какие вопросы мы сегодня будем искать ответы?

Определяют способ и средства построения нового знания

Составляют план работы:

  1. Что такое «ДОБРО» и «ЗЛО»

  2. Почему люди ценят добро?

  3. Какие поступки можно назвать добрыми?

  4. Что необходимо для того, что бы быть добрым?

5

Реализация построенного проекта

Работа над понятием «добро»

Какие ассоциации вызывает у вас это понятие? Запишите слова– ассоциации к слову «добро» или нарисуйте, как вы его себе представляете

Что для вас добро?


!!! Запишите в тетради свое определение понятия ДОБРО






Работа над понятием ЗЛО

Что такое зло?!!! Запишите слова– ассоциации к слову «зло» или нарисуйте, как вы его себе представляете.

Запишите определение понятия ЗЛО.


Почему люди ценят добро?

- Организует чтение сказки Оскара Уайльда «Счастливый Принц» по ролям и дискуссию по вопросам к сказке, с. 192-193

Самостоятельно выполняют задние (мама, дом, здоровье, красота, мир и т.д.)


отвечают


ДОБРО- все то, что помогает человеку и обществу жить, развиваться , процветать, это нечто хорошее, полезное, противоположное злу, добрый поступок


Самостоятельно выполняют задние:

ЗЛО- все то, что мешает человеку и обществу развиваться, процветать, нечто дурное, вредное, противоположное добру



Читают текст по ролям и отвечают на вопросы




Организует работу с главным правилом доброго поведения:

Мы с вами отправимся в путешествие, чтобы узнать о «золотом правиле морали».

Читают текст на с. 197: рубрика «Путешествие в прошлое»


6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Беседа по Вопросам:

- Какие поступки можно назвать добрыми?

- Чему учит нас золотое правило?

- Почему главное правило морали называют золотым?

- Почему это правило живет много тысяч лет?

- Считаешь ли ты себя добрым?

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, определяют правила доброго поведения

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует сам. Работу учащихся в парах:

Тест 24. «Человек славен добрыми делами». (контрольно-измерительные материалы).

выполняют тест и осуществляют самопроверку



8

Включение в систему знаний и повторения

Или Вариант 2

. Организует беседу подводящую учеников к выводу: Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное.

? Объясните, что лично вы относите к полезному, приятному и истинному добру. (полезное- посадил дерево; приятное- сделал подарок; истинное- помог человеку в беде)

? Легко ли быть добрым человеком? Почему? Что для этого необходимо? (необходимо преодолеть себя ….)







Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, делают выводы



Подводят итог урока

9

этап рефлексии учебной деятельности

Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми

- Хотите ли вы продолжить разговор на следующем уроке?

- мое ощущение на уроке?

- как оцениваешь свою работу на уроке?

домашнее задание: §19, читать,

задания на выбор:

- Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.

- составить правило «Как быть дорым»

- начать работу над проектом «Мои добрые поступки»


Просмотр клипа

(5 мин)







Беседа по вопросам


Самооценка

Выбор д/з
































Приложение №1. Басня Л.Н.Толстого «Белка и волк»:

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

-Пусти меня.

Волк сказал:

- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:

-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.














































Приложение №2 Притча об императоре, который любил птиц

Когда-то жил император, который любил птиц.

Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:

-Кто принесет о дворец живую птицу, получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил мудрец. Он увидел во дворце голубей и спросил:

-Зачем столько птиц?

Император ответил:

-У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми

-Кто же кормит птенцов? –поинтересовался мудрец.

- Каких птенцов?- спросил император.

- У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца , остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

- Об этом я не думал,- признался император .

Тогда мудрец сказал:

- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто не принес им столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли 500 голубей, но погубили в пять раз больше.

- Ах, как трудно быть добрым!- воскликнул огорченный император.

На это мудрец заметил:

И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо. Но добро без ума - не лучше.