СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока чтения "Д. Кедрин Бабье лето"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием презентации проходит "на ура". Дети увлеченно слушают музыку, охотно описывают свои ощущения. Большое впечатление производит аудиозапись стихотворения. В конце урока дети уже с увлечением доказывают, что осень вовсе не "унылая пора".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока чтения "Д. Кедрин Бабье лето"»




Урок литературного чтения

в 4 «А» классе.





Тема:

«Д. Б. Кедрин

«Бабье лето»»











Учитель начальных классов:

Волкова Наталья Анатольевна









Тема : «Дмитрий Борисович Кедрин «Бабье лето»»


Цель: познакомить с жизнью и творчеством Д. Б. Кедрина; рассмотреть такое явление природы как «бабье лето»; учить детей высказывать свои мысли;

формировать эстетическое развитие учащихся, обогащение их эмоционального мира через поэзию, живопись, музыку; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать речь, мышление; воспитывать чувство красоты слова, любовь к родной природе.


Оборудование: презентация, музыка П. И. Чайковского, Рахманинова, аудиозапись стихотворения «Пластинка», рисунок дерева, жёлтые и красные листья, карточки со словами, листочки и ручки, простые карандаши


Ход урока.

І. Оргмомент.

Дорогие ребята, пусть этот урок принесёт вам радость общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами.

Эпиграф урока: «Чем сильнее чувствует человек, тем ярче он видит поэзию родной природы»

( Эпиграф – это изречение или цитата, стоящие перед текстом произведения или его части)

ІІ. Проверка домашнего задания

Чтение стихотворений С. Клычкова

  1. Подготовка к восприятию.

- Ребята, скажите, пожалуйста, какое ваше любимое время года? Почему?

–Ребята, а вам нравится погода осенью? Действительно, осенний дождь не совсем по нраву людям, жаль, что уходят тёплые дни, цветы вянут, деревья вот-вот сбросят листву. Но так ли уж плоха осень? Давайте вместе найдём в осенней природе и погоде положительные её стороны.

- А какое время года любил великий поэт Александр Сергеевич Пушкин? (Осень) Вот как он об этом говорил:

«… я не люблю весны;

Скучна мне оттепель;

Ох , лето красное!

Любил бы тебя,

Когда б ни зной, да пыль, да комары, да мухи.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно »


Любил Пушкин осень за её красоту, буйство красок, свежесть и даже холодные проливные дожди.



Унылая пора? Посмотрите на экран! Разве можно всё это великолепие назвать унылым: ярко красные гроздья рябины, жёлтые, багряные листья деревьев; хороводы листвы.


Учитель:

- Осень воспевают не только поэты, но и художники.

Ещё Исаак Ильич Левитан в своих картинах запечатлел осень для нас ещё в начале прошлого века.

- Что вы видите на картине?

«Узенькая речка с ещё зелёной травкой по берегам, берёзки в ярко осеннем наряде, сине – голубое бездонное небо»


- А вот такой увидел осень Архип Иванович Куиджи.

«Будто модницы стоят деревья, споря, у кого наряд ярче»


ІV. Физкультминутка.

Осень, это немного грустное, но и прекрасное время года. Его красотой восхищались не только поэты, художники, но и музыканты. Чтобы нарисовать картину, у художников есть краски, у поэтов – слова, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же, как это делает Пётр Ильич Чайковский.


- Я предлагаю вам отдохнуть и послушать музыку. Постарайтесь в своём воображении нарисовать какую либо картину.

(Прослушивание и отдых учащихся под музыку П.И. Чайковского)

Комментирование учителя. В пьесе «Осенняя песня» («Октябрь») П.И.Чайковского слышится не только сожаление об увядающей природе, но и осенняя песня в жизни человека. Певучесть мелодии пьесы напоминает протяжную русскую народную песню. Вот эту тишину осени, задумчивость природы передал П.И. Чайковский в своей «Осенней песне».


- Какие картины возникли в вашем воображении?



ІІІ. Введение в тему.


- Сегодня на уроке мы продолжаем работу в Поэтической тетради.

- Как вы думаете, о каком времени года пойдёт речь в стихотворении, с которым мы сегодня познакомимся?

- Откройте учебник на стр. 118.

- Прочитайте название стихотворения.

(«Бабье лето»)

- Как вы понимаете этот заголовок? Что такое «бабье лето»?

Высказывания детей.


Обобщение учителя

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Дмитрия Борисовича Кедрина «Бабье лето».

- А сейчас послушайте о поэте. (Рассказывает подготовленный ученик)

Дмитрий Борисович Кедрин родился 4 февраля 1907 в пос. Щегловка (Донбасс ) в семье счетовода железной дороги и машинистки Коммерческого училища .Он рано осиротел и воспитывался хорошо образованной бабушкой-дворянкой, которая познакомила внука с поэзией Пушкина, Лермонтова, Некрасова, русским фольклором.

Учился в Коммерческом училище, потом в техникуме путей сообщения г.Екатеринослава (Днепропетровска), где в 1924 стал литературным сотрудником местной комсомольской газеты.

С 1931 жил в Москве, в 1933–1941 работал литературным консультантом издательства «Молодая гвардия». Большую часть жизни поэт провёл в Москве и Подмосковье, где выходили его книги, где пришла к нему слава.

Худенький, невысокий, очень близорукий и всегда задумчивый, Дмитрий Кедрин становился сильным и прекрасным, когда речь заходила о поэзии.

Когда началась Великая Отечественная война, Кедрин , вопреки запретам врачей, ушел на фронт сотрудником газеты « Сокол Родины» С этого времени его главной темой становится тема защиты Родины

К сожалению, 18 сентября 1945г жизнь Дмитрия Борисовича Кедрина трагически оборвалась…

«Дмитрия Кедрина нет среди нас, но голос его остался надолго»,-сказал Лев Озеров. Об этом, мне кажется, говорил и сам Кедрин в стихотворении «Пластинка»:


(Аудиозапись)


Когда я уйду,

Я оставлю мой голос,

На черном кружке

Заведи патефон,

и вот под иголочкой,

тонкой, как волос,

От гибкой пластинки отделится он

1939

Учитель: память о талантливом поэте, последнее время жившем рядом с нами, между Тарасовкой и Пушкино, и трагически погибшем на станции Черкизовская, живет не только в его произведениях, но и в сердцах благодарных читателей. На доме на ст. Черкизовская, где жил Д.Б.Кедрин, установлена мемориальная доска, его имя носит улица и библиотека, в музее Мытищ ему посвящена экспозиция.



V. Работа над стихотворением «Бабье лето»


  1. Чтение стихотворения хорошо подготовленным учеником

    • - Ваши впечатления от услышанного. Что представляли, когда слушали стихотворение? (Солнце ярко светит. Листья шуршат под ногами. Лёгкая паутинка летит. Птицы прощаются и кружат)

    • Если бы вам нужно было бы нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, какие краски вы использовали бы? (Мы использовали бы жёлтые, зелёные, оранжевые, красные цвета)

    • Если бы вам надо было бы написать музыку к этому стихотворению, то какую музыку выбрали бы? (Мы выбрали бы тихую, печальную, спокойную, грустную мелодию)

  1. Анализ стихотворения.

  1. Словарная работа.

-Поставим перед собой задачу, чтобы лучше проникнуть в тайны художественного слова, понять мысли и чувства поэта давайте выясним значения слов, которые вы не знаете, и объясним смысл непонятных выражений.

- Что такое синонимы? (Слова , различные по звучанию, но одинаковые по лексическому значению)

- Подберите синонимы к словам:

зябкий (мёрзлый, закоченевший, ледяной, промёрзший, застывший, студёный);

быстрый (стремительный, ходкий, моментальный, мгновенный, молниеносный, проворный);

- Что такое антонимы? (слова , противоположные по лексическому значению)

- Подберите антонимы к словам:

зябкий (горячий, жаркий, знойный, тёплый);

поздний (ранний).

- Объясните значение слов:

щёлка- маленькая щель, отверстие

слаже- слаще, приятнее, лучше

пряжа- нити , полученные прядением.

заслоня- закрыв, сделав невидимым , недоступным

- Что такое эпитет? (образно – выразительное средство, художественное определение, слово или словосочетание, определяющее лицо, действие или предмет с позиции автора. Отличается от простого определения художественной выразительностью.)

Работа в парах.

- Прочитайте стихотворение. Назовите эпитеты, вместе со словами, к которым они относятся.

(Бабье лето, прощальное тепло, позднее солнце, зябкого денька, паутинок лёгких, дождик быстрый, , зимней тьмы)


- Как поэт говорит о паутинках? Почему?

(Паутинки белого цвета. Блестят на солнце. Похожи на серебро)


  1. Беседа по содержанию стихотворения.

- Как поэту удаётся показать, что осень скоро уступит место зиме? Найдите подтверждение в стихотворении.

(«Дни прощального тепла»

«Паутинкам серебристым

Жить осталось два - три дня»)


3)Чтение по четверостишьям.

- Посмотрите на строфы этого стихотворения.

- Сколько строк входит в каждую строфу?

- Как называется такая строфа? (Строфа ,в которую входит четыре строки называется четверостишьем)

- Прочитаем хором каждое четверостишье и попробуем понять настроение и чувства этого стихотворения?


3. Физкультминутка для глаз.. Выполняют стоя.

Посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени.


Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкaм видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.


4. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

(Работа с карандашами)


- Возьмите простые карандаши . Расставьте в стихотворении паузы и обозначьте логические ударения .

(Логическое ударение – это выделение голосом главного слова)

- Помните, ребята, что когда вы читаете про себя, то вы читаете для себя. А когда вы читаете вслух, то вы читаете для окружающих.

Каким должно быть ваше чтение? (Выразительным) Постарайтесь силой своего голоса передать настроение и чувства поэта.


Слушаю двух учеников.

- Ребята, как вы думаете, удалось ли детям передать настроение автора стихотворения?


VІІ. Итог урока

-С каким произведением сегодня мы познакомились?

(Сегодня мы познакомились со стихотворением Дмитрия Борисовича Кедрина «Бабье лето»)

- О чём это стихотворение?

(Это стихотворение о тёплом периоде осени)

Какие чувства выразил поэт в стихотворении? ( грусть, сожаление уходящего лета).

- Совпало ли ваше настроение с настроением автора?

-С помощью чего можно изобразить картины природы, передать настроение человека? (С помощью слов (литература), красок (живопись), звуков (музыка)).


Вывод учителя Очень важно замечать красоту окружающего мира, уметь любоваться ею, но ещё важнее сохранить эту красоту. Что мы должны помнить, находясь на природе?

Ответы детей.


VІІІ. Рефлексия.

- У вас на столах в конвертах лежат листья двух цветов. Я предлагаю вам этими листьями украсить наше дерево. Если вам на уроке всё понравилось, ваши чувства совпали с чувствами автора и вы хотели бы выучить стихотворение Дмитрия Борисовича Кедрина наизусть , то на дерево поместите жёлтый лист . Если вам что-то не понравилось и вы не хотели бы учить это стихотворение, то – красный.

- Посмотрите , ребята, какое красивое яркое осеннее дерево у нас получилось

Слайд 24

ІХ. Выставление отметок.

Х. Домашнее задание.

Написать мини – сочинение о бабьем лете.

7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!