СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока чтения и развития речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида на тему "Е. И. Носов "Трудный хлеб"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока чтения и развития речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида на тему "Е. И. Носов "Трудный хлеб"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока чтения и развития речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида на тему "Е. И. Носов "Трудный хлеб"»

Конспект урока чтения и развития речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида на тему "Е. И. Носов "Трудный хлеб"

Описание материала:

Предлагаю вашему вниманию конспект урока чтения в 9 классе специальной (коррекционной ) школы VIII вида для детей с ОВЗ по теме «Е. Носов «Трудный хлеб». Данный материал может быть полезен учителям-дефектологам, учителям начальных классов, учителям литературы.

Цель:

познакомить с содержанием рассказа Е. И. Носова «Трудный хлеб».

Задачи:

• повторить краткие сведения из биографии Е. И. Носова, познакомить с содержанием рассказа;
• корригировать внимание, логическое мышление, речь учащихся;
• воспитывать учебную мотивацию, духовные и нравственные ценности, любовь и заботу о домашних питомцах.

Оборудование:

1. презентация (фото собаки породы спаниель; рыбы Кузбаса, красочные иллюстрации с ребусами и словарной работой);

2. учебник чтения 9 класс;

3. индивидуальные поуровневые карточки; 4 уровень-Букварь 1 класс.

4. ТЕСТ по рассказу Е. Носова «Трудный хлеб»;


ХОД УРОКА

Организационный момент.

Эмоциональный настрой:

Улыбнитесь друг другу, садитесь
Руки? На месте!
Ноги? На месте!
Локти? У края!
Спина? Прямая!
1. Вступительное слово учителя о писателе Е. И. Носове.

- Урок начнем с разгадывания ребуса. Расшифруйте его.  

Слайд 1.


- Почему я начала урок с этой фамилии?
- Сегодня на уроке мы вспомним краткие сведения о жизни и творчестве Е. И. Носова и познакомимся с его рассказом.


Речевая разминка:

1.Вдох – выдох. На выдохе произносим звуки «а», «о», «у».

2. Прочитать слоги: ша шо шу ши ше

- выделяя гласный звук;

- как молоточки;

- повышая голос, затем понижая голос.

3.Работа над скороговоркой: Шесть мышат в шалаше шуршат.

- чтение про себя;

- чтение вслух, прохлопывая ритм;

- чтение с логическим ударением;

- чтение с ускорением, кто быстрее прочитает.


2.Проверка домашнего задания:

3 уровень:

- Какие рассказы Е. Носова вы знаете?;

4 уровень:

Букварь 1 класс, стр. 50- читать.

1,2 уровень: опрос дом. задания - из автобиографии писателя:

- Откуда родом Е. Носов?                        
- В каком классе учился Е.Носов, когда началась Великая Отечественная война?
- В каких войсках воевал Е.Носов?
- Что случилось с Е. Носовым в конце войны?
- О ком и в связи с чем так писал  Е.Носов:  «Я был старше их на целую войну…»
Вывод:  Мы не раз говорили с вами о том, что писатели, поэты часто обращают наше внимание на то, чему мы просто не придаём значение в повседневной жизни. Им, как никому другому, дан особый дар – умение всматриваться, вслушиваться в тайные причины поступков. Е.И. Носов – писатель, уважительно относящийся к природе, который любит и понимает её, тонко чувствует связь человека с природой.
- Сегодня нам предстоит познакомиться с его  рассказом.

3.Подготовка к восприятию текста.

- Найдите способ прочитать название рассказа.  

  Слайд 2.



-  Мы будем читать рассказ «Трудный хлеб».
- Что мы называем хлебом, какой он бывает?
- Что обозначает слово «трудный?  (Требующий большого труда, напряжения.)
- может ли хлеб быть трудным?   А лёгким…?
- Поднимите руку, у кого есть домашние питомцы?
- Что вы любите в животных?
- Чувствуют ли животные любовь? Как?
- Ребята, как могут относиться люди к животным? (Ученики могут давать разные ответы: плохо и хорошо, ласково и грубо, с любовью и ненавистью…
- Мы прочитаем рассказ об отношении человека к своему домашнему питомцу.

4. Словарная работа.

А)  Знакомство с трудными словами и их значением: плёс, крохаль, ситник, ягдташ, сюртук.    

Слайд 3.



Физминутка:

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку (руки на поясе).

Руки в сторону согнули,

Вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их.

Оглянулись через правое плечо,

Через левое еще.

Пяточки задели,

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики


Б)  Работа по карточке 1.
Карточка 1
I уровень
Дополни выражения  подходящими по смыслу словарными словами.
Глухой лесной ___________  
Прилетела пара __________
Растёт прибрежный __________
Длинный чёрный ____________
Охотник достал ломоть хлеба из ______________
II уровень
Дополни выражения  подходящими по смыслу словарными словами.
Прилетела пара __________
Растёт прибрежный __________
Длинный чёрный ____________
Слова для справок: сюртук, крохаль, ситник.
(Коллективная проверка)
- Крохаль – это порода диких уток.  А какие виды диких уток обитают у нас в Кузбассе?  

Слайд 4.



В) Работа над определением значения трудных слов: топь, подранок, леса, спаниель, плотва, двустволка.  

Слайд 5.



- Плотва – это вид некрупной пресноводной рыбы. А какие виды рыб обитают в водоемах Кузбасса?    







Слайд 6.


-Расшифруйте, как зовут питомца, о котором пойдет речь в рассказе, используя шифр и ключ к нему.  

Слайд 7.



- Главным героем рассказа Е. Носова будет собака породы спаниель по кличке Чанг.    

Слайд 8.

4. Физминутка для глаз.

Сова

В лесу темно.

Все спят давно.

Только совушка-сова,

большая голова,

На суку сидит,

во все стороны  глядит.

Вправо, влево, вверх и вниз,

Звери, птицы, эх, держись!

осмотрела все кругом –

за добычею бегом!


5. Чтение текста сильными учащимися на стр.208-212;

4 уровень-Букварь 1 класс, стр.51 – читать вместе с учителем.

6. Работа по тексту.

А) Анализ рассказа:
- О ком этот рассказ?
- Какой эпизод произвел на вас самое сильное впечатление? Почему?
- Что удивило автора-рассказчика во время диалога с охотником?
- Как охотник ведет себя с  Чангом? (Он давал собаке команды спокойным, даже ласковым голосом; «ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля».)
- Продолжите фразу:
Охотник относился к Чангу … (как?)        (по-доброму, справедливо, заботливо, ласково, внимательно, уважительно и т.п.)
- В какой-то момент разговор, который вели охотник и рассказчик, оборвался. Как вам кажется, почему?
- В чем был «неосторожен» рассказчик? - Видно ли было со стороны, что собака слепа? (Нет, она только на первый взгляд казалась новичком на охоте.)
- Давал ли охотник почувствовать собаке, что теперь она – неполноценный помощник своего хозяина? (Нет. Хозяин спокойно давал уточняющие команды, подбадривал собаку похвалой.)
- Как могла сложиться жизнь Чанга, окажись он у другого хозяина?
- Попробуйте дать характеристику охотнику, раскрыть его духовные ценности, нравственные законы, по которым живет герой.
  - Какова тема произведения? (Необходимость сострадательного и уважительного отношения ко всему живому.)
- Повествование в произведении ведётся от лица кого? (Рыбака, т.е. рассказчика.)
- В каких словах рассказа выражается основная (главная) мысль? («…я за него двух зрячих не возьму. Как-никак 5 лет вместе». Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный.)
- Хозяин продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял дома почему? (Хозяин Чанга хотел, чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.)
- В какой-то момент разговор охотника и рыбака оборвался. Как тебе
кажется, почему? (Рыбак предложил охотнику завести другую собаку.)
- Как вы понимаете смысл названия рассказа «Трудный хлеб»? ( Собака трудным, четным способом зарабатывала себе на «хлеб»).
- Важно ли, какой «хлеб» есть: трудный честно заработанный, или легкий, не требующий от вас никакой отдачи? (Важно, «хлеб», заработанный честным трудом ешь с гордостью, а легкий «хлеб» не имеет часто никакой ценности).
- За что можно уважать хозяина Чанга?
Б)  Закрепление.
-Давайте проверим, насколько вы сегодня были внимательны?
Карточка 2( 2,3 уровень).
Соедини стрелками героя рассказа с его описанием.
Короткий стёганый ватник                       Чанг
Чёрный шелковистый жилет                       крохаль
Чёрный сюртук, белая рубашка                   охотник
(Коллективная проверка)

ТЕСТ по рассказу Е. Носова «Трудный хлеб» ( 1 уровень);

Прописи- инд.карточка (4 уровень).


7.Итог урока. Рефлексия.

- Что вы ребята узнали из нашей сегодняшней беседы?
- Кто такой друг и можно ли другом назвать вашего домашнего питомца?
(Учащиеся  отвечают)
-Чему научил вас сегодняшний урок?

Обобщение учителя:
Творчество Евгения Ивановича Носова неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым, в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно ее беречь.

8. Оценка учащихся. Выставление отметок.


9. Домашнее задание:

2,3 уровень- стр. 208 -212 читать, вопросы 1-5, (1 уровень- пересказ);

4 уровень- Букварь 1 класс, стр.51– читать, инд. карточка- раскраска «Чанг» (собака породы спаниель).













Тест. 1 уровень.
1. Осень в лесу развешивает…:
А)  дождинки
Б)  кормушки
В)  хрустальные сети паутины
2.  Какие гости прилетели с далёкого севера?
А)  крохали
Б)  гуси
В)  рябчики
3.  Как звали спаниеля?
А)  Ганг
Б)  Чанг
В)  Манч
4.  У Чанга были…:
А)  короткие гладкие уши
Б)  длинная рыжая шерсть
В)  длинные лохматые уши
5. Охотник достал из ягдташа…:
А)  убитую птицу
Б)  ломоть хлеба
В)  ружьё
6.  При виде летящего хлеба Чанг…:
А)  спокойно стоял, глядя на хозяина
Б)  побежал к хозяину
В)  кинулся ловить хлеб
7.  Автор поймал в реке…:
А)  мелкую плотву
Б)  крупного карася
В)  крупную плотвицу
Тест. 2 уровень.
1. Осень в лесу развешивает…:
А)  дождинки
Б)   хрустальные сети паутины
2.  Какие гости прилетели с далёкого севера?
А)  крохали
Б)  гуси
3.  Как звали спаниеля?
А)  Ганг
Б)  Чанг
4.  У Чанга были…:
А) длинные лохматые уши
Б)  рыжая шерсть
5. Охотник достал из ягдташа…:
А)  убитую птицу
Б)  ломоть хлеба
6.  При виде летящего хлеба Чанг…:
А)  спокойно стоял, глядя на хозяина
Б)  побежал к хозяину
7.  Автор поймал в реке…:
А)  крупную плотвицу Б)  крупного карася

Карточка 1(1 уровень).

Дополни выражения  подходящими по смыслу словарными словами.
Глухой лесной ___________  
Прилетела пара __________
Растёт прибрежный __________
Длинный чёрный ____________
Охотник достал ломоть хлеба из ______________


Карточка 1( 2 уровень).


Дополни выражения  подходящими по смыслу словарными словами.
Прилетела пара __________
Растёт прибрежный __________
Длинный чёрный ____________
Слова для справок: сюртук, крохаль, ситник.

Карточка 2 ( 2,3 уровень).


Соедини стрелками героя рассказа с его описанием.
Короткий стёганый ватник                       Чанг
Чёрный шелковистый жилет                       крохаль
Чёрный сюртук, белая рубашка                   охотник
(Коллективная проверка)



Карточка 2 ( 2,3 уровень).


Соедини стрелками героя рассказа с его описанием.
Короткий стёганый ватник                       Чанг
Чёрный шелковистый жилет                       крохаль
Чёрный сюртук, белая рубашка                   охотник
(Коллективная проверка)



Карточка 2 ( 2,3 уровень).


Соедини стрелками героя рассказа с его описанием.
Короткий стёганый ватник                       Чанг
Чёрный шелковистый жилет                       крохаль
Чёрный сюртук, белая рубашка                   охотник
(Коллективная проверка)





Карточка 3 (4 уровень).

Рассказ Е. Носова «Трудный хлеб».

Работа в классе.

Пропиши всю строчку.

Х Х Х____________________________________________________________

ХЛЕБ____________________________________________________________

Ч Ч Ч ___________________________________________________________

ЧАНГ____________________________________________________________



Домашнее задание.

Раскрась Чанга.

Чанг (собака породы спаниель)