СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока чтения Сказка «Лиса и журавль» в пересказе А.Н. Толстого, 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Сказка «Лиса и журавль» в пересказе А.Н. Толстого, 4 класс

Цель: познакомить учащихся с произведением А. Н. Толстого.                    

Задачи: 

1. образовательные: способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; совершенствовать навык плавного, сознательного чтения с соблюдением пауз и правил орфоэпии,  развивать устную речь, расширять и уточнять словарь,  учить отвечать на вопросы; 

2. коррекционно-развивающие: развивать и обогащать словарь учащихся,  развивать слуховое восприятие,   память, внимание, мышление;

3. воспитательные: воспитывать наблюдательность, прививать любовь  к литературе,  природе,  окружающему миру.

Тип урока: новая тема.

Просмотр содержимого документа
«Таблички»

отгадывать ребус

отвечать на вопросы

работать с картинками

Будем читать

Лиса и журавль подружились.

Журавль ничего не съел.

Захотела лиса угостить журавля, позвала его в гости.

Лисица всё сама съела.

Лиса наварила манной каши и положила на тарелку.

Лиса начала ходить вокруг кувшина, а достать не может.

Журавль приготовил окрошку, положил в кувшин с узким горлышком.

С тех пор журавль и лиса не вместе.







Cloud

1

Cloud Cloud Cloud

2

3

4


Просмотр содержимого документа
«Текст»

Лиса и Журавль
русская народная сказка в пересказе А.Н.Толстого

Лиса с журавлём подружились.

Вот вздумала как-то лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

— Приходи, куманёк, приходи дорогой! Уж я тебя угощу!
Пошёл журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:

— Покушай, голубчик, куманёк, - сама стряпала.

Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал – ничего не попадает!

А лисица лижет себе да лижет кашу, так всё сама и съела.

Кашу съела и говорит:

— Не обессудь, куманёк! Больше потчевать нечем.

— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.

На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

— Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдёт, и эдак, и лизнёт его, и понюхает-то — никак достать не может: не лезет голова в кувшин.

А журавль клюёт себе, да клюёт, пока всё не съел.

— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.

Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось.

С тех пор и дружба у лисы с журавлём врозь.




Просмотр содержимого документа
«конспект»

Тема. Сказка «Лиса и журавль» в пересказе А.Н. Толстого, 4 класс

Цель: познакомить учащихся с произведением А. Н. Толстого.                    

Задачи: 

1. образовательныеспособствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; совершенствовать навык плавного, сознательного чтения с соблюдением пауз и правил орфоэпии,  развивать устную речь, расширять и уточнять словарь,  учить отвечать на вопросы; 

2. коррекционно-развивающиеразвивать и обогащать словарь учащихся,  развивать слуховое восприятие,   память, внимание, мышление;

3. воспитательные: воспитывать наблюдательность, прививать любовь  к литературе,  природе,  окружающему миру.

Тип урока: новая тема

Оборудование: таблички, иллюстрации, компьютер, видеопроектор, экран, мультимедийная презентация «Лиса и журавль».

Оформление, оборудование и инвентарь: презентация «Лиса и журавль».

Ход урока.

  1. Орг. момент.

2. Речевая зарядка. (Слайд 2)

- Будем слушать и говорить.

- Хорошо говори звук «С».

рас – рос – рус

ска – ско – ску

рас – рос – рес

Интересная сказка?

     Интересная сказка.                         (Работа над интонацией)

  Какая интересная сказка!

3.   Проверка домашнего задания. (Слайд 3)

-  Посмотрите и скажите: кто это? - Алексей Николаевич Толстой.

(после ответа учащихся по щелчку мыши - ответ на экране, идёт хоровое проговаривание.)

- На прошлом уроке мы изучали биографию Алексея Николаевича Толстого. Давайте вспомним.

 - Кто такой Алексей Николаевич Толстой?

- Алексей Николаевич Толстой – известный русский писатель.

(Слайд 4)  (ответ на экране – идёт хоровое проговаривание, далее вопросы и ответы по щелчку мыши)

- Когда родился писатель? - Писатель родился в 1883 году.

- Что написал и пересказал  Алексей Николаевич Толстой?

- Толстой написал и пересказал сказки «Приключения Буратино», «Лев, Щука и человек», «Лиса и журавль». (ответ на экране, хоровое проговаривание)   (Слайд 5)

4. Вводная беседа.

- Послушайте и скажите, что будем делать сегодня?

(Учащимся предлагается послушать фразу, выбрать нужную табличку, составляется план урока.)

- Будем отгадывать ребус.

- Будем читать.

- Будем отвечать на вопросы.

- Будем работать с картинками


- Чтобы узнать, какое произведение будем читать, нужно отгадать ребус. (Слайд 6) (ответы по щелчку мыши)

А И Л С - ЛИСА, ЖУРАВЛЬ.

3 2 4 1

У Ь Р Ж А Л В

4 1 3 5 7 6 2

- Сегодня мы с вами познакомимся с произведением «Лиса и Журавль». (Слайд 7)

- Откройте книги. Найдите это произведение в учебнике на странице 83.

5. Знакомство с текстом. Определение жанра.

- Что будем делать? - Будем читать.

(Сопряженное чтение текста учащихся с учителем.)

- Что мы делали? - Мы читали.

Определение жанра произведения.

- «Лиса и Журавль». Подумайте и скажите, что это – рассказ, стихотворение, сказка.

- Сказка.

- Я думаю, что это сказка.

- Почему ты так думаешь? - Ответы детей. (Я думаю, это сказка, потому что здесь животные разговаривают).

- Кто автор сказки? - Алексей Николаевич Толстой.

- Это русская народная сказка в пересказе А.Н.Толстого.

- О ком говорится в сказке? - Ответы детей. (В сказке говорится о лисе, о журавле).

6. Словарная работа.

- В сказке нам встретились незнакомые слова, поэтому давайте объясним их значение. (Слайд 8) (толкование слов)

званый пир – праздничный обед по приглашению

потчевать – угощать

стряпать – варить, готовит пищу

не обессудь – не обижайся

несолоно хлебала – осталась голодной

врозь – не вместе, не дружат

7. Анализ произведения. I часть. (слайд 9) (вопросы и словарь)

- Кем были лиса и журавль в начале сказки? (Учащиеся находят предложение в тексте и отвечают.)

(Табличка с предложением помещается на доску и учащиеся хором читают предложение: - Лиса и журавль подружились.)

а) - Что решила лиса? (Учащиеся отвечают словами из текста.)

- Вздумала. Как сказать по-другому? - Захотела.

- Замените слово «вздумала» и прочитайте предложение.

- Захотела лиса угостить журавля…

(Табличка с предложением помещается на доску и учащиеся хором читают предложение.)

б) - Что приготовила Лиса? (Учащиеся находят ответ в тексте и читают.)

- Размазала. Скажите по-другому. - Положила.

- Замените слово «размазала» и прочитайте предложение.

- Лиса наварила манной каши и положила на тарелку.

(Табличка с предложением помещается на доску и дети хором читают предложение.)

в) – Угостился журавль? (Учащиеся отвечают словами из текста.)

- Ничего не попадает. Скажите иначе. - Ничего не съел.

- Замените слова и прочитайте предложение.

- Журавль ничего не съел.

(Табличка с предложением помещается на доску, идет хоровое проговаривание.)

- А почему? - Ответы детей.

(Учащимся предлагается показать, как журавль ел кашу.)

г) - Кто съел кашу? (Учащиеся читают ответ в тексте.)

- Как можно сказать короче? - Лисица всё сама съела.

(Табличка с предложением помещается на доску и дети хором читают предложение.) (Слайд 10)

8. Характеристика лисы. (Слайд 11)

- Какая лиса? (Учащиеся читают опорные слова и выбирают те, которые характеризуют Лису.)

добрая грубая - Хитрая, жадная.

находчивая умная

хитрая жадная

глупая злая

(ответы и вопросы)

- Как поступила лиса? - Лиса поступила некрасиво.

- Вам понравилась лиса? Почему? - Мне не понравилась лиса, потому что она хитрая и жадная. Она обидела журавля.

9. Динамическая пауза. (Слайд 12)

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, 2, 3!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

10. Работа над содержанием сказки (II часть). (Слайд 13)

(Учитель обращает внимание детей на изображение двух кувшинов: с узким и широким горлышком.)

- Что это? - Кувшины. (На экране появляется фраза: Кувшин с узким горлышком.)

- Кувшин с узким горлышком. Покажите.

(По щелчку надпись перемещается к соответствующему изображению, идет хоровое проговаривание.)

а) - Что приготовил Журавль? (Слайд 14) (вопросы и словарь – по щелчку мыши)

(Учащиеся находят в тексте ответ.)

- Наклал. Скажите иначе. - Положил в кувшин.

- Замените слова и прочитайте предложение.

- Журавль приготовил окрошку, положил в кувшин с узким горлышком.

(Табличка с предложением помещается на доску и дети хором читают предложение.)

б) – Как вела себя лиса? (Учащиеся отвечают словами из текста.)

- Вертеться. Как сказать по-другому? - Ходить.

- Замените слово и прочитайте предложение.

- Лиса начала ходить вокруг кувшина, а достать не может.

(Табличка с предложением помещается на доску и учащиеся хором читают предложение.)

- Угостилась лиса? (Учащиеся отвечают словами из текста. Учитель предлагает вспомнить, что означает «несолоно хлебала».) - Лиса пошла домой голодная.

(Табличка с предложением помещается на доску и учащиеся хором читают предложение.)

- Остались ли лиса с журавлём друзьями? - Нет.

- С тех пор лиса и журавль не дружат.

11. Характеристика Журавля. (Слайд 15)

- Какой Журавль? (Учащиеся читают опорные слова и выбирают те, которые характеризуют Журавля. Ответы и вопросы по щелчку мыши.)

умный находчивый - Умный, находчивый.

простак добрый

хитрый доверчивый

жадный злой

- Как поступил журавль? - Журавль проучил лису.

12. Физминутка для глаз

- Наши глазки устали. Давайте дадим им отдохнуть.

- Сядьте прямо. Смотрим перед собой. Не поворачивая головы, посмотрите налево…, направо…, вниз…, вверх… .

- Давайте прочитаем, что написано на экране. (Слайд 16)

- Как аукнется, так и откликнется.

13. Определение главной мысли. (Слайд 17)

- Как аукнется, так и откликнется.

- Где читали это предложение? (В сказке «Лиса и журавль»)

- Как понимаете это предложение? - Высказывания детей.

- Как ты относишься к людям, так и люди будут к тебе относиться.

- Это предложение стало пословицей. Это главная мысль сказки, урок, который мы должны запомнить, чтобы так не поступать.

14. Составление мультфильма по картинкам. (Приложение 2)

- А теперь давайте побудем мультипликаторами и составим мультфильм к этой сказке.

- Вы будете работать в парах. Возьмите конверты, достаньте картинки-карточки. 

- Разложите картинки в том порядке, в каком развивается сюжет сказки. (Работа в парах.)

- Выберите одно или несколько предложений, которые соответствуют каждой картинке. (Работа в парах.)

(Учащиеся выбирают из предложений, размещенных на классной доске.)

- Давайте озвучим наш мультфильм. (Слайд 18)

(по щелчку мыши – на экране появляется сюжетная картинка, учащиеся читают соответствующее предложение, затем следующая картинка и так далее, 6 картинок.)

15.Итог урока.

- Что мы делали на уроке? (Мы отгадывали ребус, читали, отвечали на вопросы, работали с картинками).

- Вам понравилась сказка?

- Мне понравилась сказка, интересная она? (Слайд 19) - Да, интересная сказка.

- Давайте скажем вместе: - Какая интересная сказка!

- Дома прочитайте сказку еще раз и отметьте слова лисы и журавля. Так мы подготовимся к чтению по ролям.

- Подумайте и скажите, каким для вас был урок? (Слайд 20)

(Учащиеся выбирают и оценивают урок из предложенных вариантов: интересный,

увлекательный, трудный, скучный, неинтересный.)

- Сегодня все работали хорошо. Молодцы! Оценивание обучающихся.
















Просмотр содержимого презентации
«лиса и журавль»

Сказка «Лиса и журавль» в пересказе А.Н. Толстого.   4 класс

Сказка «Лиса и журавль» в пересказе А.Н. Толстого.

4 класс

с _______  ра с – ро с – ру с ру ́ сс кая с ка – с ко – с ку с ка ́ з ка  ру ́ сс кая с ка ́ з ка ра с – ро с – ре с интере ́ с ная Интере ́ с ная с ка ́ з ка?               Интере ́ с ная с ка ́ з ка.                          Кака ́ я интере ́ с ная с ка ́ з ка!  Хорошо ́ говори ́ звук  «С»

с _______

ра с – ро с – ру с ру ́ сс кая

с ка – с ко – с ку с ка ́ з ка

ру ́ сс кая с ка ́ з ка

ра с – ро с – ре с интере ́ с ная

Интере ́ с ная с ка ́ з ка?

              Интере ́ с ная с ка ́ з ка.                      

  Кака ́ я интере ́ с ная с ка ́ з ка!

Хорошо ́ говори ́ звук «С»

Алексей Николаевич Толстой – известный русский писатель. Когда родился писатель?  Алексей Николаевич Толстой родился в 1883  (одна тысяча восемьсот восемьдесят  третьем году).  Что написал и пересказал  Алексей Николаевич Толстой?

Алексей Николаевич Толстой –

известный русский писатель.

Когда родился писатель?

Алексей Николаевич Толстой родился в 1883

(одна тысяча восемьсот восемьдесят

третьем году).

Что написал и пересказал 

Алексей Николаевич Толстой?

Алексей Николаевич Толстой написал и пересказал сказки «Приключения Буратино», «Лиса и журавль»,  «Кот-сметанный рот», «Лев, Щука и Человек».  

Алексей Николаевич Толстой написал

и пересказал сказки

«Приключения Буратино», «Лиса и журавль», 

«Кот-сметанный рот», «Лев, Щука и Человек».  

Отгадайте ребус А И Л С 3 2 4 1 У Ь Р Ж А Л В  4 1 3 5 7 6 2 ЛИСА ЖУРАВЛЬ

Отгадайте ребус

А И Л С

3 2 4 1

У Ь Р Ж А Л В

4 1 3 5 7 6 2

ЛИСА

ЖУРАВЛЬ

Русская народная сказка в пересказе Алексея Николаевича Толстого . Я думаю, это сказка, потому что здесь животные разговаривают. Кто автор сказки? О ком говорится в сказке? В сказке говорится о лисе, о журавле.

Русская народная сказка

в пересказе Алексея Николаевича Толстого .

Я думаю, это сказка, потому что

здесь животные разговаривают.

Кто автор сказки?

О ком говорится в сказке?

В сказке говорится о лисе, о журавле.

зва ́ ный пир  по ́ тчевать стря ́ пать не обессу ́ дь несо ́ лоно хлеба ́ ла врозь  -- праздничный обед по приглашению  -- угощать -- варить, готовить пищу -- не обижайся -- осталась голодной -- не вместе, не дружат

зва ́ ный пир

по ́ тчевать

стря ́ пать

не обессу ́ дь

несо ́ лоно хлеба ́ ла

врозь

-- праздничный обед

по приглашению

-- угощать

-- варить, готовить пищу

-- не обижайся

-- осталась голодной

-- не вместе, не дружат

Кем были лиса и журавль в начале сказки?  Что решила сделать лиса?   -  вздумала  захотела  Что приготовила лиса?   -  размазала  положила  Угостился журавль?   -  ничего не попадает  ничего не съел  Кто съел кашу?

Кем были лиса и журавль в начале сказки?

Что решила сделать лиса?

-

вздумала

захотела

Что приготовила лиса?

-

размазала

положила

Угостился журавль?

-

ничего не попадает

ничего не съел

Кто съел кашу?

Какая лиса?  добрая грубая  находчивая умная  хитрая  жадная  глупая злая Мне не понравилась лиса, потому что она … и …. Она обидела журавля. Тебе понравилась лиса? Как поступила лиса? Лиса поступила некрасиво.

Какая лиса?

добрая грубая

находчивая умная

хитрая жадная

глупая злая

Мне не понравилась лиса,

потому что она … и ….

Она обидела журавля.

Тебе понравилась лиса?

Как поступила лиса?

Лиса поступила некрасиво.

ФИЗМИНУТКА Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись давай, дружок. Ещё попрыгай: раз, 2, 3! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись.

ФИЗМИНУТКА

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, 2, 3!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

Кувшины Кувшин с узким горлышком

Кувшины

Кувшин

с узким горлышком

Что приготовил журавль?  -  наклал  положил Как вела себя лиса?  -  вертеться ходить вокруг Угостилась лиса? несолоно хлебала голодная  -  Остались ли лиса с журавлём друзьями?

Что приготовил журавль?

-

наклал

положил

Как вела себя лиса?

-

вертеться

ходить вокруг

Угостилась лиса?

несолоно хлебала

голодная

-

Остались ли лиса с журавлём друзьями?

Какой журавль?  умный находчивый  простак добрый  хитрый  доверчивый  жадный злой Журавль проучил лису. Как поступил журавль?

Какой журавль?

умный находчивый

простак добрый

хитрый доверчивый

жадный злой

Журавль проучил лису.

Как поступил журавль?

КАК  А  У  КНЕ  ТСЯ  ТАК  И  ОТ  КЛИК  НЕТ  СЯ

КАК А

У КНЕ

ТСЯ ТАК

И ОТ

КЛИК НЕТ

СЯ

Пословица Как аукнется, так и откликнется. Как ты относишься к людям, так и люди будут к тебе относиться.

Пословица

Как аукнется, так и откликнется.

Как ты относишься к людям,

так и люди будут к тебе относиться.

Интере ́ сная ска ́ зка? Интере ́ сная ска ́ зка. Кака ́ я интере ́ сная ска ́ зка!

Интере ́ сная ска ́ зка?

Интере ́ сная ска ́ зка.

Кака ́ я интере ́ сная ска ́ зка!

Итог урока. Урок был: интересный увлекательный  трудный скучный неинтересный

Итог урока.

Урок был:

интересный

увлекательный

трудный

скучный

неинтересный

Интернет-источники Портрет А.Н.Толстого http://img11.nnm.me/2/8/a/d/2/898eea6eab327d412d4f2b6c00f.jpg Книги http://www.pd4pic.com/images/ashton-books-book.png Лисица http://pictures.ucoz.ru/_ph/3/2/504316982.png Журавль http://xn--d1aiahneag9c.xn--p1ai/images/State/Zhuravl.png Лиса и журавль http://antalpiti.ru/files/99604/lisa_i_zhuravl.2.jpg Лисичка http://img-fotki.yandex.ru/get/9152/16969765.1b5/0_87aec_a7b34d53_M.png Лиса и журавль http://www.alphabetos.ru/img/035.jpg Приключения Буратино http://www.opoccuu.com/3137502_f0ebaa1c.jpg Лев, щука и человек http://oskazkax.ru/uploads/posts/2012-07/1341939427_lev_shuka_oskazkaxru.jpg Кот сметанный рот http://diafilmy.su/uploads/posts/2011-02/1298193209_3.jpg Сорочьи сказки http://i.livelib.ru/boocover/1000677003/l/5bba/A._N._Tolstoj__Sorochi_skazki_audiokniga_MP3.jpg Русалочьи сказки http://www.twic.ru/cd/images/cd295.gif Кувшин 1 http://rosinkaklin.ru/wp-content/uploads/2010/11/110_.jpg Кувшин 2 http://rosinkaklin.ru/wp-content/uploads/2010/11/298_.jpg Смайлик http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/4/113/957/113957541_519435629.png

Интернет-источники

Портрет А.Н.Толстого http://img11.nnm.me/2/8/a/d/2/898eea6eab327d412d4f2b6c00f.jpg

Книги http://www.pd4pic.com/images/ashton-books-book.png

Лисица http://pictures.ucoz.ru/_ph/3/2/504316982.png

Журавль http://xn--d1aiahneag9c.xn--p1ai/images/State/Zhuravl.png

Лиса и журавль http://antalpiti.ru/files/99604/lisa_i_zhuravl.2.jpg

Лисичка http://img-fotki.yandex.ru/get/9152/16969765.1b5/0_87aec_a7b34d53_M.png

Лиса и журавль http://www.alphabetos.ru/img/035.jpg

Приключения Буратино http://www.opoccuu.com/3137502_f0ebaa1c.jpg

Лев, щука и человек http://oskazkax.ru/uploads/posts/2012-07/1341939427_lev_shuka_oskazkaxru.jpg

Кот сметанный рот http://diafilmy.su/uploads/posts/2011-02/1298193209_3.jpg

Сорочьи сказки http://i.livelib.ru/boocover/1000677003/l/5bba/A._N._Tolstoj__Sorochi_skazki_audiokniga_MP3.jpg

Русалочьи сказки http://www.twic.ru/cd/images/cd295.gif

Кувшин 1 http://rosinkaklin.ru/wp-content/uploads/2010/11/110_.jpg

Кувшин 2 http://rosinkaklin.ru/wp-content/uploads/2010/11/298_.jpg

Смайлик http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/4/113/957/113957541_519435629.png