Тема. Сказка «Лиса и журавль» в пересказе А.Н. Толстого, 4 класс
Цель: познакомить учащихся с произведением А. Н. Толстого.
Задачи:
1. образовательные: способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; совершенствовать навык плавного, сознательного чтения с соблюдением пауз и правил орфоэпии, развивать устную речь, расширять и уточнять словарь, учить отвечать на вопросы;
2. коррекционно-развивающие: развивать и обогащать словарь учащихся, развивать слуховое восприятие, память, внимание, мышление;
3. воспитательные: воспитывать наблюдательность, прививать любовь к литературе, природе, окружающему миру.
Тип урока: новая тема
Оборудование: таблички, иллюстрации, компьютер, видеопроектор, экран, мультимедийная презентация «Лиса и журавль».
Оформление, оборудование и инвентарь: презентация «Лиса и журавль».
Ход урока.
Орг. момент.
2. Речевая зарядка. (Слайд 2)
- Будем слушать и говорить.
- Хорошо говори звук «С».
рас – рос – рус
ска – ско – ску
рас – рос – рес
Интересная сказка?
Интересная сказка. (Работа над интонацией)
Какая интересная сказка!
3. Проверка домашнего задания. (Слайд 3)
- Посмотрите и скажите: кто это? - Алексей Николаевич Толстой.
(после ответа учащихся по щелчку мыши - ответ на экране, идёт хоровое проговаривание.)
- На прошлом уроке мы изучали биографию Алексея Николаевича Толстого. Давайте вспомним.
- Кто такой Алексей Николаевич Толстой?
- Алексей Николаевич Толстой – известный русский писатель.
(Слайд 4) (ответ на экране – идёт хоровое проговаривание, далее вопросы и ответы по щелчку мыши)
- Когда родился писатель? - Писатель родился в 1883 году.
- Что написал и пересказал Алексей Николаевич Толстой?
- Толстой написал и пересказал сказки «Приключения Буратино», «Лев, Щука и человек», «Лиса и журавль». (ответ на экране, хоровое проговаривание) (Слайд 5)
4. Вводная беседа.
- Послушайте и скажите, что будем делать сегодня?
(Учащимся предлагается послушать фразу, выбрать нужную табличку, составляется план урока.)
- Будем отгадывать ребус. |
- Будем читать. |
- Будем отвечать на вопросы. |
- Будем работать с картинками |
- Чтобы узнать, какое произведение будем читать, нужно отгадать ребус. (Слайд 6) (ответы по щелчку мыши)
А И Л С - ЛИСА, ЖУРАВЛЬ.
3 2 4 1
У Ь Р Ж А Л В
4 1 3 5 7 6 2
- Сегодня мы с вами познакомимся с произведением «Лиса и Журавль». (Слайд 7)
- Откройте книги. Найдите это произведение в учебнике на странице 83.
5. Знакомство с текстом. Определение жанра.
- Что будем делать? - Будем читать.
(Сопряженное чтение текста учащихся с учителем.)
- Что мы делали? - Мы читали.
Определение жанра произведения.
- «Лиса и Журавль». Подумайте и скажите, что это – рассказ, стихотворение, сказка.
- Сказка.
- Я думаю, что это сказка.
- Почему ты так думаешь? - Ответы детей. (Я думаю, это сказка, потому что здесь животные разговаривают).
- Кто автор сказки? - Алексей Николаевич Толстой.
- Это русская народная сказка в пересказе А.Н.Толстого.
- О ком говорится в сказке? - Ответы детей. (В сказке говорится о лисе, о журавле).
6. Словарная работа.
- В сказке нам встретились незнакомые слова, поэтому давайте объясним их значение. (Слайд 8) (толкование слов)
званый пир – праздничный обед по приглашению
потчевать – угощать
стряпать – варить, готовит пищу
не обессудь – не обижайся
несолоно хлебала – осталась голодной
врозь – не вместе, не дружат
7. Анализ произведения. I часть. (слайд 9) (вопросы и словарь)
- Кем были лиса и журавль в начале сказки? (Учащиеся находят предложение в тексте и отвечают.)
(Табличка с предложением помещается на доску и учащиеся хором читают предложение: - Лиса и журавль подружились.)
а) - Что решила лиса? (Учащиеся отвечают словами из текста.)
- Вздумала. Как сказать по-другому? - Захотела.
- Замените слово «вздумала» и прочитайте предложение.
- Захотела лиса угостить журавля…
(Табличка с предложением помещается на доску и учащиеся хором читают предложение.)
б) - Что приготовила Лиса? (Учащиеся находят ответ в тексте и читают.)
- Размазала. Скажите по-другому. - Положила.
- Замените слово «размазала» и прочитайте предложение.
- Лиса наварила манной каши и положила на тарелку.
(Табличка с предложением помещается на доску и дети хором читают предложение.)
в) – Угостился журавль? (Учащиеся отвечают словами из текста.)
- Ничего не попадает. Скажите иначе. - Ничего не съел.
- Замените слова и прочитайте предложение.
- Журавль ничего не съел.
(Табличка с предложением помещается на доску, идет хоровое проговаривание.)
- А почему? - Ответы детей.
(Учащимся предлагается показать, как журавль ел кашу.)
г) - Кто съел кашу? (Учащиеся читают ответ в тексте.)
- Как можно сказать короче? - Лисица всё сама съела.
(Табличка с предложением помещается на доску и дети хором читают предложение.) (Слайд 10)
8. Характеристика лисы. (Слайд 11)
- Какая лиса? (Учащиеся читают опорные слова и выбирают те, которые характеризуют Лису.)
добрая грубая - Хитрая, жадная.
находчивая умная
хитрая жадная
глупая злая
(ответы и вопросы)
- Как поступила лиса? - Лиса поступила некрасиво.
- Вам понравилась лиса? Почему? - Мне не понравилась лиса, потому что она хитрая и жадная. Она обидела журавля.
9. Динамическая пауза. (Слайд 12)
Мы устали чуточку,
Отдохнём минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Ещё попрыгай: раз, 2, 3!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.
10. Работа над содержанием сказки (II часть). (Слайд 13)
(Учитель обращает внимание детей на изображение двух кувшинов: с узким и широким горлышком.)
- Что это? - Кувшины. (На экране появляется фраза: Кувшин с узким горлышком.)
- Кувшин с узким горлышком. Покажите.
(По щелчку надпись перемещается к соответствующему изображению, идет хоровое проговаривание.)
а) - Что приготовил Журавль? (Слайд 14) (вопросы и словарь – по щелчку мыши)
(Учащиеся находят в тексте ответ.)
- Наклал. Скажите иначе. - Положил в кувшин.
- Замените слова и прочитайте предложение.
- Журавль приготовил окрошку, положил в кувшин с узким горлышком.
(Табличка с предложением помещается на доску и дети хором читают предложение.)
б) – Как вела себя лиса? (Учащиеся отвечают словами из текста.)
- Вертеться. Как сказать по-другому? - Ходить.
- Замените слово и прочитайте предложение.
- Лиса начала ходить вокруг кувшина, а достать не может.
(Табличка с предложением помещается на доску и учащиеся хором читают предложение.)
- Угостилась лиса? (Учащиеся отвечают словами из текста. Учитель предлагает вспомнить, что означает «несолоно хлебала».) - Лиса пошла домой голодная.
(Табличка с предложением помещается на доску и учащиеся хором читают предложение.)
- Остались ли лиса с журавлём друзьями? - Нет.
- С тех пор лиса и журавль не дружат.
11. Характеристика Журавля. (Слайд 15)
- Какой Журавль? (Учащиеся читают опорные слова и выбирают те, которые характеризуют Журавля. Ответы и вопросы по щелчку мыши.)
умный находчивый - Умный, находчивый.
простак добрый
хитрый доверчивый
жадный злой
- Как поступил журавль? - Журавль проучил лису.
12. Физминутка для глаз
- Наши глазки устали. Давайте дадим им отдохнуть.
- Сядьте прямо. Смотрим перед собой. Не поворачивая головы, посмотрите налево…, направо…, вниз…, вверх… .
- Давайте прочитаем, что написано на экране. (Слайд 16)
- Как аукнется, так и откликнется.
13. Определение главной мысли. (Слайд 17)
- Как аукнется, так и откликнется.
- Где читали это предложение? (В сказке «Лиса и журавль»)
- Как понимаете это предложение? - Высказывания детей.
- Как ты относишься к людям, так и люди будут к тебе относиться.
- Это предложение стало пословицей. Это главная мысль сказки, урок, который мы должны запомнить, чтобы так не поступать.
14. Составление мультфильма по картинкам. (Приложение 2)
- А теперь давайте побудем мультипликаторами и составим мультфильм к этой сказке.
- Вы будете работать в парах. Возьмите конверты, достаньте картинки-карточки.
- Разложите картинки в том порядке, в каком развивается сюжет сказки. (Работа в парах.)
- Выберите одно или несколько предложений, которые соответствуют каждой картинке. (Работа в парах.)
(Учащиеся выбирают из предложений, размещенных на классной доске.)
- Давайте озвучим наш мультфильм. (Слайд 18)
(по щелчку мыши – на экране появляется сюжетная картинка, учащиеся читают соответствующее предложение, затем следующая картинка и так далее, 6 картинок.)
15.Итог урока.
- Что мы делали на уроке? (Мы отгадывали ребус, читали, отвечали на вопросы, работали с картинками).
- Вам понравилась сказка?
- Мне понравилась сказка, интересная она? (Слайд 19) - Да, интересная сказка.
- Давайте скажем вместе: - Какая интересная сказка!
- Дома прочитайте сказку еще раз и отметьте слова лисы и журавля. Так мы подготовимся к чтению по ролям.
- Подумайте и скажите, каким для вас был урок? (Слайд 20)
(Учащиеся выбирают и оценивают урок из предложенных вариантов: интересный,
увлекательный, трудный, скучный, неинтересный.)
- Сегодня все работали хорошо. Молодцы! Оценивание обучающихся.




