«Окружающий мир 1класс» (1 часть) Н.Ф.Виноградова УМК «Школа 21 века».
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1-2 минуты | Слайд 1. Прозвенел уже звонок - Начинается урок. Сядем правильно сейчас, Пожелаем всем удачи, За работу, в добрый час! 1.Сегодня нам предстоит интересная исследовательская работа. Для себя вы откроете новые знания, которые вам пригодятся в будущем. Урок я предлагаю провести под девизом: С детства мы должны стремиться Что-то новое узнать. Всё исследовать ,конечно, Чтобы в жизни применять. А на уроке у нас хочет побывать Мудрая Сова. Она будет рада посмотреть, как вы занимаетесь, чему уже научились? - Не возражаете? -А почему именно сова? -На этот вопрос мы ответим позже. | Подготовка класса к работе. Настрой на дальнейшую работу. | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 2-3 минуты | Выявляет уровень знаний. -А сейчас мы поиграем в игру «День-ночь» НА ДОСКЕ КАРТИНКИ: Волк, медведь, белка, заяц, воробей, ворона, грач, ласточка, снегирь, цапля, сова, галка -Внимательно рассмотрите картинки, ночь- закрывают глаза, убираю картинку какого- либо зверя. День – отвечают на вопрос кого не стало. Какая группа животных исчезла с доски? -Какая отличительная особенность у зверей? – Как назвать одним словом оставшиеся картинки с изображениями? | -звери - тело покрыто шерстью -птицы Проводят сравнение, обобщение. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
3.. Постановка учебной задачи – 4-5 минут ФИЗМИНУТКА | 1.-Сформулируйте тему урока. Тема урока: « Птицы» 2.Целеполагание. – Мы с вами продолжаем знакомство с животным миром. Узнаем много нового и интересного о наших соседях – птицах. Узнаем какими разными они бывают, что их объединяет. Работать будем все вместе, в парах, самостоятельно. - В конце урока вы мне ответите на вопрос:Что мы знаем о птицах? -Давайте посмотрим, какие разные птицы (презентация) -птиц на планете огромное множество. Все они относятся к одной группе животных. Почему? -Вы хотите поиграть в птичек? Покажите, как летает ворона, как прыгает воробей, как они полетели вместе. | Называют тему урока. -О птицах. - общий отличительный признак | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выведение информации. Логические – формулирование проблемы. |
4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут | -Я предлагаю сегодня поработать в парах. По ходу работы мы выявим: 1.По каким признакам птицы отличаются от других животных. 2. На какие группы делятся птицы. Чтобы работа в паре проводилась успешно, нужно соблюдать правила работы в группе. -Давайте их вспомним. -Итак, Мудрая сова приготовила первое задание. Работа по учебнику (с. 75). 1 ряд: -Рассмотрите птиц и скажите: 1.Что их объединяет. 2.Какие признаки являются их отличительными особенностями? 3 ряд: 1Скоро наступят холода. Как домашние птицы переживут это время? А как быть тем птицам, которые живут вблизи жилища человека, но являются дикими? 2 ряд: 1.Распределите птиц, изображённых на с. 72 учебника, в две группы. 2. Дайте название каждой группе , объясните почему вы дали такое название. -Конец работы показываем знаком. | Правила работы в группе: 1.Работаем тихо, дружно. 2.Говорим по очереди, не перебивая друг друга. 3.Чётко высказываем своё мнение, уважаем мнение собеседника.
Рассматривают птиц тукана, фламинго, страуса, павлина, лебедя; сравнивают их между собой, определяют среду обитания каждой птицы. Крылья, оперение, клюв
Дикие и домашние, водоплавающие
Перелётные и осёдлые Поиск значения слова в словаре. осёдлые
| Регулятивные: планирование, прогнозирование, Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
5. Первичное закрепление – 8-10 минут
Физминутка | Выполнив задание, вы должны проанализировать свою работу по плану: 1. У нас было задание… 2. Мы выяснили, что…. 1 ряд. Чем же птицы отличаются от всех остальных животных? -Посмотрите, что есть у птиц(голова, грудь, шея, туловище, крылья, лапы, Хвост, перья) -А чем покрыто тело птиц? -У вас на партах лежат лежат перья. Рассмотрите их. Чем они отличаются друг от друга? -каждое перо имеет стержень. А ещё у пера есть бородки. Покажите перья, которые согревают птицу. Они называются пуховые . А где на теле у птицы они растут? А какое перо помогает птице лететь и называется маховым? Где находятся эти перья? -А какое перо лёгкое или тяжёлое? Давайте проверим. Дует ветерок. Разрежем перо. Что внутри? Оно полое, поэтому перья очень лёгкие. -Что делает птица , когда летает Опыт: Посмотрите я беру 2 листа бумаги: один ровный, другой скомкаю в шарик и кидаю. Шарик быстро упал, лист лёгкий и широкий при падении опирается на воздух. На земле же птица крылья складывает, они ей мешают. -Но перья ещё выполняют функцию. -У вас стаканчики с водой обмакните перо. Намокло оно? -Сделайте вывод, для чего нужны перья? Изобразите, Птички в гнёздышке сидят и на улицу глядят Погулять они хотят И тихонько все летят 2 ряд -Какие птицы у вас были представлены(ласточка, цапля, снегирь, сова, воробей, ворона, галка, грач) Как вы назвали группы? -какие из них улетают на юг и почему -Давайте обратимся к словарю , что значит «осёдлые»? Вывод: птицы бывают перелётные и осёдлые 3 ряд голоса птиц Можем ли мы сейчас услышать пение птиц? Презентация (стихи) | Выступление пар. -У них есть клюв ,перья ,хвост, крылья, они умеют летать, они вьют гнезда -перьями -цвет, размер -расправляет крылья Нет, скатилось капельками Согревают и защищают Руки на пояс, повороты вправо и влево -сначала насекомоядные, затем водоплавающие -городские птицы- всеядные рассказывают | |
6.Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.3- 5 минут | Заданиев учебнике «Соображалки», с. 76. – О какой птице идёт речь? Что это за птица? (Снегирь.) | Самостоятельная работа. Взаимопроверка по эталону. | Познавательные: выбор оснований для сравнения и классификация объектов Коммуникативные: поиск и способ его разрешения |
7.Включение в систему знаний и повторение. 8-10 минут | Учебник с.74 чтение текста и ответы на вопрос -вспомним о каких птицах мы сегодня говорили и отга даем загадки Видали вы его не раз – Он скачет в двух шагах от нас: "Чирик - чирик! Чирик - Чирик!" Кто к этой песне не привык. (воробей) Зимой на ветвях яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это... (снегири). На одной ноге стоит, В воду пристально глядит, Тычет клювом наугад, Ищет в речке лягушат. На носу повисла капля. Узнаете? Это... (цапля) Днем спит, Ночью летает, Путников пугает. ( сова) Целый день без перерыва - Кар-кар-кар, - кричит сварливо. ( ворона) Летом за пахарем ходит, А под зиму С криком уходит. ( Грач) Чёрная птица, Никого не боится, На зиму не улетает, Нашу местность оживляет. (галка) Гости приходят летом, А уходят зимой. (ласточки)
| 1. Дикие или домашние. 2.(Зимующие)осёдлые. 3.Продукты для кормушки. | Регулятивные: Выбор основания для сравнения и классификации предметов. Личностные: целеполагание Коммуникативные: сбор информации, инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение слышать и слушать. Оценка достижения и контроль. |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты. | -На какой вопрос вы должны были ответить в конце урока? - Что мы знаем о птицах? Я запомнил, что: Меня удивило, что: Я впервые узнал, что: -Так, почему же на урок попросилась сова? | Соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Намечают перспективу последующей работы. -птица | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные:смыслообразование. |
9. Оценка деятельности на уроке-1 2 минуты | Оцените, свою работу , выбрав сову.
1.у «совы» крылья опущены - у меня ничего не получилось; 2. у «совы» крылья разведены в стороны - у меня были проблемы; 3. у «совы» крылья подняты вверх - мне всё удалось. | Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности. | Личностные: самоопределение. |