Чужая речь
Способы передачи чужой речи
Цели:
- закрепление и углубление знаний о понятии чужой речи и способах ее выражения;
- совершенствование навыков постановки и выбора знаков препинания при выражении чужой речи;
- работа над культурой устной и письменной речи;
- воспитание любви и уважения к русскому языку.
Задачи:
- формирование навыков постановки и отбора знаков препинания в предложениях с чужой речью;
- формирование и совершенствование умений находить предложения с чужой речью в тексте;
- совершенствование навыков находить ошибки и недочеты в предложениях с чужой речью;
- совершенствование навыков вести и составлять диалог, вводить цитату в текст, переводить прямую речь в косвенную.
Писатель Аркадий Гайдар часто приезжал в гости в детский дом.
Однажды он появился на пороге со старым чемоданом, и один из ребят спросил, как же так, он такой знаменитый писатель, а чемоданчик у него так себе.
Гайдар улыбнулся и ответил, что лучше чемоданчик будет так себе, чем я сам.
ОРИГИНАЛЬНЫЙ ТЕКСТ
Писатель Аркадий Гайдар часто приезжал в гости в детский дом.
Однажды он появился на пороге со старым чемоданом, и один из ребят спросил:
- Как же так, Вы такой знаменитый писатель, а чемоданчик у Вас так себе.
Гайдар улыбнулся и ответил:
- Лучше пусть чемоданчик будет так себе, чем я сам.
Чужая речь – высказывание другого
лица, речь самого автора,
сказанная им в прошлом
или предполагаемая для
произнесения в будущем.
Способы передачи чужой речи :
- Прямая речь
- Косвенная речь
- Несобственно-прямая речь
- Цитата
- Диалог
Какому из способов принадлежат следующие определения?
Прямая речь
не предполагает дословного высказывания, передает общий смысл в форме придаточного предложения
Косвенная речь
дословная выдержка из чьего-либо высказывания
Несобственно-прямая речь
дословное воспроизведение чужого высказывания
Диалог
речь, включенная в повествование и неотделимая от него
Цитата
воспроизведение разговора нескольких лиц
Какому из способов принадлежат следующие определения?
Прямая речь
дословное воспроизведение чужого высказывания
Косвенная речь
не предполагает дословного высказывания, передает общий смысл в форме придаточного предложения
Несобственно-прямая речь
речь, включенная в повествование и неотделимая от него
Диалог
воспроизведение разговора нескольких лиц
Цитата
дословная выдержка из чьего-либо высказывания
КАКОЙ СПОСОБ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ ЗДЕСЬ ИСПОЛЬЗОВАН?
1. Друзья побывали на премьере фильма и сказали: «Нам очень понравилось».
2. Друзья побывали на премьере фильма и сказали, что им очень понравилось.
3. Друзья побывали на премьере фильма. Им очень понравилось.
4. - Понравилось ли вам на премьере фильма?
- Да, нам очень понравилось.
5. Слова друзей «нам понравилось на премьере фильма» нас очень порадовали.
ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ
«П,» - а.
«П?!» - а.
«П, - а. – П».
«П, - а, - п».
А: «П».
КАКИМ СХЕМАМ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ СООТВЕТСВУЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ?
«Куда же вы спешите?» - спрашивал всех Старцев.
«Кто тебя научил? – спросил Алексей. – Неужели Настя?»
«Санька - мой лучший друг, - сказал он, - надо вас познакомить».
Марья сказала: «Я никогда не бывала в Москве».
Спросила, протянула, протарахтел
1. «О чем Вы плачете?» - __________ она тихо.
2. «Как же это все чудеееесно!!!» - _________________ она нараспев.
3. «Раз, два, три, четыре, пять, я иду тебя искать!!!» - весело _____________ Славик.
Различают три уровня глаголов:
1. Глаголы, выражающие речемыслительную деятельность: сказал, вымолвил, прошептал, крикнул, спросил, брякнул, подтвердил и др.
2. Глаголы, связанные с речемыслительной деятельностью опосредованно: поддержал, согласился, кивнул, расхохотался, засмеялся и др.
3. Глаголы, не связанные с речемыслительной деятельностью в своем основном значении: протарахтел, кинул, гремел, трубил, дребезжал, трещал и др.
КОСВЕННАЯ РЕЧЬ
- Приводится после авторских слов
- Представляет собой зависимую часть со значением придаточного изъяснительного
- Присоединяется с помощью союзов ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КТО, КОТОРЫЙ, КОГДА, КУДА, ГДЕ, ЗАЧЕМ, ПОЧЕМУ и др.
- Кавычки убираются.
ТРАНСФОРМИРУЙТЕ ПРЯМУЮ РЕЧЬ В КОСВЕННУЮ
Помолчав, дама сказала: «В Италии лучше».
Ты просишь: «Верни мою книгу».
Я спросил: «Куда идет поезд?».
Я спросил: «Ты сегодня занят?».
ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ
1. Помолчав, дама сказала, что в Италии лучше.
2. Ты просишь, чтобы я вернул твою книгу.
3. Я спросил, куда идет поезд.
4. Я спросил, не занят ли он сегодня.
Особенности употребления косвенной речи
1. После авторских слов прямая речь изменяется в придаточное.
2. Изменяется лицо глагола и местоимения.
3. Знак вопроса не сохраняется.
4. Предложения с ирреальной модальностью трансформируются с частицей ЛИ.
5. При переводе в косвенную речь используются только глаголы 1 уровня (глаголы говорения).
ИСПРАВЬТЕ ОШИБКИ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
1. Базаров ответил Павлу Петровичу, что строить – не наше дело.
2. Чичиков хотел узнать, что куда они заехали.
3. Савельич спросил у Гринева, узнал он атамана.
4. Сокол сказал Ужу, я знаю счастье, я храбро бился.
ИСПРАВЛЕННЫЙ ВАРИАНТ
- Базаров ответил Павлу Петровичу, что строить – не ИХ дело.
2. Чичиков хотел узнать, КУДА они заехали.
3. Савельич спросил у Гринева, узнал ЛИ он атамана.
4. Сокол сказал Ужу, ЧТО ОН ЗНАЕТ СЧАСТЬЕ И ХРАБРО БИЛСЯ
НЕСОБСТВЕННО-ПРЯМАЯ РЕЧЬ
- Не оформляется как придаточное.
2. Не вводится с помощью союзов.
3. Может быть отдельным предложением, выражающим авторскую оценку происходящего с целью изображения мыслей и чувств героя.
НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ НЕСОБСТВЕННО-ПРЯМУЮ РЕЧЬ
Ах, как хорошо было участковому Анискину! Поглядел на ситцевые занавески – эх, какие веселые! Потрогал ногой коврик – эх, какой важный! Вдохнул комнатные запахи – ну, как в детстве…
ТРАНСФОРМИРУЙТЕ ДАННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В КОНСТРУКЦИИ С НЕСОБСТВЕННО-ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ
«Какая чудесная погода! Какое яркое солнце! Вот, наверное, что такое счастье!» - радовался маленький воробей.
«Как она изменилась. Совсем недавно была гадким утенком, а теперь вот такая красавица. Прекрасная девушка… Должно быть, умна и скромна к тому же…», - размышлял Дмитрий.
Маленький воробей радовался всему. Какая чудесная погода! Какое яркое солнце! Вот это счастье!
Дмитрий изучал девушку. Она изменилась. Совсем недавно была гадким утенком, а теперь превратилась в красавицу. Наверное, умная и скромная к тому же…
ДИАЛОГ
- Представляет собой последовательность взаимосвязанных реплик, построенных по однотипной структуре.
- Оформляется каждая реплика с новой строки без кавычек.
- Перед репликой ставится тире.
- Диалог, где больше трех собеседников, называется ПОЛИЛОГ.
- Как душно перед грозой! Должно быть, погода испортилась надолго… - вздохнул доктор.
- Еще чего! Нашим планам в отношении путешествия не сможет помешать даже сильнейшая буря! – начал спорить его помощник.
Составьте со своим соседом по парте небольшой диалог на одну из следующих тем:
1. За чашкой кофе о погоде.
2. Впечатления о новом фильме.
3. Неожиданная встреча.
4. Обсуждение планов на выходные.
5. Как пройти … (в магазин, библиотеку, поликлинику, на проспект, остановку и др.)
ЦИТАТА
1. Оформляются цитаты чаще всего как прямая речь с использованием кавычек. При вводе прямой речи используются глаголы говорения.
«Обманывая, человек, прежде всего, обманывает самого себя», - утверждал Д. Лихачев.
2. При цитировании части текста в начале цитаты ставится многоточие, и цитата начинается с маленькой буквы.
Рассуждая о достоинстве человека, Д. Лихачев перечисляет различные факторы, влияющие на развитие мировоззрения человека. По его словам, жить нужно по правилам, первое из которых заключается в «…умении отказываться от мелких удовольствий».
3. Кавычки не ставятся при цитировании в эпиграфе или при передаче стихотворного текста.
Можно по-разному определять
цель существования, но цель должна быть,
иначе это будет не жизнь, а прозябание.
Д. Лихачев. Письма о добром и прекрасном
В своем творчестве А.С. Пушкин часто обращался к теме творчества, пытался решить вопрос о том, что дает опыт поэту:
О, сколько нам ошибок чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг…
ВОПРОС 1
Верно ли утверждение о том, что несобственно-прямая речь является разновидностью косвенной и оформляется по тем же правилам?
ВОПРОС 2
Какой способ передачи чужой речи использован в данном случае?
Синоптики сообщили: «На выходных ожидается похолодание».
ВОПРОС 3
В каком из предложений употреблена косвенная речь?
Я сказал ему, чтобы он купил себе новый костюм.
Вошедший смотритель сообщил о готовности лошадей.
ВОПРОС 4
Верно ли утверждение?
Диалог – способ передачи чужой речи с помощью отдельных реплик.
ВОПРОС 5
Какой схеме соответствует следующее предложение?
«Чаю выпить изволите?» - спросил слуга.
А: «П?».
«П», - а.
«П?» - а.
«П?», - А.
«П?», - а.
ВОПРОС 6
Верно ли утверждение?
Для передачи прямой речи вместо глаголов говорения можно использовать отглагольные существительные крик, голос, молчание, шепот и др.
ВОПРОС 7
Какой способ передачи чужой речи использован в предложении?
«Страна березового ситца» у Есенина – это Россия, его Родина, самая любимая страна на свете.
ВОПРОС 8
Верно ли утверждение?
Цитата и прямая речь – это способы дословной передачи чужой речи.
ВОПРОС 9
Все ли правильно в этом предложении?
Он сказал матери, чтобы ты не беспокоилась, я уже большой.
ВОПРОС 10
- Как называется диалог, в котором участвуют более трех собеседников?
Вопрос 11
Есть ли ошибки в данном предложении?
Иван Ильич спросил, все ли в порядке в штабе.
ВОПРОС 12
Переведите прямую речь в косвенную
«У музея нужно быть в 11 утра», - напомнил учитель.
ВОПРОС 13
Какой способ передачи чужой речи использован в данном тексте?
Мне подумалось, что дома хорошо. Тепло. Уютно. А может ли быть иначе. Ведь это все-таки дом. Вот вы о чем думаете дома, интересно?
ВОПРОС 14
Какой глагол необходимо вставить на место пропуска?
Сказал, выкрикнул, пробубнил.
«Вечно я остаюсь виноватым…» - _______________ себе под нос Славик и надул губы.
ВОПРОС 15
Исправьте ошибку
Нина спросила подругу, что пойдет ли она в кино?
ВОПРОС 16
Как называется цитата, предшествующая тексту?
ВОПРОС 17
Составьте цитату из данных компонентов
Мудрость, гласит, народная, скучен день до вечера, коли делать нечего
ВОПРОС 18
Верно ли утверждение?
Несобственно-прямая речь вводится в текст в кавычках с помощью придаточного изъяснительного
ВОПРОС 19
Верно ли утверждение?
Любую цитату мы вводим в текст в кавычках
ВОПРОС 20
Верно ли утверждение?
Прямая речь переводится в косвенную с использованием глаголов всех трех уровней
ВОПРОС 21
Какой схеме соответствует предложение?
«Тяжело…- запнулся дед. – Жить тяжело стало… Душа болит за тебя».
«П,» - а.
«П. – а. – П»
А: «П…»
«П…- а. - П».
ВОПРОС 22
Какой способ приведен в данном примере?
- Вы не подскажете, как пройти к метро?
- Поворачиваете направо, там и будет вход на нужную станцию.
ВОПРОС 23
Верно ли утвверждение?
Выделяют три способа передачи чужой речи: диалог, прямая речь, несобственно-прямая речь.
ВОПРОС 24
Трансформируйте прямую речь в косвенную.
Александр сказал: «Зря ты так про меня думаешь…»