СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока " Деепричастие ".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок повторения темы «Деепричастие»

Е.П.Опперман, учитель русского языка и литературы,

с.Крещенка района Шал акына

Северо-Казахстанской области

 

Цель урока: Повторение теоретических понятий, связанных с темой

«Деепричастие». Попутное повторение орфограмм.

Закрепление умения производить морфологический разбор деепричастия, (умения использовать в своей речи причастные и деепричастные  обороты).

Выработка умения правильно использовать в речи деепричастие, различать деепричастный и причастный обороты.

 

Ход урока

Организационный момент

I.Словарная работа

- Ребята, внимательно послушайте отрывок из стихотворения Анны Андреевны Ахматовой.

                   Когда б вы знали, из какого сора

                   Растут стихи, не ведая  стогда,

                   Как желтый одуванчик у забора,

                   Как лопухи и лебеда.

 

                   Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

                   Таинственная плесень на стене…

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

- О чем пишет Анна Ахматова?

                 (Тема стихотворения – рождение стихов)

- Что же рассказывает поэт о рождении стихов?

         (Рождение стихов у Ахматовой словно не зависит от нее самой. Умение творить дано ей свыше. Стихи появляются, когда хотят и все вокруг – даже лопухи, лебеда, плесень – может служить толчком для возникновения стихов)

- Посмотрите внимательно на этот текст. Какие слова, при написании могут вызвать затруднение?

- Как называются (подчеркиваю названные слова) эти (словарные) слова.

                   (запишите их в словарики)

- Какую гласную напишем в слове желтый? Почему?

- Проверим слова сердитый (сердится), запах (пахнет), стена (стена), таинственная (тайна)

- Как вы думаете, все названные слова имеют какое-нибудь отношение к нашему уроку. Если нет – тогда какое слово имеет отношение. Почему?

II.Целевая установка

         Сегодня на уроке мы с вами повторим и обобщим все, что вы узнали о деепричастии и узнаем, все ли умеют узнавать деепричастие и использовать их правильно в своей речи.

         (записать число, классная работа, тема)

- Найдите в стихотворении А.А.Ахматовой деепричастие.

- Как вы его узнали? (По я). Какие суффиксы деепричастия вы знаете еще? Назовите их.

- У доски один уч-ся делает морфологический разбор деепричастия.

III.Попутно делаем проверку домашнего задания.

Упр.157. (Взаимопроверка с элементами комментирования)

- Что вы знаете о постановке знаков препинания при деепричастном обороте?

- Проверка работы у доски.

- Дополнительные вопросы уч-ся. (Как пишется НЕ с деепричастиями)

- Внесите морфологические данные деепричастия в таблицу морфологических признаков частей речи. (опорные конспекты).

IV. Повторение теоретических понятий (исп.схема)

- Ребята, вы  наверное обратили внимание на плакат с изображением дерева. Как вы думаете, можно ли  этот рисунок связать с нашей темой урока? Каким образом.

         (Отвечающий у доски прикрепляет таблички с названием, поясняя свои действия)

V.Систематизация практических навыков

а) - Прочитайте отрывок из стихотворения «Родное слово». Определите тему, основную мысль.

         Ценность слова – не в обличьи громком,

         Если смысл в нем стойкий заключен,-

         Значит, слово перейдет к потомкам,      

         Уцелев под натиском времен.

         … Понял я в тот грозный вечер года

         На суровой фронтовой реке,

         Что характер, и душа народа,

         И его бессмертье – в языке!

Даже в годы Вов слово помогало в беде, словом подбадривали бойцы друг друга, поддерживали духовное равновесие.

- Запишите первое четверостишие. Подчеркните кр. причастный и деепричастный оборот, как члены предложения.

- Выпишите из текста глаголы. Образуйте от них причастие и деепричастие. (Кто быстрее).

б) Найдите «лишнее».

Рассказывая, расширяя, почувствовав, размышляя, невидя, недоумевая, не зная, не чувствуя.

в) Упр.145 (у доски).

- Выпишите деепричастия. Определите их вид и обозначьте суффиксы, с помощью которых они образованы.

VI.Проверочная работа (тесты)

- Вспомним о постановке знаков препинания при деепричастном обороте

Цель работы: проверка умения различать причастный и деепричастный обороты

VII.Итог: Дайте определение деепричастия как части речи

Оценки за урок

Домашнее задание. Подготовиться к контрольному диктанту.

 

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!