Тема урока: «Действия с обыкновенными дробями»-5 класс
Автор: Молодых Галина Ивановна, учитель математики.
Цели урока:
Образовательные:
Развивающие:
Расширение кругозора учащихся.
Развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету.
Развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету.
Развивать потребности к самообразованию.
Воспитательные:
Воспитание любви к родной стране, её истории.
Воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе.
Показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик.
Воспитание уважения друг к другу, к старшему поколению.
Тип урока: метапредметный урок развития умений и навыков.
Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая.
Ученик должен знать:
понятия обыкновенные дроби, правильные и неправильные;
правила сравнения обыкновенных дробей, сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
технологию решения основных типов задач на дроби:
нахождение части от целого;
нахождение целого по его части;
какую часть одно число составляет от другого;
технологию различных способов сравнения дробей (с помощью различных моделей дробей, координатного луча, правила);
Ученик должен уметь:
с помощью координатного луча или правил;
складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями;
решать задачи на нахождение части от числа и числа по его части;
отмечать дроби на числовом луче.
Ход урока:
Организациооный момент. Приветствие.
Посмотрите, всё ль в порядке:
Книжка, ручки и тетрадки.
Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.
Тема нашего урока «Действия с обыкновенными дробями». Вспомним что такое дробь, как складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями и закрепим умения и навыки решения текстовых задач. Но сначала помогите мне вернуть в текст сбежавшие слова.
Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой – числитель, знайте,
Под чертою – знаменатель.
Дробь такую, непременно,
Надо звать – обыкновенной.
Именно обыкновенные дроби помогут нам сегодня узнать что-то новое. А посвятим наш урок знаменательной дате 65-летию Победы над фашистскими захватчиками.
Устная работа:
Звучит отрывок песни: “Вставай, страна огромная!” Учитель: Война началась рано утром, в 4 часа, 22 июня 1941 года мощными ударами воздушных и механизированных армий Германии.
Задача №1.
План нападения на СССР был утвержден Гитлером 18 декабря 1940 года. Он был рассчитан на молниеносную войну и предполагал разгром вооруженных сил СССР. Кто-нибудь знает, какое название имел план Гитлера? Выполните задания и запишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам.
25 | 18 | 4/9 | 25 | 18 | 4/9 | 20 | 1/365 | 1/366 | 18 |
Б | A | P | Б | A | P | O | C | C | A |
А: В классе 24 ученика. ¾ всех учеников составляют девочки. Сколько девочек в классе? (18)
Б: В сквере росли 35 дерева, из них 5/7 составляют берёзы. Сколько берёз в сквере? (25)
О: Треть часа пятиклассник делал задачу по математике. Сколько минут ему понадобилось? (20)
Р: От доски длиной 9 м отпилили 4 м. Какую часть доски отпилили? (4/9)
С: Какую долю составляют сутки от года? (1/365 или 1/366)
Работа по теме урока.
Блокада Ленинграда.
Трудно пришлось всем в первые месяцы и годы войны. И на фронте, и в тылу. А под Ленинградом (сейчас это Санкт-Петербург) сомкнулось кольцо фашистского окружения. Город остался без продовольствия, топлива и сообщения с другими городами. 872 дня держалась блокада Ленинграда.
Задача №2
Оборона занимает прямоугольный участок местности. Линия обороны имеет длину 90 км. Одна из наибольшей стороны прямоугольника является передним краем и равна 3/9 линии обороны, а ширина – 3/6 большей стороны. Определить площадь участка обороны.
Решение
1) 90 : 9 * 3 = 30 (км) – одна сторона
2) 30 : 6 * 3 = 15 (км) – вторая сторона
3) 30 * 15 = 450 (км2)
Ответ: 450 км2
Каждый день сотни и тысячи ленинградцев замерзали на улице и в не отапливаемых домах, погибали под бомбежками. Но больше всего умирало от голода. Была введена карточная система на продукты.
Задача № 3
Подсчитайте сколько хлеба в сутки было необходимо во время блокады, если рабочий получал ¼ часть 1 буханки (1кг), служащий, иждивенец и дети до 12 лет – по 1/8 части.
Решение:
1) 1000: 4 = 250(г)
2) 1000: 8 = 125(г)
При этом на половину состоял из примесей. И поэтому был почти несъедобным.
Но ленинградцы, несмотря на голод, холод, болезни продолжали не пускать врага в родной город. Работали заводы, выпускающие снаряды, дежурили бригады добровольцев, спасавшие памятники, дворцы, дома от зажигательных бомб, которые фашистские самолеты сбрасывали на город. Но люди выстояли, они сохранили красивейший город мира – свой Ленинград! А как он сейчас называется, знаете? Санкт-Петербург!
Основными событиями войны стали разгром немецких войск под Сталинградом (19 ноября 1942 года – 2 февраля 1943 года), Курская битва (5 июля -23 августа 1943 года), битва за Днепр, освобождение Кавказа.
Шёл солдат – слуга отчизны,
Шёл солдат во имя жизни,
Землю спасая, мир защищая,
Шёл вперёд солдат.
Задача № 4
Большие надежды в войне возлагались на танки. Представьте что каждый из вас командир танковой бригады. И вам надо переправить танки на другой берег. Для переправы 80 танков через реку шириной 720м, имеется одно переправочное средство. Продолжительность одного рейса переправочного средства – 15 мин, обратно переправочное средство возвращается пустым за 5 минут, одновременно переправляются два танка. Для сокращения времени переправы танков, часть танков можно переправить под водой по одной трассе (рисунок ). Скорость движения танков под водой – 72 м/мин. Определить время переправы танков через реку.
Решение:
1) 720 : 72 = 10 (мин) – на 1 танк под водой
2) 15 + 5 = 20 (мин) – на 2 танка на переправе
3) 20 мин на 4 танка ( 2 под водой и 2 на переправе)
4) 80 : 4 = 20 раз
5) 20 * 20 = 400(мин) = 6ч 40 мин – на все танки
Ответ: 6ч 40 мин.
Физкультминутка.
Мы писали, мы считали,
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнём.
Ребята, стоя, сжимают и разжимают пальчики рук.
«Ветер»
Ветер дышит, дышит
И деревья все колышет.
Ветер тише, тише,
А деревья выше, выше.
Сядем тише, тише.
Руки вверх — глубокий вдох. Затем — в стороны, взмах кистями. Снова вверх — глубокий вдох. И вниз, продолжительный выдох. Дети садятся за парты.
Самостоятельная работа.
Задача № 5
Самостоятельная работа с последующей самопроверкой
Выполните действия.
8/25 + 7/25 = 24/25
13/15 - ( 8/15 + 3/15 ) = 2/15
( 17/100 + 27/100 ) - ( 8/100 + 11/100) = 25/100
Задача № 6.
Решить уравнение.
1 вариант.
х + 13/31 = 14/31
17/20 - x = 14/20 - 3/20
2 вариант.
у – 10/28 = 11/28
8/15 − 7/15 + х = 14/15
Индивидуальные задания.
Каждый командир должен хорошо разбираться в географических картах, а значит уметь определять координаты.
Задача № 1.
Используя рисунок, определите, какое число стоит вместо звёздочки:
а) 1/2 = */10 ; б) 1/5 = */10;
в) */5 = 6/10; г) 2/5 = 4/* .
Задача № 2.
Юра выполнил работу по сравнению дробей. Вы учитель! Найдите ошибки, исправьте их красным цветом, оцените работу Юры.
6/14 3/6 , 23/75 0 ,
19/18 5/5.
Наша страна понесла огромные потери в той войне. Дороги, пройденные солдатом измеряются тысячами километров. Но наш народ выстоял и победил фашизм. Звучит песня “День Победы”. Ежегодно 9 мая на Красной Площади в Москве проходит парад, посвящённый победе. На площади есть кремль. На нём большие часы-куранты.
Задача № 8
Длина минутной стрелки Кремлевских курантов – 328 см. Высота цифр на циферблате составляет 9/41 от длины минутной стрелки. Вычисли высоту цифр на циферблате Кремлевских курантов.
Решение.
З28:41 * 9 = 8 * 9 = 72 см.
Ответ: 72см.
Задача № 9
Сегодня мы вспоминаем всех, кто не вернулся с той далекой и страшной войны, кто был на ней, но не дожил до дня сегодняшнего, кто победил, что бы мы все сейчас жили спокойно! Созданы мемориалы памяти. Один из таких мемориалов есть в г. Волгограде (бывший Сталинград). Кто знает как он называется? ( «Мамаев Курган») Скульптура «Родина – мать зовёт!» - одна из самых больших на планете. Её вес – 8000 тонн, вес меча – 400 тонн 300 кг. Строили весь мемориал 8 лет – с 1959 по 1967гг.
А какова её высота, если высота постамента 4 м, длина меча 30 м, что составляет 10/17 всей статуи?
Решение:
1) 30 : 10 * 17 = 51 (м) – статуя.
2) 51 + 4 + 30 = 85 (м)
Ответ: 85 м.
Итог урока. Анализ оценок
(Слайд 11).
Какие действия с дробями вы умеете выполнять?
Как решать уравнения с дробями?
Дома: п.26, № 1046, 1049.
Литература.
1. С.М. Никольский, «Математика 5»
2. Баранова И.В. и др., «Задачи по математике для 4-5 классов», Москва, «Просвещение», 1988.
3. М.А.Попов, «Контрольные и самостоятельные работы по математике», «Экзамен», Москва, 2012.
4. Орлов А.С. «Основы курса истории» -М. :Простор, 2011.
5. Журнал «Математика в школе»2013-2015 год
6. Интернет-ресурсы.
Самоанализ урока
Класс: 5 класс
Аспект:
Обобщение материала по теме:
«Действия с обыкновенными дробями».
Цель анализа:
проследить, каким образом учитель формирует общеучебные умения и
навыки учащихся
Ф.И.О. учителя:
Молодых Галина Ивановна
Класс: 5
Дата проведения :
Февраль 2015год.
Цели урока:
Образовательные:
1.Способствовать систематизации и обобщению знаний по темам: «Обыкновенные дроби», «Сложение и вычитание обыкновенных дробей», «Сравнение обыкновенных дробей»;
2.Содействовать формированию применения практических умений и
навыков учащихся на всех этапах урока;
3. Создать условия для подготовки учащихся к успешной сдаче Государственной итоговой аттестации по математике в 9 классе;
4. Демонстрация тесной связи предметов математики и истории.
Развивающие:
1.Создать условия для развития активной мыслительной деятельности учащихся;
2.Способствовать формированию навыков самостоятельной работы, активности, внимания, умения рассуждать и делать выводы, обосновывать свои действия;
3. Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету;
4. Развивать потребности к самообразованию.
Воспитательные:
1.Воспитание любви к родной стране, её истории.
2. Воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе;
3. Воспитание уважения друг к другу, к старшему поколению.
Задачи урока:
1.Обобщение и закрепление темы « Действия с обыкновенными дробями», используя различные виды работы.
2.Закрепить:
а) умение правильно записывать и выполнять действия с обыкновенными дробями;
б) применение интерактивной доски.
Тип урока:
обобщающий урок, урок закрепления и совершенствования знаний.
Оборудование:
карточки- задания по уровню сложности, компьютер,
мультимедийный проектор, интерактивная доска, листы с заданиями для решения на уроке и для домашней работы.
Структура урока:
Характерна для данного типа и вида урока и рациональна для достижения поставленных целей.
При планировании урока «Действия с обыкновенными дробями» я обращала внимание на практическую направленность, доступность, выделение главного в содержании, высокую информированность, быстрый темп, развитие навыков самостоятельной работы, использование технических средств обучения.
Для учебной деятельности учащихся при закреплении и совершенствовании знаний по теме «Действия с обыкновенными дробями» характерна больше самостоятельность.
Главный акцент на уроке делался на закрепление навыков учащихся
определения дробных чисел, обобщение и закрепление темы «Действия с обыкновенными дробями», используя различные виды работы , на умение правильно записывать и выполнять действия с дробными числами; на умение использовать свойства действий при вычислениях а также на воспитание нравственных качеств: любви к Родине, доброты, дружбы, взаимопомощи.
6. Методические приемы:
В связи с тем, что данная организация урока интересна и класс по своей подготовленности сможет принять активное участие в учебной деятельности, было выбрано сочетание следующих средств и методов работы: проблемный, иллюстративный, частично поисковый (это поиск скрытой, требующей перестройки информации в ситуации несколько измененной), осмысление
и поиск вариантов в выполнении заданий, учащиеся проявляли умение использовать мыслительные операции сравнения, обобщения.
7. Формы обучения:
Устный счёт, работа по карточкам с дифференцированным подходом, работа по цепочке, устная работа с классом, решение заданий.
Такое сочетание форм делает урок закрепления и совершенствования знаний динамичнее, интереснее, не дает накапливаться усталости, однообразию.
8. Контроль усвоений знаний умений и навыков был предусмотрен в виде устного опроса, индивидуальных карточек и работе у доски.
9. На уроке целесообразно использовались возможности компьютерного оборудования кабинета.
10-11. Высокая работоспособность и доброжелательная психологическая атмосфера на уроке поддерживалась за счет разнообразия заданий, за счет постоянной смены наглядности, нетрадиционной формы проведения урока,
эмоциональной подачи материала, смены деятельности и темпа урока.
12. Время на различных этапах урока использовалось рационально. Для эмоциональной разгрузки и снятия напряжения учащимся была предложена физкультминутка.
14. Я думаю, что мне удалось реализовать все поставленные цели и задачи.
Ребятам было интересно и комфортно на уроке.