Изобразительное искусство .Урок 30
Тема урока: Декоративная живопись «Весенние цветы»
Цель урока: сформировать представления о стилизации.
Задачи урока:
- формировать понятия о способах стилизации реальных объектов; выявлять и прорисовывать силуэты растительной формы;
- совершенствовать умения вырезать элементы с предварительной прорисовкой контура; развивать способности коллективно создавать цельную композицию;
- воспитывать бережное отношение к красоте природы.
Тип урока: комбинированный
Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой
Оборудование технологическая карта «Этапы выполнения цветов», иллюстрации весенних цветов (ландыш, одуванчик, сирень, сон-трава), примерные образцы работ детей
Художественные материалы и инструменты для работы: белая и цветная бумага, ножницы, клей, кисточки, карандаш, краски, тряпочки, листы бумаги формата А1, А2.
Ход урока
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой
Наша планета – Земля…
Очень щедра и богата.
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята.
Солнышко рано встаёт,
Лучиком день зажигает.
Весело птица поёт.
Песнею день начинает.
Как хороши, приглядись,
Клёны, берёзы и ёлки!..
Пенью у птицы учись.
А трудолюбию у пчёлки.
- Представьте, что вы заблудились в лесу. Сначала растерялись, затем испугались, а потом увидели своих друзей и обрадовались. Вот с таким настроением и начнём наш урок.
2.Психогимнастика
Полюбуйтесь, весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает
И ручьи по оврагам шумят.
И. Никитин.
-Вместе с друзьями вы оглянулись вокруг. Всё оживает весной, всё тянется к свету, к солнцу. Вот лопнула почка – и показался молоденький листочек; вот высунул из-под земли крохотную головку росток – это выглянул первый весенний цветок. Вот пробежал по своим делам муравьишка. Куда он торопится? Вот выполз жук… Всё для него ново на земле, незнакомо. Они оглядываются, знакомятся с миром.
-Что они чувствуют?
- О чём думают?
- Какие вопросы задают друг другу?
- Нравится ли им весна? Почему?
3. Актуализация знаний.
- Послушайте стихотворение.
У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить.
- Скажите, какие чудеса природы можно встретить в весеннем лесу?
- За окошком тает снег и в лесу появились первые весенние цветы.
(читает ученик)
Первый цветок
На проталинке – первый цветок.
Как же он беззащитен и мал!
Резкий ветер его трепал,
Пригибал стебелёк к земле,
Но отважный цветок устоял.
Опущусь перед ним на колени.
Прикоснусь к лепесткам рукой –
Сколько мудрости и терпенья
В этой капельке золотой.
- Какие весенние цветы, кроме одуванчика, мать-и-мачехи, вы знаете? (Ландыш, сон-трава (прострел луговой), перелеска благородная, ветреница лесная, подснежник.)
- Можно ли рвать первые весенние цветы? Почему нельзя?
- Из-за несоблюдения людьми экологических правил, некоторые растения стали редкими. Они внесены в Красную книгу (учитель показывает). Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности. В Красную книгу заносятся данные обо всех растениях и животных, которые нуждаются в охране и защите человека, иначе они могут навсегда исчезнуть с лица Земли.
(читает ученик)
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь!
- Послушайте призыв к разуму и совести каждого живущего на планете (аудиофон).
Красная книга
Охраняются «Красной книгой»
Много редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи.
Охраняются даже цветы.
Охранять от опасности нужно,
Защищать у людей на виду
Чистоту, бескорыстье и дружбу,
И доверие, и доброту.
И скорее под звёздною синью,
Чтобы жизнь не покинула нас.
В эту книгу внесите
Человека всех наций и рас.
(на доске вывешиваются картинки с цветами)
- На картинках вы видите весенние цветы. Давайте рассмотрим их, назовём и подумаем, чем они отличаются друг от друга. (Ответы ребят.)
- Правильно, они все разной формы, разных размеров, разной окраски. Чтобы нарисовать цветы, какие цвета мы можем использовать?
- Да, вы назвали яркие, красивые цвета. Но посмотрите, какие нежные наши цветочки. Как можно получить из красного цвета – розовый, из синего – голубой. Сейчас мы добавим во все наши цвета белую краску и получим нежные весенние оттенки.
4. Работа по теме
- Сегодня мы с вами будем работать с декоративной живописью
- Что такое декоративная живопись?
Декоративность – совокупность художественных свойств, усиливающих эмоциональную выразительность и художественно организационную роль произведений пластических искусств в окружающей человека предметной среде. Художественные приемы, обусловливающие декоративность произведения искусства, богаты, многообразны и специфичны для каждого вида искусства. Важную роль в создании эффекта декоративности произведения играют декор, (в т.ч. орнамент или его детали), выразительность природной фактуры материалов и присущих им особенностей пластической формы, композиции, организация линейных ритмов, пластических объемов и цветовых пятен, интенсивность звучания цвета, выразительность и фактура красочного мазка и др. Декоративность является одним из главных художественных средств произведений декоративно-прикладного искусства.
Просмотр видеоролика «Декоративная живопись».
5. Самостоятельная работа обучающихся
Чтоб работа закипела,
Приготовьте всё для дела.
Будем клеить, мастерить –
Всё должно в порядке быть.
Чтобы парту сохранить,
Клеёнку надо постелить.
Ножницы, бумагу, клей
Клади на место поскорей.
Творческая деятельность обучающихся под руководством учителя
- Работать мы будем под музыку русского композитора П. Чайковского, с творчеством которого вы познакомились ранее. Я надеюсь, что музыка поможет вам более творчески выполнить свою работу. Пьеса называется «Подснежник».
6. Подведение итогов урока
Выставка работ обучающихся.
Идёт матушка-Весна,
Отворяй-ка ворота.
Первым март пришёл,
Белый снег сошёл.
А за ним – апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришёл май –
Солнце в терем приглашай!
- Весна-красна интересуется: в чём вы испытали трудности? (Ответы детей.)
- Весна благодарит вас за коллективную работу. Результаты у вас получились хорошие.
7. Домашнее задание
- Я благодарю вас за чудесный урок, и мне бы хотелось, чтобы вы с родителями во время прогулки попробовали сочинить небольшое стихотворение о весне, первых весенних цветах. Понаблюдайте за природой весной.
8. Уборка рабочего места
Вот закончился урок,
Всё убрать нам нужно в срок.
Мусор быстро собери,
В рюкзак вещи положи,
Клеёнку тряпочкой протри,
Потом сложи и убери.