Тема урока: «Деление с остатком на 10, 100, 1000»
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Обучающие цели:
- систематизировать знания детей о деление с остатком;
- обобщить знания детей о делении.
Развивающие цели:
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- развивать мышление, логику, воображение, память;
- формировать навыки самоконтроля.
Воспитательные цели:
- воспитание учебной активности и умение работать в коллективе;
- формирование личностных качкеств, как ответственность, коммуникативность;
- воспитывать потребность оценивать свою деятельность.
Методы: проблемный, наглядный.
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая (в парах).
Технологии: системно – деятельностного подхода, групповые.
Оборудование: карточки с ответами (деление с остатком).
Планируемые результаты:
Предметные:
- систематизировать знания детей о деление с остатком;
- обобщить знания детей о делении.
Метапредметные:
Личностные УУД:
- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- определять общие для всех правила поведения: правила работы в парах, в группах.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- осуществлять самоконтроль.
Познавательные УУД:
- читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;
- осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий;
Коммуникативные УУД:
- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
- принимать участие в работе в паре, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию;
- принимать участие в определении общей цели и путей ее достижения;
- уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Устный счет «Цепочка».
Самоопределение к деятельности
- Посмотрите на примеры, записанные на доске
46 : 10 600 : 100 4658 : 1000
520 : 10 727 : 100 8000 : 1000
- На какие две группы их можно разделить? (Примеры на деление без остатка и примеры на деление с остатком.)
- Запишите примеры в два столбика.
520 : 10 46 : 10
600 : 100 727 : 100
8000 : 1000 4658 : 1000
- Давайте вспомним, как разделить на 10, 100 и 1000. (Чтобы число разделить на 10, нужно убрать один ноль. Чтобы число разделить на 100, нужно убрать два нуля. Чтобы число разделить на 1000, нужно убрать три нуля.)
- Пользуясь этим правилом, найдите значения выражений первого столбика. (Ответы: 34, 4, 7.)
- Рассмотрим выражения второго столбика. Можем ли мы 46 разделить на 10 без остатка?(Нет. Без остатка не делится.)
- Сколько единиц можно без остатка разделить на 10? (40.)
- Выполните деление этого числа на 10. (Разделим 40 на 10, получим 4, 4 это частное.)
- Как узнать, сколько единиц остается в остатке? (46 – 40 = 6, 6 это остаток.46 : 10 = 4 (ост.6))
- Есть еще 1 способ деления, подумайте, какой… (Нужно закрыть в числе столько цифр, сколько нулей в делителе. Получим целое число, а то, что закрыли – остаток.)
- Решите аналогично второй пример с объяснением. (727 : 100; 700 : 100 = 7; 7 это частное. 727 – 700 = 27; 27 это остаток. 727 : 100 = 7 (ост.27))
- Решите аналогично третий пример с объяснением. (4658 : 1000; 4000 : 1000 = 4; 4 это частное. 4658 – 4000 = 658; 658 это остаток. 4658 : 1000 = 4 (ост.658))
- Сформулируйте задачи урока. (Научиться выполнять деление с остатком на 10, 100, 1000.)
4. Работа по теме урока
Работа по учебнику с.27 № 88
Решение примеров коллективно с комментированием.
69 : 10 238 : 10 691 : 100 7 825 : 100
78 : 10 238 : 100 691 : 10 7 825 : 1000
Рассуждения учащихся
69 : 10 – без остатка не делится. Разделим 60 на 10. Получим частное 6. 69 – 60 = 9, 9 это остаток.
- У кого были затруднения в решении примеров на деление с остатком?
- Все научились их решать? Значит, мы добились поставленной цели.
Физкультминутка
Если я говорю расстояние – руки в стороны, если время – ладошки под голову (спим), если скорость – шагаем на месте.
5 км/ч, 6 сек, 50 м, 2 года, 33 м/мин, 900 км, век, 90 см.
5. Работа над пройденным материалом
- Ребята, а кроме точного счета, что нужно еще уметь в математике? (Решать задачи.)
- Мы с вами не случайно выполняли такую физкультминутку, кто догадался почему? (Будем решать задачи на движение.)
- Давайте повторим все, что мы знаем о таких задачах. (V=S:t, S=v*t, t= S: V - вывешиваются формулы на доску.)
с.27 № 89
Двигаясь с одинаковой скоростью, легковая машина прошла 6 км за 5 мин. Какое расстояние она пройдет с той же скоростью за 40 мин? За 1 час?
Решаем задачу самостоятельно.
1. Вспоминаем, сколько метров в 1 км ( 1 км=1000 м)
Переводим 6 км в метры → 6 км = 6000 м
2. Вспоминаем, как найти скорость (V=S:t)
Находим скорость машины V= 6000 : 5 = 1200 м/мин
3. Вспоминаем, как найти расстояние (S=v*t)
Находим расстояние, которое проехала машина за 40 минут
S= 1200 * 40 = 48 000 м = 48 км
Находим расстояние, которое проехала машина за 1 час = 60 мин
S= 1200 * 60 = 72 000 м = 72 км
- А теперь поменяйтесь тетрадями и поставьте зеленой ручкой оценку друг другу.
6. Закрепление
У вас на столах лежат карточки с цифрами (ответами), нужно решить примеры записанные на доске, и закрасить ответы в карточках.
74 : 10; 680 : 100; 564 : 100; 1099 : 1000; 551 : 10; 2648 : 100; 7922 : 1000; 4205 : 100
6 (о.89) | 7(о.22) | 68 (о.2) | 264(о.2) |
68(о.2) | 1 (о.99) | 6 (о. 80) | 64 (о.33) |
10 (о.99) | 55(о.1) | 56 (о.4) | 68 (о.10) |
7 (о.14) | 7 (о.4) | 5 (о.64) | 40 (о.25) |
6(о.33) | 44(о.3) | 42 (о.5) | 90 (о.5) |
48 (о.12) | 26 (о.48) | 7 (о.922) | 68 (о.12) |
5 (о.66) | 4 (о.25) | 95 (о.5) | 26(о.18) |
Учащиеся самостоятельно выполняют деление с остатком и в результате у них должна выйти на карточке оценка 5!
7. Подведение итогов урока
- Какая тема урока у нас сегодня была?
- Как разделить число на 10, 100, 1000?
8. Рефлексия
Продолжите предложения:
- Мне понравилось…
- Я бы хотел…
- Я испытывал трудности…
- Я научился…
9. Домашнее заданее
Учебник: с.27, № 90, №94.