СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Древнейшие люди"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект выполнен с учетом требований ФГОС; 

формирует умения работать с учебником, иллюстрациями, исторической картой, анализировать и обобщать различные источники информации.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Древнейшие люди"»

10



государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»


Факультет повышения квалификации

Структурное подразделение кафедра гуманитарных и

художественно-эстетических дисциплин

Технологическая карта урока по теме: «Древнейшие люди»

Итоговая работа

Срок обучения с «06» октября 2015 г. по «24» ноября 2015г.


Исполнитель:

Авдонина Наталья Викторовнаовна,

учитель истории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14»

г. Белово

Бавина Елена Викторовна, учитель истории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 76»

г. Белово

Консультант:

Турнаев Константин Анатольевич,

Методист, ст. преподаватель кафедры гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин)




Кемерово 2015

История. 5 класс.

Используемый УМК:

  1. Уколова В.И., Маринович Л.П.; под ред. А.О.Чубарьяна. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений.- М.: Просвещение, 2012 (Академический школьный учебник).

  2. Уколова В.И., Маринович Л.П. Рабочая тетрадь к учебнику «История Древнего мира» 5 класс.- М.: Просвещение,2012

Тема урока: «Древнейшие люди».


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: формирование представления об отличии древнейших людей от животных; подведение учащихся к пониманию причин изменения жизни и орудий труда древнейших людей; формирование умения работать с учебником, иллюстрациями, исторической картой, анализировать и обобщать различные источники информации

Задачи: формирование УУД:

  • личностные – формирование чувства взаимоуважения, развитие у учащихся самостоятельности;

  • коммуникативные – развитие навыков учебного сотрудничества;

  • познавательные – формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; использовать современные источники информации.

Планируемые результаты:

  • личностные: высказать собственное мнение о роли труда в жизни древнего человека и человека современного, сопоставить отношение к природе древнейших людей и современного человека; воспитание чувства взаимоуважения, развитие сотрудничества при работе в парах, в общении с другими людьми.

  • метапредметные: учащиеся смогут приводить не менее 3-х примеров отличий древнейших людей от животных, формулировать проблему и высказывать собственное мнение, самостоятельно использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • предметные: учащиеся смогут назвать время появления на Земле древнейших людей, дать определение понятиям охота, собирательство, человеческое стадо, смогут найти и показать на карте прародину человечества, соотносить орудия труда и занятия древнейших людей, назвать не менее 3-х значений овладения огнём.


Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Перечень оборудования к уроку: ПК, проектор, презентация, учебник, рабочая тетрадь.

Список информационных источников:

1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fd8ec753-289c-409d-9a2e-b87c211d5487/180.jpg («Олдовайское ущелье в юго-восточной Африке»)

  • http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/17173/ (предки человека)

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a79b07d8-8f98-4b83-98e1-48a810db188c/185.jpg (оружие неандертальцев)

  • http://school-collection.edu.ru/dlrstore/01b31519-400e-40a2-b8f0-f5d05276a485/182.swf («Сцены из жизни древнейших людей»)

  • http://school-collection.edu.ru/catalog/ search/ (интерактивные задания по всему курсу древней истории упражнение № 1)

  1. https://yandex.ru/images/search (картинки из жизни древних людей)

3. http://www.proshkolu.ru/user/Elena1020/file/1038773/ (видео «овладение огнём» Источник: Фильм `Одиссея первобытного человека)

4. http://yogibear.wikia.com/wiki/Captain_Caveman (Человек)

  1. ttp://zooclub.ru/fotogal/clip/primat/index3.shtml (Обезьяна)

  2. http://videoscope.cc/134986-super-fizkultminutka-dlja-uroka.html


Проектирование плана и хода урока:


Этапы

урока (время)

Деятельность учителя (методы и приемы работы)

Деятельность ученика (содержание учебного материала)

Формируемые УУД


1.Организационный момент (1 минута)

Цель: проверка готовности к уроку, настроить учеников на учебную деятельность.

Приветствие, проверяет готовность к уроку

Слайд 1.

Приветствуют учителя.

Уметь организовываться к уроку.

2. Актуализация опорных знаний (5 минут)

Цель: закрепление и углубление знаний.

Обращает внимание на слайд №2. Предлагает вспомнить, что такое исторический источник и работая в парах выбрать письменные и вещественные источники.

Выполняют задание и сравнивают свой результат с работой других пар.

Уметь выражать свои мысли, используя полученные знания; работать в группе, учитывать разные мнения.

3. Постановка учебных задач (4 минуты)

Цель: создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Организует погружение в проблему: рассмотрите иллюстрации на слайде, и ответьте на вопрос: кто перед вами?

Слайд 3.




Организует обсуждение возникших затруднений.

Дают ответы:

животное: шерсть, грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперёд челюсти… человек: в руках орудие труда?


Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем.

Уметь самостоятельно формулировать учебную проблему, умение ставить учебные цели, точно выражать свои мысли, делать вывод, владеть смысловым чтением.


4. Изучение нового материала (10 минут)

Цель: формирование новых знаний и умений.

Побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника.

Когда появились древнейшие люди?


Где располагалась древнейшая родина человека?

Слайд 4.


Организует работу с картой на слайде (показывает по карте называемые территории).

Слайд 5.


Почему именно Африка стала местом появления и обитания древнейших людей?


Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя.


2 млн. лет назад.



Южная и Восточная Африка. Олдовайское ущелье.

2-3 ученика показывают на карте Прародину человека и проговаривают её название.

Ученики размышляют, высказывают версии.


Уметь самостоятельно работать с картой, с новой информацией, находить ответы на поставленные вопросы, грамотно использовать в речи новые термины.

5. Динамическая пауза (2 минуты)

Цель: организация отдыха учащихся, снятие утомляемости.

Используется супер-физкультминутка,

http://videouroki.net

Выполняют движения под руководством мультгероя и учителя

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

6. Продолжение изучения нового материала (10 минут)

Цель: формирование новых знаний и умений, интереса к изучаемому предмету.

Обращает внимание учащихся на слайд №7 «Древнейшие орудия труда» и предлагает предположить, для чего можно было использовать эти орудия труда древнейшему человеку.

Организует работу с текстом учебника стр. 16. Предлагает рассказать о том, какими орудиями труда пользовались древнейшие люди. Какой вывод из этого можно сделать?




Организует учащихся на знакомство с историческими сведениями о том, как человек овладел огнём? (видеофрагмент)

Ответы учеников: срезать палку, отточить палку-копалку, убить мелкого зверя, защититься от нападения хищников…




Ответы учеников: рубила, скребки, ножи, наконечники копий.




Делают вывод: животные такие изделия сделать не могли. Их сделал «человек умелый».


Смотрят видео, отвечают на вопрос учителя.

Выдвижение гипотез и их обоснование; формирование представлений о ценности труда;

формирование умения смыслового чтения, организации познавательной деятельности, интереса к предмету.

7. Контроль усвоения нового знания (8 минут)

Цель: закрепление изученного материала

Предлагает ответить на вопросы:

1. Чем древнейшие люди отличались от животных? (слайд 8)


2. Чему древнейшие люди могли бы научить нас?





3. Какие орудия изображены на слайде? (слайд 9)






4. Какое значение огонь играл в жизни древнейшего человека?

(слайд 10)


Называют отличия и сравнивают ответ с вариантами на слайде.


Ответы учеников: умению выживать в условиях дикой природы, не вредить природе.


Обучающиеся работают с иллюстрацией на слайде, называя изображённые орудия труда.


Выполняют задание № 2 в рабочей тетради стр. 6.

Уметь работать с информацией, применять полученные знания, грамотно использовать в речи новые термины

12. Итог урока (3 минуты)

Цель: учить оценивать свои знания.

Создаёт условия для осмысления учеником своих действий.

Слайд 11. «Оцени свои достижения»


Комментируют и оценивают свою работу на уроке.


Формирование навыков самооценки, оценивание качества и уровня усвоения изучаемого материала


12. Домашнее задание (2 минуты)

Цель: сообщить домашнее задание и способы его выполнения.


Объявляет и комментирует домашнее задание (слайд 12

§ 3, вопрос № 4. Рабочая тетрадь задание № 1, стр. 5 -6)

Записывают домашнее задание в дневник.

Познавательная, творческая, содействие ответственности и самостоятельности.