Урок 28.
Тема. Электрическое поле. Взаимодействие заряженных тел.
Цели урока:
Образовательная: углубить знания учащихся об электризации тел, электрическом заряде, видах электрического заряда; изучить свойства и взаимодействие зарядов, закон его сохранения; сформировать у учащихся понятие электрическое поле;
Развивающая: продолжать формирование познавательного интереса, умений наблюдать, экспериментировать, сопоставлять и обобщать результаты эксперимента;
Воспитательная: показать значение опытных фактов в жизни человека.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок – исследование.
Оборудование: эбонитовая и стеклянная палочки, шерстяная ткань, бумага, электростатические султаны, гильза из алюминиевой фольги, воздушный шарик, бутылка с водой, подвешенная на штативе.
Ход урока.
Организационный момент.
Эпиграфом к уроку я выбрала слова Козьмы Пруткова «Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь».
А проблемным вопросом перед вами я поставила вопрос: «Почему люди бьются током?» Надеюсь, что проведя исследование сегодня на уроке, вы дадите на него ответ.
Постановка темы урока.
Словно какая-то в жизни прострация
Эта таинственная ….. (электризация).
Кто в ней сильно виноват?….
(Электрический заряд).
Повторение ранее изученного материала.
Беседа с учащимися
Что такое электризация? (явление, при котором одни тела обладают способностью притягивать к себе другие тела)
Как вы думаете, от какого слова произошло это название? (от слова электрон)
А что означает с греческого слово электрон? (янтарь)
Почему греки обратили внимание на янтарь? (после трения о шерстяные нитки он обладал способностью притягивать к себе ворсинки, обрывки ниток, волосы, перья)
Одно тело получает заряд, а что вы можете сказать о втором теле? (оно заряжается зарядом противоположного знака)
Почему так происходит? (учащиеся должны рассказать о строении атома и о том, что электроны легко покидают свои оболочки в атоме и присоединяются к электронам в атомах других тел)
Как можно получить отрицательный заряд? (отрицательный заряд получает эбонитовая палочка)
А шерсть? (положительный)
А стеклянная палочка? (положительный)
А бумага? (отрицательный)
Таким образом, при электризации:
оба тела заряжаются: одно - отрицательно, другое – положительно.
электроны с одного тела переходят на другое, так как они легче (масса каждого в 1840 раз меньше массы каждого протона в ядре) и они находятся с краю атома.
атом, потерявший электрон, превращается в положительный ион; атом, принявший электрон - в отрицательный ион.
Какой прибор позволяет судить о наличии заряда? (электрометр, электроскоп)
Что нужно сделать для того, чтобы шар электрометр был заряжен отрицательно? (приглашается учащийся для проведения эксперимента)
Как доказать, что электрометр действительно заряжен отрицательно? (учащиеся рассуждают)
Изложение нового материала.
Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю провести эксперимент.
Эксперимент 1.
1. У вас на столах лежат полоски бумаги и полоски полиэтилена. Возьмите две полоски бумаги, сложите их вместе и хорошо потрите друг о друга. Разведите в стороны и снова аккуратно поднесите их друг к другу. Что вы наблюдаете?
2. То же самое проделайте с полосками полиэтилена. Что происходит?
3. А теперь аккуратно поднесите друг к другу полоску полиэтилена и полоску бумаги. Что наблюдаете?
Эксперимент 2. Опыт с султанами на демонстрационном столе (для выполнения пригласить ученика)
Вывод: существуют положительный и отрицательный заряды. Одноимённо заряженные тела отталкиваются, а разноимённо заряженные - притягиваются.
Возвращаемся к опыту с электрометром.
Вспомогательный вопрос: Почему отклоняется стрелка электрометра,
когда мы дотрагиваемся заряженной отрицательно палочкой к
его шару?
(Сначала отвечают учащиеся, потом учитель объясняет)
Виды электризации:
(Для выполнения опытов приглашаются учащиеся)
при контакте:
Опыт с наэлектризованным воздушным шариком на обоях. Натрите шарик шерстью и поднесите сначала к бумажкам, затем к стене. Каким способом произошла электризация? Почему наэлектризованный шарик притягивается к незаряженной стене?
=трением
Эксперимент 3.
Эксперимент 4.
Опыт с палочкой и электрометром.
= соприкосновением
= ударом
через влияние - посредством электрического поля.
Электрическое поле – особая форма материи, существующая вокруг заряженных тел и частиц.
Именно электрическое поле заряженного тела действует на другое тело или на его частицы.
Опыт с гильзой из фольги. Поднести к незаряженной гильзе сначала наэлектризованную эбонитовую палочку, а затем наэлектризованную стеклянную палочку. Почему гильза притягивается и к «-», и к «=»?
Такое же наблюдается и между тучей и Землей, и между наэлектризованной палочкой и струей воды.
(* Оболочка шарика от трения наэлектризовалась и при приближении к стенке наэлектризовала её зарядом противоположного знака. А разноименные заряды притягиваются. Вот шарик и «прилип» к стене».
* В незаряженной гильзе электроны перебегают к «+», противоположно «-», поэтому сторона гильзы, которая ближе к палочке имеет противоположный ей заряд. А противоположные заряды притягиваются. То же самое происходит в туче)
Вы уже знаете, что электризация — это процесс сообщения телу электрического заряда. Что же такое электрический заряд? Как вы думаете?
Электрический заряд- это мера свойств заряженных тел взаимодействовать друг с другом.
Заряд дискретен, то есть передаётся порциями.
Единицей измерения электрического заряда в интернациональной системе СИ является один Кулон, в честь французского ученого Шарля Кулона (1736-1806). Обозначается q.
Минимальный заряд- заряд электрона. Он был определен в опытах Иоффе и Милликена.
У протона такой же по модулю заряд!
Заряд подчиняется закону сохранения. Во всех явлениях электризации тел в замкнутой системе суммарный электрический заряд сохраняется.
Замкнутая или электрически изолированная система тел - это система тел, через границу которой не проникают заряды.
До взаимодействия палочки с тканью чему был равен заряд? Допустим, палочка получила заряд после электризации + 2 Кл. Какой заряд получила кусочек ткани? – 2 Кл. А суммарный заряд чему равен? В этом и заключается закон сохранения электрического заряда.
Алгебраическая сумма зарядов электрически изолированной системы постоянна:
Задача. Два шара, заряды которых -5 Кл и 7 Кл, привели в соприкосновение и развели в разные стороны. Какими стали заряды шаров после взаимодействия? (суммарный заряд разделится поровну между двумя шарами и каждый шар будет иметь заряд (-5 + 7): 2 = 1 (Кл).
Подведение итогов урока. Оценивание учащихся.
Итак, почему же люди бьются током?
У многих из вас при ходьбе, рукава одежды трутся о куртку, обувь о синтетическую поверхность пола. Куртка, рукав и рука приобретают новые свойства – заряжаются.
Теперь я знаю лучше все, чем прежде:
Причина искр и токов - есть в одежде.
Я в школу шел, рукой махал
И этим куртку и рукав электризовал!
Причины электризации:
одежда из шерстяной или синтетической ткани;
трение подошвы обуви о синтетическое покрытие пола;
слишком сухой воздух в помещении.
Домашнее задание: Б. §§ 23, 25, 26 (прочитать), выучить конспект; ответить письменно на вопрос: Что же делать, чтобы избежать этих «ударов искрами маленьких молний»?