СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Электрическое поле. Взаимодействие заряженных тел"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Образовательная: углубить знания учащихся об  электризации тел, электрическом заряде, видах электрического заряда; изучить свойства и взаимодействие зарядов, закон его сохранения; сформировать у учащихся понятие электрическое поле;

Развивающая:  продолжать формирование познавательного интереса, умений наблюдать, экспериментировать, сопоставлять и обобщать результаты эксперимента;

Воспитательнаяпоказать значение опытных фактов в жизни человека.

 Тип урока: комбинированный.

 Форма урока: урок – исследование.

 Оборудование: эбонитовая и стеклянная палочки, шерстяная ткань, бумага,  электростатические султаны, гильза из алюминиевой фольги, воздушный шарик, бутылка с водой, подвешенная на штативе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Электрическое поле. Взаимодействие заряженных тел"»

Урок 28.


Тема. Электрическое поле. Взаимодействие заряженных тел.


Цели урока:

Образовательная: углубить знания учащихся об электризации тел, электрическом заряде, видах электрического заряда; изучить свойства и взаимодействие зарядов, закон его сохранения; сформировать у учащихся понятие электрическое поле;

Развивающая: продолжать формирование познавательного интереса, умений наблюдать, экспериментировать, сопоставлять и обобщать результаты эксперимента;

Воспитательная: показать значение опытных фактов в жизни человека.


Тип урока: комбинированный.


Форма урока: урок – исследование.


Оборудование: эбонитовая и стеклянная палочки, шерстяная ткань, бумага, электростатические султаны, гильза из алюминиевой фольги, воздушный шарик, бутылка с водой, подвешенная на штативе.


Ход урока.


  1. Организационный момент.


Эпиграфом к уроку я выбрала слова Козьмы Пруткова «Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь».


А проблемным вопросом перед вами я поставила вопрос: «Почему люди бьются током?» Надеюсь, что проведя исследование сегодня на уроке, вы дадите на него ответ.


  1. Постановка темы урока.


Словно какая-то в жизни прострация

Эта таинственная ….. (электризация).

Кто в ней сильно виноват?….

(Электрический заряд).


  1. Повторение ранее изученного материала.


Беседа с учащимися


  • Что такое электризация? (явление, при котором одни тела обладают способностью притягивать к себе другие тела)

  • Как вы думаете, от какого слова произошло это название? (от слова электрон)

  • А что означает с греческого слово электрон? (янтарь)

  • Почему греки обратили внимание на янтарь? (после трения о шерстяные нитки он обладал способностью притягивать к себе ворсинки, обрывки ниток, волосы, перья)

  • Что значит – зарядить тело? (передать ему электрический заряд)

  • Одно тело получает заряд, а что вы можете сказать о втором теле? (оно заряжается зарядом противоположного знака)

  • Почему так происходит? (учащиеся должны рассказать о строении атома и о том, что электроны легко покидают свои оболочки в атоме и присоединяются к электронам в атомах других тел)

  • Как можно получить отрицательный заряд? (отрицательный заряд получает эбонитовая палочка)

  • А шерсть? (положительный)

  • А стеклянная палочка? (положительный)

  • А бумага? (отрицательный)


Таким образом, при электризации:

  • оба тела заряжаются: одно - отрицательно, другое – положительно.

  • электроны с одного тела переходят на другое, так как они легче (масса каждого в 1840 раз меньше массы каждого протона в ядре) и они находятся с краю атома.

  • атом, потерявший электрон, превращается в положительный ион; атом, принявший электрон - в отрицательный ион.


  • Какой прибор позволяет судить о наличии заряда? (электрометр, электроскоп)

  • Что нужно сделать для того, чтобы шар электрометр был заряжен отрицательно? (приглашается учащийся для проведения эксперимента)

  • Как доказать, что электрометр действительно заряжен отрицательно? (учащиеся рассуждают)


  1. Изложение нового материала.


Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю провести эксперимент.


Эксперимент 1.


1. У вас на столах лежат полоски бумаги и полоски полиэтилена. Возьмите две полоски бумаги, сложите их вместе и хорошо потрите друг о друга. Разведите в стороны и снова аккуратно поднесите их друг к другу. Что вы наблюдаете?


2. То же самое проделайте с полосками полиэтилена. Что происходит?


3. А теперь аккуратно поднесите друг к другу полоску полиэтилена и полоску бумаги. Что наблюдаете?


Эксперимент 2. Опыт с султанами на демонстрационном столе (для выполнения пригласить ученика)


  • Какой вывод можно сделать? (учащиеся отвечают)


Вывод: существуют положительный и отрицательный заряды. Одноимённо заряженные тела отталкиваются, а разноимённо заряженные - притягиваются.


Возвращаемся к опыту с электрометром.


  • Как узнать какого знака заряд он получил?


Вспомогательный вопрос: Почему отклоняется стрелка электрометра,

когда мы дотрагиваемся заряженной отрицательно палочкой к

его шару?


(Сначала отвечают учащиеся, потом учитель объясняет)


  • Какими способами можно наэлектризовать тело?


Виды электризации:

(Для выполнения опытов приглашаются учащиеся)


  1. при контакте:


Опыт с наэлектризованным воздушным шариком на обоях. Натрите шарик шерстью и поднесите сначала к бумажкам, затем к стене. Каким способом произошла электризация? Почему наэлектризованный шарик притягивается к незаряженной стене?


=трением



Эксперимент 3.


Эксперимент 4.


Опыт с палочкой и электрометром.


= соприкосновением


= ударом

  1. через влияние - посредством электрического поля.


Электрическое поле – особая форма материи, существующая вокруг заряженных тел и частиц.


Именно электрическое поле заряженного тела действует на другое тело или на его частицы.


Опыт с гильзой из фольги. Поднести к незаряженной гильзе сначала наэлектризованную эбонитовую палочку, а затем наэлектризованную стеклянную палочку. Почему гильза притягивается и к «-», и к «=»?


Такое же наблюдается и между тучей и Землей, и между наэлектризованной палочкой и струей воды.



  • Почему незаряженная струя воды притягивается к заряженной палочке?


(* Оболочка шарика от трения наэлектризовалась и при приближении к стенке наэлектризовала её зарядом противоположного знака. А разноименные заряды притягиваются. Вот шарик и «прилип» к стене».

* В незаряженной гильзе электроны перебегают к «+», противоположно «-», поэтому сторона гильзы, которая ближе к палочке имеет противоположный ей заряд. А противоположные заряды притягиваются. То же самое происходит в туче)


Вы уже знаете, что электризация — это процесс сообщения телу электрического заряда. Что же такое электрический заряд? Как вы думаете?


Электрический заряд- это мера свойств заряженных тел взаимодействовать друг с другом.


Заряд дискретен, то есть передаётся порциями.


Единицей измерения электрического заряда в интернациональной системе СИ является один Кулон, в честь французского ученого Шарля Кулона (1736-1806). Обозначается q.


  • Как вы считаете, заряд может делиться бесконечно? Почему?


Минимальный заряд- заряд электрона. Он был определен в опытах Иоффе и Милликена.

У протона такой же по модулю заряд!

Заряд подчиняется закону сохранения. Во всех явлениях электризации тел в замкнутой системе суммарный электрический заряд сохраняется.


Замкнутая или электрически изолированная система тел - это система тел, через границу которой не проникают заряды.


До взаимодействия палочки с тканью чему был равен заряд? Допустим, палочка получила заряд после электризации + 2 Кл. Какой заряд получила кусочек ткани? – 2 Кл. А суммарный заряд чему равен? В этом и заключается закон сохранения электрического заряда.


Алгебраическая сумма зарядов электрически изолированной системы постоянна:


Задача. Два шара, заряды которых -5 Кл и 7 Кл, привели в соприкосновение и развели в разные стороны. Какими стали заряды шаров после взаимодействия? (суммарный заряд разделится поровну между двумя шарами и каждый шар будет иметь заряд (-5 + 7): 2 = 1 (Кл).


  1. Подведение итогов урока. Оценивание учащихся.


Итак, почему же люди бьются током?


У многих из вас при ходьбе, рукава одежды трутся о куртку, обувь о синтетическую поверхность пола. Куртка, рукав и рука приобретают новые свойства – заряжаются.


Теперь я знаю лучше все, чем прежде:

Причина искр и токов - есть в одежде.

Я в школу шел, рукой махал

И этим куртку и рукав электризовал!


Причины электризации:


  • одежда из шерстяной или синтетической ткани;

  • трение подошвы обуви о синтетическое покрытие пола;

  • слишком сухой воздух в помещении.


  1. Домашнее задание: Б. §§ 23, 25, 26 (прочитать), выучить конспект; ответить письменно на вопрос: Что же делать, чтобы избежать этих «ударов искрами маленьких молний»?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!