Конспект урока Эти "летающие цветы"- бабочки.

Категория: Биология

Тема урока:  Эти « Летающие цветы»- бабочки. Цель урока: Изучить основные особенности строения, жизнедеятельности и                       развития бабочек; рассмотреть значение чешуекрылых в природе                      и в жизни человека; продолжить развитие логического и образно-                      чувственного мышления, творческих способностей учащихся;                       продолжить воспитание у школьников любви и бережного отношения                      к природе. Оборудование: микроскопы, микропрепараты крыльев бабочек, коллекции бабочек                          плакаты и рисунки с изображением чешуекрылых, диск «Уроки биологии в 7 классе», интерактивная доска. Ход урока: I. Вводная часть. Для каждого любителя природы бабочки- это праздник души. Богатство красок и полёт- то стремительный, то неторопливый- вот что замечают большинство из нас. Бабочки- это прекрасные творения живой природы, вершина её художественного мастерства, шедевр эволюции. Малыш, начинающий делать первые шаги, и седой «юный натуралист» с одинаковым душевным трепетом относятся к этим замечательным произведениям природы, интуитивно желая быть чище, добрее, совершеннее. Вот и мы с вами сегодня познакомимся с этими удивительными созданиями, населяющими практически все уголки нашей планеты.  Поэт А. Майков писал:                                Долина вся в цветах,                                Над этими цветами-                                Рой пёстрых бабочек,                                Цветов летучих рой! Легенда о бабочках- цветах гласит: «Когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоухание всех земных растений и создала цветок, равного которому не было на всём белом свете. Бог Зевс, увидел такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И – о чудо! –цветок оторвался от стебля и полетел. Так, по древнегреческой легенде, появились бабочки.

Тема нашего урока так и звучит: «Эти «летающие цветы»- бабочки!». – запись на интерактивной доске.

Проблемная ситуация: действительно ли бабочки произошли из цветков, оторвавшихся от растений? II.Проверка и закрепление изученного раннее материала.     1.Какой характерный признак отличает большинство животных от растений?     2.Какой общий признак характеризует тип членистоногие?     3.Какое количество ног характерно для насекомых?  На интерактивной  доске: Классификация бабочек( заполняется после каждого ответа на вопросы)                           Царство………-Животные                           Тип……………-Членистоногие                           Класс………….-Насекомые    4.Почему они называются чешуекрылые?                           Отряд………..-Чешуекрылые III.Изучение н. м. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть крылышки бабочек под микроскопом. У этих насекомых крылья покрыты чешуйками, отсюда их второе название. У бабочек 2 пары крыльев. Чешуйки имеют различную форму, окраску и величину. ( демонстрация рисунков из книге «Насекомые»).От цвета и формы чешуй зависят окраска крыльев и рисунок на них. Лишь у очень немногих бабочек чешуйки отсутствуют. Демонстрация слайда «Крылья бабочек». Значение окраски в жизни бабочек ( покровительственная, предостерегающая). Знакомятся с явлениями мимикрии ( запись термина в тетрадь).

На голове у бабочек расположены сложные глаза, усики, сосущий ротовой аппарат – хоботок. Он эластичен может сворачиваться как спираль, а длина его помогает бабочкам питаться нектаром из цветков определённого вида растений.  У некоторых бабочек хоботок отсутствует. Считают, что бабочки появились на Земле одновременно с цветковыми растениями. Демонстрация слайда «Способ питания». Бабочек подразделяют на две группы – дневные, или булавоусые и ночные, или перистоусые.  Размах крыльев бабочек от 3мм до 30 см. На нашей планете их около 140 тыс. видов. Они распространены по всему свету. Из-за повсеместной хозяйственной деятельности человека, уничтожающей места их обитания, более половины всех видов находится под угрозой исчезновения, а других резко сокращается. На территории Башкортостана существуют чешуекрылые которые занесены в Красную книгу.  Сообщения учащихся.  Улетают на зимовку только молодые бабочки, и всего один раз в жизни. Так, репейница осенью улетает в южные страны Африки, в Индию или Иран. Известна стая до 3 трлн особей. Бывают случаи, когда бабочки собираются в большие стаи и перелетают на значительные расстояния. Некоторые бабочки: крапивница, лимонница, траурница, павлиний глаз и другие могут зимовать во взрослом состоянии. Демонстрация слайда «Миграция бабочек». После таяния снега перезимовавшие особи готовы к размножению.  Яйца бабочек разнообразны по форме. Личинок называют гусеницами. Развитие идёт с полным превращением: яйцо – гусеница – куколка – взрослая бабочка. Демонстрация слайда «Личинки бабочек». Работа с коллекциями, рисунками, учебником. У гусениц, в отличии от бабочек, ротовой аппарат грызущий. Гусеницы большинства видов бабочек имеют шелкоотделительные железы, с помощью которых перед окукливанием они создают кокон.  Пища гусениц  в основном растительная, редко это шерсть, воск. Некоторые гусеницы развиваются в воде ( болотная огнёвка). Многие гусеницы имеют яркую окраску, красивое опушение и выросты. Гусеницы могут защищаться от врагов, притворяясь сухим сучком или листом, выделяя сильно пахнущий секрет, принимая угрожающую позу, резко спускаясь на шёлковой нити. Все гусеницы, достигнув определённого возраста, окукливаются. В стадии куколки формируется организм взрослого насекомого. Ну, я вижу, что вы немножечко устали. Я  расскажу вам детское стихотворение Э. Успенского. Выявите ошибку, которую допустил автор данного стихотворения.

                              Этот странный дом без окон                               У людей зовётся кокон                               Свив на ветке этот дом,                                Дремлет гусеница в нём,                                Спит без просыпа всю зиму,                                А зима промчалась мимо.                               Март, апрель, капель, весна…                               Просыпайся, Сонюшка,                               Под весенним ярким солнышком!                               Гусенице не до сна                               Стала бабочкой она! Учащиеся устанавливают что в коконе должна была находится не гусеница, а куколка, так как у бабочек развитие происходит с полным превращением.

Значение бабочек. Творческое задание:   «Собрать народные приметы» 1.Ночные бабочки в дом влетают-…….                    А)…..быть буре. 2.Бабочка крапивница в ясную погоду  стремится укрыться в защищённом месте-…….      Б)…..сильный ветер предвещают. 3.Аполон летит и нектар собирает-……….               В)…..быть солнечной погоде. 4.Ночные бабочки в дождь летают-………               Г)……быть грозе. 5.Гусеницы соснового шелкопряда не выходят из гнезда-……                                               Д)……тепло предвещают. Правильные ответы: 1-Б; 2-Г; 3-В; 4-Д; 5-А. Вывод: по поведению бабочек можно предсказать погоду.    .   Задание2. «Дорисовать картину». Работа по группам. Рассмотрите картину с изображениями различных гусениц и маленькие картинки- выставки с рисунками бабочек. Поместите бабочку рядом с её гусеницей. Сделайте вывод. На картинах изображены:    1.Гусеница, поедающая мех.                                                 2. Гусеница, поедающая листья капусты.                                                 3. Гусеница, поедающая хвою.                                                 4. Гусеница, поедающая мякоть плодов яблок.                                                 5. Гусеница, поедающая всходы озимых.                                               6. Гусеница, поедающая семена пшеницы.    Картинки- выставки с бабочками:                                              А) зерновая совка;                                              Б) шелкопряд- монашенка;                                              В) шубная моль;                                              Г) яблонная плодожорка;                                              Д) озимая совка;                                              Е) капустная белянка. Правильные ответы: 1-В; 2-Е; 3-Б; 4-Г; 5-Д; 6-А. Вывод: гусеницы многих бабочек наносят серьёзный ущерб хозяйственной деятельности человека.   В инсценировке участвуют: ведущий, начальник экспедиции, геолог, бабочка- перламутровка, фиалка золотистая. Ведущий: На лесной полянке росла фиалка золотистая. Жила она спокойно, радовалась тёплому солнышку и свежему ветерку, но вдруг появилась нежданная гостья- бабочка-перламутровка. Бабочка: Здравствуй, фиалка! Фиалка: Ну, здравствуй, коль не шутишь. Только ты улетай отсюда побыстрее, а то     твои   гусеницы у моих сестёр все листья съели! Бабочка: Прости, но что поделать, если мои гусеницы питаются только листьями                 фиалок. Да, кстати, что это за шум кругом? Фиалка: А, это люди уже около месяца ищут цинковую руду и никак не могут найти               Глупые какие! Бабочка: А почему? Фиалка: Да потому что я, фиалка- золотистая, являюсь рудоуказчиком! Знаешь,                Какие залежи цинка находятся подо мной- целый пласт!     Ведущий: На поляну выходят начальник экспедиции и геолог. Начальник: Всё, хватит! Завтра мы переезжаем в другой район! Но жаль, ведь здесь столько цветов и бабочек. Посмотри, геолог, какая красивая бабочка перламутровка Летает возле фиалки. Ведущий: Геолог был знатоком бабочек и, увидев перламутровку, воскликнул: Геолог: Никуда не надо переезжать! Ведь гусеницы перламутровки питаются листьями фиалки золотистой, которая является указчиком цинковых руд! Здесь должна быть руда! Фиалка: Ну вот и всё, теперь вырвут из земли! Уж лучше бы гусеница пару листьев съела! Вывод: некоторые бабочки могут указывать нахождения полезных ископаемых. Нередко гусеницы вредят полевым, садовым, огородным и лесным растениям. Взрослые насекомые, наоборот, приносят пользу, опыляя цветковые растения. И гусеницы, и бабочки служат пищей для многих беспозвоночных животных, а также земноводных, пресмыкающихся, птиц и зверей.  Гусеницы моли повреждают одежду, обувь, ковры и многие другие вещи человека. Среди бабочек есть одомашненные виды, например тутовый шелкопряд, которого человек издавна использует для получения шёлка. Демонстрация слайда «Шелкопряд».                                Для чего в природе бабочки нужны?                              Мы сейчас об этом вам сказать должны.                              Пищей они служат птицам и зверькам,                              Ящерицам, земноводным, даже паукам.                     Также могут бабочки опылять цветы,                     Чтобы потом образовались из цветков плоды,                     А для человечества много лет подряд                     Шёлковые нити поставляет шелкопряд.                                Бабочки- природы нашей красоты,                                В них и сказка, счастье и мечта.                                Пусть живут и радуют бабочки наш взор,                                Пусть наполнится их светом весь земной простор! Ну а теперь ответьте на поставленный вопрос: что вы можете сказать о сходстве бабочек и цветов? (И бабочки и цветы являются украшением нашей природы!). IV.Заключение: Мы должны сохранить  бабочек для будущих поколений V.Д.З. $ 18.               

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Эти "летающие цветы"- бабочки.»

Урок биологии в 7 классе.

Тема урока: Эти « Летающие цветы»- бабочки.

Цель урока: Изучить основные особенности строения, жизнедеятельности и

развития бабочек; рассмотреть значение чешуекрылых в природе

и в жизни человека; продолжить развитие логического и образно-

чувственного мышления, творческих способностей учащихся;

продолжить воспитание у школьников любви и бережного отношения

к природе.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты крыльев бабочек, коллекции бабочек

плакаты и рисунки с изображением чешуекрылых, диск «Уроки биологии в 7 классе», интерактивная доска.

Ход урока: I. Вводная часть.

Для каждого любителя природы бабочки- это праздник души. Богатство красок и полёт- то стремительный, то неторопливый- вот что замечают большинство из нас.

Бабочки- это прекрасные творения живой природы, вершина её художественного мастерства, шедевр эволюции.

Малыш, начинающий делать первые шаги, и седой «юный натуралист» с одинаковым душевным трепетом относятся к этим замечательным произведениям природы, интуитивно желая быть чище, добрее, совершеннее.

Вот и мы с вами сегодня познакомимся с этими удивительными созданиями, населяющими практически все уголки нашей планеты. Поэт А. Майков писал:

Долина вся в цветах,

Над этими цветами-

Рой пёстрых бабочек,

Цветов летучих рой!

Легенда о бабочках- цветах гласит:

«Когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоухание всех земных растений и создала цветок, равного которому не было на всём белом свете. Бог Зевс, увидел такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И – о чудо! –цветок оторвался от стебля и полетел. Так, по древнегреческой легенде, появились бабочки.


Тема нашего урока так и звучит: «Эти «летающие цветы»- бабочки!». – запись на интерактивной доске.


Проблемная ситуация: действительно ли бабочки произошли из цветков, оторвавшихся от растений?

II.Проверка и закрепление изученного раннее материала.

1.Какой характерный признак отличает большинство животных от растений?

2.Какой общий признак характеризует тип членистоногие?

3.Какое количество ног характерно для насекомых?

На интерактивной доске: Классификация бабочек( заполняется после каждого ответа на вопросы)

Царство………-Животные

Тип……………-Членистоногие

Класс………….-Насекомые

4.Почему они называются чешуекрылые?

Отряд………..-Чешуекрылые

III.Изучение н. м.

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть крылышки бабочек под микроскопом. У этих насекомых крылья покрыты чешуйками, отсюда их второе название. У бабочек 2 пары крыльев. Чешуйки имеют различную форму, окраску и величину. ( демонстрация рисунков из книге «Насекомые»).От цвета и формы чешуй зависят окраска крыльев и рисунок на них. Лишь у очень немногих бабочек чешуйки отсутствуют. Демонстрация слайда «Крылья бабочек».

Значение окраски в жизни бабочек ( покровительственная, предостерегающая). Знакомятся с явлениями мимикрии ( запись термина в тетрадь).


На голове у бабочек расположены сложные глаза, усики, сосущий ротовой аппарат – хоботок. Он эластичен может сворачиваться как спираль, а длина его помогает бабочкам питаться нектаром из цветков определённого вида растений. У некоторых бабочек хоботок отсутствует. Считают, что бабочки появились на Земле одновременно с цветковыми растениями. Демонстрация слайда «Способ питания».

Бабочек подразделяют на две группы – дневные, или булавоусые и ночные, или перистоусые.

Размах крыльев бабочек от 3мм до 30 см. На нашей планете их около 140 тыс. видов. Они распространены по всему свету. Из-за повсеместной хозяйственной деятельности человека, уничтожающей места их обитания, более половины всех видов находится под угрозой исчезновения, а других резко сокращается.

На территории Башкортостана существуют чешуекрылые которые занесены в Красную книгу.

Сообщения учащихся.

Улетают на зимовку только молодые бабочки, и всего один раз в жизни. Так, репейница осенью улетает в южные страны Африки, в Индию или Иран. Известна стая до 3 трлн особей. Бывают случаи, когда бабочки собираются в большие стаи и перелетают на значительные расстояния. Некоторые бабочки: крапивница, лимонница, траурница, павлиний глаз и другие могут зимовать во взрослом состоянии. Демонстрация слайда «Миграция бабочек».

После таяния снега перезимовавшие особи готовы к размножению.

Яйца бабочек разнообразны по форме. Личинок называют гусеницами. Развитие идёт с полным превращением: яйцо – гусеница – куколка – взрослая бабочка.

Демонстрация слайда «Личинки бабочек».

Работа с коллекциями, рисунками, учебником.

У гусениц, в отличии от бабочек, ротовой аппарат грызущий. Гусеницы большинства видов бабочек имеют шелкоотделительные железы, с помощью которых перед окукливанием они создают кокон. Пища гусениц в основном растительная, редко это шерсть, воск. Некоторые гусеницы развиваются в воде ( болотная огнёвка). Многие гусеницы имеют яркую окраску, красивое опушение и выросты. Гусеницы могут защищаться от врагов, притворяясь сухим сучком или листом, выделяя сильно пахнущий секрет, принимая угрожающую позу, резко спускаясь на шёлковой нити. Все гусеницы, достигнув определённого возраста, окукливаются. В стадии куколки формируется организм взрослого насекомого.

Ну, я вижу, что вы немножечко устали. Я расскажу вам детское стихотворение Э. Успенского. Выявите ошибку, которую допустил автор данного стихотворения.


Этот странный дом без окон

У людей зовётся кокон

Свив на ветке этот дом,

Дремлет гусеница в нём,

Спит без просыпа всю зиму,

А зима промчалась мимо.

Март, апрель, капель, весна…

Просыпайся, Сонюшка,

Под весенним ярким солнышком!

Гусенице не до сна

Стала бабочкой она!

Учащиеся устанавливают что в коконе должна была находится не гусеница, а куколка, так как у бабочек развитие происходит с полным превращением.


Значение бабочек.

Творческое задание: «Собрать народные приметы»

1.Ночные бабочки в дом влетают-……. А)…..быть буре.

2.Бабочка крапивница в ясную погоду

стремится укрыться в защищённом месте-……. Б)…..сильный ветер предвещают.

3.Аполон летит и нектар собирает-………. В)…..быть солнечной погоде.

4.Ночные бабочки в дождь летают-……… Г)……быть грозе.

5.Гусеницы соснового шелкопряда не

выходят из гнезда-…… Д)……тепло предвещают.

Правильные ответы: 1-Б; 2-Г; 3-В; 4-Д; 5-А.

Вывод: по поведению бабочек можно предсказать погоду.

.

Задание2. «Дорисовать картину». Работа по группам.

Рассмотрите картину с изображениями различных гусениц и маленькие картинки- выставки с рисунками бабочек. Поместите бабочку рядом с её гусеницей. Сделайте вывод.

На картинах изображены: 1.Гусеница, поедающая мех.

2. Гусеница, поедающая листья капусты.

3. Гусеница, поедающая хвою.

4. Гусеница, поедающая мякоть плодов яблок.

5. Гусеница, поедающая всходы озимых.

6. Гусеница, поедающая семена пшеницы.

Картинки- выставки с бабочками:

А) зерновая совка;

Б) шелкопряд- монашенка;

В) шубная моль;

Г) яблонная плодожорка;

Д) озимая совка;

Е) капустная белянка.

Правильные ответы: 1-В; 2-Е; 3-Б; 4-Г; 5-Д; 6-А.

Вывод: гусеницы многих бабочек наносят серьёзный ущерб хозяйственной деятельности человека.

В инсценировке участвуют: ведущий, начальник экспедиции, геолог, бабочка- перламутровка, фиалка золотистая.

Ведущий: На лесной полянке росла фиалка золотистая. Жила она спокойно, радовалась тёплому солнышку и свежему ветерку, но вдруг появилась нежданная гостья- бабочка-перламутровка.

Бабочка: Здравствуй, фиалка!

Фиалка: Ну, здравствуй, коль не шутишь. Только ты улетай отсюда побыстрее, а то твои гусеницы у моих сестёр все листья съели!

Бабочка: Прости, но что поделать, если мои гусеницы питаются только листьями

фиалок. Да, кстати, что это за шум кругом?

Фиалка: А, это люди уже около месяца ищут цинковую руду и никак не могут найти

Глупые какие!

Бабочка: А почему?

Фиалка: Да потому что я, фиалка- золотистая, являюсь рудоуказчиком! Знаешь,

Какие залежи цинка находятся подо мной- целый пласт!

Ведущий: На поляну выходят начальник экспедиции и геолог.

Начальник: Всё, хватит! Завтра мы переезжаем в другой район! Но жаль, ведь здесь столько цветов и бабочек. Посмотри, геолог, какая красивая бабочка перламутровка

Летает возле фиалки.

Ведущий: Геолог был знатоком бабочек и, увидев перламутровку, воскликнул:

Геолог: Никуда не надо переезжать! Ведь гусеницы перламутровки питаются листьями фиалки золотистой, которая является указчиком цинковых руд! Здесь должна быть руда!

Фиалка: Ну вот и всё, теперь вырвут из земли! Уж лучше бы гусеница пару листьев съела!

Вывод: некоторые бабочки могут указывать нахождения полезных ископаемых.

Нередко гусеницы вредят полевым, садовым, огородным и лесным растениям. Взрослые насекомые, наоборот, приносят пользу, опыляя цветковые растения.

И гусеницы, и бабочки служат пищей для многих беспозвоночных животных, а также земноводных, пресмыкающихся, птиц и зверей.

Гусеницы моли повреждают одежду, обувь, ковры и многие другие вещи человека.

Среди бабочек есть одомашненные виды, например тутовый шелкопряд, которого человек издавна использует для получения шёлка.

Демонстрация слайда «Шелкопряд».

Для чего в природе бабочки нужны?

Мы сейчас об этом вам сказать должны.

Пищей они служат птицам и зверькам,

Ящерицам, земноводным, даже паукам.

Также могут бабочки опылять цветы,

Чтобы потом образовались из цветков плоды,

А для человечества много лет подряд

Шёлковые нити поставляет шелкопряд.

Бабочки- природы нашей красоты,

В них и сказка, счастье и мечта.

Пусть живут и радуют бабочки наш взор,

Пусть наполнится их светом весь земной простор!

Ну а теперь ответьте на поставленный вопрос: что вы можете сказать о сходстве бабочек и цветов? (И бабочки и цветы являются украшением нашей природы!).

IV.Заключение: Мы должны сохранить бабочек для будущих поколений

V.Д.З. $ 18.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей