Орг. момент | 1 | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. | Словесные, психологический настрой | фронтальная | Здравствуйте! Садимся тихо Наш урок сейчас начнем! Почему торжественность вокруг? Слышите – стихают ваши речи. Физика – наука всех наук, Снова позвала к себе на встречу! | Готовятся к уроку, настраиваются на работу. | Личностные: смыслообразование Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества |
Активизация мышления и актуализация ранее изученного | 8 | Продолжаем знакомиться с изменениями агрегатных состояний. Запустим опыт: Проверка д/з.
20оС 100оС | Самопроверка, тестирование с последующей взаимопроверкой | фронтальная и индиви-дуальная | Организует проверку д/з. На доске показано решение задачи упр. 8(4) и упр.8 (5). Тестирование с последующей самопроверкой по ключу (слайд 2). Во время тестирования запустить электронный секундомер (5 мин.) | Проверяют свое решение и в карточки самоконтроля ставят баллы (от 0 до 2). Вносят полученные баллы в карту самоконтроля. Участвуют в повторение материала, отвечают на вопросы.  | Регулятивные: коррекция, контроль Познавательные общеучебные умения: структурирование знаний. |
Мотивация, целеполагание | 1 | Н экране записаны слова: водная гладь, облака, туман над рекой, роса, запотевшее окно  Текст стихотворения, который читает учитель | Прием совершенствования навыков смыслового чтения «Ассоциативный куст» | фронтальная | Послушайте, считают: Вода появляется из ручейка. Ручьи по пути собираются в реки. Река полноводно течет на просторе, Пока, наконец, не вливается в море. Моря пополняют запас океана, Над ним формируются клубы тумана, Они поднимаются выше, пока Не превращаются в облака. А облака, проплывая над нами, Дождем проливаются, сыплют снегами. Весной соберется вода в ручейки, Они побегут до ближайшей реки. Эти строки об удивительном природном явлении, о котором вы знаете из курса природоведения, биологии, географии. Как называется этот процесс? | Отвечают на вопрос Круговорот воды в природе. | Познавательные общеучебные универсальные действия: смысловое чтение: формирование умения читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний |
1 | Наблюдение и проведение индивидуального эксперимента | Микроисследование, побуждающее от проблемной ситуации диалог | фронтальная и индиви-дуальная | Вернемся к нашему опыту. Посмотрите, что произошло? Почему нарушилось равновесие? Какое явление мы наблюдали? Подышите на предметное стекло и скажите, что вы здесь наблюдаете? Как называют происходящее явление? Итак, какой будет тема урока? Наблюдали ли вы эти явления в природе, в быту? Где? Действительно, мокрое белье сохнет; вода, разлитая на пол, исчезает. Пока не можем объяснить факты, которые вы наблюдали в быту, но в ходе урока постараемся это сделать. Какова цель нашего урока? | Равновесие нарушилось.. m г.в. m х.воды Испарение. Проводят эксперимент. Стекло запотело. Теплый пар от дыхания оседает на стекле. Конденсация. Испарение и конденсация. Приводят примеры Формулируют цель урока: «Объяснить явления испарения и конденсации с физической точки зрения» | Познавательные: применять свои знания в новой ситуации, опираясь на свой жизненный опыт Регулятивные: целеполагание: постановка учебной задачи, планирование |
Изучение нового материала | 5 | Демонстрация (слайд 3)  Демонстрация анимированной модели процесса испарения жидкости (слайд 4)  Проанализируем процессы, происходящие на рисунке (слайд 5)  | Подводящий к открытию знания диалог «Представление нового материала в словесных и знаково-символических формах», | фронтальная | Организует диалог: Каким молекулам легче всего покинуть жидкость? У какой из них больше вероятность покинуть жидкость? Почему молекуле, движущейся с меньшей скоростью, это сделать труднее? Что образуется над жидкостью в результате ее испарения? Какое определение можно дать явлению испарения? Что будет происходить с жидкостью в сосуде №1 в процессе испарения? Рассмотрим внимательно сосуд №2, который закрыт пробкой. Будет ли изменяться объем жидкости в нем в процессе испарения? Какое определение можно дать конденсации? Приведите примеры конденсации, встречающиеся в природе и быту. Запишите определения в опорном конспекте. Покажите особенности протекания данных явлений на схеме. | Тем, которые находятся у поверхности и их скорости направлены наружу У той, которая движется с большей скоростью Жидкость могут покинуть молекулы, у которых Екин. Епотенц. их взаимодействия с соседними молекулами. Образуется пар. Испарение – это парообразование, происходящее с ее поверхности. Делают записи в тетрадях. Vжид-ти будет уменьшаться. Vжид-ти в нем изменяться не будет, т.к. с испарением происходит обратный процесс - конденсация. Конденсация - это явление превращения пара в жидкость. Приводят примеры: выпадение росы, туман, дождь, запотевание очков. Оформляют опорный конспект. | Познавательные: логические: анализ, сравнение, синтез Коммуникативные действия: умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении проблем Познавательные: общеучебные универсальные действия: смысловое чтение: представление информации в символьной форме |
| | Проделаем опыт. Смажьте руку спиртом. Что ощущаете? Почему? Демонстрация опыта, цель которого проверить предположение о том, что температура испаряющейся жидкости уменьшается (слайд 6)  | Прием «Отсроченная отгадка» | коллектив- ная и индиви-дуальная | Попробуйте объяснить наблюдаемое понижение температуры. Вспомните, какие молекулы покидают жидкость при испарении? Как изменяется кинетическая и потенциальная энергия оставшихся молекул в жидкости? Как изменяется внутренняя энергия жидкости? Приведите примеры из жизни, доказывающие понижение температуры при испарении (слайд 6) Задает проблемные вопросы Когда быстрее высохнет белье в холодную или жаркую погоду? Где быстрее высохнет вода в луже или в ведре? Что испаряется быстрее подсолнечное масло или спирт? Когда быстрее высохнет скошенная трава в ветреную или безветренную погоду? От чего зависит скорость испарения жидкости? | Ощущаем холод. Гипотеза: температура испаряющейся жидкости уменьшается. Из жидкости улетают быстрые молекулы, значит, Екин. оставшихся молекул уменьшается. Поэтому, когда нет притока энергии к жидкости извне, испарение ведет к уменьшению энергии жидкости, вследствие чего жидкость охлаждается. – После купания интенсивное испарение снижает температуру тела, появляется «гусиная кожа»; – влажный компресс и обтирания во время болезни помогут снизить температуру; – мы ощущаем охлаждение того участка кожи, который перед уколом смазывают спиртом. Высказывают свои предположения. | Познавательные: общеучебные универсальные действия: логические: анализ, сравнение, синтез Коммуникативные действия: умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении проблем |
Работа в парах | 5 | Проверим ваши предположения экспериментально. Работа в парах. Выполнение экспериментальных заданий по инструкции (Приложение) | Организация самостоятельной исследовательской деятельности Приём «Работа по инструкции» | парная | Напоминает правила техники безопасности при выполнении практических работ. Консультирует учащихся. По итогам работы один из учащихся делает вывод перед всем классом | Выполняют исследования самостоятельно, работая в микрогруппах. Проверяют зависимость скорости испарения от рода жидкости; температуры; площади поверхности; наличия или отсутствия ветра. | Познавательные: действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, смысловое чтение Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества со сверстниками |
Изучение нового материала | 5 | Знакомство учащихся с наступлением динамического равновесия между жидкостью и её паром по рис.18 в учебнике.  Демонстрация видео  На стакане с холодной водой и льдом конденсируется водяной пар, содержащийся в окружающем воздухе | Наглядные | фронталь- ная | Какие явления происходят в закрытом сосуде с жидкостью? Что можно сказать про количество молекул, вылетевших из жидкости и вернувшихся обратно в неё? А может ли наступить такой момент, когда количество молекул, вылетевших из жидкости будет равно количеству молекул, вернувшихся в неё обратно. Формулирование понятия насыщенного и ненасыщенного пара | Испарение и конденсация. Количество молекул, вылетевших из жидкости больше количества молекул, вернувшихся обратно в неё. Наверное да.. Оформляют опорный конспект, записывают определение насыщенного пара. | Коммуникативные действия: умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении проблем Личностные: действия смыслообразования. |
Физминутка | 1 | На первые парты учащимся дается написанное на листочке слово, они должны передать его шепотом следующему ученику. Последний ученик встает и называет слово. | Прием «Глухой телефон» | фронтальная | Организует физминутку. Слова для передачи: возгонка, сублимация, точка росы Предлагает учащимся на первых партах найти значение слова в словаре, в Интернете для этого предлагаются словари, планшеты | Выполняют физминутку. Стараются определить значение слов. | Личностные: формирование здорового образа жизни, познавательные: смысловое чтение |
Первичное понимание и закрепление знаний | 7 | Самостоятельная работа с текстом (Приложение) | «Работа с вопросником» | индиви-дуальная | Каждому учащемуся предлагается текст «Туманы» и ряд вопросов к нему | Читают текст, отвечают на вопросы Самопроверка (слайд 14) | Познавательные: общеучебные универсальные действия: смысловое чтение Регулятивные: контроль |
4 | Решение качественных задач | Словесный прием «Показатель-ный ответ» | фронталь- ная и инди-видуальная | Выйдя в жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит. Что остынет быстрее при одинаковых условиях жирный суп или чай? Объясните почему. Для определения направления очень слабого ветра жители степей окунают руку в воду и поднимают верх. Как этот способ позволяет определить направление ветра? На Чукотке при сильных морозах люди смазывают лицо жиром. Для чего это делается? Для охлаждения воздуха в горячих цехах металлургического завода разбрызгивают воду. Как действует этот прием? | Знакомятся с заданием. Работают с опорным конспектом, записанным в тетради | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации, умение осознанно строить речевые высказывания в устной форме. |
Домашнее задание | 1 | 1. §16,17, упр. 9 № 1- 4; 2. Доклад «Практическое использование процесса испарения в быту и технике» | Словесный, прием «Творчество работает на будущее» | фронталь- ная | Организует обсуждение и запись домашнего задания. Два уровня заданий: первый обязательный, второй по желанию. | Записывают домашнее задание. Задают вопросы. | Регулятивные: волевая саморегуляция |
Рефлексия | 1 | Определение уровня усвоения материала урока «5» - 14 – 16 баллов «4» - 11 – 13 баллов «3» - 8 – 10 баллов «2» - менее 8 баллов | Подведение итогов работы в оценочном листе, Прием рефлексии «Теперь я ...» | фронталь- ная | Координирует работу учеников. Организует процесс формирования вывода по уроку. Сообщает критерии оценивания за урок. Заключительное слово учителя: «Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий, и путь опыта - это путь самый горький». Не важно каким путем человек получает истинные знания, важен результат. И я надеюсь, что сегодня вы получили именно тот результат, который ожидали. | Подсчитывают баллы в оценочном листе, в соответствии с критериями выставляют оценку за урок в дневник. | Регулятивные действия: самооценка. Личностные: самоопределение |