СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока физики 9 класс с презентацией. Величины, характеризующие колебательное движение

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Величины, характеризующие колебательное движение.

 

Цели: познакомить учащихся с величинами, характеризующими колебательное движение: А, Т, ν, φ;

научить ребят пользоваться ими для характеристики этих движений;

 развивать у детей умение рассуждать и делать выводы.

 

Оборудование:       

  • два длинных нитяных маятника, один короткий;
  • два пружинных маятника и два груза различной массы.
  • презентация к уроку
  • карточки  для работы у доски

Просмотр содержимого документа
«Колебательное движение»


Тема: Величины, характеризующие колебательное движение.


Цели: познакомить учащихся с величинами, характеризующими колебательное движение: А, Т, ν, φ;

научить ребят пользоваться ими для характеристики этих движений;

развивать у детей умение рассуждать и делать выводы.


Оборудование:

        • два длинных нитяных маятника, один короткий;

        • два пружинных маятника и два груза различной массы.

        • презентация к уроку

        • карточки для работы у доски


Ход урока:


1.Оргмомент. Подготовка листов для диктанта.


а) у доски два человека по карточкам ( №1, №2)


б) физический диктант


1.1. Укажите признаки колебательных движений;(слайд 2)

1.2. Как называется промежуток времени, через который движение повторяется? (слайд 2)

1.3. Укажите, какой буквой обозначено положение равновесия (слайд3)

1.4. Сколько раз тело проходит через положение равновесия за время равное периоду? (слайд3)

1.5. Как называются колебания, возникающие после того, как система была выведена из положения равновесия и совершающиеся под действием силы, возникающей внутри системы, направленной к положению равновесия? (слайд 4)

1.6. Какие системы называются колебательными?(слайд5)

1.7. Примеры колебательных систем. (слайд5)

1.8. Укажите силу, под действием которой колеблется тело (слайд 5).

1.9. Какие тела входят в колебательную систему: нитяной маятник (слайд 6)

1.10. Приведите примеры движений, похожих на колебательные, но не являющиxся ими. (слайд 6)


Собрать листики. Внимание на доску.


Выслушиваем ответы учащихся:


Карточка №1. Являются ли колебательными данные виды движений? Пояснить. (слайд 7)


1.Движение секундной стрелки часов;

2.Движение смычка

3.Движение Земли вокруг Солнца;

4.Движение крыльев насекомых, птиц;


Карточка №2. Какой вид колебаний изображен на рисунках? Какие колебательные системы изображены? В чем отличие колебаний на рисунке а?

(слайд 8)

2.Подготовка к восприятию нового материала.


2.1. После анализа ответа второго ученика, делаем вывод:

При колебаниях тела от положения равновесия могут отклоняться на различные расстояния ( или (слайд 9)


2.2. Далее обратите внимание на экран - эти данные я взяла из справочника Еноховича. (слайд 10)


Число колебаний крыльев птиц и насекомых за 1 секунду:

Аист=2; Колибри=35-50; Шмели=180-240; Мухи=190-330.


Число колебаний голосовых связок за 1 секунду:

Бас=80-350; Дети=260-1050.


Колебания, приведенные в данных разделах очень похожи, но они отличаются числом колебаний за единицу времени.

Итак: несмотря на сходство рассмотренных колебаний, они могут отличаться. И чтобы охарактеризовать эти различия в физике изучают специальные величины, с которыми мы сегодня и знакомимся. (слайд 12)


Запишем в тетради тему сегодняшнего урока (ученики в тетради записывают тему урока)

Тема урока: Величины, характеризующие колебательное движение. (Слайд 12)


3. Изложение нового материала.


3.1. Возвратимся к рисункам (слайд 13) Здесь различно отклонение тела от положения равновесия. И мы знакомимся с первой из величин, характеризующих колебательное движение:

Амплитуда (А) наибольшее по модулю отклонение тела от положения равновесия.


В системе СИ: 1[А]=1[м]. (слайд 13)

Закрепление (устно): скажите, чем же отличаются колебания, представленные на слайде? (Ответ: амплитудами)

Мы будем рассматривать колебания с малыми амплитудами, при которых дугу можно заменить отрезком.

Есть ли на рисунке а такое колебание? ( Ответ: 2) (слайд 13)


3.2. На предыдущем уроке мы говорили о признаках, присущих колебательным движениям.

Какие это признаки? (слайд 14)

-Периодичность

-Движение то в одну, то в другую сторону.

Что же такое период?

Сегодня мы даем точное определение:

Период (Т) промежуток времени, за который тело совершает одно полное колебание.

В системе СИ: 1[Т]=1[с]. (слайд 14)


Опыт:


а) Длинный и короткий маятники Адк, но TдTк, lдlк, значит, чем больше длина нити, тем больше Т. (слайд 15)


б) грузы различной массы Алт, но TлTт, значит, чем больше масса, тем больше период. (слайд 15)



3.3. Мы говорили о том, что число колебаний за одну секунду может быть разным. (слайд 16)

В физике есть величина:


Частота (ν)- число колебаний за 1с.

В системе СИ: 1[ν]=1[Гц]=1[ 1/c]. (слайд 16)


Внимание: возвратимся к опытам с маятниками


ОПЫТЫ ПОВТОРЯЕМ


Какой же из них совершит больше колебаний за равное время? (Ответ: короткий)

Значит, у какого маятника частота больше? (Ответ: у короткого)


А из двух пружинных маятников у какого частота больше? (Ответ: у которого груз меньшей массы) ( слайд 17)


Какая же зависимость между Т и ν ? (Ответ: обратно-пропорциональная)

Т=1/ ν и ν=1 /Т ( слайд 18)


Рассмотренные системы тел совершали свободные колебания. Частота свободных колебаний - собственная частота колебательной системы (ν0).

( слайд 18)

Итак, что же за величины я взяла из справочника Еноховича? (Ответ: частоты колебаний)

Что они обозначают? (дети поясняют)


4. Рассмотрим колебания двух одинаковых маятников.


Опыт в противофазе.


Проанализируем: А12;

Т1=Т2, т.к. l1=l2;

ν1= ν2, т.к. Т1=Т2. (слайд 19)

В чем же разница?


(Тела движутся в противоположные стороны , навстречу друг другу)


ОПЫТ с некоторой разностью фаз


(Вначале: скорости – в одну сторону, а потом - в противоположные.)


Вывод : Должна существовать физическая величина, характеризующая эти отличия (слайд 19)


Фаза (φ) – показывает какая часть периода прошла с момента начала колебания. (слайд 20)


Значит, колебания могут осуществляться : - в противофазе;

- с некоторой разностью фаз;

- в одинаковых фазах (синфазно).


Работа по рисункам №58 на стр 97 (Упр. 24) как колеблются шары на рисунках?

  1. в противофазе;

  2. синфазно;

  3. в противофазе;

  4. в противофазе;

  5. с некоторой разностью фаз;

  6. с некоторой разностью фаз;


5. Повторяем (слайд 21)

Какие же величины характеризуют колебательные движения? (учащиеся перечисляют изученные величины и единицы их измерения)


6. Дома: § 26, вопросы к параграфу, упр.24(2,4). (слайд 22)



4



Просмотр содержимого презентации
«КОЛЕБАНИЯ»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ  по теме  «Величины, характеризующие колебательное движение»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ по теме «Величины, характеризующие колебательное движение»

ФИЗИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

ФИЗИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

  • Как называется промежуток времени, через который движение повторяется?
  • Укажите признаки колебательного движения
Сколько раз тело проходит через положение равновесия за время, равное периоду колебаний? Укажите, какой буквой на рисунке обозначено положение равновесия
  • Сколько раз тело проходит через положение равновесия за время, равное периоду колебаний?
  • Укажите, какой буквой на рисунке обозначено положение равновесия

А О

Как называются колебания, возникающие после того, как система была выведена из положения равновесия и совершающиеся под действием внутренней силы, направленной к положению равновесия?
  • Как называются колебания, возникающие после того, как система была выведена из положения равновесия и совершающиеся под действием внутренней силы, направленной к положению равновесия?
Какие системы называют колебательными?  Приведите примеры колебательных систем  Назовите силу, под действием которой совершает колебания горизонтальный пружинный маятник.
  • Какие системы называют колебательными?
  • Приведите примеры колебательных систем

  • Назовите силу, под действием которой совершает колебания горизонтальный пружинный маятник.
Какие тела входят в колебательную систему «нитяной маятник»?

Какие тела входят в колебательную систему «нитяной маятник»?

  • Приведите примеры движений, похожих на колебательные, но не являющихся таковыми.
КАРТОЧКА №1 Являются ли колебательными данные виды движений: движение секундной стрелки часов движение смычка движение Земли вокруг Солнца движение крыльев насекомых,  птиц

КАРТОЧКА №1

  • Являются ли колебательными данные виды движений:
  • движение секундной стрелки часов
  • движение смычка
  • движение Земли вокруг Солнца
  • движение крыльев насекомых,

птиц

КАРТОЧКА №2  рисунок б) Какой вид колебаний изображен на рисунках? Какие колебательные системы изображены? В чем отличие колебаний на рисунке а ?  рисунок а)

КАРТОЧКА №2 рисунок б)

  • Какой вид колебаний изображен на рисунках? Какие колебательные системы изображены? В чем отличие колебаний на рисунке а ?

рисунок а)

ВЫВОД:

ВЫВОД:

  • Во время колебаний тело от положения равновесия может отклоняться на различные расстояния, большие и меньшие.
РАССМОТРИМ  данные справочника ЧИСЛО КОЛЕБАНИЙ КРЫЛЬЕВ ПТИЦ И НАСЕКОМЫХ ЗА 1 секунду   Аист: 2  колибри : 35-50  шмель: 180-240 муха: 190 -330

РАССМОТРИМ данные справочника

  • ЧИСЛО КОЛЕБАНИЙ КРЫЛЬЕВ ПТИЦ И НАСЕКОМЫХ ЗА 1 секунду
  • Аист: 2

колибри : 35-50

шмель: 180-240 муха: 190 -330

Число колебаний голосовых связок за 1 секунду   БАС 80 - 350 ДЕТИ 260-1050

Число колебаний голосовых связок за 1 секунду

БАС 80 - 350

ДЕТИ 260-1050

Тема урока  «Величины, характеризующие колебательное движение» На рассмотренных примерах мы увидели, что несмотря на сходство представленных групп колебаний, они все-таки отличаются друг от друга.   Таким образом, должны существовать величины для характеристики различий колебательных движений

Тема урока «Величины, характеризующие колебательное движение»

  • На рассмотренных примерах мы увидели, что несмотря на сходство представленных групп колебаний, они все-таки отличаются друг от друга.
  • Таким образом, должны существовать величины для характеристики различий

колебательных движений

АМПЛИТУДА  (А) - наибольшее по модулю отклонение тела от положения равновесия Возвратимся к рисунку       Различно отклонение тела от положения равновесия В системе СИ:  1 [A] = 1[ м ]  1 2 Итак, чем же отличаются представленные колебания? Мы будем рассматривать малые колебания, когда дугу можно заменить отрезком. На каком рисунке изображено такое колебание?  3

АМПЛИТУДА (А) - наибольшее по модулю отклонение тела от положения равновесия

  • Возвратимся к рисунку
  • Различно отклонение тела от положения равновесия
  • В системе СИ:

1 [A] = 1[ м ]

1 2

  • Итак, чем же отличаются представленные колебания?
  • Мы будем рассматривать малые колебания, когда дугу можно заменить отрезком. На каком рисунке изображено такое колебание?

3

ПЕРИОД  ( Т ) – промежуток времени, за который совершается одно полное колебание Мы уже знаем два признака колебательного движения: Периодичность Движение то в одну, то в другую сторону Запишем определение периода:   В системе СИ:  1 [ Т ] = 1 [ с ]

ПЕРИОД ( Т ) – промежуток времени, за который совершается одно полное колебание

  • Мы уже знаем два признака колебательного движения:
  • Периодичность
  • Движение то в одну, то в другую сторону
  • Запишем определение периода:

  • В системе СИ:

1 [ Т ] = 1 [ с ]

l 2 T 1 T 2 ВЫВОД : чем больше длина нити, тем больше период колебаний" width="640"

Проанализировав результаты опытов, попробуем сделать вывод от каких величин зависит период:

  • Нитяной маятник
  • А 1 = А 2
  • l 1 l 2
  • T 1 T 2

ВЫВОД : чем больше длина нити, тем больше период колебаний

  • Пружинный маятник
  • А 1 = А 2
  • m1 m2
  • T 1 T 2
  • ВЫВОД : чем больше масса груза, тем больше период колебаний
ЧАСТОТА ( ν - ню) – число колебаний за 1 секунду Рассматривая данные справочника, мы увидели, что число колебаний за единицу времени может быть различным. Значит, должна существовать величина, характеризующая эти различия   В системе СИ:  1[ ν ] = 1 [ Гц ]

ЧАСТОТА ( ν - ню) – число колебаний за 1 секунду

  • Рассматривая данные справочника, мы увидели, что число колебаний за единицу времени может быть различным.
  • Значит, должна существовать величина, характеризующая эти различия

  • В системе СИ:

1[ ν ] = 1 [ Гц ]

l 2 T 1 T 2 ν 1 ВЫВОД : чем больше длина нити, тем больше период колебаний и меньше частота Пружинный маятник А 1 = А 2 m1 m2 T 1 T 2 ν 1 ВЫВОД : чем больше масса груза, тем больше период колебаний и меньше частота" width="640"

Возвратимся к опытам с маятниками:

  • Нитяной маятник
  • А 1 = А 2
  • l 1 l 2
  • T 1 T 2
  • ν 1

ВЫВОД : чем больше длина нити, тем больше период колебаний и меньше частота

  • Пружинный маятник
  • А 1 = А 2
  • m1 m2
  • T 1 T 2
  • ν 1

ВЫВОД : чем больше масса груза, тем больше период колебаний и меньше частота

Какая зависимость существует между периодом и частотой колебаний?  ОБРАТНО – ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ зависимость:    Чем больше период колебаний, тем меньше частота , и, наоборот, чем меньше период колебаний, тем больше частота . Запишем формулы   T = 1 / ν    ν = 1/Т  Частота свободных колебаний называется собственной частотой колебательной системы

Какая зависимость существует между периодом и частотой колебаний?

  • ОБРАТНО – ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ зависимость:

  • Чем больше период колебаний, тем меньше частота , и, наоборот, чем меньше период колебаний, тем больше частота .
  • Запишем формулы
  • T = 1 / ν

  • ν = 1/Т

  • Частота свободных колебаний называется собственной частотой колебательной системы

Рассмотрим колебания двух совершенно одинаковых маятников

Рассмотрим колебания двух совершенно одинаковых маятников

  • Сравним:
  • Амплитуды – равны
  • Длины нитей равны
  • Периоды равны
  • Частоты равны
  • А колебания одинаковы ?
  • РАЗЛИЧНЫ
  • Должна существовать физическая величина для характеристики этих отличий
Фаза (φ) - фи – показывает, какая часть периода прошла с момента начала колебания  Колебания могут осуществляться Синфазно  ( скорости в любой момент времени направлены в одну сторону) В противофазе  (  скорости в любое время направлены в противоположные стороны) С некоторой разностью фаз

Фаза (φ) - фи показывает, какая часть периода прошла с момента начала колебания

  • Колебания могут осуществляться
  • Синфазно ( скорости в любой момент времени направлены в одну сторону)
  • В противофазе ( скорости в любое время направлены в противоположные стороны)
  • С некоторой разностью фаз

Вспомним изученные величины: Амплитуда  Период  Частота  Т  (с) – время одного полного колебания   Фаза  А (м) – наибольшее по модулю отклонение тела от положения равновесия  ν (Гц) число колебаний за единицу времени   φ  -  показывает , какая часть периода прошла с момента начала колебания

Вспомним изученные величины:

  • Амплитуда
  • Период
  • Частота

Т (с)время одного полного колебания

  • Фаза

А (м)наибольшее по модулю отклонение тела от положения равновесия

ν (Гц) число колебаний за единицу времени

φ - показывает , какая часть периода прошла с момента начала колебания

Задание на дом

Задание на дом

  • § 26
  • вопросы к параграфу
  • упр.24(2,4).
Литература и интернет-ресурсы:

Литература и интернет-ресурсы:

  • А.В.Перышкин,Е.М.Гутник «Физика 9»
  • Енохович «Справочник по физике»
  • http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/9d/Simple_pendulum_height.png/300px-Simple_pendulum_height.png - слайд №1
  • http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/22/Harmonic_oscillator.svg/200px-Harmonic_oscillator.svg.png -слайд №5,8
  • http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c3/Cap_bily.jpg/275px-Cap_bily.jpg - аист
  • http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/67/Bumblebee_2006.jpg/275px-Bumblebee_2006.jpg - шмель
  • http://smoking-room.ru/data/pnp/hummingbird/kol01.jpg -колибри
  • http://zooex.baikal.ru/pictures/diptera/Scatophaga_stercoraria_smal.jpg -муха
  • http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:-8UbbKj6UDkZaM:http://smages.com/i/b4/f0/b4f0e052da95b3cac920147417d9eec1.jpg - слайд №11
  • http://www.oriflame.ru/contentStorage/live/images/ru_RU/15200117_0_1.jpg - слайд №11