СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока физики в 7 классе на тему "инерция"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспек урока физики в 7 классена тему "инерция". 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока физики в 7 классе на тему "инерция"»

Московское общеобразовательное учреждения

Средняя общеобразовательная школа №17









Тема урока: «Инерция»

Число: 26.10.2010 Место проведения: каб. №209, МОУ СОШ №17



Подготовила и провела

Учитель физики

МОУ СОШ №17

Маркина Ирина Николаевна



Технологии: ИКТ и здоровье сбережение, игровые.

Тип урока: урок путешествие.













Г.Подольск, 2010



Цели: 1. Образовательная: Cформировать понятие инерция.

2. Воспитывающая: Ознакомить учащихся с проявлением инерции в природе и применение этого явления в технике.

3. Развивающая: Развивать логическое мышление учащихся, составлять опорный конспект.

Дидактическая цель урока: организация познавательной деятельности учащихся, приводящей к определению явления инерции, к созданию потребности в применении полученного знания, усвоению данного понятия.

План урока

1.Организационный момент.

2. Постановка проблемы и Проверка усвоения изученного материала (в форме игры «Составляйки».

3.Проверка знаний учащихся.

4.Объяснение нового материала

5.Физкультминутка

6.Первичное закрепление материала

7.Домашнее задание

8.Подведение итогов урока





Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Постановка проблемы и Проверка усвоения изученного материала (в форме игры «Составляйки».

Ребятки! Знаете, я обратила внимание, что со мной происходят странные случаи. Вчера, например, я несла тарелку с супом и, когда ставила её на стол, суп почему-то выплеснулся на скатерть. А сегодня я вошла в автобус, хотела достать деньги из кошелька, чтобы расплатиться за проезд, но автобус внезапно тронулся, я чуть не упала назад и наступила на ногу сидящей женщине. Получилась неприятная ситуация. Ребята, а с вами ничего подобного не происходило? Как вы думаете, имеет ли физика к этим случаям какое-нибудь отношение. Для того чтобы разобраться в этом предлагаю вам необычный урок, урок-путешествие. Мы будем путешествовать в автобусе «Движение».

Итак, места в нашем автобусе «Движение» все заняты, и мы начитаем путешествовать по стране знаний.

Но прежде, наш автобус должен заправиться. Заправка будет необычная – это будут ваши хорошие и отличные ответы. У вас на столах лежат листочки, которые вы, пожалуйста, подпишите и на них выполняйте задания. Вы должны выбрать правильные ответы на вопросы: на листочке рядом с цифрой вопроса вы должны написать выбранную букву ответа. Вам на это отводиться 5 минут.

3.Проверка знаний учащихся.

На интерактивной доске вопросы.

1. Механическим движением называется …

А. движение всякого тела по земле среди окружающих тел

И. изменение положения тела относительно других тел

С. изменение положения автомобиля на дороге.

2) Траекторией движения тела называется …

Н. линия, по которой движется тело

О. след, который оставляет движущееся тело

К. кривая линия движения молекулы.

3) Длина траектории, по которой движется тело в течении некоторого промежутка времени, называется…

Е. путь

М. след

Т. кривая

4) При равномерном движении тело за равные промежутки времени…

Ю. проходит разные пути

В. движется равномерно

Р. Проходит равные пути

5)При неравномерном движении тело за равные промежутки времени …

А. движется равномерно

Ц.проходит разные пути

Д.Проходит равные пути.

6.Скорость это...

А.время движения

И. путь, пройденный за единицу времени

В. Характеристика пути

7. Единица измерения скорости в системе СИ

Ф.КМ/Ч

Л. М

Я. М/С

4. Объяснение нового материала

Какое слово вы получили в таблице?

1

2

3

4

5

6

7

и

н

е

р

ц

и

я

Правильно - Инерция.

Одним из важнейших свойств является движение. Ребята, скажите а какие характеристики движения вам известны?

Ответ: а) путь,

б) время движения,

е) траектория,

в) скорость.

- А как можно изменить скорость тела?

Вывод: для того чтобы скорость тела изменилась, на него должно воздействовать другое тело.

Так же рассуждал выдающийся древне-греческий философ Аристотель, жил он в IV в. до н.э. «всё, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого. Без действия нет движения».

- Наблюдения и опыты показывают, что скорость тела сама по себе измениться не может. А в результате чего меняется скорость тела? Тележка стоит на столе. Чтобы она двигалась, надо на нее подействовать.

Вывод: (делают учащиеся) - Т.об., тележка и не меняют свою скорость, пока на них не действуют другие тела. Учитель: - А что будет с телом, если на него ничего действовать не будет?

Тележка, катающаяся по столу, остановится из-за действия силы трения о стол.

- А что будет с телом, если на него ничего действовать не будет? Чтобы ответить на этот вопрос давайте проделаем опыт.

Опыт. На столе желоб, установлен наклонно, под желобом насыпьте кучку песка. Скатываем шарик с желоба. Что наблюдаете? Почему?

Ученики: - Шарик остановился, так как на него подействовал песок.

- Выровняйте песок и вновь отпустите шарик с прежней высоты. Что наблюдаете?

Ученик: - Теперь шарик прошел большее расстояние, так как песок действовал меньше, и скорость изменялась медленнее. Движение было ближе к равномерному.

- А если совсем убрать песок?

Ученики: - Шарик до остановки пройдет большее расстояние, медленнее изменяет свою скорость, движение еще больше становится похожим на равномерное.

-А какой вывод можно сделать?

Вывод (делают учащиеся): - Чем меньше действие другого тела на шарик, тем дольше сохраняется скорость его движения, и тем ближе оно к равномерному.

- Как же будет двигаться тело, если на него совсем не будут действовать другие тела?

Ученики (выдвигают гипотезу). - Если на тело не действуют другие тела, то оно покоится или движется прямолинейно и равномерно.

- Можно ли это установить на опыте?

Ученики: - Нет, так как в условиях Земли всегда есть сила трения и притяжение к земле.

- Впервые тщательные опыты были проведены Галилео Галилеем, которые позволили ему сделать вывод: “Тело, на которое не действуют другие тела, движется с постоянной скоростью, т.е. равномерно и прямолинейно, или покоится”. Именно он ввел в физику понятие “Инерция”.

Учитель: - Ребята, найдите в учебнике определение “инерции”.

Ученики: - Явление сохранения скорости телом при отсутствие на тело других тел называется инерцией.

- Как переводится с латинского слово “инерция”?

Ученики отвечают.

- Таким образом, движение тела при отсутствии действия на него других тел называют движение по “инерции”. Может ли явление инерции в чистом виде наблюдать на земле? Почему?

Ученики: - Потому что действует сила трения и сила тяжести к Земле.

- Правильно. Поэтому мы будем явление называть “инерцией” только приблизительно.

- Впервые тщательные опыты были проведены Галилео Галилеем, которые позволили ему сделать вывод: “Тело, на которое не действуют другие тела, движется с постоянной скоростью, т.е. равномерно и прямолинейно, или покоится”. Именно он ввел в физику новое для вас понятие -“Инерция”.

Давай те вместе постараемся дать понятие физическому явлению – «Инерция».

Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называют – Инерция.

Движение по инерции – движение при отсутствии действия на тело других тел.
«Инерция» - от лат. «инерция» - неподвижность, бездеятельность

Сейчас вам предстоят испытания.

Сценка. А сейчас мы будем свидетелями одного интересного процесса. Человек не может изменить законы природы, здесь все попытки обречены на неудачу, но он может познать

Физкультминутка

Представьте себе, что вы – пассажир автобуса и едете по дороге. Изобразите поведения пассажиров во время поездки.

Я – водитель. Слушайте мои команды.

Резко трогаюсь с места.

Поворачиваю направо Объясняем, что произошло в этих случаях

Поворачиваю налево Что изменяется в этих случаях?

Резко торможу

Вывод: Инерция проявляется, если изменяется значение скорости тела или её направление. А теперь покажите движением тела:

Молодцы! А зачем в автомобилях страховочные ремни?

Первичное закрепления материала

- Посмотрите в переднее окно. Впереди нас движется автобус, а у него надпись “Соблюдай дистанцию”. Зачем она нужна? Что означает эта надпись?

- А вот за окнами рекламный плакат. Рекламируют “инерцию”. А ошибок-то? Явно не физик рисовал. Поможем их исправить?

Правильнай результат

ИНЕРЦИЯ













НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ

С САМОЛЕТА БРОШЕН ГРУЗ



Я думаю в жизни полученные знания вам пригодятся. Наше увлекательное путешествие подходит к завершающему этапу. А чтобы вы не грустили, проверим свои знания, выполнив тест. Тест выполняйте в парах. Правильные ответы заносите в табличку. Впишите в таблицу ответов буквы, соответствующие верному ответу на каждый вопрос.

1. Что такое инерция?

Г – свойство тел сохранять скорость.

У – явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.

2. Что произойдёт с бруском, если резко дёрнуть за нить?

С – упадёт назад.

Д – упадёт вперёд.

3. В каком случае наблюдается явление инерции?

А – камень падает на дно ущелья.

П – пыль выбивают из ковра.

4. Какая цистерна начинает движение?

1 2

К – 1

Е – 2

5. Поднимаясь вверх на воздушном шаре Незнайка случайно обронил конфету. Как оно будет двигаться?

  1. 2

Ф -2

Х -1

Таблица ответов.

Какое слово вы получили в таблице?

1

2

3

4

5

у

с

п

е

х



- Ну, наконец мы прибыли на конечную остановку нашего маршрута. Кто же теперь попытается объяснить почему я вчера пролила суп и наступила на ногу пассажиру автобуса при его повороте?

Вывод: в обеих случаях происходило движение по инерции.

Молодцы!

Домашнее задание. Параграф 17. Творческая работа - сделать рисунки проявления инерции в быту, придумать опыты или найти предметы, демонстрирующие явление инерции.

(Учащиеся записывают в дневниках).

Рефлексия.

Учитель: - Ребята я приготовила листочки трех цветов. Сейчас мы с вами раскрасим “древо познания” листочками разного цвета. Каждый возьмет листочек цвета, соответствующего настроению на уроке:

Зеленый – вам все понравилось, вы все поняли.

Желтый – что-то осталось не понятным на уроке.

Красный – вам было скучно и неинтересно, вы ничего не поняли.

Ученики заполняют древо.

Учитель: - Спасибо за урок. Все могут быть свободны.