СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока физики в 8 классе: «Свет, его источник и распространение».

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разнообразный по видам, формам деятельности и применяемым учебным технологиям урок, преследующий образовательные, развивающие  и воспитательные цели.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока физики в 8 классе: «Свет, его источник и распространение».»

Урок физики в 8 классе:

«Свет, его источник и распространение».


Ивакина С.В.

Учитель физики

1 кв. категория

МБОУ «Лидинская ООШ»


Педагогическая технология: ИКТ, проектная, разноуровневая дифференциация.


Дидактическая цель урока: обеспечить в ходе урока повторение, усвоение и закрепление нового материала.


Цель урока:

Образовательная:

сформировать у учащихся научное понятие света: показать на конкретных примерах роль света в жизни человека; сформировать представление о естественных и искусственных источниках света; ознакомить учащихся с естественными и искусственными источниками света; разъяснить закон прямолинейного распространения света; объяснить природу солнечных и лунных затмений; продолжить работу по формированию экспериментальных исследовательских умений.

Развивающая:

способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в ходе урока и при выполнении домашнего задания с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

создать условия для развития творческих и исследовательских навыков, формировать умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы; развивать речь, совершенствовать интеллектуальные способности;

Воспитательная:

способствовать формированию научного мировоззрения, учить находить прекрасное в результатах трудовой деятельности, показать необходимость сотрудничества в процессе совместного выполнения заданий, уважения к мнению оппонента, способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу, показать связь между поэтическим восприятием природы и ее научным описанием, взаимосвязь науки и искусства.


Задачи урока:

1. Знать: определения точечных источников света, выяснить, закон прямолинейного распространения света, объяснять солнечные и лунные затмения

2. Уметь: решать задачи, используя законы распространения света, научиться делать самоанализ урока.


Формы обучения: наглядные, практические (упражнения); фронтальная работа, самостоятельная работа, беседа по вопросам, индивидуальные задания.


Оборудование: компьютер или ноутбук для учителя, мультимедийный проектор.


“Свет – чудный дар природы вечной,

Дар бесценный и святой,

В нем источник бесконечный

Наслаждения красотой!”

(П.И. Чайковский)

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Подготовка к восприятию нового материала.

Ребята! Мы продолжаем знакомиться с новыми понятиями в физике, открывать для себя, что-то новое, интересное.

Давайте на минутку закроем глаза и представим себе “жизнь во тьме”!!! Видите ли вы красоту нашего мира? Какие у вас ощущения? Мир для нас стал бледнее...Трудно представить себе жизнь без света. Ведь все живое существует и развивается под влиянием света и тепла. Что нам помогает познавать окружающий мир? Свет... Его значение в нашей жизни очень велико.

Сегодня мы поговорим об одной из областей физики, где изучаются световые явления. Вы узнаете: что такое свет, какие тела являются источниками света, каковы законы распространения света.

Для чего же нужен свет?

  • Деятельность человека всегда была зависима от света.

  • Свет является важнейшим средством познания природы. Зрение позволяет нам узнать об окружающем мире больше, чем все остальные органы чувств вместе взятые.

  • Исследование световых явлений позволило создать приборы, с помощью которых определили расположение и движение, и даже состав небесных тел. А также удалось заглянуть внутрь тел. С помощью микроскопа рассмотрели состав клетки, изучили строение бактерий, кровяных тел.

  • Безопасность движения транспорта на дорогах связана с применением фар, освещением улиц;

  • в военной технике используют осветительные ракеты, прожектора.

  • Свет повышает сопротивляемость организма болезням, улучшает здоровье и настроение человека.

  • Освещение рабочего места повышает работоспособность.

3. объяснение нового материала.

Мы начнем изучать новый раздел физики “Световые явления”. “ Оптика”. Оптика — раздел физики, изучающий свет и световые явления. Это слово в переводе с греческого означает “видимое”.

ответим на вопрос: “Что такое свет?”

Свет - видимое излучение, воспринимаемое нашим глазом.

Что дает нам свет?

Лампочка, костер, Солнце, светофор, светлячок.

Правильно. Все они дают свет и называются источниками. Источники - тела способные излучать свет. Естественные и искусственные.

Давайте не только приведем примеры источников света, но и разделим их на естественные и искусственные.

Почему мы видим источники света?

Источники света мы видим, потому что излучение попадает к нам в глаза.

Но мы видим и тела, не являющиеся источниками света, книга, ручка, деревья, дома и др. Видим мы их тогда, когда они освещены источниками света. Излучение, идущее от источника, упав на предмет, меняет свое направление и попадает в глаза.

Источники света имеют размеры. Мы будем при изучении световых явлений говорить о точечных источниках – источниках, размеры которых малы по сравнению с расстоянием.

Еще одно основные понятие геометрической оптики – световой луч. На стр. 148 найдите определение светового луча.

Существует несколько законов распространения света, мы сегодня изучим закон прямолинейного распространения света.

В однородной среде свет распространяется прямолинейно. Этот закон установили в глубокой древности. О нем писал Эвклид в 3 веке до Рождества Христова.

Доказательством закона прямолинейного распространения света является образование тени и полутени. на стр. 149 найдите определение тени и полутени.

 Ход лучей и образование тени и полутени - на слайде.

Примером образования тени и полутени в астрономии являются затмения. На слайде показано расположение Солнца, Земли и Луны в периоды солнечных и лунных затмений, ход лучей для образования тени и полутени, а так же статичные фотографии солнечных и лунного затмений.

Прежде. Чем перейти к закреплению материала, проведем "Гимнастику для глаз"

Физическая пауза.

Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

Делайте круговые движения глазами: налево - вверх - направо - вниз - направо - вверх - налево - вниз. Повторите 10 раз.

Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.

Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.

4. закрепление изученного материала, коррекция полученных знаний.

Задачник, стр. 145 №1249,1250,1251,1252,1253 – устно.

№ 1265,1272 – чертеж.

5. защита проекта «Живой свет»

6. проверка знаний

Тест:


1 Свет излучение....?

А. ...делает видимым различные тела;

Б. Воспринимается глазом;

В. Излучает нагретое тело.


2. Источники света бываю

А. ... только естественные.

Б. ... только искусственные.

В. ... естественные и искусственные


3. Какой источник света называется точечным?

А. Светящееся тело маленького размера.

Б. источник, размеры которого гораздо меньше расстояния до него.

В. Очень слабо светящееся тело.


4. Как распространяется свет в однородной среде?

А. прямолинейно

Б. криволинейно.

В. По любой линии соединяющей источник и предмет.


5. Как подразделяются источники света

А. естественные и искусственные

Б. механические

В. тепловые


6. Источником видимого света является?

А) Нагретый электрический чайник

Б) Телевизионная антенна.

В) Дуга при сварке


7. Среди перечисленных источников не излучает свет?

А) Костер;

Б) Радиатор;

В) Солнце.


8. Что с собой представляет тень?

А) Область пространства, куда вследствие прямолинейного распространения не попадает свет.

Б).Темное место за предметом

В) Неосвещенное место


9. Что такое полутень? Каким должен быть источник.

А) Место, куда попадает половина света. Протяженным.

Б) Место, где есть свет, но его мало.

В) Область пространства, где есть и тень и свет. Точечным.


10. Какую линию называют световым лучом?

А) Линию, исходящую от источника света

Б Линию, воль которой распространяется энергия от источника света.

В) Линию, по которой свет от источника попадает в глаз.


7. Итог урока.

Что мы сегодня узнали?

Сегодня на уроке мы познакомились с источниками света, узнали о том, что в однородной среде свет распространяется прямолинейно. Доказательство: образование тени и полутени, солнечные и лунные затмения.

Достигли мы цели, какую поставили в начале урока?

Закрепили изучаемый материал; проверили полученные знания.

8 Домашнее задание к следующему уроку.

Параграф 62; Упр.29 (1,2,3,).

Предлагаю вам побыть учеными, философами, писателями. Напишите небольшое сочинение на тему “Свет”.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!