Урок по теме « Фразеология »
10 класс
МБОУ СОМШ №44 им.В.Кудзоева
г. Владикавказ
Гиоева Эльвира Харитоновна ,
учитель русского языка и литературы, высшая категория
Цели урока:
- Систематизировать и углубить знания по фразеологии; употреблять фразеологизмы в речи;
- формировать умения находить фразеологизмы в тексте;
- активизировать самостоятельную деятельность учащихся;
- Способствовать воспитанию культуры умственного труда и коммуникативного общения учащихся.
«Фразеология исследует
наиболее живой,
подвижный и
разнообразный отряд
языковых явлений.»
В.В.Виноградов
«Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной...»
П.А.Вяземский
Лексикология и фразеология
- Лексикология изучает словарный состав языка и слова как единицу лексики
- Фразеология- это раздел науки о языке, которая занимается изучением фразеологизмов.
- Фразеологизмы- это устойчивые несвободные сочетания слов, обладающие обычно целостным значением.
Особенности фразеологизмов:
Источники фразеологизмов
Задание : составьте из рассыпанных слов фразеологизмы
Руки (Р.п.), (не)покладая, грязь, работать, спина(Р.п.), трудиться, (не)разгибая, лицо (Т.п.), в , (не)ударить,.
Проверим себя
- Работать не _покладая рук
- Трудиться не_разгибая спины
- Не_ударить лицом в грязь
Задание: заполните таблицу
фразеологизмы
Их значение
Как корова языком слизала
Наиболее уязвимое место у кого-либо
Козел отпущения
Придавать чему-нибудь незначительному большое значение
Сжечь корабли
Нить Ариадны
Хоть трава не расти
1. Искажение смысла
На выпускном вечере мы спели свою лебединую песню .
2. Неправильное толкование
Авиаторы на своих крыльях приходят на помощь.
3. Нарушение состава (включение лишних слов или исключение необходимых)
Идти в одну ногу со временем, главный гвоздь программы / успехи желают много лучшего (пропущ. оставляют )
4. Смешение двух фразеологизмов
У них всё было шито-крыто белыми нитками (шито крыто + шито белыми нитками)
5.Искажение лексического состава (замена слов)
Не мудрствуя долго (надо "... лукаво")
ИГРА « ЧТО ЛЮБЛЮ И НЕ ЛЮБЛЮ » .
Что люблю
Что не люблю
ЗАДАНИЕ. Выпишите из данных предложений фразеологизм
Старательно грея гибкие длинные ласковые пальцы, тихо расспрашивал, как началась болезнь, на что жалуется больной и какие меры принимали домашние. И шел к больному, только хорошо прогрев руки.
ЗАДАНИЕ. Выпишите из данных предложений фразеологизм
- Доча, доча? Не заболел кто? Ты на меня ,доча, не держи сердце. Я знаю, дорогой телефон, деньги большие.
ЗАДАНИЕ. Выпишите из данного(-ых) предложения(-й) фразеологизм(-ы)
Первый раз со мной такое приключилось. Обычно я спокойно и несколько иронично отношусь к действительности. Но если действительность откалывает такие номера, я умываю руки…
Но как ни желаю сойтись с вами, я все-таки не возьму на себя труда разуверять вас в противном. Ей-богу, игра не стоит свеч, да и говорить-то с вами я ни о чем таком особенном не намеревался.
Домашнее задание:
- § 12, упражнение 77;
- выполнить задание № 22 вариант 1-5, сборник И.П.Цыбулько
- написать сочинение с использованием фразеологизмов
«Моя хата с краю…», «Делать из мухи слона», «Ахиллесова пята…»
Использованные ресурсы:
1. https://www.metod- kopilka.ru/razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_v_10_klasse_po_teme_russkaya_frazeologiya-58032.htm
2 . http://www.rvsn
3 .narod.ru/doc567.htm
4. http://vyazemskiy.lit-info.ru/vyazemskiy/stihi/stih-208.htm
5. https://yandex.ru/images/search?img_url
6. http://www.razumniki.ru/frazeologizmy.html
7. http://nenuda.ru
Спасибо за внимание!