СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Фразеологизмы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фразеология содержит в себе огромный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Данный урок способствует обогащению речи детей фразеологизмами. На уроке используется различный тренировочный материал, работа с текстом, решение типовых задач по материалам ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«конспект открытого урока фразеологизмыпереработанное»

Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку - копия»

Урок по теме « Фразеология »   10 класс  МБОУ СОМШ №44 им.В.Кудзоева г. Владикавказ Гиоева Эльвира Харитоновна , учитель русского языка и литературы, высшая категория

Урок по теме « Фразеология »

10 класс

МБОУ СОМШ №44 им.В.Кудзоева

г. Владикавказ

Гиоева Эльвира Харитоновна ,

учитель русского языка и литературы, высшая категория

Цели урока:

Цели урока:

  • Систематизировать и углубить знания по фразеологии; употреблять фразеологизмы в речи;
  • формировать умения находить фразеологизмы в тексте;
  • активизировать самостоятельную деятельность учащихся;
  • Способствовать воспитанию культуры умственного труда и коммуникативного общения учащихся.
«Фразеология исследует  наиболее живой,  подвижный и  разнообразный отряд  языковых явлений.»  В.В.Виноградов    «Язык есть исповедь народа,  В нем слышится его природа,  Его душа и быт родной...»  П.А.Вяземский

«Фразеология исследует

наиболее живой,

подвижный и

разнообразный отряд

языковых явлений.»

В.В.Виноградов

«Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной...»

П.А.Вяземский

Лексикология и фразеология

Лексикология и фразеология

  • Лексикология изучает словарный состав языка и слова как единицу лексики
  • Фразеология- это раздел науки о языке, которая занимается изучением фразеологизмов.
  • Фразеологизмы- это устойчивые несвободные сочетания слов, обладающие обычно целостным значением.
Особенности фразеологизмов:

Особенности фразеологизмов:

Источники фразеологизмов

Источники фразеологизмов

Задание : составьте из рассыпанных слов фразеологизмы  Руки (Р.п.), (не)покладая, грязь, работать, спина(Р.п.), трудиться, (не)разгибая, лицо (Т.п.), в , (не)ударить,.

Задание : составьте из рассыпанных слов фразеологизмы

Руки (Р.п.), (не)покладая, грязь, работать, спина(Р.п.), трудиться, (не)разгибая, лицо (Т.п.), в , (не)ударить,.

Проверим себя

Проверим себя

  • Работать не _покладая рук
  • Трудиться не_разгибая спины
  • Не_ударить лицом в грязь
Задание: заполните таблицу  фразеологизмы  Их значение Как корова языком слизала Наиболее уязвимое место у кого-либо Козел отпущения Придавать чему-нибудь незначительному большое значение Сжечь корабли Нить Ариадны Хоть трава не расти

Задание: заполните таблицу

фразеологизмы

Их значение

Как корова языком слизала

Наиболее уязвимое место у кого-либо

Козел отпущения

Придавать чему-нибудь незначительному большое значение

Сжечь корабли

Нить Ариадны

Хоть трава не расти

1. Искажение смысла На выпускном вечере мы спели свою лебединую песню . 2. Неправильное толкование Авиаторы на своих крыльях приходят на помощь. 3. Нарушение состава (включение лишних слов или исключение необходимых) Идти в одну ногу со временем, главный гвоздь программы / успехи желают много лучшего (пропущ. оставляют ) 4. Смешение двух фразеологизмов У них всё было шито-крыто белыми нитками (шито крыто + шито белыми нитками) 5.Искажение лексического состава (замена слов) Не мудрствуя долго (надо

1. Искажение смысла

На выпускном вечере мы спели свою лебединую песню .

2. Неправильное толкование

Авиаторы на своих крыльях приходят на помощь.

3. Нарушение состава (включение лишних слов или исключение необходимых)

Идти в одну ногу со временем, главный гвоздь программы / успехи желают много лучшего (пропущ. оставляют )

4. Смешение двух фразеологизмов

У них всё было шито-крыто белыми нитками (шито крыто + шито белыми нитками)

5.Искажение лексического состава (замена слов)

Не мудрствуя долго (надо "... лукаво")

ИГРА « ЧТО ЛЮБЛЮ И НЕ ЛЮБЛЮ » .  Что люблю  Что не люблю

ИГРА « ЧТО ЛЮБЛЮ И НЕ ЛЮБЛЮ » .

Что люблю

Что не люблю

ЗАДАНИЕ. Выпишите из данных предложений фразеологизм  Старательно грея гибкие длинные ласковые пальцы, тихо расспрашивал, как началась болезнь, на что жалуется больной и какие меры принимали домашние. И шел к больному, только хорошо прогрев руки.   

ЗАДАНИЕ. Выпишите из данных предложений фразеологизм

Старательно грея гибкие длинные ласковые пальцы, тихо расспрашивал, как началась болезнь, на что жалуется больной и какие меры принимали домашние. И шел к больному, только хорошо прогрев руки.

 

ЗАДАНИЕ. Выпишите из данных предложений фразеологизм - Доча, доча? Не заболел кто? Ты на меня ,доча, не держи сердце. Я знаю, дорогой телефон, деньги большие.

ЗАДАНИЕ. Выпишите из данных предложений фразеологизм

- Доча, доча? Не заболел кто? Ты на меня ,доча, не держи сердце. Я знаю, дорогой телефон, деньги большие.

ЗАДАНИЕ. Выпишите из данного(-ых) предложения(-й) фразеологизм(-ы)   Первый раз со мной такое приключилось. Обычно я спокойно и несколько иронично отношусь к действительности. Но если действительность откалывает такие номера, я умываю руки…  Но как ни желаю сойтись с вами, я все-таки не возьму на себя труда разуверять вас в противном. Ей-богу, игра не стоит свеч, да и говорить-то с вами я ни о чем таком особенном не намеревался.

ЗАДАНИЕ. Выпишите из данного(-ых) предложения(-й) фразеологизм(-ы)

Первый раз со мной такое приключилось. Обычно я спокойно и несколько иронично отношусь к действительности. Но если действительность откалывает такие номера, я умываю руки…

Но как ни желаю сойтись с вами, я все-таки не возьму на себя труда разуверять вас в противном. Ей-богу, игра не стоит свеч, да и говорить-то с вами я ни о чем таком особенном не намеревался.

Домашнее задание: § 12, упражнение 77; выполнить задание № 22 вариант 1-5, сборник И.П.Цыбулько написать сочинение с использованием фразеологизмов  «Моя хата с краю…», «Делать из мухи слона», «Ахиллесова пята…»

Домашнее задание:

  • § 12, упражнение 77;
  • выполнить задание № 22 вариант 1-5, сборник И.П.Цыбулько
  • написать сочинение с использованием фразеологизмов

«Моя хата с краю…», «Делать из мухи слона», «Ахиллесова пята…»

Использованные ресурсы: 1. https://www.metod- kopilka.ru/razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_v_10_klasse_po_teme_russkaya_frazeologiya-58032.htm 2 . http://www.rvsn 3 .narod.ru/doc567.htm 4. http://vyazemskiy.lit-info.ru/vyazemskiy/stihi/stih-208.htm 5. https://yandex.ru/images/search?img_url 6. http://www.razumniki.ru/frazeologizmy.html 7. http://nenuda.ru

Использованные ресурсы:

1. https://www.metod- kopilka.ru/razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_v_10_klasse_po_teme_russkaya_frazeologiya-58032.htm

2 . http://www.rvsn

3 .narod.ru/doc567.htm

4. http://vyazemskiy.lit-info.ru/vyazemskiy/stihi/stih-208.htm

5. https://yandex.ru/images/search?img_url

6. http://www.razumniki.ru/frazeologizmy.html

7. http://nenuda.ru

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!