СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока географии 7 класс. Тема "Природа Антарктиды"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока географии в 7 классе "Природа Антарктиды" разработан с применением игровых технологий.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии 7 класс. Тема "Природа Антарктиды"»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа» с. Красная Зорька»

муниципального образования «Барышский район»

Ульяновской области

Конспект урока географии в 7 классе

Тема: « Природа Антарктиды»








Межрайонный конкурс «Секреты педагогической компетентности»

Номинация «Педагогические ориентиры»


Разработчик: Волкова Антонина Александровна,

учитель географии и технологии

высшей квалификационной категории

(педагогический стаж работы 25 лет)


УМК - (Авторская программа по географии основного общего образования 5- 9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. УМК Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс.

– М.: Дрофа, 2014 г)

2018 год.


Конспект урока географии в 7 классе.

Тема урока: «Природа Антарктиды».

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные результаты: 

  • Продолжить формирование  представлений и знаний об особенностях  материка Антарктида, взаимозависимости всех компонентов природы.

  • Знать местонахождение материковых и островных частей Антарктиды и показывать их на карте.

  • Выявить условия безопасного выживания в условиях материка.

Метапредметные результаты: 

  • Извлекать информацию из источников, делать и обсуждать доклады, находить в атласе места распространения географических объектов.

  • Оценивать эмоционально-эстетическое  впечатление от восприятия Антарктиды (на фото, слайдах презентации и рисунков учебника).

  • Обнаруживать взаимосвязи компонентов живой и неживой природы.

  • Раскрывать значение температуры воздуха для деятельности человека и живой природы материка.

  • Развивать географическое мышление, устную речь, способность анализировать и делать выводы.

Личностные результаты: 

  • Понимать значение Антарктиды  как уникального материка на Земле.

  • Проявлять интерес к ландшафту, флоре и фауне материка, к экологическим проблемам, к знакомству с ними на основе книг, альбомов, теле- и радиопередач, с помощью Интернета и других электронных носителей информации.

Метод обучения:  словесно-иллюстрационный.

Форма организации: индивидуальная, коллективная.

Тип урока: комбинированный.



Вид урока: проблемное обучение, игра.

Оборудование:

 компьютер, проектор, атласы, карта полушарий, видеоматериал, фотографии и картины.

Ход урока

I.Организационный момент. Приветствие.

II.Проверка домашнего задания.

- Прежде чем перейти к новой теме мы с Вами должны вспомнить особенности самого холодного материка на Земле – Антарктида.

Игра «Цветик – семицветик» (слайд 2-3) (слайды открываются с использованием анимации).

- Перед Вами цветик – семицветик. Каждый из лепестков содержит задание, на которые Вы должны ответить.

1. Особенности Антарктиды (площадь 12,4 млн. км², самый высокий материк – 2040 м, общий объем ледников – 24 млн. км³ - 90% пресной воды мира; в 1983 г зарегистрирована самая низкая температура -89,2° С, самая высокая точка – гора Винсон – 5140 м, самая низкая – впадина Бентли -2555 м, действующий вулкан Эребус на острове Росса)



2. Географическое положение (Южный полюс, Антарктиду омывают воды Атлантического, Индийского и Тихого океанов, иногда неофициально выделяемые в отдельный Южный океан)

3. История открытия (в 1772 – 1775 гг. Дж. Кук трижды пресек Южный полярный круг, но так и не прошел через льды; 28 января 1820 г Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев на двух кораблях – «Восток» и «Мирный» открыли Антарктиду)

4. Исследования Антарктиды (14 декабря 1911 г. Руаль Амундсен и 18 января 1912 г Роберт Скотт достигли Южного полюса; 57 исследовательских станций разных стран

5. Какому государству принадлежит Антарктида?(В соответствии с конвенцией об Антарктике, подписанной 1 декабря 1959 года и вступившей в силу 23 июня 1961 года, Антарктида не принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность. Размещение военных объектов, а также заход боевых кораблей и вооружённых судов южнее 60-го градуса южной широты запрещены.В 1980-е годы Антарктиду объявили ещё и безъядерной зоной, что исключило появление в её водах судов-атомоходов, а на материке — атомных энергоблоков. Сейчас участниками договора являются 50 государств (с правом голоса) и десятки стран-наблюдателей.)

6. Назовите полярные станции России на материке.(Беллинсгаузена, Восток, Новолазаревская, Прогресс, Мирный)

7. Рельеф Антарктиды. (Антарктида — самый высокий континент Земли, средняя высота поверхности континента над уровнем моря составляет более 2000 м, а в центре континента достигает 4000 метров.Бо́льшую часть этой высоты составляет постоянный ледниковый покров континента, под которым скрыт континентальный рельеф и лишь 0,3 % (около 40 тыс. км²) её площади свободны ото льда — в основном в Западной Антарктиде и Трансантарктических горах: острова, участки побережья, т. н. «сухие долины» и отдельные гребни и горные вершины,


возвышающиеся над ледяной поверхностью. Трансантарктические горы, пересекающие почти весь материк, делят Антарктиду на две части — Западную Антарктиду и Восточную Антарктиду, имеющие различное происхождение и геологическое строение. На востоке находится высокое (наибольшее возвышение поверхности льда ~4100 м над уровнем моря) покрытое льдом плато. Западная часть состоит из группы гористых островов, соединённых между собой льдом. На тихоокеанском побережье расположены Антарктические Анды, высота которых превышает 4000 м; самая высокая точка континента — 4892 м[9] над уровнем моря — массив Винсон в горах Элсуорт. В Западной Антарктиде находится и глубочайшая депрессия континента — впадина Бентли, вероятно, рифтового происхождения. Глубина впадины Бентли, заполненной льдом, достигает 2555 м ниже уровня моря0.

III.Всесторонняя проверка знаний.

Игра–путешествие «Географическая лесенка» (слайд 4-6) (слайды открываются с использованием анимации)

1. Её с собой берёт геолог, турист, водитель, археолог (карта);

2. Самая большая река Южной Америки (Амазонка)

3. Сахара – это (пустыня Африки)

4. Материк, в котором есть внутренние моря (Евразия)

5. Волну, заливающую бухту, образованную в результате землетрясения на дне океана, японцы называют (цунами)

6. Взамен дубов, берёз и липы ты увидишь эвкалипты, в окошко глянешь поутру - по полю скачут кенгуру (Австралия);

7. Сколько основных слоёв в строении Земли? (3)



8. Масштаб, выраженный словами «в 1см – 1км», называется (именованным)

9. Единственное хвойное дерево, сбрасывающее свою хвою на зиму (лиственница)

10. Непонятно, где теперь я? Степи тут зовутся «прерия». Здесь у них пастух любой называется «ковбой» (Америка).

IV. Подготовка к объяснению новой темы.

Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. (сформулировать совместно с учениками). (слайд 7-9) (слайды открываются с использованием анимации)

-Ребята, что мы уже знаем о материке Антарктида? (Географическое положение, размеры, рельеф, историю освоения).

- А с чем мы знакомимся дальше при изучении материков? (С природой материка)







- Тема урока «Природа Антарктиды».

- Какие цели мы сегодня поставим перед собой? (Сформировать знания об особенностях живой и неживой природы Антарктиды; развивать умение работать с картой и учебником)

Проблемный вопрос: Почему Антарктида покрыта льдами? Почему лишь у берегов Антарктиды существует животный и растительный мир? (слайд 10)

V.Объяснение новой темы. (слайд 11-16)



1. Рельеф Антарктиды (вместе с ледниковым покровом – Ледяная Антарктида - средняя толщина льда 1720 м, максимальная – 4300 м; средняя высота материка вместе с ледниковым покровом в 3 раза превышает среднюю высоту всех материков; лед в центре материка толще, приподнятый, если весь лед растопить, уровень воды в Мировом океане поднимется на 62 м; Каменная Антарктида – материковая часть безо льда; основу составляет гондванская платформа; на западе – полуостров Антарктида относится к складчатой системе Анд; на берегу моря Росса – вулкан Эребус; низкая Западная и Высокая Восточная Антарктида; поверхность Западной – сильно рассечена, здесь самая высокая точка – массив Винсона (5140 м) и самая низкая точка – впадина Бентли (-2555м) на равнине Бэрда; на Востоке горы высотой 3000-4000 м, лишь отдельные вершины которых поднимаются над ледяным щитом)

2. Полезные ископаемые (полностью не исследованы; разведаны запасы каменного угля, железа, слюды, графита, золота, алмазов, урана и цветных металлов)





3. Климат (средние температуры внутренних районов зимой  -60°С - -72°С, а летом от -30°С до -50°С; на станции «Восток» зарегистрирована самая низкая температура в мире(-89,2°С) – Полюс холода; спецодежда для полярников; ледники отражаю 90% солнечной радиации; полярный день длится 186 суток, но внутренние районы не прогреваются; высокое давление, холодные антарктические массы; у побережья другое давление и температура, поэтому на прибрежной полосе, шириной 600-800км дуют постоянные ветры – стоковые ветры; зимой моря полностью покрыты льдами; Антарктический лед движется от центра к периферии, появляются айсберги, которые десятки лет плавают в океанах; возле берегов – субантарктический климат – зимой антарктические ВМ, а летом – прохладные и влажные умеренные ВМ; летняя температура поднимается до 0°С, годовое количество осадков в виде снега внутри материка 50 мм, а на прибрежных до 700 мм)

4. Растительный и животный мир (почти отсутствует, преобладают антарктические пустыни, только на прибрежных участках и островах – мхи, лишайники, мелкие водоросли – антарктические оазисы; прибрежные воды богаты планктоном – пища для китов, тюленей и рыб – 13 видов птиц, 5 видов тюленей, синие киты, касатки, кашалоты; пингвины – эндемики; 17 видов, самый многочисленный – Адели; императорские пингвины – вес до 50 кг, рост 1 м; гнездятся буревестники, морские чайки, поморы; найдены останки гондванской фауны; экологические проблемы – «озоновая дыра», загрязнение льдов)



 VI.Усвоение новой темы.

Игра «Путеводитель по Антарктиде» (слайд 17)

Работа с атласом и учебником.

 

VII.Домашнее задание. § 60, (слайд 18)

Используя атлас, учебник источники интернета составьте путеводитель по материку Антарктида. Форма путеводителя - презентация или печатная.

VIII.Итог урока. Комментирование оценок. (слайд 19)



Вывод: Природа Антарктиды уникальна, необходимо беречь ее! На материке нет постоянных поселений людей. Существует международное соглашение по охране природы Антарктиды.



IХ. Рефлексия. (слайд 20) (слайд открывается с использованием анимации).

  • На уроке особенно понравилось…

  • Трудным на уроке показалось…

  • Моим вкладом на уроке было…

  • Чтобы избежать ошибок и неудач сна следующем уроке, нужно…

  • Интересным на уроке было…

  • С урока я ухожу с мыслями о…