СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока географии 9 класс Поволжье

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: Поволжье,ЭГП и население.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии 9 класс Поволжье»

МОАУ «Лицей № 7» г.Оренбург

Учитель географии : Киселева Ольга Владимировна

Конспект урока по географии в 9 классе


Тема: Поволжье, ЭГП и население.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: формирование знаний о районах России на примере Поволжья.

Задачи урока:


Образовательные: -продолжить формирование умений давать оценку ЭГП (экономико- географическое положение );

-показать районообразующую роль Волги;

-изучит влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства Поволжья;


Развивающие: создавать условия для развития речи, процессов логического и образного мышления детей, навыки делать обобщение и выводы, анализировать; развивать у школьников умение аргументировано выступать при обсуждении проблемы.


Воспитательные:

-воспитывать у учащихся чувство любви и бережное отношение к природе.

- прививать интерес к предмету.


Здоровьесберегающие:

-рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями.


Оборудование: административная карта Р.Ф., атлас, учебник, тетради, контурные карты, раздаточный материал, сообщение учащихся, презентация, компьютер, проектор.

Методы обучения:

-объяснительно-иллюстративный;

-репродуктивный;

- частично-поисковый

(на доске план урока)

1.Состав ПЭР
2. ЭГП района.
3. Природные условия.
4. Природные ресурсы.
5. Население.

Ход урока.

І. Организационный момент.

ІІ. Изучение нового материала

Актуализация знаний .

Играет музыка “Течет река Волга”. Стихотворение о Волге:

О Волга ! После многих лет
Я вновь принёс тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава как была,
Кругом все та же даль и ширь,
Всё тот же виден монастырь
На острову, среди песков,
И даже трепет прежних дней
Я ощутил в душе моей,
Заслыша звон колоколов.
Всё то же, то же... только нет
Убитых сил, прожитых лет...

Вступительное слово учителя:

Сегодня мы знакомимся с Поволжским экономическим районом.

- Почему он так называется ?

Название района связано с рекой .Многие художники , писатели и поэты воспели красоту Волги в своих произведениях. « Волга для России -это гораздо больше, чем река »- писал Е.А.Евтушенко.

Во все времена Волга была главной артерией земли русской и несомненно она составляет экономический стержень Поволжского района.

/ запись темы урока в тетрадь /


1.Состав.

- Oпределите , используя карту , какие субъекты Р.Ф. входят в состав Поволжского экономического района ?

р.Татарстан – г.Казань

обл. Пензенская – г.Пенза

обл. Ульяновская – г.Ульяновск

обл.Самарская – г.Самара /1 ученик у доски /

обл.Саратовская – г.Саратов

обл.Волгоградская – г.Волгоград

обл.Астраханская – г.Астрахань

р.Калмыкия – г.Элиста презентация

/ работа учащихся по контурной карте /


2.Далее рассмотрим ЭГП района.

- Что такое ЭГП ? / ответы учащихся /

- Какие особенности ЭГП района вы можете отметить? / ответы учащихся /

Задание: заполните пропуски. презентация


1.Стержень района - ________ , связующее звено субъектов федерации,

образующий экономический район.

2.Район вытянут с ________________ (около 1500 км.).

3.Находится между двумя индустриальными регионами: _______________ и

Уралом.

4.Граничит с _____________ районом , Северо- Кавказским районом ,

Уральским районом, _________ , районом, ____________ районом.

5.Имеет внешние границы с __________ , но граница « прозрачная » - __________ _____________ .

6.Транспортное положение:

а) _______________ река;

б) транзитные _________________________ проводы, газопроводы.

в) вдоль Волги – Поволжская ж/д.

г) выход к морям: Каспийскому , _____________________ .

Сделайте вывод :____________________________________ .

3. Природные условия.

Природные условия также влияют на развитие хозяйства района.

/ учащиеся вспоминают физ.географию и называют особенности природных условий и их влияние на развитие хозяйства /


Природные условия

Характеристика природных условий

1. Рельеф

 

2. Климат

 

3. Природные зоны

 

презентация

1. Рельеф- равнинный; в геологическом отношении –осадочный чехол древней Русской платформы


2. Климат –умеренно-континентальный, на юге континентальный; теплое, на юге жаркое лето; увлажнение на севере достаточное, на юге- недостаточное, возможны засухи .Внимание : проблема.


3.Природные зоны: природная зональность ярко выражена :

Смешанные леса- Татарстан; Пензенская область

Лесостепи –Ульяновская, Самарская ,Пензенская области;

Степи- Саратовская и Волгоградская области, республика Калмыкия;

Полупустыни- Астраханская область, республика Калмыкия


Вывод: условия достаточно благоприятны для хозяйственной деятельности и проживания людей.


4.Природные ресурсы.

- Какими природными ресурсами богат район? / Работа по атласу./

- Каких ресурсов недостаточно в Поволжье? презентация

Задание: опорная таблица. / Работа в тетради , заполняется на данном

уроке только 1 колонка /


Ресурсы

Отрасль специализации

Центры










Вывод:

Проблемы Волги. ( Выступление учащихся.)


5.Население.

Национальный состав Поволжья довольно разнообразен. Кроме русских составляющих ¾ его жителей здесь проживает много других народов.

презентация

Сообщение учащихся о населении Поволжья.


Задание: ответьте на вопросы.

1.Назовите коренные народы Поволжья.

2.Какие государства существовали на территории Поволжья?

3.Какие опорные пункты возникли в Поволжье в XVI веке?

4.Преобладающий народ в Поволжье?

5.Когда в Поволжье появились немцы?

6.Какие народы Поволжья подвергались насильственной миграции?

7.Найдите соответствие: народ - религия

русские ислам

татары православие

калмыки буддизм

8.Численность населения Поволжья?

9.Плотность населения?

10.Уровень урбанизации?

11.Города – миллионеры?

12.Какие города назывались раньше Царицын, Сталинград, Симбирск,

Куйбышев?


III.Подведение итогов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!