МОАУ «Лицей № 7» г.Оренбург
Учитель географии : Киселева Ольга Владимировна
Конспект урока по географии в 9 классе
Тема: Поволжье, ЭГП и население.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: формирование знаний о районах России на примере Поволжья.
Задачи урока:
Образовательные: -продолжить формирование умений давать оценку ЭГП (экономико- географическое положение );
-показать районообразующую роль Волги;
-изучит влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства Поволжья;
Развивающие: создавать условия для развития речи, процессов логического и образного мышления детей, навыки делать обобщение и выводы, анализировать; развивать у школьников умение аргументировано выступать при обсуждении проблемы.
Воспитательные:
-воспитывать у учащихся чувство любви и бережное отношение к природе.
- прививать интерес к предмету.
Здоровьесберегающие:
-рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями.
Оборудование: административная карта Р.Ф., атлас, учебник, тетради, контурные карты, раздаточный материал, сообщение учащихся, презентация, компьютер, проектор.
Методы обучения:
-объяснительно-иллюстративный;
-репродуктивный;
- частично-поисковый
(на доске план урока)
1.Состав ПЭР
2. ЭГП района.
3. Природные условия.
4. Природные ресурсы.
5. Население.
Ход урока.
І. Организационный момент.
ІІ. Изучение нового материала
Актуализация знаний .
Играет музыка “Течет река Волга”. Стихотворение о Волге:
О Волга ! После многих лет
Я вновь принёс тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава как была,
Кругом все та же даль и ширь,
Всё тот же виден монастырь
На острову, среди песков,
И даже трепет прежних дней
Я ощутил в душе моей,
Заслыша звон колоколов.
Всё то же, то же... только нет
Убитых сил, прожитых лет...
Вступительное слово учителя:
Сегодня мы знакомимся с Поволжским экономическим районом.
- Почему он так называется ?
Название района связано с рекой .Многие художники , писатели и поэты воспели красоту Волги в своих произведениях. « Волга для России -это гораздо больше, чем река »- писал Е.А.Евтушенко.
Во все времена Волга была главной артерией земли русской и несомненно она составляет экономический стержень Поволжского района.
/ запись темы урока в тетрадь /
1.Состав.
- Oпределите , используя карту , какие субъекты Р.Ф. входят в состав Поволжского экономического района ?
р.Татарстан – г.Казань
обл. Пензенская – г.Пенза
обл. Ульяновская – г.Ульяновск
обл.Самарская – г.Самара /1 ученик у доски /
обл.Саратовская – г.Саратов
обл.Волгоградская – г.Волгоград
обл.Астраханская – г.Астрахань
р.Калмыкия – г.Элиста презентация
/ работа учащихся по контурной карте /
2.Далее рассмотрим ЭГП района.
- Что такое ЭГП ? / ответы учащихся /
- Какие особенности ЭГП района вы можете отметить? / ответы учащихся /
Задание: заполните пропуски. презентация
1.Стержень района - ________ , связующее звено субъектов федерации,
образующий экономический район.
2.Район вытянут с ________________ (около 1500 км.).
3.Находится между двумя индустриальными регионами: _______________ и
Уралом.
4.Граничит с _____________ районом , Северо- Кавказским районом ,
Уральским районом, _________ , районом, ____________ районом.
5.Имеет внешние границы с __________ , но граница « прозрачная » - __________ _____________ .
6.Транспортное положение:
а) _______________ река;
б) транзитные _________________________ проводы, газопроводы.
в) вдоль Волги – Поволжская ж/д.
г) выход к морям: Каспийскому , _____________________ .
Сделайте вывод :____________________________________ .
3. Природные условия.
Природные условия также влияют на развитие хозяйства района.
/ учащиеся вспоминают физ.географию и называют особенности природных условий и их влияние на развитие хозяйства /
Природные условия | Характеристика природных условий |
1. Рельеф | |
2. Климат | |
3. Природные зоны | |
презентация
1. Рельеф- равнинный; в геологическом отношении –осадочный чехол древней Русской платформы
2. Климат –умеренно-континентальный, на юге континентальный; теплое, на юге жаркое лето; увлажнение на севере достаточное, на юге- недостаточное, возможны засухи .Внимание : проблема.
3.Природные зоны: природная зональность ярко выражена :
Смешанные леса- Татарстан; Пензенская область
Лесостепи –Ульяновская, Самарская ,Пензенская области;
Степи- Саратовская и Волгоградская области, республика Калмыкия;
Полупустыни- Астраханская область, республика Калмыкия
Вывод: условия достаточно благоприятны для хозяйственной деятельности и проживания людей.
4.Природные ресурсы.
- Какими природными ресурсами богат район? / Работа по атласу./
- Каких ресурсов недостаточно в Поволжье? презентация
Задание: опорная таблица. / Работа в тетради , заполняется на данном
уроке только 1 колонка /
Ресурсы | Отрасль специализации | Центры |
| | |
| | |
| | |
Вывод:
Проблемы Волги. ( Выступление учащихся.)
5.Население.
Национальный состав Поволжья довольно разнообразен. Кроме русских составляющих ¾ его жителей здесь проживает много других народов.
презентация
Сообщение учащихся о населении Поволжья.
Задание: ответьте на вопросы.
1.Назовите коренные народы Поволжья.
2.Какие государства существовали на территории Поволжья?
3.Какие опорные пункты возникли в Поволжье в XVI веке?
4.Преобладающий народ в Поволжье?
5.Когда в Поволжье появились немцы?
6.Какие народы Поволжья подвергались насильственной миграции?
7.Найдите соответствие: народ - религия
русские ислам
татары православие
калмыки буддизм
8.Численность населения Поволжья?
9.Плотность населения?
10.Уровень урбанизации?
11.Города – миллионеры?
12.Какие города назывались раньше Царицын, Сталинград, Симбирск,
Куйбышев?
III.Подведение итогов.