СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока географии на тему "Вулканы, горячие источники, гейзеры" (6 класс)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с использованием презентации на интерактивной доске.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии на тему "Вулканы, горячие источники, гейзеры" (6 класс)»

География 6 класс ____________________


Тема: ВУЛКАНЫ, ГОРЯЧИЕ ИСТОЧНИКИ, ГЕЙЗЕРЫ.


Цель: формирование знаний о вулканах и гейзерах.

Задачи:

1. Изучить причины возникновения вулканов и их строение.

2. Проанализировать классификацию вулканов.

3. Определить значение деятельности вулканов и гейзеров.

4. Продолжить формирование навыков работы с картой, интерактивной доской, аналитического мышления.

5. Развить интерес к изучению географии.


Тип урока: комбинированный урок.


Оборудование: учебник, атлас, физическая карта мира, интерактивная доска.


Методы и методические приемы: рассказ и объяснение с использованием интерактивной доски.

Понятия и термины: вулкан, очаг магмы, лава, жерло, кратер, потухший, действующий, «уснувший» вулкан, минеральные воды, гейзеры.


Экспресс-план урока:

  1. Организационный момент (2 – 3 мин).

  2. Проверка домашнего задания (10 мин).

  3. Изучение нового материала (27 мин).

  4. Закрепление нового материала (5 мин).

Ход урока

  1. Организационный момент

(Внимание на организацию принадлежностей к уроку)

2.Проверка домашнего задания

Слайд №1-5

1.Как движется земная кора? (горизонтально и вертикально)

2. Дать определение: землетрясение. (Подземные толчки с колебательными движениями, возникающие при внезапных смещениях и разрывах в земной коре и мантии, называются землетрясениями).

3. В каких годах были сильные землетрясения в городе Верном (ныне Алматы) (1887 г.; 1911 г.)

4. Что такое очаг землетрясения? (Место на глубине, где происходит разрыв и смещение горных пород, называют очагом землетрясения).

5. Что такое цунами? (Гигантские волны, образованные от землетрясения под водой).

6. Что такое эпицентр землетрясения? (Место на земной поверхности, находящееся над очагом, называeтcя эпицентром землетрясения. (по-гречески эпи ­на, сверх, над, центр - острие [циркуля], средоточие)

7. По какой шкале измеряют силу землетрясений? (12-балльной шкале (по-латыни шкала – ступень)

8. Какие зоны называют сейсмическими? (Зоны, где часто повторяются землетрясения, называются сейсмическими)

9. Назовите пояса сейсмических зон. (Альпийско-Гималайский (15%), Тихоокеанский пояса (80%)

10. Что такое сейсмограф? (Прибор регистрирующий движение земной коры - сейсмограф

(по-гречески сейсмос - землетрясение, графа - пишу).

Слайд №6,7

3.Изучение нового материала

Слайд №8,9

Возникновение вулканов и их строение

Вулкан - гора конической формы, из горловины которой выбрасываются горячие газы, пар, пепел, обломки горных пород, а также мощные, потоки раскаленной лавы, которые растекаются по поверхности земли.

Слайд №10 Место под земной корой, где собирается магма, называется очагом магмы.

Слайд №11 Магма, расположенная глубоко в земной коре, по образовавшимся трещинам устремляется вверх и изливается на поверхность.

Слайд №12 Излившуюся магму называют лавой, а горловину (канал), по которой поднимается магма, - жерлом вулкана.

Слайд №13,14 Иллюстрации - магма

Слайд №15 Жерло на вершине горы заканчивается чашеобразным углублением - кратером (по-гречески кратер - большая чаша).

Слайд №16-20 Иллюстрации кратера

Слайд №21

Слайд №22 Иллюстрация – строение вулкана

Слайд №23 Извержение вулкана сопровождается подземным гулом, а из кратера с грохотом вырываются лава, газы и водяной пар.

При извержении образуются тучи пепла.

Пепел в виде мельчайших частиц магмы оседает вокруг вулкана, покрывая огромным толстым слоем окружающую местность.

Слайд №24-29 Иллюстрации вулканов и их извержения.

Слайд №30 Над вулканом сгущаются тучи, гремит гром, сверкает молния и идет сильный дождь.


На склонах гор вода, смешанная с пеплом и камнями, образует мощные грязевые потоки, которые несутся вниз, сметая все на своем пути и разрушая населенные пункты.

Слайд №31 Иллюстрация магмы

Слайд №32

Слайд №33 Иллюстрация извержения вулкана

Слайд №34 В 79 г. н.э. при извержении вулкана Везувий были разрушены и засыпаны пеплом города Древнего Рима Помпеи и Геркуланум.

Только через много лет поверхность уплотненного пепла и застывшей лавы покрыли плодородная почва и густая растительность.

Слайд №35 Потухшие и действующие вулканы. Как отличить потухший вулкан?

Конусообразная форма горы и кратер на вершине свидетельствуют об их активной жизни в прошлом.

Вулканы, об извержениях которых в истории человечества не сохранилось никаких сведений, называют потухшими.

Например, к числу потухших вулканов относятся Эльбрус и Казбек на Кавказе.

Слайд №36 Иногда и потухшие вулканы начинают извергаться.

Например, в 1960 г. в Чили во время землетрясения вулканы, считавшиеся потухшими, начали извергаться. Поэтому их точнее было бы назвать «уснувшими».

Вулканы, из жерла которых постоянно происходят извержения, называют действующими.

Например, Ключевская Сопка на Камчатке.

Слайд №37

Слайд №38-40 Иллюстрации вулканов

Слайд №41 Распространение вулканов на Земле связано с землетрясениями и горообразованием.

Действующие вулканы широко распространены в районах с продолжающимся горообразованием.

В таких местах магма быстро находит выход на поверхность земли.

Слайд №42 Иллюстрация вулканов

Слайд №43 Вулканы обычно располагаются цепочкой вдоль трещин в земной коре.

Отдельные вулканы встречаются редко. Большинство вулканов расположено на побережье Тихого океана. Это место называют Тихоокеанским вулканическим поясом.

Слайд №44 Карта «Вулканизм мира»

Слайд №45

Слайд №46 Вулканы извергаются не только на суше, но и на дне океанов и морей.

Из кратеров таких подводных вулканов образуются новые острова. Например, Курильские острова в Тихом океане являются потухшими вулканами.

На этих островах много густонаселенных местностей, городов и промышленных центров.

Слайд №47,48 Иллюстрации – образования вулканических островов.

Слайд №49 Иллюстрация – Гавайские острова

Слайд №50 Иллюстрация – Вулканы Камчатки и Курильских островов.

Слайд №51 В 1883 г. на одном из маленьких островов в Индонезии между Азией и Австралией произошло сильное извержение вулкана Кракатау. От мощного взрыва многие участки острова исчезли. Поднявшийся в верхние слои атмосферы пепел несколько месяцев застилал небо. На море поднялась гигантская волна, которая дошла до побережий Индийского и Тихого океанов. Она смыла несколько городов и селений соседних островов, погибли десятки тысяч человек.

Слайд №52 Иллюстрация – Вулкан Кракатау

Слайд №53 Извержения вулканов дают ученым сведения о составе и свойствах веществ, находящихся в литосфере. Изучение вулканов помогает определить происхождение полезных ископаемых. Благодаря исследованиям можно предсказать начало извержения вулкана и предотвратить связанные с ним бедствия.

Слайд №54 Ученые установили, что районы землетрясений и извержений вулканов часто совпадают. Эти явления характерны для районов с неустойчивой земной корой.

Вам известно о том, что при извержении вулкана выходит водяной пар, газы. Многие ученые в последнее время считают, что наличие вод на земной поверхности и определенного количества кислорода в атмосфере связано именно с вулканической деятельностью.

Таким образом, вулканы выполняют важную роль при образовании литосферы, гидросферы и атмосферы.

Слайд №55-62 Иллюстрация – вулканы.

Слайд №63 Горячие источники и гейзеры

Минеральными подземные водами называют воды, имеющие высокую температуру, растворенные соли и газы.

Минеральная вода имеет определенный вкус и запах. Появление таких вод связано с нахождением вблизи них еще не остывшего очага магмы. Магма, нагревая воду, растворяет соли.

Слайд №64 Гейзеры – это источники, периодически выбрасывающие фонтаны горячей воды и пара. (по-исландски гейза - хлынуть)

Горячая вода температурой выше 100ºС, вытекая из недр Земли, через трещины поднимается вверх.Из горловины гейзера вырывается горячая вода с клубами пара и поднимается на высоту нескольких десятков метров.

Слайд №65 Все это сопровождается сильным грохотом. Гейзер фонтанирует 1-2 минуты и останавливается до следующего накопления горячей воды и пара.

Гейзеры распространены в Тихоокеанском вулканическом поясе – на Камчатке, в Японии, Новой Зеландии, на побережье Северной Америки и на острове Исландия.

Слайд №66 Задание для работы с картой

1. Найдите на карте полушарий условный знак для обозначения вулканов.

2. Выпишите в тетрадь названия вулканов, обозначенных на карте полушарий атласа.

Слайд №67 План определения географического положения вулкана

1. Название вулкана.

2. Название объекта, на котором он находится (материк, остров, океан).

3. Географические координаты (широта и долгота).


4. Закрепление нового материала

Слайд №68

1. Как образуется вулкан?

2. Опишите строение вулкана.

3. Для чего необходимо изучать вулканы?

4. Какова роль деятельности вулканов в формировании поверхности Земли?

5. При каких условиях возникают горячие источники и гейзеры?


Выставление оценок

Домашнее задание: § 21, выучить определения, зарисовать строение вулкана в тетради.

Определить географическое положение 2-3 вулканов (кроме тех, которые описали в классе). Работу выполнить в тетради.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!