СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока географии в 8 классе по теме "Циркуляция атмосферы"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит подробный конспект урока географии для 8 класса по теме "Циркуляция атмосферы". Интерактивная презентация с видеофрагментами и флеш-анимациями является дополнением к уроку. 

Просмотр содержимого документа
«задания по работе с синоптической картой»

Каталог заданий. Задания 11. Разные территории Земли: анализ карты

1.

Карта по­го­ды со­став­ле­на на 18 ап­ре­ля. В каком из по­ка­зан­ных на карте го­ро­дов на сле­ду­ю­щий день наи­бо­лее ве­ро­ят­но су­ще­ствен­ное по­хо­ло­да­ние?

 

1) Ека­те­рин­бург

2) Москва

3) Ханты-Ман­сийск

4) Эли­ста

2

Карта по­го­ды со­став­ле­на на 18 ап­ре­ля. В каком из по­ка­зан­ных на карте го­ро­дов на сле­ду­ю­щий день наи­бо­лее ве­ро­ят­но су­ще­ствен­ное по­теп­ле­ние?

1) Ка­ли­нин­град

2) Ека­те­рин­бург

3) Москва

4) Ха­ба­ровск

3.

Карта по­го­ды со­став­ле­на на 18 ап­ре­ля. В каком из по­ка­зан­ных на карте го­ро­дов на сле­ду­ю­щий день наи­бо­лее ве­ро­ят­но су­ще­ствен­ное по­хо­ло­да­ние?

 

1) Аст­ра­хань

2) Москва

3) Омск

4) Тю­мень

4.

Карта по­го­ды со­став­ле­на на 18 ап­ре­ля. В каком из по­ка­зан­ных на карте го­ро­дов на сле­ду­ю­щий день наи­бо­лее ве­ро­ят­но су­ще­ствен­ное по­теп­ле­ние?

 

1) Ка­ли­нин­град

2) Кур­ган

3) Ниж­ний Нов­го­род

4) Бла­го­ве­щенск






















Каталог заданий. Задания 10. Географические явления и процессы в геосферах

.

  1. Какой из пе­ре­чис­лен­ных го­ро­дов, по­ка­зан­ных на карте, на­хо­дит­ся в зоне дей­ствия ан­ти­цик­ло­на?

 

1) Ар­хан­гельск

2) Омск

3) Ма­га­дан

4) Якутск

2.Какой из пе­ре­чис­лен­ных го­ро­дов, по­ка­зан­ных на карте, на­хо­дит­ся в зоне дей­ствия цик­ло­на?

 

1) Ар­хан­гельск

2) Омск

3) Но­во­си­бирск

4) Ир­кутск

3.Какой из пе­ре­чис­лен­ных населённых пунк­тов, по­ка­зан­ных на карте, на­хо­дит­ся в зоне дей­ствия ан­ти­цик­ло­на?

 

1) Мур­манск

2) Но­во­си­бирск

3) Тикси

4) Ма­га­дан

4.Какой из пе­ре­чис­лен­ных го­ро­дов, по­ка­зан­ных на карте, на­хо­дит­ся в зоне дей­ствия цик­ло­на?

 

1) Бар­на­ул

2) Кур­ган

3) На­рьян-Мар

4) Но­во­си­бирск


Просмотр содержимого документа
«инструкции для группы»

Инструктивная карта для 1 группы

Просмотрев видеофрагмент, прочитав учебник стр.58 и рассмотрев рисунок 2.2.12, нарисовать схему образования теплого фронта, ответить на вопросы. Полученную информацию представить в виде таблицы.

  1. Условия формирования ТФ (какой воздух находится на территории, а какой приходит?)

  2. Что происходит с теплым воздухом.

  3. Какую погоду приносит теплый фронт.

  4. Как обозначается на синоптической карте.

Характеристика циклона

Познакомьтесь с текстом учебника стр.60-61, рассмотрите рис.2.2.14. Зарисуйте схему циклона в тетрадь, указав в ней направление движения воздуха, давление в центре. Ответьте на вопросы карточки, подберите фразы и слова и заполните таблицу. Составьте связной рассказ о циклоне, используя предложенные слова.

Фразы для заполнения таблицы. Пониженное. Движение воздуха к центру против часовой стрелки.  Восходящие. Похолодание и дождливая пасмурная погода. Потепление и оттепель с осадками в виде снега. 

  1. Что называется циклоном

  2. Что происходит с воздухом в центре антициклона?

  3. Какое давление в центре циклона?

  4. Куда движется воздух в циклоне?

  5. Какая погода характерна для циклона?

  6. Откуда приходят циклоны на территорию России?

Инструктивная карта для 2 группы

Просмотрев видеофрагмент, прочитав учебник стр.58 и рассмотрев рисунок 2.2.12, нарисовать схему образования холодного фронта, ответить на вопросы. Полученную информацию представить в виде таблицы.

  1. Условия формирования ХФ (какой воздух находится на территории, а какой приходит?)

  2. Что происходит с холодным воздухом

  3. Какую погоду приносит холодный фронт

  4. Как обозначается на синоптической карте.

Характеристика антициклона

Познакомьтесь с текстом учебника стр.60-61, рассмотрите рис.2.2.14. Зарисуйте схему циклона в тетрадь, указав в ней направление движения воздуха, давление в центре. Ответьте на вопросы карточки, подберите фразы и слова и заполните таблицу. Составьте связной рассказ об антициклоне, используя предложенные слова.


Фразы для заполнения таблицы. Морозная безоблачная погода.   Нисходящие. Движение воздуха от центра – по часовой стрелке.  Повышенное.  Жара, сухая безоблачная погода без осадков.

  1. Что называется антициклоном?

  2. Что происходит с воздухом в центре антициклона?

  3. Какое давление в центре антициклона?

  4. Куда движется воздух в антициклоне?

  5. Какая погода характерна для антициклона?

  6. Откуда приходят антициклоны на территорию России?





Циклон

Элементы сравнения

Антициклон

 

Давление в центре

 

 

Движение воздуха

 

 

Потоки воздуха

 

2000-3000 км., 2-4км., максимальная 15-20 км.

Размеры в диаметре и высота по вертикали

1500-3000 км., 2-3 км.

20-40 км/час (700 км/сутки)

Скорость движения

30-40 км/час (до 700 км/в сутки)

 

Погода летом

 

 

Погода зимой

 


Районы распространения




Циклон

Элементы сравнения

Антициклон

 

Давление в центре

 

 

Движение воздуха

 

 

Потоки воздуха

 

2000-3000 км., 2-4км., максимальная 15-20 км.

Размеры в диаметре и высота по вертикали

1500-3000 км., 2-3 км.

20-40 км/час (700 км/сутки)

Скорость движения

30-40 км/час (до 700 км/в сутки)

 

Погода летом

 

 

Погода зимой

 


Районы распространения




Просмотр содержимого документа
«план урока с титульником»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Толпинская средняя общеобразовательная школа»

Кореневского района Курской области









(конспект урока географии в 8 классе)







Учитель Лубкова Светлана Викторовна,

учитель географии и биологии









Декабрь 2016 года

Тема урока: Циркуляция атмосферы: атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.


Цель урока

  • Сформировать целостное представление о циркуляции атмосферы.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Сформировать знания у школьников об атмосферных фронтах, циклонах и антициклонах.

  • Выявить взаимосвязи атмосферных явлений и процессов на примере связи атмосферного давления, температуры, влажности, осадков в циклонах и антициклонах.

  • Познакомить учащихся с разливными видами климатических, синоптических карт (интерактивные карты на Интернет-сайтах).

Метапредметные:

  • Формировать умение школьников самостоятельно сопоставлять, анализировать, сравнивать, выделять главное, устанавливать закономерности на основе работы с различными источниками информации;

  • Развивать умения работать с текстом и рисунками учебника, картами, интерактивными синоптическими, климатическим картами на Интернет-сайтах.

  • Формировать навыки работы в группах; навыки публичных выступлений.

Личностные:

  • Познакомить учащихся с профессией метеоролога, синоптика, воспитывать уважение, интерес к данным профессиям.

Тип урока: Изучение нового материала.

Технологии урока: технология развития критического мышления, проблемного обучения

Интерактивные методы обучения:  словесные (рассказ, беседа, объяснение), наглядные (наблюдение и демонстрация), приемы “сводная таблица”, «Кластер», «Фишбоун», частично-поисковый метод, дискуссия в группах, “мозговой штурм”, самостоятельная работа учащихся под руководством учителя)

Оборудование: презентация, инструкции для работы в группах, видеоролики

Ход учебного занятия

  1. Организационный этап

• Подготовить учащихся к работе, создав оптимальные условия для логического и практического решения учебных задач, для достижения цели урока.

Добрый день, я рады вас видеть всех присутствующих на уроке. Надеюсь, он пройдет плодотворно, и вы будете активно работать на уроке. Сегодня вы будите работать в группах. В каждой группе есть капитан, который будет руководить работой всех членов группы.

Девиз урока: “Один за всех и все за одного”.

  1. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний (Стадия вызова)

Просмотр клипа с фотографиями на фоне песни «У природы нет плохой погоды»

Почему меняется погода?

Подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

Ответ на этот вопрос мы попытаемся найти в течение урока и вернемся к вопросу в конце урока. Но чтобы у нас все получилось, нам необходимы некоторые знания, полученные на прошлых уроках.

Беседа.
1) Назовите причины (факторы), влияющие на формирование климата России? (Составление кластера)


2) Назовите основные типы ВМ, преобладающие на территории страны.

3) В чем причина перемещения ВМ? (области повышенного и пониженного давления)

4) Где располагаются области В и Н давления? (Показать у карты центры минимума и максимума)
5)Какие явления возникают при сменах разных ВМ? Как это влияет на погоду?

Постановка проблемы, разрыв в знаниях.

Ребята, вы понимаете, что у вас возникают затруднения, не хватает знаний, чтобы дать ответы на эти вопросы. Так, что же мы должны изучить на уроке? Сформулируйте тему урока. (Формулировка темы и целей урок).

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о циркуляции воздушных масс. Давайте поставим цель нашего урока.

  1. Этап усвоения новых знаний (Стадия осмысления)

Ребята, вы когда-нибудь слышали фразу «атмосферный фронт» Где мы можем услышать эту фразу? (прогноз погоды)

А) Атмосферный фронтпереходная зона между двумя различными ВМ. 
ВМ подвижны, они теснят друг друга. Поэтому движется и атмосферный фронт. Работа с картой, показ фронтов. По географическому положению: арктический фронт отделяет арктический воздух от умеренной воздушной массы. Полярный фронт – полоса столкновения умеренного воздуха с тропическим воздухом. Где располагается полярный фронт зимой?

Работа в группах. Выдаются карточки с инструкцией для каждой группы. Работая с карточками, просмотрев видеофрагмент, нарисовать схемы образования теплого и холодного фронтов, ответить на вопросы карточки.

Первая группа: теплый фронт.

  1. Условия формирования ТФ (какой воздух находится на территории, а какой приходит?)

  2. Что происходит с теплым воздухом.

  3. Какую погоду приносит теплый фронт.

  4. Как обозначается на синоптической карте.

Вторая группа: холодный фронт.

  1. Условия формирования ХФ (какой воздух находится на территории, а какой приходит?)

  2. Что происходит с холодным воздухом

  3. Какую погоду приносит холодный фронт

  4. Как обозначается на синоптической карте.

Результаты работы изобразить на экране. Объяснение выстраивается через построение логической опорной схемы (ЛОС).

Холодный фронт

Тёплый фронт

  1. Образуется при вторжении холодного воздуха в область, занятую тёплым.

  2. Проникает клином, выталкивая ТВ вверх.

  3. Погода меняется быстро. Ливень, гроза, шквалистый ветер.

  4. После прохождения фронта – похолодание.

  1. Образуется при вторжении тёплого воздуха в область, занятую холодным.

  2. Поднимается плавно над ХВ, оттесняя его.

  3. Погода меняется постепенно, идут затяжные дожди.

  4. После прохождения фронта-- потепление

Ширина фронтов достигает нескольких десятков километров. На фронтах всегда происходит смена температуры, облачности, давления воздуха – смена погоды.

Это задание выносится на экзамен по географии в форме ОГЭ. Давайте познакомимся с ним (Работа с сайтом решу ОГЭ З№11).

Б) Характеристика циклона и антициклона.

Вдоль атмосферных фронтов на их изгибах возникают огромные вихри – циклоны и антициклоны. (Циклон –  в переводе с греческого-вращающийся)

Я предлагаю вам поработать с текстом и рисунками учебника и дать характеристику циклону и антициклону, используя предложенные слова и словосочетания (используются приемы сводная таблица и ключевые слова)

Работа в группах. Выдаются карточки с инструкцией для каждой группы. Работая с карточками, ответить на вопросы карточки, подобрать фразы и слова и заполнить таблицу. Зарисуйте схему циклона и антициклона в тетрадь, указав в ней направление движения воздуха, давление в центре.

Фразы для заполнения таблицы. Пониженное.  Морозная безоблачная погода.  Восходящие.  Движение воздуха от центра – по часовой стрелке.  Повышенное.  Движение воздуха к центру против часовой стрелки.  Нисходящие. Похолодание и дождливая пасмурная погода. Похолодание, дождливая пасмурная погода.  Оттепель с осадками в виде снега.  Сухая безоблачная погода без осадков.

Первая группа: циклоны.

  1. Что называется циклоном

  2. Что происходит с воздухом в центре антициклона?

  3. Какое давление в центре циклона?

  4. Куда движется воздух в циклоне?

  5. Какая погода характерна для циклона?

  6. Откуда приходят циклоны на территорию России?

Вторая группа: антициклон.

  1. Что называется антициклоном?

  2. Что происходит с воздухом в центре антициклона?

  3. Какое давление в центре антициклона?

  4. Куда движется воздух в антициклоне?

  5. Какая погода характерна для антициклона?

  6. Откуда приходят антициклоны на территорию России?



Циклон

Элементы сравнения

Антициклон

 

Давление в центре

 

 

Движение воздуха

 

 

Потоки воздуха

 

2000-3000 км., 2-4км.. максимальная 15-20 км.

Размеры в диаметре и высота по вертикали

1500-3000 км., 2-3 км.

20-40 км/час (700 км/сутки)

Скорость движения

30-40 км/час (до 700 км/в сутки)

 

Погода летом

 

 

Погода зимой

 


Районы распространения


Ребята, вы поработали с информацией, давайте попробуем сформулировать определения:

Циклонэто атмосферное явление, вихревое движение воздуха, связанное с областью низкого давления.

Антициклонэто атмосферное явление, вихревое движение воздуха, связанное с областью высокого давления.

Откуда в Россию приходят циклоны и антициклоны?

Работа с базой заданий ОГЭ по географии (З№10)

Какой из пе­ре­чис­лен­ных го­ро­дов, по­ка­зан­ных на карте, на­хо­дит­ся в зоне дей­ствия ан­ти­цик­ло­на?

 

1) Ар­хан­гельск

2) Омск

3) Ма­га­дан

4) Якутск

В) Знакомство с профессией синоптика, метеоролога (краткое сообщение о профессиях)

В скором будущем, ребята, вам предстоит задуматься о своей будущей профессии. Даша подготовила небольшое сообщение о профессиях, связанных с изучаемой темой.

  1. Проверка понимания и закрепление нового материала учащимися (Стадия Рефлексии)

Вернемся к нашему вопросу, поставленному в начале урока.

Почему меняется погода?

(работа над проблемным вопросом)

На территории России постоянно образуются атмосферные фронты, приходят циклоны и антициклоны. Все это вызывает постоянную смену погоды (запись вывода в тетрадь).


Работа с печатной тетрадью. Задания из тетради выносятся на экран и выполняются совместно с детьми (№14 стр.34; З№4 стр.43)

Работа с рисунком. Посмотрите на картинку и скажите, где изображена циклональная и антициклональная погода. Почему? В каком случае воздух будет загрязнен больше и меньше, почему? (На первой картинке изображена циклональная погода, т.к. воздух поднимается кверху, благодаря ветряной погоде дым рассеивается в атмосфере и загрязнение воздуха минимальное.

На второй картинке изображена антициклональная погода, т.к. вертикальное движение воздуха нисходящее, безветренно и дым не рассеивается и концентрируется над городом. Загрязнение максимальное.)

Составить фишбоун по теме «Климатообразующие факторы России» ( если не останется времени, то задать домой)

Фишбоун по теме «Климатообразующие факторы России»

  1. Задание на дом

§19,20;

*Подобрать стихи с описанием погоды;

*Составить фишбоун по теме «Климатообразующие факторы»

* Составить кроссворд по теме «Климатообразующие факторы России».





  1. Рефлексия. Подведём итоги.

Что нового вы узнали на уроке?

Можно ли использовать новый материал в повседневной жизни человека?

За что бы вы себя могли похвалить?





Просмотр содержимого документа
«самоанализ»

Самоанализ урока географии в 8 классе

по теме «Циркуляция атмосферы: атмосферный фронт, циклон и антициклон»


Учитель Лубкова Светлана Викторовна


Урок по географии в 8 классе по теме «Циркуляция атмосферы: атмосферный фронт, циклон и антициклон» является четвертым в разделе «Климат России». При его построении использовались знания, полученные при изучении климатообразующих факторов России.

Цель урока

  • Сформировать целостное представление о циркуляции атмосферы России.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Сформировать знания у школьников об атмосферных фронтах, циклонах и антициклонах.

  • Выявить взаимосвязи атмосферных явлений и процессов на примере связи атмосферного давления, температуры, влажности, осадков в циклонах и антициклонах; атмосферных фронтах.

Метапредметные:

  • Формировать умение школьников самостоятельно сопоставлять, анализировать, сравнивать, выделять главное, устанавливать закономерности на основе работы с различными источниками информации;

  • Развивать умения работать с текстом и рисунками учебника, картами;

  • Формировать навыки работы в группах; навыки публичных выступлений.

Личностные:

  • Познакомить учащихся с профессией метеоролога, синоптика, воспитывать уважение, интерес к данным профессиям.

Тип урока: изучение нового материала

Используемые педагогические технологии: элементы технологии развития критического мышления; личностно-ориентированная технология; проблемного обучения.

Методы:

  1. по источнику получения знаний: словесные, наглядные, практические;

  2. по степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный, частично-поисковый.

Форма организации учебной деятельности: групповая.


Для поддержания устойчивого интереса к предмету, для достижения высоких результатов в приобретении знаний и воспитании детей, я стараюсь использовать различные современные технологии. Одними из таких технологий, которые я использовала на своем занятии – это технология развития критического мышления, которая способствует развитию навыков анализа и критического мышления.

Уроки с использованием данной технологии обязательно включают три стадии "Вызов - Осмысление - Рефлексия".

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; - вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; - побудить ученика к активной работе на уроке и дома. Для достижения этих целей мною использовался видеоролик, на основе которого задался проблемный вопрос, ответ на который ребята должны были найти после изучения нового материала.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию; - осмыслить ее; - соотнести с уже имеющимися знаниями. Поэтому важным шагом перед этой стадией является актуализация знаний. Она проводилась в форме фронтальной беседы с использованием приема «Кластер».

Новую информацию ребята не получали в готовом виде, а добывали их сами, в ходе работы с разными источниками информации при выполнении заданий. На этапе осмысления была организованна групповая форма работы. Вследствие анализа изученной информации, установления причинно-следственных связей, учащиеся пытаются решить проблему, поставленную в начале урока. В ходе занятия формировалось умение вести диалог, высказывать свою точку зрения, умение анализировать свое мнение и мнение других. Для обобщения и систематизации полученных знаний использовался прием «Сводная таблица».

Важнейшим принципом моей педагогической деятельности является принцип Я.А. Коменского «Слух постоянно нужно соединять со зрением, язык (речь) с деятельностью рук. Следовательно, о том, что надо знать, надо не только рассказывать, чтобы это было воспринято слухом, но это же следует зарисовать, чтобы через зрение предмет запечатлелся в воображении. Поэтому ребята постоянно делали схемы, зарисовывали атмосферные фронты, циклоны и антициклоны.

На уроке вылась подготовка к экзамену по географии в форме ОГЭ. В ходе изучения атмосферных процессов отрабатывались экзаменационные задания, развивалось умение читать и находить нужную информацию на синоптической карте.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации; - присвоение нового знания, новой информации учеником; - формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. На стадии рефлексии закрепление изученного материала происходило с помощью приема «Фишбоун». (ТРКМ), а также в ходе работы с рисунками, на которых были изображены разные типы погоды. Первичное закрепление материала показало, что материал был полностью усвоен большинством учащихся.

В конце урока ребятам было предложено ответить на вопросы: Что нового вы узнали на уроке?

Можно ли использовать новый материал в повседневной жизни человека?

За что бы вы себя могли похвалить? Которые позволили, оцени самому ребенку свой вклад в изучение нового материала

Структура занятия выстроена в логической последовательности, имеет дидактическую завершенность. Каждый этап занятия завершен, имеются логические «мостики» при переходе от одной части урока к другой. Материал был выстроен в логической последовательности, доступной для учеников в данном возрасте (8 класс). Высокая работоспособность учащихся в течение урока обеспечивалась сменой деятельности, разнообразием заданий, использованием ИКТ, постановкой проблем.

Учащиеся в течение всего урока были активны, особенно отдельные из них. Они с интересом воспринимали новый материал, работали на уроке, вступали в диалог с учителем, высказывали собственные точки зрения. На уроке учащиеся выступали с докладами, заполняли таблицу, работали с разными видами карт. Такая форма работы наиболее эффективна.

Занятие достигло поставленных целей. Урок был насыщен информацией, интересной и доступной для учащихся. Ученики были активны, внимательны. На уроке присутствовала рабочая дисциплина. Достоинства данного урока заключаются, в привлечении самих учащихся к изучению нового материала.





Просмотр содержимого презентации
«Циркуляция атмосферы»

Природа России Климат

Природа России

Климат

Почему меняется погода?

Почему меняется

погода?

Климатообразующие факторы Географическое положение Земная поверхность Циркуляция атмосферы

Климатообразующие факторы

Географическое положение

Земная поверхность

Циркуляция атмосферы

Природа России Климат Циркуляция атмосферы Теория Вопросы Практикум Тесты Задания 4

Природа России

Климат

Циркуляция атмосферы

Теория

Вопросы

Практикум

Тесты

Задания

4

Циркуляция атмосферы Атмосферные фронты Циклоны и антициклоны Профессии 5

Циркуляция атмосферы

Атмосферные фронты

Циклоны и антициклоны

Профессии

5

Атмосферные фронты Атмосферный фронт - переходная зона между воздушными массами, обладающие различными свойствами. На территории России действуют три воздушных массы. Образуются два типа фронтов АВ Арктические фронты УВ По наступлению воздушных масс фронты делятся Полярные фронты ТВ Холодный Теплый

Атмосферные фронты

Атмосферный фронт - переходная зона между воздушными массами, обладающие различными свойствами.

На территории России действуют три воздушных массы.

Образуются два типа фронтов

АВ

Арктические фронты

УВ

По наступлению воздушных масс фронты делятся

Полярные фронты

ТВ

Холодный

Теплый

Холодный воздух подтекает под теплый. Возникают мощные кучевые облака. Прохождение фронта сопровождается резким шквалистым ветром, сильными ливнями, после которых устанавливается хорошая погода. Теплый фронт образуется при натекании теплых масс на холодные. Теплый фронт образует сплошную полосу облаков шириной сотни метров. Идут затяжные моросящие дожди, наступает потепление. Холодный фронт Теплый фронт

Холодный воздух подтекает под теплый. Возникают мощные кучевые облака. Прохождение фронта сопровождается резким шквалистым ветром, сильными ливнями, после которых устанавливается хорошая погода.

Теплый фронт образуется при натекании теплых масс на холодные. Теплый фронт образует сплошную полосу облаков шириной сотни метров. Идут затяжные моросящие дожди, наступает потепление.

Холодный фронт

Теплый фронт

Атмосферные вихри Циклоны – это вихри с низким давлением в центре. Антициклоны - это вихри с высоким давлением в центре. Воздух в циклоне движется от периферии к центру, отклоняясь против часовой стрелки. В центре воздух поднимается и растекается к окраинам. Происходит конденсация влаги и выпадают осадки. Размеры 2-3 тысячи км. В антициклоне воздух движется от центра к периферии , отклоняясь по часовой стрелке. В центр постоянно поступает воздух из тропосферы. При опускании он прогревается и удаляется от насыщения водяными парами. Погода ясная, безоблачная. Вдоль атмосферных фронтов на их изгибах возникают огромные вихри – циклоны  и    антициклоны . Н.Д В.Д В.Д. Н.Д. Холодный воздух Теплый воздух Циклон Антициклон 9

Атмосферные вихри

Циклоны – это вихри с низким давлением в центре.

Антициклоны - это вихри с высоким давлением в центре.

Воздух в циклоне движется от периферии к центру, отклоняясь против часовой стрелки. В центре воздух поднимается и растекается к окраинам. Происходит конденсация влаги и выпадают осадки. Размеры 2-3 тысячи км.

В антициклоне воздух движется от центра к периферии , отклоняясь по часовой стрелке. В центр постоянно поступает воздух из тропосферы. При опускании он прогревается и удаляется от насыщения водяными парами. Погода ясная, безоблачная.

Вдоль атмосферных фронтов на их изгибах возникают огромные вихри – циклоны и антициклоны .

Н.Д

В.Д

В.Д.

Н.Д.

Холодный воздух

Теплый воздух

Циклон

Антициклон

9

Азиатский максимум (Сибирский антициклон)

Азиатский максимум (Сибирский антициклон)

9

9

Циклон Элементы сравнения     Давление в центре Антициклон Движение воздуха     Потоки воздуха 2000-3000 км., 2-4км.. максимальная 15-20 км.     Размеры в диаметре и высота по вертикали 20-40 км/час (700 км/сутки)   Скорость движения 1500-3000 км., 2-3 км. Погода летом   30-40 км/час (до 700 км/в сутки) Погода зимой     Районы распространения     Повышенное Пониженное К центру против часовой стрелки От центра – по часовой стрелке Нисходящие Восходящие Похолодание и дождливая погода Жаркая, сухая безоблачная погода Морозная безоблачная погода Оттепель с осадками в виде снега Юг Русской равнины и Западной Сибири Баренцево, Карское, Охотское море, северо-запад Русской равнины

Циклон

Элементы сравнения

 

 

Давление в центре

Антициклон

Движение воздуха

 

 

Потоки воздуха

2000-3000 км., 2-4км.. максимальная 15-20 км.

 

 

Размеры в диаметре и высота по вертикали

20-40 км/час (700 км/сутки)

 

Скорость движения

1500-3000 км., 2-3 км.

Погода летом

 

30-40 км/час (до 700 км/в сутки)

Погода зимой

 

 

Районы распространения

 

 

Повышенное

Пониженное

К центру против часовой стрелки

От центра – по часовой стрелке

Нисходящие

Восходящие

Похолодание и дождливая погода

Жаркая, сухая безоблачная погода

Морозная безоблачная погода

Оттепель с осадками в виде снега

Юг Русской равнины и Западной Сибири

Баренцево, Карское, Охотское море, северо-запад Русской равнины

Задание №10 Какой из пе­ре­чис­лен­ных го­ро­дов, по­ка­зан­ных на карте, на­хо­дит­ся в зоне дей­ствия ан­ти­цик­ло­на? 1) Ар­хан­гельск 2) Омск 3) Ма­га­дан 4) Якутск

Задание №10

Какой из пе­ре­чис­лен­ных го­ро­дов, по­ка­зан­ных на карте, на­хо­дит­ся в зоне дей­ствия ан­ти­цик­ло­на?

1) Ар­хан­гельск

2) Омск

3) Ма­га­дан

4) Якутск

Вопросы по теме «Циркуляция атмосферы» Западный перенос, муссоны и северо-восточные ветры. Какие постоянные ветры действуют на территории России? 1 Что такое атмосферный фронт? Переходная зона между воздушными массами, обладающие различными свойствами. 2 Что такое циклон?  Циклоны – это вихри с низким давлением в центре. 3  Антициклоны - это вихри с высоким давлением в центре. Что такое антициклон? 4 Какая карта используется для составления прогноза погоды?  Синоптическая карта 5

Вопросы по теме «Циркуляция атмосферы»

Западный перенос, муссоны и северо-восточные ветры.

Какие постоянные ветры действуют на территории России?

1

Что такое атмосферный фронт?

Переходная зона между воздушными массами, обладающие различными свойствами.

2

Что такое циклон?

Циклоны – это вихри с низким давлением в центре.

3

Антициклоны - это вихри с высоким давлением в центре.

Что такое антициклон?

4

Какая карта используется для составления прогноза погоды?

Синоптическая карта

5

Тесты по теме «Циркуляция атмосферы» Вихревое движение воздуха с низким давлением в центре называется: А. Атмосферный фронт Б. Антициклон В. Трансформация Г. Циклон 2.  Муссон действует над территорией: А. Урала Б. Побережье Тихого океана  В Кавказа Г. Побережье Северного Ледовитого океана 3. Вихревое движение воздуха с высоким давлением в центре называется: А. Атмосферный фронт Б. Антициклон В. Трансформация Г. Циклон Зона взаимодействия воздушных масс разных по свойствам называется: А. Атмосферный фронт Б. Антициклон В. Трансформация Г. Циклон Какая карта используется для прогноза погоды: А. Физическая Б. Тектоническая В. Синоптическая Г . Климатическая

Тесты по теме «Циркуляция атмосферы»

  • Вихревое движение воздуха с низким давлением в центре называется:

А. Атмосферный фронт Б. Антициклон

В. Трансформация Г. Циклон

2. Муссон действует над территорией:

А. Урала Б. Побережье Тихого океана

В Кавказа Г. Побережье Северного Ледовитого океана

3. Вихревое движение воздуха с высоким давлением в центре называется:

А. Атмосферный фронт Б. Антициклон

В. Трансформация Г. Циклон

  • Зона взаимодействия воздушных масс разных по свойствам называется:

А. Атмосферный фронт Б. Антициклон

В. Трансформация Г. Циклон

  • Какая карта используется для прогноза погоды:

А. Физическая Б. Тектоническая

В. Синоптическая Г . Климатическая

Вихревое движение воздуха с низким давлением в центре называется: А. Атмосферный фронт Б. Антициклон В. Трансформация Г. Циклон 2.  Муссон действует над территорией: А. Урала Б. Побережье Тихого океана  В Кавказа Г. Побережье Северного Ледовитого океана 3. Вихревое движение воздуха с высоким давлением в центре называется: А. Атмосферный фронт Б. Антициклон В. Трансформация Г. Циклон Зона взаимодействия воздушных масс разных по свойствам называется: А. Атмосферный фронт Б. Антициклон В. Трансформация Г. Циклон Какая карта используется для прогноза погоды:
  • Вихревое движение воздуха с низким давлением в центре называется:

А. Атмосферный фронт Б. Антициклон

В. Трансформация Г. Циклон

2. Муссон действует над территорией:

А. Урала Б. Побережье Тихого океана

В Кавказа Г. Побережье Северного Ледовитого океана

3. Вихревое движение воздуха с высоким давлением в центре называется:

А. Атмосферный фронт Б. Антициклон

В. Трансформация Г. Циклон

  • Зона взаимодействия воздушных масс разных по свойствам называется:

А. Атмосферный фронт Б. Антициклон

В. Трансформация Г. Циклон

  • Какая карта используется для прогноза погоды:

А. Физическая Б. Тектоническая

В. Синоптическая Г . Климатическая

Задания по теме «Циркуляция атмосферы»

Задания по теме «Циркуляция атмосферы»

Циклон: 4, 6 Антициклон: 2,3 Атмосферный фронт: 1, 5  Задание 2. Рассмотрите фотографии и определите тип погоды. Ответ  2 3 1 4 5 6 19

Циклон: 4, 6

Антициклон: 2,3

Атмосферный фронт: 1, 5

Задание 2. Рассмотрите фотографии и определите тип погоды.

Ответ

2

3

1

4

5

6

19

Задание 3. Выбрать правильный ответ 1 Атмосферный вихрь с В.Д. в центре. Фронт 2 Циклон Атмосферный вихрь с Н.Д. в центре. 3 Антициклон Приносит пасмурную погоду. 4 5 Устойчив, малоподвижен. 6 Устанавливается над Восточной Сибирью. Зона столкновения тёплых и холодных воздушных масс. 7 Восходящие потоки воздуха в центре. 8 Нисходящее движение воздуха в центре. 9 Движение от центра к периферии. 10 Движение против часовой стрелки к центру. 11 Они бывают тёплые и холодные. Правильно Неправильно

Задание 3. Выбрать правильный ответ

1

Атмосферный вихрь с В.Д. в центре.

Фронт

2

Циклон

Атмосферный вихрь с Н.Д. в центре.

3

Антициклон

Приносит пасмурную погоду.

4

5

Устойчив, малоподвижен.

6

Устанавливается над Восточной Сибирью.

Зона столкновения тёплых и холодных воздушных масс.

7

Восходящие потоки воздуха в центре.

8

Нисходящее движение воздуха в центре.

9

Движение от центра к периферии.

10

Движение против часовой стрелки к центру.

11

Они бывают тёплые и холодные.

Правильно

Неправильно

Рабочая тетрадь №4 стр.43

Рабочая тетрадь №4 стр.43

Практикум по теме «Циркуляция атмосферы» Атмосферный фронт Циклон и антициклон

Практикум по теме «Циркуляция атмосферы»

Атмосферный фронт

Циклон и антициклон

Практикум по теме «Циркуляция атмосферы» Задания 1 2 Карта по­го­ды со­став­ле­на на 18 ап­ре­ля. В каком из по­ка­зан­ных на карте го­ро­дов на сле­ду­ю­щий день наи­бо­лее ве­ро­ят­но су­ще­ствен­ное по­хо­ло­да­ние? Карта по­го­ды со­став­ле­на на 18 ап­ре­ля. В каком из по­ка­зан­ных на карте го­ро­дов на сле­ду­ю­щий день наи­бо­лее ве­ро­ят­но су­ще­ствен­ное по­теп­ле­ние? 1) Ека­те­рин­бург 2) Москва 3) Ханты-Ман­сийск 4) Эли­ста 1) Ка­ли­нин­град 2) Ека­те­рин­бург 3) Москва 4 ) Ха­ба­ровск

Практикум по теме «Циркуляция атмосферы»

Задания

1

2

Карта по­го­ды со­став­ле­на на 18 ап­ре­ля. В каком из по­ка­зан­ных на карте го­ро­дов на сле­ду­ю­щий день наи­бо­лее ве­ро­ят­но су­ще­ствен­ное по­хо­ло­да­ние?

Карта по­го­ды со­став­ле­на на 18 ап­ре­ля. В каком из по­ка­зан­ных на карте го­ро­дов на сле­ду­ю­щий день наи­бо­лее ве­ро­ят­но су­ще­ствен­ное по­теп­ле­ние?

1) Ека­те­рин­бург 2) Москва 3) Ханты-Ман­сийск 4) Эли­ста

1) Ка­ли­нин­град 2) Ека­те­рин­бург 3) Москва 4 ) Ха­ба­ровск

Практикум по теме «Циркуляция атмосферы» Задания 1 2 Какой из пе­ре­чис­лен­ных го­ро­дов, по­ка­зан­ных на карте, на­хо­дит­ся в зоне дей­ствия ан­ти­цик­ло­на? Какой из пе­ре­чис­лен­ных го­ро­дов, по­ка­зан­ных на карте, на­хо­дит­ся в зоне дей­ствия цик­ло­на? 1) Ар­хан­гельск 2) Омск 3) Ма­га­дан 4) Якутск   1) Ар­хан­гельск 2) Омск 3) Но­во­си­бирск 4) Ир­кутск

Практикум по теме «Циркуляция атмосферы»

Задания

1

2

Какой из пе­ре­чис­лен­ных го­ро­дов, по­ка­зан­ных на карте, на­хо­дит­ся в зоне дей­ствия ан­ти­цик­ло­на?

Какой из пе­ре­чис­лен­ных го­ро­дов, по­ка­зан­ных на карте, на­хо­дит­ся в зоне дей­ствия цик­ло­на?

1) Ар­хан­гельск 2) Омск 3) Ма­га­дан 4) Якутск

 

1) Ар­хан­гельск 2) Омск 3) Но­во­си­бирск 4) Ир­кутск

Географическое положение Рельеф Подстилающая поверхность ВМ и постоянные ветры Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны Угол падения солнечных лучей Проникновение ВМ на территорию На температуру окружающей поверхности Приход разных по свойствам ВМ, разнообразие климата Разнообразие погодных условий Фишбоун по теме «Климатообразующие факторы России» Климат России очень разнообразен Как климатообразующие факторы оказывают влияние на климат России?

Географическое положение

Рельеф

Подстилающая поверхность

ВМ и постоянные ветры

Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны

Угол падения солнечных лучей

Проникновение ВМ на территорию

На температуру окружающей поверхности

Приход разных по свойствам ВМ, разнообразие климата

Разнообразие погодных условий

Фишбоун по теме «Климатообразующие факторы России»

Климат России очень разнообразен

Как климатообразующие факторы оказывают влияние на климат России?

http://www.ami-tass.ru/data/Articles/SmallPhoto/71072.JPEG море http://s11.radikal.ru/i184/0911/a3/fbca97d92ba2.jpg воздушные массы http://content.foto.mail.ru/mail/dvdz/_blogs/i-182.jpg антициклон http://techart.ru/image/blogs/100510/01.jpg антициклон летом http://www.stihi.ru/pics/2009/10/24/6305.jpg циклон летом http://gorod.tomsk.ru/uploads/44162/1268925373/0_7ffa_69ed7d3c_XL_1.jpg циклон зимой http://www.megabook.ru/MediaViewer.asp?thSearchText=%u0446%u0438%u043A%u043B%u043E%u043D циклон http://www.megabook.ru/MediaViewer.asp?thSearchText=%u0430%u043D%u0442%u0438%u0446%u0438%u043A%u043B%u043E%u043D антициклон http://www.megabook.ru/MediaViewer.asp?thSearchText=%u0442%u0435%u043F%u043B%u044B%u0439%20%u0444%u0440%u043E%u043D%u0442 теплый фронт http://www.megabook.ru/MediaViewer.asp?thSearchText=%u0445%u043E%u043B%u043E%u0434%u043D%u044B%u0439%20%u0444%u0440%u043E%u043D%u0442 холодный фронт http://bse.sci-lib.com/a_pictures/17/18/297979791.jpg синоптическая карта http://www.sweden4rus.nu/img/visual/fotos/original/6087.jpg циклон http://commondatastorage.googleapis.com/static.panoramio.com/photos/original/34782815.jpg фронт  http://album.foto.ru:8080/photos/pr0/73132/801990.jpg
  • http://www.ami-tass.ru/data/Articles/SmallPhoto/71072.JPEG море
  • http://s11.radikal.ru/i184/0911/a3/fbca97d92ba2.jpg воздушные массы
  • http://content.foto.mail.ru/mail/dvdz/_blogs/i-182.jpg антициклон
  • http://techart.ru/image/blogs/100510/01.jpg антициклон летом
  • http://www.stihi.ru/pics/2009/10/24/6305.jpg циклон летом
  • http://gorod.tomsk.ru/uploads/44162/1268925373/0_7ffa_69ed7d3c_XL_1.jpg циклон зимой
  • http://www.megabook.ru/MediaViewer.asp?thSearchText=%u0446%u0438%u043A%u043B%u043E%u043D циклон
  • http://www.megabook.ru/MediaViewer.asp?thSearchText=%u0430%u043D%u0442%u0438%u0446%u0438%u043A%u043B%u043E%u043D антициклон
  • http://www.megabook.ru/MediaViewer.asp?thSearchText=%u0442%u0435%u043F%u043B%u044B%u0439%20%u0444%u0440%u043E%u043D%u0442 теплый фронт
  • http://www.megabook.ru/MediaViewer.asp?thSearchText=%u0445%u043E%u043B%u043E%u0434%u043D%u044B%u0439%20%u0444%u0440%u043E%u043D%u0442 холодный фронт
  • http://bse.sci-lib.com/a_pictures/17/18/297979791.jpg синоптическая карта
  • http://www.sweden4rus.nu/img/visual/fotos/original/6087.jpg циклон
  • http://commondatastorage.googleapis.com/static.panoramio.com/photos/original/34782815.jpg фронт
  • http://album.foto.ru:8080/photos/pr0/73132/801990.jpg фронт
  • Электронное приложение к учебнику В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой «География. Россия: природа, население, хозяйство» _ Издательство «Просвещение» 2010

Просмотр содержимого презентации
«профессии»

Профессии,  связанные с климатом

Профессии,

связанные с климатом

Метеоролог   Метеоролог  – специалист по погоде, наблюдатель и исследователь атмосферных явлений. Он наблюдает за природными явлениями, анализирует их и составляет прогнозы.

Метеоролог

 

Метеоролог  – специалист по погоде, наблюдатель и исследователь атмосферных явлений. Он наблюдает за природными явлениями, анализирует их и составляет прогнозы.

Наблюдения за погодой проводятся на метеостанциях, которые могут находиться как в черте города, так и на очень большой удалённость от жилья.

Наблюдения за погодой проводятся на метеостанциях, которые могут находиться как в черте города, так и на очень большой удалённость от жилья.

Синоптик Дальнейшим анализом атмосферных явлений и составлением прогнозов занимаются синоптики.  Синоптик – это метеоролог, специализирующийся на анализе атмосферных процессов и предсказаниях будущего состояния погоды.  Важнейшим элементом работы синоптика является синоптическая карта.

Синоптик

Дальнейшим анализом атмосферных явлений и составлением прогнозов занимаются синоптики. Синоптик – это метеоролог, специализирующийся на анализе атмосферных процессов и предсказаниях будущего состояния погоды.  Важнейшим элементом работы синоптика является синоптическая карта.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!