2. Актуализация знаний | Как много удивительного и интересного в мире, Предметы, которые мы используем в повседневной жизни, хранят в себе столько таинственного и загадочного. Сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть тайну. А вот тайну чего мы будем открывать, вам придется определить. Для этого каждой группе в течение 1 мин. необходимо собрать пазлы. Следовательно, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? Запишем тему урока: «Вода на Земле» | Учащиеся работают в группах, собирают пазлы «Капелька воды». ![](https://fhd.multiurok.ru/2/0/f/20f95e86c360457a4d79980b246e39d189c6b998/konspiekt-uroka-ghieoghrafii-voda-na-ziemlie_2.png)
О воде.
Учащиеся записывают тему урока в тетради. Слайд 1. ![](https://fhd.multiurok.ru/2/0/f/20f95e86c360457a4d79980b246e39d189c6b998/konspiekt-uroka-ghieoghrafii-voda-na-ziemlie_3.png) Слайд 2. ![](https://fhd.multiurok.ru/2/0/f/20f95e86c360457a4d79980b246e39d189c6b998/konspiekt-uroka-ghieoghrafii-voda-na-ziemlie_4.png) | Регулятивные УУД: -определять степень успешности выполнения работы Познавательные УУД: -формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции; - публично защищать свою позицию ЛичностныеУУД: -осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Предметные результаты: - актуализация и систематизация знаний о гидросфере. |
| А что вы знаете о воде. В течение 1 мин. на листочках, запишите все, что вы сможете вспомнить. Кто готов озвучить свои записи. Молодцы! Вот сейчас, мы с вами отправляемся в плавание за новыми знаниями о воде. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова французского писателя, автора книги «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, которые он записал после того, как провел несколько недель в пустыне Сахара. «Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью… Ты – самое большое богатство на свете». | Учащиеся записывают свои ответы.
Учащиеся озвучивают записи.
Слайд 3. ![](https://fhd.multiurok.ru/2/0/f/20f95e86c360457a4d79980b246e39d189c6b998/konspiekt-uroka-ghieoghrafii-voda-na-ziemlie_5.png) | Регулятивные УУД: -самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале, - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; -осуществлять самоконтроль; Познавательные УУД: –анализ объектов с целью выделения признаков, -анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: - учет разных мнений, - планирование работы учебного сотрудничества, - управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. ЛичностныеУУД: - учебно-познавательный интерес, - самоопределение, самосознание. Предметные результаты: - развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание |
3. Изучение нового материала | На предыдущих уроках мы начали изучать внешние оболочки Земли. Назовите, какие оболочки вы знаете? Проверим, правильно ли вы ответили. На предыдущем уроке мы изучали литосферу. А следующей оболочкой, с которой мы будем знакомиться, будет гидросфера. В тетради, запишите определение гидросферы. Откройте, пожалуйста, учебник, параграф 23. У вас есть 5 мин., чтобы прочитать параграф и определить, а с какими основными понятиями нам предстоит познакомиться и определить цели на данный урок. Обсудите это в группах, запишите на листочках парусах и прикрепите свои листочки к парусам нашего корабля. А какие ассоциации возникают у вас при слове вода? Мы с вами знаем, как произносится слово вода на греческом языке. «Гидро» - вода. А кто из вас знаем, как называют воду на латинском языке. Вам это слово очень хорошо знакомо. Оно встречается в названии минеральной воды. Правильно! Это слова «аква». Придумайте слова с корнем аква. А хотите узнать, как образовались эти слова и что они обозначают. Аквала́нг (от лат. aqua, вода + англ. lung, лёгкое = Aqua-lung, «Водяное лёгкое», автономный аппарат для дыхания под водой) — лёгкое водолазное снаряжение. Аквамарин - минерал, драгоценный камень, разновидность берилла. Название происходит от лат. aqua marina - морская вода Акварель - заимствовано из немецкого (aquarell) или французского (aquarelle). Латинский корень этих слов – aqua означает "вода", а в целом акварель – это "водная краска. Акватория - [от лат . аqua - вода и (терри)тория], участок водной поверхности в установленных границах района океана, моря, водохранилища или порта. Какой видят нашу Землю космонавты? А почему наша планета из космоса кажется голубой? Да, действительно 71% - это вода. Космонавты, возвращаясь на Землю из космического полета, рассказывают, что испытывают такое ощущение, будто совершают посадку не на сушу, а на планету Вода. Проблемный вопрос. А как вы думаете, много воды на Земле или нет? Хватит ли ее всем? Ну что ж, чтобы ответить на эти вопросы, нужно проникнуть в тайну воды. Видеофрагмент (документальный фильм «Великая тайна воды»). С первым понятием, с которым мы будем разбираться, это с составом гидросферы. Вы, сейчас работая в группах, заполните схему «Состав гидросферы» Чтобы определить, что входит в состав каждой части, предлагаю выполнить следующее задание. Вам нужно разложить по папкам таблички с названиями. Папки: «Мировой океан», «Воды суши», «Вода в атмосфере». Таблички с названиями: Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный-Ледовитый океан, Южный океан, озера, реки, болота, подземные воды, ледники, кристаллики льда, капельки воды, водяной пар, искусственные водоемы. Если у вас возникли затруднения, можно посмотреть параграф 23 в учебнике. А как вы думаете, почему Мировой океан, называется мировым? Границ между океанами нет, и они свободно сообщаются между собой, эти океаны едины и называются Мировым. И так, ещё раз проговорим, что входит в состав Мирового океана. Перечислите океаны Земли: Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный-Ледовитый океан, Южный океан А что же такое море. Найдите определение в учебнике. И вновь работаем с учебником. В течение 1 мин. Работаем по карте стр. 116-117. Определите, какие моря омывают берега России. Физкультминутка. Мы с вами поработали, а теперь неплохо бы и отдохнуть. Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (вращение головой) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка Молодцы! А теперь я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент «Почемучки. Гидросфера». https://www.youtube.com/watch?v=nISha9Isy8Q А сейчас, мы вновь возвращаемся к вопросу: Хватит ли всем воды на Земле? Какой воды больше на Земле? Действительно соленой. А можно ли использовать соленую воду для нужд людей. Нет. Тогда подумайте, а где можно будет взять пресную воду, если вдруг высохнут все реки, озера, пруды, болота, родники, источники, исчезнут все подземные воды. Да, большое количество пресной воды содержится в ледниках. А что такое ледник. Вновь обращаемся к учебнику, параграфу 23. Найдите определение ледника. Какой же вывод мы с вами можем сделать? Воду необходимо беречь. Видеофрагмент «Великая тайна воды» И еще немного интересного: вода содержится везде. Закончить изучение темы мне хочется слова Антуана де Сент-Экзюпери: Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что? Ты такое. Ты возвращаешь нам силы и свойства. На которых мы поставили, было крест. |
Ответы учащихся.
Слайд 4.
![](https://fhd.multiurok.ru/2/0/f/20f95e86c360457a4d79980b246e39d189c6b998/konspiekt-uroka-ghieoghrafii-voda-na-ziemlie_6.png)
Слайд 5. ![](https://fhd.multiurok.ru/2/0/f/20f95e86c360457a4d79980b246e39d189c6b998/konspiekt-uroka-ghieoghrafii-voda-na-ziemlie_7.png)
Учащиеся формулируют цели урока и выделяют основные понятия.
Слайд 6.
![](https://fhd.multiurok.ru/2/0/f/20f95e86c360457a4d79980b246e39d189c6b998/konspiekt-uroka-ghieoghrafii-voda-na-ziemlie_8.png)
Ответы учащихся.
Ответы учащихся.
Ответы учащихся (аквамарин, акватория, акварель, акваланг, аквамарин и т.д.).
Слайд 7. ![](https://fhd.multiurok.ru/2/0/f/20f95e86c360457a4d79980b246e39d189c6b998/konspiekt-uroka-ghieoghrafii-voda-na-ziemlie_9.png)
Ответы учащихся (голубой) Ответы учащихся (большая часть Земле покрыта водой).
Ответы учащихся. Слайд 8.
![](https://fhd.multiurok.ru/2/0/f/20f95e86c360457a4d79980b246e39d189c6b998/konspiekt-uroka-ghieoghrafii-voda-na-ziemlie_10.png)
Учащиеся работают в группах, заполняют схему и затем прикрепляют свои схемы на доску. А проверку осуществляют по слайду. Слайд 9. ![](https://fhd.multiurok.ru/2/0/f/20f95e86c360457a4d79980b246e39d189c6b998/konspiekt-uroka-ghieoghrafii-voda-na-ziemlie_11.png)
Работают в группах. Выполняют задание. Затем проверяется правильность выполнения. Слайд 10. ![](https://fhd.multiurok.ru/2/0/f/20f95e86c360457a4d79980b246e39d189c6b998/konspiekt-uroka-ghieoghrafii-voda-na-ziemlie_12.png)
Слайд 11. ![](https://fhd.multiurok.ru/2/0/f/20f95e86c360457a4d79980b246e39d189c6b998/konspiekt-uroka-ghieoghrafii-voda-na-ziemlie_13.png)
Слайд 12. ![](https://fhd.multiurok.ru/2/0/f/20f95e86c360457a4d79980b246e39d189c6b998/konspiekt-uroka-ghieoghrafii-voda-na-ziemlie_14.png)
Ответы учащихся.
Ответы учащихся.
Ответы учащихся. Слайд 13. ![](https://fhd.multiurok.ru/2/0/f/20f95e86c360457a4d79980b246e39d189c6b998/konspiekt-uroka-ghieoghrafii-voda-na-ziemlie_15.png)
Слайд 14. ![](https://fhd.multiurok.ru/2/0/f/20f95e86c360457a4d79980b246e39d189c6b998/konspiekt-uroka-ghieoghrafii-voda-na-ziemlie_16.png)
Слайд 15. ![](https://fhd.multiurok.ru/2/0/f/20f95e86c360457a4d79980b246e39d189c6b998/konspiekt-uroka-ghieoghrafii-voda-na-ziemlie_17.png)
Слайд 16. ![](https://fhd.multiurok.ru/2/0/f/20f95e86c360457a4d79980b246e39d189c6b998/konspiekt-uroka-ghieoghrafii-voda-na-ziemlie_18.png)
Ответы учащихся.
Ответы учащихся.
Ответы учащихся
Слайд 17. ![](https://fhd.multiurok.ru/2/0/f/20f95e86c360457a4d79980b246e39d189c6b998/konspiekt-uroka-ghieoghrafii-voda-na-ziemlie_19.png)
Ответы учащихся. Слайд 18. ![](https://fhd.multiurok.ru/2/0/f/20f95e86c360457a4d79980b246e39d189c6b998/konspiekt-uroka-ghieoghrafii-voda-na-ziemlie_20.png)
Слайд 19. ![](https://fhd.multiurok.ru/2/0/f/20f95e86c360457a4d79980b246e39d189c6b998/konspiekt-uroka-ghieoghrafii-voda-na-ziemlie_21.png)
Слайд 20. ![](https://fhd.multiurok.ru/2/0/f/20f95e86c360457a4d79980b246e39d189c6b998/konspiekt-uroka-ghieoghrafii-voda-na-ziemlie_22.png) | Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |