I. Проблемная ситуация и актуализация знаний. | 1. – Древние греки думали, что климат зависит только от наклона падающих на Землю солнечных лучей. По-гречески слово «климат» означает наклон. – На сегодняшний день в понимании процессов формирования климата полной ясности нет, явно недостаточно данных для наблюдений. – Сравните представления о процессах формирования климатов древних греков и современные. 1 2 – Какой вопрос у вас возникает? Предложите свой вариант проблемного вопроса урока. 1 Какие факторы и как влияют на процессы формирования климатов? 2. – Какие у вас будут гипотезы? 1 2 3. – Что такое климат? Что называют подстилающей поверхностью? Какими свойствами обладает поверхность суши и поверхность воды? Что такое атмосферное давление? Что такое циклон и антициклон? 1 | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Вычитывать все уровни текстовой информации. 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. 4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. 5. Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания. 6. Устанавливать причинно-следственные связи. 7. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. |
II. Поиск решения. | 1. – Как происходит нагрев поверхности Земли? Почему так? К чему приводит такой нагрев поверхности? 1 2 6 2. – Работаем в группах. 1 2 3 – Используя текст на с. 35, составьте логические цепочки, характеризующие распределение давления над поверхностью Земли. 1 6 1-я группа: В экваториальных широтах формируется зона низкого атмосферного давления. Объясните причины этого явления. Расскажите о следствиях этого явления. 1 2 4 6 2-я группа: В тропических широтах формируется зона высокого атмосферного давления. Объясните причины этого явления. Расскажите о следствиях этого явления. 1 2 4 6 3. – Работаем с картой распределения температур и осадков. – Как проявляется взаимосвязь между нагревом земной поверхности и атмосферным давлением: а) в экваториальных широтах; б) в полярных широтах? 1 2 4 6 – Как формируются и распространяются осадки? Какие широты на Земле и почему являются наиболее увлажнёнными? Какие широты на Земле и почему являются самыми засушливыми? 1 2 4 6 Возможно организовать работу в группах. 1 2 3 4. – Выполните задание по тексту на с. 36. Почему в тропических широтах в областях высокого давления облака не образуются? 1 2 5. – Вы часто слышите при характеристике погоды понятия «воздушные массы» и «атмосферные фронты», что это такое? – Используя текст на с. 37, составьте схему «Виды воздушных масс». Какие критерии лежат в основе такого деления? 1 2 3 4 5 – Наибольшее количество атмосферных фронтов образуется в умеренных широтах. Докажите, так ли это. 1 4 1 2 3 6. – Как происходит перемещение воздушных масс? От чего зависит перемещение воздушных масс? 1 6 7. – Какую роль выполняет циркуляция атмосферы? Какие существуют системы циркуляции атмосферы? Используйте рисунок 6.2 на с. 37. 1 2 8. – Выполните задание 2 в рабочей тетради. 1 9. – Составьте и проанализируйте схему «Общая циркуляция атмосферы». 1 2 3 4 10. – Какие вы знаете климатообразующие факторы? Какой из них главный? Как он влияет на изменение климата по широте и долготе? 1 6 11. – Работаем с картой климатических поясов и областей. 1 2 4 – Что показывают на карте? – Какие используются обозначения? – Что можно определить? – Выполните задание 3 в рабочей тетради. 12. – Как ответим на основной вопрос урока? 3 | Коммуникативные УУД 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Личностные УУД 1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей. 2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. |