6 класс
Тема урока: Глагол. Виды глагола.
Цели урока: 1. научить учащихся правильно употреблять видовые формы
глаголов;
2. развивать умения разбирать по членам предложения;
3. воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование:таблицы

С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылая свой …
Привет!
И улыбнутся вам в ответ
От слова доброго …
Привет!
А вы запомните совет
Дарите всем друзьям …
Привет!
Давайте дружно, все в ответ,
Друг другу скажем …
Всем – привет!
І этап. Актуализация знаний.
Задание 1. Составить кластер


шить мечтать

пилить говорить


резать петь плыть
Задание 2. Допиши правило:
- Глагол – часть речи, которая обозначает _________________________, отвечает на вопросы ____________________ , _______________________.
ІІ этап. Самостоятельное изучение темы
Запомни!
|
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делаю? что делал? что буду делать? Они имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее сложное.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделал? что сделаю? Они имеют два времени: прошедшее и будущее простое.
|
1.образуй видовые формы:
несовершенный вид
|
совершенный вид
|
наст.вр.
|
прош.вр.
|
буд.сложное
|
прош.вр.
|
буд.простое
|
читаю
|
читал
|
буду читать
|
прочитал
|
прочитаю
|
пишу
|
|
|
|
|
2.от данных глаголов несовершенного вида образуйте глаголы совершенного вида при помощи приставок вы-, по-, на-, за-, при-:
Стирать – выстирать, звонить – позвонить, пугать – напугать, болеть – заболеть, бежать – прибежать.
Запомни!
|
От глаголов несовершенного вида можно образовать глаголы совершенного вида при помощи суффикса –и-. При этом иногда наблюдается чередование согласных в корне.
|
3.решал – решил, получал – получил, отвечал - ответил
ІІІ этап. Разноуровневые задания
I-уровень:
- образуй видовые формы:
несовершенный вид
|
совершенный вид
|
наст.вр.
|
прош.вр.
|
буд.сложное
|
прош.вр.
|
буд.простое
|
рисую
|
|
|
|
|
строю
|
|
|
|
|
пою
|
|
|
|
|
верю
|
|
|
|
|
- от данных глаголов несовершенного вида образуйте глаголы совершенного вида при помощи приставок вы-, по-, на-, за-, при-:
мыть - лить –
учить - сушить –
платить - красить –
шить - лететь –
- от глаголов несовершенного вида образуйте глаголы совершенного вида при помощи суффикса –и-.
проверял - исправлял –
выключал - умножал –
обращал - выражал –
II-уровень:
- Обозначь время глагола:
Летом ребята собрали (…) гербарий. Они принесли (…) их в школу. На уроках гербарии помогают (…) детям. Ребята наглядно представляют (…) растительный мир их леса. Будущим летом они снова соберут (…) новые гербарии.
- Подчеркните сказуемое в предложении и определи вид глагола.
А. Я сильно рассердился ( _________________________________ ).
Б. Катя нарисовала муху ( ____________________________________ ).
В. Девочка приехала в седьмую квартиру ( ______________________ ).
Г. Мел лежит в коробке ( ____________________________________ ).
III-уровень:
1.Поставь глаголы в начальную форму:
пишу, иду, смеюсь, учусь, боюсь, сижу.
2.Составь 2-3 предложения, используя данные глаголы.
Итог урока.
• Какова была тема урока?
• С какой проблемой столкнулись?
• Глаголы-исключения 1-го спряжения.
• Глаголы-исключения 2-го спряжения.
• Почему эти глаголы являются исключениями?
• Как у них определить спряжение?
Рефлексия.