СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о глаголе»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о глаголе»

 

Данный материал будет полезен учителям начальных классов при проведении обобщающего урока по теме «Глагол». На уроке используются различные виды деятельности, позволяющие создать условия для реализации познавательной активности учащихся, развития интереса к русскому языку, стремлению глубоко и осознанно изучать предмет.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о глаголе»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №19 имени Поповичевой Н.З. г. Липецка











Конспект урока-семинара по русскому языку

в 4 классе

«Обобщение знаний о глаголе»

























подготовила

учитель начальных классов

Шкут Елена Васильевна




г. Липецк

2015 г.

Задача.

Закрепить знания учащихся о глаголе.


Цели.

  • Создать условия для удовлетворения потребности учащихся, в которых будет реализована их познавательная деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями.

  • Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение контролировать свой результат.

  • Воспитывать стремление детей к успеху в учёбе.


Форма работы: в малых группах.


Оборудование: плакат, карточки.


Предварительная работа.

В уголке русского языка заранее даны вопросы и литература, которой дети могут воспользоваться при подготовке к уроку.


Вопросы:

  1. Происхождение слова «глагол».

  2. Роль глагола в речи.

  • Глагол – необыкновенная часть речи. Чем она необыкновенна?

  • Проведите исследование.

  • Удивительные свойства русского глагола. Что это за свойства?

  • Многозначность глаголов.

  • Глаголы-синонимы.

  • Глаголы звучания и цвета.

  1. Постоянные и непостоянные признаки глагола.

Все ли глаголы могут употребляться в I лице единственного числа?


Литература.


Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М.: Просвещение, 1990.

Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке.- Л.: Просвещение.1991.

Даль В. Толковый словарь.- М.: Русский язык.1990.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык. 1978.



Ход урока.

I. Сообщение задачи урока.

На доске: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи».

А. Югов

Учитель предлагает прочитать эти слова и объяснить их смысл (глагол обозначает движение, действие, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое).

II. На первый вопрос отвечают учащиеся 1-ой группы. Дети рассказывают, что термин «Глагол» - это перевод с латинского verbum, что значит «слово, речь».

В словаре В. Даля это слово означает:

1. Слово, речь.

2. Часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние.

Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои, дар говорить.


III. На второй вопрос отвечают учащиеся второй группы.

Вначале они говорят о том, что глагол необыкновенная часть речи. Необыкновенна она тем, что обозначает действие. Глагол может выражать бесчисленное количество действий, сопровождающих человека и его деятельность (трудовую, научную, общественную и др.). По частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного. Самыми употребляемыми глаголами являются: мочь, сказать, знать, стать, видеть. Ребята должны провести исследование по словарю и художественному тексту.

Они предлагают товарищам поиграть, чтобы те убедились, как много можно образовать однокоренных глаголов от одного глагола. Например, глагол «говорить». Необходимо с помощью приставок образовать новые глаголы. Работа проводится в группах (2 мин). При проверке дети называют глагол, объясняют его значение, выделяют приставки и суффиксы, указывают на разнообразие приставок, с помощью которых увеличивается количество глаголов в нашем языке.


(Говорить, договорить, наговорить, переговорить, уговорить – разные приставки. Разные приставки и суффикс – ся: договориться, наговориться, уговориться, сговориться, переговариваться).


Дети называют значение каждой приставки и суффикса (если могут). Далее ребята предлагают к слову ГОВОРИТЬ подобрать синонимы (произносить, замечать, беседовать, доказывать, болтать).

Разыгрывается сценка – отрывок из стихотворения Г. Гюйко.

За столом сказала мать:

- Хватит языком болтать!

А сынишка осторожно:

- А болтать ногами можно?

Ребята оживлённо объясняют значение словосочетаний «болтать языком», «болтать ногами». Заключая ответ группы, учитель предлагает подобрать словосочетания с глаголом ДЕРЖАТЬ так, чтобы этот глагол имел разные значения, и ещё подобрать к нему синонимы. Все работают, затем идёт обсуждение выполненной работы. ( Ученики пользуются толковыми словарями).

Держать книгу; держать речь – Выступать, так держать! – когда хотят подбодрить человека, держать в секрете – хранить тайну, держать в доме – иметь, держать путь – направляться.

Вывод: чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли.


IY. Учитель предлагает прочитать стихотворение И. Токмаковой (записано без знаков):

Зябн…т осинка

Дрож…т на ветру

Стын…т на солнышке

Мёрзн…т в жару


Задания:

  1. Назовите глаголы-синонимы (зябнет, дрожит, стынет, мёрзнет).

  2. Вставьте гласные в окончания глаголов, обоснуйте (используются карточки с окончаниями глаголов).

  3. Что вы можете сказать об этом предложении? (Однородные члены, объясняют).

4. Расставьте знаки. (Следует синтаксический разбор предложения, составление схемы предложения:


, , , .)

5. Назовите слова с безударными гласными в корне. Дети доказывают, используя графическое комментирование (дрожит – дрожь).


Затем дети пишут стихотворение по памяти, выделяют окончания глаголов.

Далее следует взаимопроверка.


Y. Учитель продолжает работу.

Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся мы от заливистого звона будильника. В дождливый день крупные капли барабанят по крыше и по стёклам. А сколько новых звуков мы слышим в лесу!

- Какие звуки мы слышим в лесу?

- Прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева «Море и утёс»:


И бунту…т, и клокоч…т,

Хлещ…т, свищ…т и рев…т,

И до звёзд допрянуть хочет,

До незыблемых высот.


Задания:

  1. Какую картину вы представили, расскажите.

  2. С помощью какой части речи Ф.И.Тютчеву удалось передать картину бушующего моря? Почему?

  3. Найдите значение слов по толковому словарю (работа в группах).

1 гр. – клокочет

2 гр. – допрянуть (сл. Даля стр. 472)

3 гр. – незыблемых

  1. Спишите стихотворение, вставляя пропущенные орфограммы.

  2. Проверьте написание личных окончаний глаголов (используются карточки).

  3. Подчеркните глаголы звучания.

  4. Что интересного вы можете рассказать о глаголе хочет?


YI. Далее 3 группа отвечает на 3 вопрос о постоянных и непостоянных признаках глаголов, обосновывает написание, класс дополняет.

Ученики одной из групп подготовили сценку.

Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали.

- В этом году на соревнованиях области я обязательно победю.., нет побежу…- замаялся Гена.

- Эх ты, ещё не знаешь, как сказать, а хочешь победить, - засмеялся Игорь.

- А как же сказать правильно? Подумайте!

Работа в группах. Выслушиваются ответы. Дети убеждаются, что глагол «победить» в 1 лице не употребляется. Действительно, в русском языке некоторые глаголы в 1 лице не могут употребляться.


Плакат:


В 1-м лице ед. ч. не употребляется:

победить, убедить, дерзить, бороздить,

пылесосить, шелестеть и другие.


Однако ситуация не безвыходная. Можно сказать: одержать победу, буду пылесосить или чищу пылесосом.

- Запишите предложение, раскрыв скобки.

Я (убедить) товарища.


YIII. Творческая работа.


На доске написаны глаголы: светит, греет, появляется, пригревает, пробуждается, зеленеет, распускается, щебечут, ходят, суетятся, выползают, благоустраивают.

Прочитайте.

- Вам надо написать небольшой текст, сочинение-миниатюру. Определите тему будущего текста. Озаглавьте его. Устно составьте. Напишите текст. После записи свой текст читают 2-3 ученика. Сочинения анализируются детьми.


IX. Итог урока.


Список использованной литературы


1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык, 4 класс. Ч. 2-М.: Издательство «Баласс», 2010.

2. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» 4 класс.
М.: Издательство «Баласс», 2010.

3. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М.: Издательство «Просвещение», 1985.

4 Уман А.И. Учебные задания и процесс обучения. - М., 1989.

5 Даль В. Толковый словарь.- М.: Русский язык.1990.

6 Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык. 1978.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!