Конспект урока окружающего мира во 2 классе
с использованием технологии проблемного обучения
Тема: Заглянем в кладовые Земли
Предметные результаты:
иметь представление о камнях, как части неживой природы;
познакомиться с горными породами и минералами;
различать и узнавать горные породы и минералы;
научиться различать составные части гранита;
узнавать изученные камни на иллюстрациях и в натуральном виде.
Метапредметные результаты:
определять названия красивых камней с помощью атласа-определителя (А.Плешаков) и учебника;
рассказывать о значении камней в нашем доме и изделий из них;
соотносить изделия и природные камни, из которых они изготовлены;
высказывать своё отношения к изделиям из камня;
предлагать собственные варианты подобных изделий и рисовать их эскизы.
Личностные результаты:
осознавать значение красивых камней и изделий из них в нашем доме;
делиться эмоционально-эстетическими впечатлениями от восприятия образцов камней;
обсудить поучительную историю одной коллекции камней.
Оборудование:
иллюстрации с изображением горных пород и минералов и способов их использования; коллекция наиболее распространенных горных пород и минералов и созданных из них материалов;
коллекция “Гранит и его части”; мультимедийная аппаратура.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
На экране монитора появляется слайд № 1 с изображением гор.
Учитель:
- Наша планета - это сложное неоднородное тело, в котором выделяются различные оболочки. Как называется каменная оболочка Земли? (Литосфера.)
- Из чего она состоит? (Из камней и почвы.)
- Как по-другому можно назвать камни, из которых сложена литосфера и в том числе горы? (Горные породы.)
III. Создание проблемной ситуации, постановка проблемы.
Проблемная ситуация создается на основе столкновения мнений при выполнении практического задания.
- Перед вами на экране слова, называющие различные вещества и тела. Выберите из них слова, обозначающие горные породы.
На экран подается слайд № 2 со словами:
каменная соль
корунд
стекло
бетон
каменный уголь
пластмасса
алмаз
известняк
кирпич
песок
кварц
графит
гранит
Дети высказывают разные мнения (возникает проблемная ситуация).
- Почему так получилось? (Мы не знаем, что такое горные породы.) (Побуждение к формулированию проблемы.)
- Какой вопрос у вас возникает? (Что такое горные породы?) (Учебная проблема как тема урока.)
- А что мы можем узнать про горные породы? На какие вопросы можем ответить? (Диалог, побуждающий детей к составлению плана.)
Учитель фиксирует на доске тему урока и план работы над ней:
Определение.
Название горных пород.
Место нахождения в природе.
Свойства.
Состав.
Использование.
IV. Поиск, открытие нового знания.
Работа над п. 1-3 плана.
- Итак, тема урока и план работы определены. Рассмотрим п. 1. Сейчас компьютер разделит слова на две группы: “горные породы” и “не горные породы”. Какие у вас есть гипотезы о том, что такое горные породы?
На экране появляется схема (слайд № 3):
В ходе обсуждения версий учитель продолжает подводящий диалог:
- Попросим компьютер убрать слова “не горные породы” и оставить только “горные породы”. Сравните слова двух столбиков. Чем они отличаются? Что у этих тел общее? (Одни твердые, другие рыхлые. И те, и другие залегают в земле.) (При этом учитель демонстрирует образцы пород наглядно.)
- Какой вы можете сделать вывод? Что такое горные породы? (Это рыхлые и твердые вещества или тела природы, из которых сложена литосфера.)
В ходе обсуждения на экране появляется схема классификации горных пород (слайд № 4):
- Кто знает, как называется профессия людей, которые изучают горные породы? А наука? (Геологи, геология.)
- Сегодня мы изучаем горные породы, поэтому нас можно назвать юными геологами. Отправляясь в геологическую экспедицию, мы разобьемся на геологические партии (группы).
Работа в группах.
Каждой группе учащихся предлагается выделить (подчеркнуть в перечне) свойства одной горной породы (гранит, известняк, каменный уголь, соль, песок, глина) пот плану, используя слова для справок и образцы этих пород.
На экране появляются слайды № 4-9 с изображением горных пород и предметов, изготовленных из них.
Чтобы усложнить задачу, в список включается “лишние” слова, которые для описания свойств этих горных пород не подходят.
План
Твердый, рыхлый.
Цвет.
Блеск.
Другие признаки.
Слова для справок: твердый, рыхлый, прочный, хрупкий, прозрачный, бесцветный, белый, синий, серый, желтый, красный, черный, имеет блеск, не имеет блеска, жидкий, растворитель, текучий, пластичный, горючий, тяжелее воды.
Далее выслушиваются отчеты каждой группы о свойствах горных пород. Учитель ведет беседу по их применению с опорой на слайды № 4-9.
Затем, для продолжения диалога, учитель загадывает детям загадку:
Красивый, крепкий и могучий,
Твердый, прочный, не сыпучий.
Известен людям он давно.
Узнаем мы его легко.
(Гранит)
Работа с коллекцией “Гранит и его части”.
- Слово гранит не русское, а итальянское и переводятся как “зернистый”. Как вы считаете, почему итальянцы назвали этот камень зернистым? Какие зерна вы видите? (Дети перечисляют.) Черные - это слюда, белые, блестящие - кварц, серые и красные - полевой шпат.
На экране появляются слайд № 10:
- Гранит - неоднородное тело. Слюда, кварц, шпат - это составные части гранита, которые называются минералами.
Схема № 10 в слайде усложняется добавлением слова минералы.
- Некоторые горные породы состоят из одного минерала. Есть минералы, которые не образуют горных пород, а встречаются как самостоятельное вещество. На экране в слайде № 10 появляются слова алмаз и самородное золото.
Далее проводится беседа о свойствах и применении данных минералов с демонстрацией изделий из них. Учащимся предлагается рассмотреть предметы и познакомиться с названиями минералов. Например: спички - сера, карандаш - графит, наждачная бумага - корунд, присыпка - тальк.
После этого учитель возвращается к формулировке темы, записанной на доске:
- Итак, какова тема урока? (Горные породы.)
- А с каким еще понятием мы познакомились? (Минералы.)
- Дополните тему урока. (Горные породы и минералы.)
Обобщение материала.
Систематизировать представления о горных породах, минералах и их свойствах позволяет схема (слайд № 10).
V. Рефлексия
- Что нового узнали на уроке? Что больше всего удивило вас? Какими знаниями сможете поделиться со своими друзьями и родителями, родственниками?