СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Горные породы и минералы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Горные породы и минералы", окружающий мир, 2 класс, УМК "Школа России", Плешаков А.А.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Горные породы и минералы"»

Конспект урока окружающего мира во 2 классе

с использованием технологии проблемного обучения


Тема: Заглянем в кладовые Земли

Предметные результаты:

  • иметь представление о камнях, как части неживой природы;

  • познакомиться с горными породами и минералами;

  • различать  и узнавать горные породы и минералы;

  • научиться различать составные части гранита;

  • узнавать изученные камни на иллюстрациях и в натуральном виде.

Метапредметные результаты:

  • определять названия красивых камней с помощью атласа-определителя (А.Плешаков) и учебника;

  • рассказывать о значении камней в нашем доме и изделий из них;

  • соотносить  изделия  и природные камни, из которых они изготовлены;

  • высказывать своё отношения к изделиям из камня;

  • предлагать собственные варианты подобных изделий и рисовать их эскизы.

Личностные результаты:

  • осознавать значение красивых камней и изделий из них в нашем доме;

  • делиться эмоционально-эстетическими впечатлениями от восприятия  образцов камней;

  • обсудить поучительную историю одной коллекции камней.


Оборудование:

иллюстрации с изображением горных пород и минералов и способов их использования; коллекция наиболее распространенных горных пород и минералов и созданных из них материалов;

коллекция “Гранит и его части”; мультимедийная аппаратура.


Ход урока


I. Организационный момент.


II. Актуализация знаний.


На экране монитора появляется слайд № 1 с изображением гор.

Учитель:

- Наша планета - это сложное неоднородное тело, в котором выделяются различные оболочки. Как называется каменная оболочка Земли? (Литосфера.)

- Из чего она состоит? (Из камней и почвы.)

- Как по-другому можно назвать камни, из которых сложена литосфера и в том числе горы? (Горные породы.)


III. Создание проблемной ситуации, постановка проблемы.

Проблемная ситуация создается на основе столкновения мнений при выполнении практического задания.

- Перед вами на экране слова, называющие различные вещества и тела. Выберите из них слова, обозначающие горные породы.

На экран подается слайд № 2 со словами:

каменная соль

корунд

стекло

бетон

каменный уголь

пластмасса

алмаз

известняк

кирпич

песок

кварц

графит

гранит

Дети высказывают разные мнения (возникает проблемная ситуация).


- Почему так получилось? (Мы не знаем, что такое горные породы.) (Побуждение к формулированию проблемы.)


- Какой вопрос у вас возникает? (Что такое горные породы?) (Учебная проблема как тема урока.)


- А что мы можем узнать про горные породы? На какие вопросы можем ответить? (Диалог, побуждающий детей к составлению плана.)


Учитель фиксирует на доске тему урока и план работы над ней:

Определение.

Название горных пород.

Место нахождения в природе.

Свойства.

Состав.

Использование.


IV. Поиск, открытие нового знания.

Работа над п. 1-3 плана.

- Итак, тема урока и план работы определены. Рассмотрим п. 1. Сейчас компьютер разделит слова на две группы: “горные породы” и “не горные породы”. Какие у вас есть гипотезы о том, что такое горные породы?

На экране появляется схема (слайд № 3):


В ходе обсуждения версий учитель продолжает подводящий диалог:


- Попросим компьютер убрать слова “не горные породы” и оставить только “горные породы”. Сравните слова двух столбиков. Чем они отличаются? Что у этих тел общее? (Одни твердые, другие рыхлые. И те, и другие залегают в земле.) (При этом учитель демонстрирует образцы пород наглядно.)


- Какой вы можете сделать вывод? Что такое горные породы? (Это рыхлые и твердые вещества или тела природы, из которых сложена литосфера.)


В ходе обсуждения на экране появляется схема классификации горных пород (слайд № 4):


- Кто знает, как называется профессия людей, которые изучают горные породы? А наука? (Геологи, геология.)


- Сегодня мы изучаем горные породы, поэтому нас можно назвать юными геологами. Отправляясь в геологическую экспедицию, мы разобьемся на геологические партии (группы).

Работа в группах.


Каждой группе учащихся предлагается выделить (подчеркнуть в перечне) свойства одной горной породы (гранит, известняк, каменный уголь, соль, песок, глина) пот плану, используя слова для справок и образцы этих пород.


На экране появляются слайды № 4-9 с изображением горных пород и предметов, изготовленных из них.


Чтобы усложнить задачу, в список включается “лишние” слова, которые для описания свойств этих горных пород не подходят.


План

Твердый, рыхлый.

Цвет.

Блеск.

Другие признаки.


Слова для справок: твердый, рыхлый, прочный, хрупкий, прозрачный, бесцветный, белый, синий, серый, желтый, красный, черный, имеет блеск, не имеет блеска, жидкий, растворитель, текучий, пластичный, горючий, тяжелее воды.


Далее выслушиваются отчеты каждой группы о свойствах горных пород. Учитель ведет беседу по их применению с опорой на слайды № 4-9.


Затем, для продолжения диалога, учитель загадывает детям загадку:


Красивый, крепкий и могучий,

Твердый, прочный, не сыпучий.

Известен людям он давно.

Узнаем мы его легко.

(Гранит)

Работа с коллекцией “Гранит и его части”.


- Слово гранит не русское, а итальянское и переводятся как “зернистый”. Как вы считаете, почему итальянцы назвали этот камень зернистым? Какие зерна вы видите? (Дети перечисляют.) Черные - это слюда, белые, блестящие - кварц, серые и красные - полевой шпат.


На экране появляются слайд № 10:


- Гранит - неоднородное тело. Слюда, кварц, шпат - это составные части гранита, которые называются минералами.


Схема № 10 в слайде усложняется добавлением слова минералы.


- Некоторые горные породы состоят из одного минерала. Есть минералы, которые не образуют горных пород, а встречаются как самостоятельное вещество. На экране в слайде № 10 появляются слова алмаз и самородное золото.

Далее проводится беседа о свойствах и применении данных минералов с демонстрацией изделий из них. Учащимся предлагается рассмотреть предметы и познакомиться с названиями минералов. Например: спички - сера, карандаш - графит, наждачная бумага - корунд, присыпка - тальк.


После этого учитель возвращается к формулировке темы, записанной на доске:


- Итак, какова тема урока? (Горные породы.)


- А с каким еще понятием мы познакомились? (Минералы.)


- Дополните тему урока. (Горные породы и минералы.)

Обобщение материала.

Систематизировать представления о горных породах, минералах и их свойствах позволяет схема (слайд № 10).

V. Рефлексия

- Что нового узнали на уроке? Что больше всего удивило вас? Какими знаниями сможете поделиться со своими друзьями и родителями, родственниками?