СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 05.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока и презентация на тему М.Ю.Лермонтов "Мцыри"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

2-ой час изучения поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри" по итогам ее прочтения. Урок предусматривает деятельностный подход, проблемный метод обучения, РКМЧП, групповую и индивидуальную формы обучения.

Просмотр содержимого документа
«pril1»

Приложение 1

История создания поэмы. В 1837 году Лермонтов задумал написать

«записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных , книг не читал. Страстная душа томится». От этой записи до появления «Мцыри» прошло 8 лет. За это время Лермонтов несколько раз возвращался к задуманному сюжету. Сперва он пишет поэму «Исповедь», действие которой происходит в Испании в середине века. Герой «Исповеди»- монах, нарушивший обет, полюбивший монахиню и осужденный за это на смерть. В 1835-1836 годах появляется поэма «Боярин Орша», герой которой, Арсений, бесправный раб могущественного боярина, воспитанный в монастыре, влюбляется в барышню и также предан суду монахов, но ему удаётся бежать. В этих двух произведениях, где большое место занимают монологи-исповеди, есть строки, которые позже вошли в поэму «Мцыри», написанную в 1839 году. Именно в.ней замысел Лермонтова нашёл наиболее совершенное воплощение.

Действие поэмы происходит в Грузии, которую Лермонтов хорошо знал. Возникновение замысла биограф поэта П.А.Висконтов связывает с путешествием по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета (рядом с Тбилиси), расположенную в месте слияния рек Арагвы и Куры; собор Светицховели, где находятся могилы последних грузинских царей Ираклия II и Георгия XII. Там, по свидетельству родственников поэта А.П. Шан- Гирея и А.А.хастатова, Лермонтов встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребёнком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермилов оставил его в монастыре. Маленький горец долго не мог привыкнуть к монастырской жизни, тосковал и делал попытки убежать на родину. Последствием одной такой попытки была долгая тяжёлая болезнь, едва не убившая его. Однако в конце концов он смирился со своей долей и провёл жизнь в стенах древней обители.

Прообразом описанного в поэме монастыря стал монастырь Джвари, стоящий на горе напротив Свети Цховели, на другой стороне реки.


Просмотр содержимого документа
«pril3»

Причины (Открытия Мцыри, черты характера)



Мятеж, Чуткость души

непримири- Мцыри, Нежный, Гордый, Жажда борьбы,

мость, любовь к способен терпеливый, открытый и честный

стремление жизни, любить яркость бой, героизм,

к цели, всему чувств, могучий дух,

свободе. прекрасно- страстей. радость и

му Чужой среди торжество,

людей победы

И я бежал Кругом Грузинка.. Превозмог Могучий барс..

От келий меня и зной страданье бой закипел,

душных цвёл дышал голода.. смертельный

и молитв божий от уст её, с пути бой!

в тот чудный сад и мрак сбиваться

мир тревог очей был стал..

и битв. так глубок И грыз сырую

Радость грудь земли

встречи с бурей, И в исступле-

грозой нии рыдал, но

помощи людской

не желал

Факты (Что видел я на воле? Фразы из текста)

Просмотр содержимого документа
«pril4»

Белинский В.Г.…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение

в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет

его собственным духом, поражает его собственною мощью.


Максимов Д.Е. Мцыри – высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир цельного бытия, свободы, борьбы и любви.








Белинский В.Г.…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение

в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет

его собственным духом, поражает его собственною мощью.


Максимов Д.Е. Мцыри – высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир цельного бытия, свободы, борьбы и любви.


Просмотр содержимого документа
«pril2»

Исследование жизни Мцыри. Работа в группах.


1 группа. Жизнь в монастыре.


1) Как проходила жизнь Мцыри в монастыре? Каков был характер и мечты юноши-послушника? Соответствуют ли они условиям жизни, в которых вынужден жить молодой послушник? Заполните таблицу в сопоставлении. Свои ответы подтвердите текстом.

Как диктует судьба?

Чего желает душа?



Сделайте вывод. «Но  после  к  плену  он  привык»…   Если  привык, то  зачем бежать? Почему бунт Мцыри был неизбежен?


2) Сформулируйте тему «Мцыри».



3) Составьте синквейн к образу героя в этот период жизни.


________________________________________________________________________


4. Написание эссе. Авторский стул.

1 группа. Своей добротой и удушливой заботой монахи разрушили жизнь человека? Есть ли чёткая грань между добром и злом? Когда добро может обернуться злом?



_____________________________________________________________________________________


Исследование жизни Мцыри. Работа в группах.


2 группа. «Побег Мцыри, 3 дня свободы».


Диаграмма «Фишбоун» (рыбья кость).

В голову вписывается проблема для обсуждения: что, кроме  смертельной  раны,  приобрел Мцыри  за  три  «блаженных» дня? «Что бесполезно столько дней терпел, страдал, и все зачем?"

На нижних «косточках» группа выписывает цитаты из текста (Что видел Мцыри на свободе?) в качестве аргументов, а на верхних «косточках» - причины, т.е. черты характера, которые открыл в себе Мцыри. После окончания работы и обсуждения делается вывод.


2) Какие художественные приёмы использует автор в описании жизни Мцыри на свободе? (Приведите примеры). С какой целью?


3) Сформулируйте идею поэмы.



3) Составьте синквейн к образу героя в этот период жизни.

_______________________________________________________________________


4. Написание эссе. Авторский стул.

2 группа. Зачем человек живёт на земле? Что значит жить для Мцыри? Что значит жить для вас? (Находиться в постоянном поиске, тревоге, бороться, побеждать, любить, видеть своих родных, иметь дом, узнавать себя)




Просмотр содержимого документа
«Мой открытый урок»

Дата:

Класс: 9 «А»

Предмет: русская литература

Тема: Поэма «Мцыри». Образ гордого и непокорного юноши в поэме. «В чём загадка Мцыри?»

Тип урока: закрепление

Цели: 1) проанализировать поэму, раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы; уметь выделять черты романтизма в произведении; 2) развивать навыки аналитической работы с текстом, умение строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы; развивать навыки выразительного чтения лиро-эпического произведения; закрепить навыки рассуждения на литературную тему; уметь работать в группе; 3) воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, потребность образно выражать свои мысли; воспитание свободолюбивой личности.

Методические приемы: сообщение уч-ся, проблемное изложение, беседа, исследование в группах, анализ текста, самостоятельная работа.

Оборудование: портрет Лермонтова, эпиграф к уроку, листы оценивания, раздаточный материал, иллюстрации к поэме, аудиозапись «Бой с барсом», видеоролик «Кавказ» с записью грузинской народной мелодии, конверты с высказываниями критиков, схема «Фишбоун», сравнительная таблица (её заполнение).

Ход урока

I. Орг.момент. Приветствие. Психологический настрой на урок.

Тренинг «Добрые пожелания»

- Ребята, давайте подумаем, что мы могли бы пожелать друг другу, чтобы работа на уроке была плодотворной. Я вам желаю оптимизма и взаимной поддержки.

Команды дарят пожелания друг другу.


II. Постановка учебной задачи
Учитель (под тихую грузинскую музыку): М.Ю.Лермонтов – гениальный поэт, художник, офицер, удивительный певец грусти, романтик и патриот. Он открыл миру красоты Кавказа, всматриваясь в него зорким взглядом гениального поэта и замечательного художника.

Говоря о Лермонтове, Белинский отмечал, что поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благодатнейшими впечатлениями его поэтическую душу.

Кавказ был колыбелью его поэзии, также, как он был колыбелью поэзии А.С.Пушкина. И после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ, как Лермонтов. Здесь наиболее полно раскрылся его творческий потенциал. «Герой нашего времени», «Демон», «Кавказ», «Обрыв», «Ашик Кериб», «Мцыри».

Однако с этим краем связаны и грустные воспоминания поэта. Так случилось, что на Кавказе Лермонтов побывал несколько раз: сначала - лечился, потом оказался не по своей воле. Вспомните стихотворение «Тучи» - тяжело расставаться с Родиной, близкими. Романтическая поэма «Мцыри» также наполнена тоской по родине, жаждой жизни, свободы.


Оглашение темы урока «В чем загадка Мцыри?» по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри». (Слайд 1). Чтение эпиграфа (Слайд 2).

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б смог.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

- Кому из героев принадлежат эти строки? Почему они взяты эпиграфом к уроку? (В них заключена основная идея произведения – борьба за свободу. В них заключается смысл жизни для Мцыри. А значит помогут раскрыть тему урока).

- Какой основной вопрос урока? (Слайд 3). Какие задачи мы поставим к уроку?

(Проанализировать поэму, раскрыть образ лермонтовского Мцыри, узнать, в чём его загадка?)


- На ваших партах лежат конверты с именами литературных критиков. Откроем их мы лишь в конце урока. Описав образ Мцыри, мы сравним наши мнения с мнением известных критиков о нем. Посмотрим, совпадут ли они.

Учителем оговаривается лист оценивания. Лист оценивания

ФИ уч-ся

Д\з

Исследование жизни Мцыри.

Работа в группах.

Эссе

Итог

Всего баллов

Оценка













Максимальный балл

5

5


5


13-15

9-12

5-8

5

4

3


III. Проверка д\з. Актуализация знаний по теме.

1. Сообщение учащегося (опережающее задание). Храм Джвари, где проживал лермонтовский Мцыри (слайд 4). История создания поэмы. Предполагают, что Лермонтов, странствуя в 1837 г. (во время первой ссылки) по старой Военно - Грузинской дороге, наткнулся в Мцхете на одинокого монаха. Лермонтов узнал от него, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым. Генерал его вез с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался в монастыре, где особенно привязался к старику монаху.

Проблемный вопрос: Почему М.Ю.Лермонтов изменил первоначальное название произведения “Бэри” (с грузинского – монах) на “Мцыри” (послушник, неслужащий монах, пришелец, чужеземец)?


- Форма повествования произведения? (слайд 5).Что такое исповедь?


2. Соотнести композиционные элементы произведений с главами поэмы:

экспозиция (1 - 2 главы, о чем узнаем?);

завязка (конец 2 главы - побег Мцыри);

развитие действия (3 - 16 главы - подъем, 19 - 23 главы - спад);

кульминация (17 - 18 главы - битва с барсом);

развязка (24, 25 главы; 26 глава - завещание героя).

Взаимопроверка группами. Обсуждение.



3. Нарисовать иллюстрации к основным событиям поэмы (вывешиваются в начале урока на доску).



IV. Изучение темы урока. Стадия «Осмысление».

1. Определение поэмы как романтической.

Учитель: Сегодня мы поведём разговор о сложном типе человеческого характера, который появился в XIX веке, - романтическом характере. Романтический герой – личность сильная, сложная, страстная, внутренний мир её необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий.

Проблемный вопрос: Можно ли назвать Мцыри романтическим героем? (Да. Герой – сложная, противоречивая натура, страстная, героическая, сильная духом, находится в постоянной конфронтации с внешним миром, в котором обречена жить).



2. Исследование жизни Мцыри. Мцыри в монастыре и Мцыри на свободе. Работа в группах на постерах (раздаточный материал).

- Как сложился жизненный путь нашего героя? Можно ли говорить, что он распался на 2 части? Почему? --- Давайте исследуем жизненный путь нашего героя. Для чего? (Раскрыть его образ, ответить на вопрос урока). Исследование будет проходить в группах по темам: «Мцыри в монастыре» и «Мцыри на свободе»



Вспомним правила работы в группах. Совместное выведение и запись на доске.



Учитель кратко знакомит с перечнем заданий в группах.



Определим критерии оценивания будущих работ (уч-ся выводят критерии, рассматривая задания в раздаточном материале).

1.Развернутые ответы на вопросы.

2.Подтверждение ответов текстом.

3. Совместная работа.

4. Соблюдение регламента времени.

5. Творческое оформление работы.



Выступления групп (критериальное оценивание и выставление баллов в листах оценивания + формативное оценивание: 2 звезды и пожелание).

Учитель: Основа поэмы «Мцыри» — романтическая концепция двух миров. Один из них чужд герою, это «мир келий душных и молитв» (монастырь), где он, как ему кажется, томится в плену, второй мир — это 
...чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы. Эти два мира не могут соединиться. И чем сильнее отрицание плена, несвободы, тем непреклонней порыв героя к «чудному миру», созданному его мятежным воображением. 

1 группа. Жизнь в монастыре (Слайд 6).

1) Как проходила жизнь Мцыри в монастыре? Каков был характер и мечты юноши-послушника? Соответствуют ли они условиям жизни, в которых вынужден жить молодой послушник? Заполните таблицу в сопоставлении. Свои ответы подтвердите текстом.

Как диктует судьба?

Чего желает душа?

пленение и пребывание в «серых стенах» монастыря

Смирение, пассивность
Боязнь потрясений и бурь
Отказ от земных радостей
Жалкое упование на рай небесный

Жажда бури, тревог, битвы, борьбы
Тяга к свободе, к сильным и вольным людям
Глубоко поэтическое восприятие природы и красоты
Стремление к радостям и страданиям земной жизни, протест против церковного и всякого иного рабства

Сделайте вывод. «Но  после  к  плену  он  привык»…   Если  привык, то  зачем  бежать? Почему бунт Мцыри был неизбежен? (Плен, несвобода — это состояние противоестественное, далекое от природы. Бунт Мцыри можно рассматривать как бунт самой природы, рождающей человека свободным. Обстоятельства способны подавить человека, унизить его, но не могут отнять у него самого права протестовать против тягостных, противных его душе условий жизни в монастыре).


2) Сформулируйте тему «Мцыри» (изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю).


3) Составьте синквейн к образу героя в этот период жизни.

Мцыри

Свободолюбивый, угнетенный,

Страдает, мечтает, протестует,

Стремится увидеть родину, слиться с природой-

Романтический герой.


Учитель: Уже в монастыре мы видим Мцыри сильным и гордым юношей, одержимым страстью – лю-бовью к родине и свободе. Но тогда он сам много не знал о себе, так как только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет. Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

2 группа. «Побег Мцыри, 3 дня свободы» (Слайд 7).

Для этого воспользуемся диаграммой «Фишбоун» (рыбья кость). В голову вписывается проблема для обсуждения: что, кроме  смертельной  раны,  приобрел Мцыри  за  три  «блаженных» дня? «Что бесполезно столько дней терпел, страдал, и все зачем?"

На нижних «косточках» группа выписывает цитаты из текста (Что видел Мцыри на свободе?) в качестве аргументов, а на верхних «косточках» - причины, т.е. черты характера, которые открыл в себе Мцыри (См. приложение 1). После окончания работы и обсуждения делается вывод.



2) Какие художественные приёмы использует автор в описании жизни Мцыри на свободе? (Приведите примеры). С какой целью? (Раскрыть характер Мцыри).



3) Сформулируйте идею поэмы (Поэт прославляет борьбу за свободу, подвиг, мятеж, силу характера и непримиримость. Своим героизмом, неудержимым стремлением к цели, беспокойством, жаждой борьбы, яркостью чувств Мцыри близок Лермонтову).

3) Составьте синквейн к образу героя в этот период жизни. Пример.

Мцыри

Мятежный, смелый,

Любит, борется, торжествует

Стремится увидеть родину, слиться с природой-

Романтический герой.

3. Центральный эпизод поэмы - бой с барсом. ТСО. Это кульминация трех «вольных» дней героя. Прослушаем отрывок из поэмы «Бой с Барсом». Иллюстрация (слайд 8).
1) Почему Мцыри вступает в схватку с барсом? (В нем проснулось желание доказать свою принадле-жность к «могучему духу» предков, проверить себя, свою силу, волю, достоин ли он доблести отцов).


2) Какие чувства испытывает юноша в схватке со зверем? (Напряжение сил, упоение открытой и честной борьбой, полное слияние с природой, радость и торжество победы.)



4. Создание проблемных ситуаций: постановка проблемных вопросов. Написание эссе (Слайд 11). Авторский стул.

1 группа. Своей добротой и удушливой заботой монахи разрушили жизнь человека? Есть ли чёткая грань между добром и злом? Когда добро может обернуться злом?

2 группа. Зачем человек живёт на земле? Что значит жить для Мцыри? Что значит жить для вас? (Находиться в постоянном поиске, тревоге, бороться, побеждать, любить, видеть своих родных, иметь дом, узнавать себя)

(Самостоятельная работа сопровождается тихой музыкой).


V. Выставление оценок (по листам оценивания).

Подведение итогов урока.

1. Возвращение к вопросу урока.

- Какие мы ставили цели к уроку? Удалось ли нам раскрыть образ Мцыри?

Сделайте вывод: В чём особенность лермонтовского Мцыри? В чём его загадка? Почему на протяжении многих десятилетий он будоражит и волнует чувства читателей? (1 мин. письм. инд. раб.)

( В центре поэмы Мцыри не разочарованный индивидуалист, а сильный человек, жаждущий счастья и жизни. В поэме утверждается необходимость свободы для человека и отрицание рабства и смирения.)


2. Цитирование высказываний критиков о поэме Лермонтова.

- А теперь откроем конверты. (Читают уч-ся.) Цитаты на доске также.


Белинский В.Г.…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью.


Максимов Д.Е. Мцыри – высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир цельного бытия, свободы, борьбы и любви.


- Близки ли ваши характеристики главного героя поэмы к мнению критиков?


VI. Рефлексия «Дерево настроения»
- Какое настроение у вас после урока? У вас в руках по 3 яблока-стикера разного цвета. Наклейте стикеры на «Дерево настроения»:

Розовый стикер - отличное

Желтый стикер – хорошее

Зеленый стикер - плохое



VII. Д\з (Слайд 12).

1. Написать сочинение-эссе: «Кем стал для меня Мцыри?»

2. Выучить наизусть понравившийся отрывок из поэм.




1 группа


Лист оценивания

ФИ уч-ся

Д\з

Исследование жизни Мцыри.

Работа в группах.

Эссе

Итог

Всего баллов

Оценка













Максимальный балл

5

5


5


13-15

9-12

5-8

5

4

3



________________________________________________________________________



2. Исследование жизни Мцыри. Работа в группах.

Жизнь в монастыре.



1) Как проходила жизнь Мцыри в монастыре? Каков был характер и мечты юноши-послушника? Соответствуют ли они условиям жизни, в которых вынужден жить молодой послушник? Заполните таблицу в сопоставлении. Свои ответы подтвердите текстом.

Как диктует судьба?

Чего желает душа?



Сделайте вывод. «Но  после  к  плену  он  привык»…   Если  привык, то  зачем бежать? Почему бунт Мцыри был неизбежен?


2) Сформулируйте тему «Мцыри».



3) Составьте синквейн к образу героя в этот период жизни.


________________________________________________________________________


4. Написание эссе. Авторский стул.

1 группа. Своей добротой и удушливой заботой монахи разрушили жизнь человека? Есть ли чёткая грань между добром и злом? Когда добро может обернуться злом?











2 группа


Лист оценивания

ФИ уч-ся

Д\з

Исследование жизни Мцыри.

Работа в группах.

Эссе

Итог

Всего баллов

Оценка



















Максимальный балл

5

5


5


13-15

9-12

5-8

5

4

3



______________________________________________________________________


2. Исследование жизни Мцыри. Работа в группах. «Побег Мцыри, 3 дня свободы».

Диаграмма «Фишбоун» (рыбья кость).

В голову вписывается проблема для обсуждения: что, кроме  смертельной  раны,  приобрел Мцыри  за  три  «блаженных» дня? «Что бесполезно столько дней терпел, страдал, и все зачем?"

На нижних «косточках» группа выписывает цитаты из текста (Что видел Мцыри на свободе?) в качестве аргументов, а на верхних «косточках» - причины, т.е. черты характера, которые открыл в себе Мцыри. После окончания работы и обсуждения делается вывод.



2) Какие художественные приёмы использует автор в описании жизни Мцыри на свободе? (Приведите примеры). С какой целью?


3) Сформулируйте идею поэмы.



3) Составьте синквейн к образу героя в этот период жизни.



_______________________________________________________________________



4. Написание эссе. Авторский стул.

2 группа. Зачем человек живёт на земле? Что значит жить для Мцыри? Что значит жить для вас? (Находиться в постоянном поиске, тревоге, бороться, побеждать, любить, видеть своих родных, иметь дом, узнавать себя)








Белинский В.Г.…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение

в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет

его собственным духом, поражает его собственною мощью.


Максимов Д.Е. Мцыри – высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир цельного бытия, свободы, борьбы и любви.








Белинский В.Г.…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение

в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет

его собственным духом, поражает его собственною мощью.


Максимов Д.Е. Мцыри – высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир цельного бытия, свободы, борьбы и любви.











































Просмотр содержимого презентации
«246318»

Открытый урок по литературе «В чём загадка Мцыри?» По поэме Лермонтова  М. Ю. «Мцыри»

Открытый урок по литературе

«В чём загадка Мцыри?»

По поэме Лермонтова М. Ю. «Мцыри»

Эпиграф урока: Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог.  М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Эпиграф урока:

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Основной вопрос урока:  В чём загадка Мцыри?

Основной вопрос урока: В чём загадка Мцыри?

История создания поэмы Храм Джвари, где проживал лермонтовский Мцыри

История создания поэмы

Храм Джвари, где проживал лермонтовский Мцыри

Исповедь – покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чём – нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов  

Исповедь – покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чём – нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов

 

1 группа. Жизнь в монастыре.    1) Как проходила жизнь Мцыри в монастыре? Соответствуют ли мечты юноши условиям жизни, в которых он вынужден жить? Заполните таблицу в сопоставлении.   Почему бунт Мцыри был неизбежен? 2) Сформулируйте тему «Мцыри» 3) Составьте синквейн к образу героя в этот период жизни. Как диктует судьба? Чего желает душа?

1 группа. Жизнь в монастыре.

1) Как проходила жизнь Мцыри в монастыре? Соответствуют ли мечты юноши условиям жизни, в которых он вынужден жить? Заполните таблицу в сопоставлении.

  • Почему бунт Мцыри был неизбежен?

2) Сформулируйте тему «Мцыри»

3) Составьте синквейн к образу героя в этот период жизни.

Как диктует судьба?

Чего желает душа?

2 гр. «Побег Мцыри, 3 дня свободы» Причины (Открытия Мцыри, черты характера) Ч то , кроме смертельной раны, приобрел Мцыри на свободе?  Вывод  Факты (Что видел я на воле? Фразы из текста) 2) Какие художественные приёмы использует автор? С какой целью? 3) Сформулируйте идею поэмы. 4) Составьте синквейн к образу героя.

2 гр. «Побег Мцыри, 3 дня свободы»

Причины (Открытия Мцыри, черты характера)

Ч то , кроме смертельной раны, приобрел Мцыри на свободе?

Вывод

Факты (Что видел я на воле? Фразы из текста)

2) Какие художественные приёмы использует автор? С какой целью?

3) Сформулируйте идею поэмы.

4) Составьте синквейн к образу героя.

В сцене с барсом показан прообраз общества, о котором мечтал Лермонтов. Здесь мужеству должно противостоять мужество, здесь нет коварства и хитрости.

В сцене с барсом показан прообраз общества, о котором мечтал Лермонтов. Здесь мужеству должно противостоять мужество, здесь нет коварства и хитрости.

Эссе 1 группа.  Своей добротой и удушливой заботой монахи разрушили жизнь человека? Есть ли чёткая грань между добром и злом? Когда добро может обернуться злом?  2 группа . Зачем человек живёт на земле? Что значит жить для Мцыри? Что значит жить для вас?

Эссе

1 группа. Своей добротой и удушливой заботой монахи разрушили жизнь человека? Есть ли чёткая грань между добром и злом? Когда добро может обернуться злом?

2 группа . Зачем человек живёт на земле? Что значит жить для Мцыри? Что значит жить для вас?

Домашнее задание 1. Написать сочинение эссе: «Кем стал для меня Мцыри?» 2. Выучить наизусть понравившийся отрывок из поэмы.

Домашнее задание

1. Написать сочинение эссе: «Кем стал для меня Мцыри?»

2. Выучить наизусть понравившийся отрывок из поэмы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!