СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока и презентация по теме "Население мира. Численность и воспроизводство".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит ознакомительный материал, задания для работы на занятии.

Просмотр содержимого документа
«Численность и воспроизводство населения»

Технологическая карта.

Занятие № 7. «География населения. Численность и воспроизводство. Демографическая политика».


Цели

Учебные

Развивающие

Воспитательные

- Организовать деятельность учащихся для изучения и усвоения темы «Население мира: численность, воспроизводство. Демографическая политика».

- Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала.

- Создать содержательные и организационные условия и развития у школьников умений анализировать статистические материалы, научно-популярные статьи.

- Способствовать формированию умений выделять проблемы, предлагать пути их решения.

Содействовать развитию у подростков монологической и диалогической речи, навыков коммунальной, коллективной творческой деятельности.


Этап

Методы и формы

Педагогическое взаимодействие

Время

Орг.момент

Стихотворение

1. Приветствие

2. Проверка готовности:

«Прозвенел уже звонок – Начинаем наш урок.

Открываем все тетрадки и застёгиваем халаты,

Одеваем колпачки,

Замолкаем, когда нужно на вопросы отвечаем

В теме будем разбираться,

Главное – не отвлекаться!

3. Отметить отсутствующих

3

Опрос дом.зад.

Индивидуальный опрос

1. Опрос у карты по теме «ресурсоведение» (по стране + по конспекту)

20

ИНМ

Вступительное слово (мотивация).


1. Ребята, нам с вами выпала большая удача – жить в XXI в. Это время справедливо называют «веком» антропогенного переворота в жизни человечества. Это действительно так, ведь в это время человек превратился в главную производительную силу общества. Научно-технический прогресс и научно-техническая революция, глобализация всех мировых процессов и событий – всё это творение рук человеческих. В то же время само человечество и всё, происходящее с ним, становится объектом пристального внимания.

Не случайно, когда в начале 1991 года у президента академии наук КНР Чжоу Гуанчжа спросили, какова главная проблема Китая, он мгновенно ответил: «Люди». Почему он так ответил?

2. Далее по конспекту (см. ниже).

До к.ур. + 15 мин

Рефлексия и подведение итогов

2050 год: прогнозируемая численность населения стран мира. Что нас ждёт?

1. 2050 год – каждый пятый житель Земли - африканец.

2. За 50 лет доля европейцев сократится в 2 раза.

3. Азия – гигант, замедляющий темпы прироста населения.

4. Америка – умеренный рост населения крупнейших стран.

5. население России сократится на 24 млн. человек.

Неутешительные цифры для России. Что же ждёт нас в будущем? Детский смех или безмолвие? Решать вам – подрастающему поколению.


Домаш.зад.

1. Повторить лекцию (всем);

2. С помощью карта атласа – определите страны относящиеся к различным этапам демографического перехода.

3. Реферат на тему: «История переписи населения» (для желающих).

4. Определите страны лидеры по численности населения (10 стран).



Конспект.

1. Итак, тема сегодняшнего урока (записать на доске тему и эпиграф урока) «Население мира: численность, воспроизводство. Демографическая политика». Эпиграфом послужит – «… главное в мире – человек и человечество в целом, и потому следует концентрировать все внимание на данные о людях»

(Концепция ООН)

Основными целями урока является – выявить основные проблемы населения планеты, причины их порождающие и возможные пути решений.

2. Постоянна ли численность населения земли? Проанализируйте график изменения численности населения во времени – рис. 10, стр. 856. (Слайд 2, проекция на экран графика Динамики численности населения.) Какой вывод мы можем сделать?

Что влияет на изменение численности населения (предполагаемый ответ: войны, стихийные бедствия, эпидемии, смертность, рождаемость). В какой период времени очень быстро росла численность населения на Земле. Отсюда появилось понятие «Демографический взрыв» - резкое увеличение прироста населения на Земле, особенно во второй половине XX в. Основные показатели, по которым определяют изменение численности населения – это смертность и рождаемость. Этот показатель называют естественным приростом или воспроизводством населения (естественное движение населения).

ЕП=Рождаемость-смертность.

Изменение какой составной части привело человечество к демографическому взрыву? Предполагаемый ответ: смертность сократилась в результате медицинских достижений и уменьшения количества глобальных войн.

Учитель: Можно ли данную ситуацию назвать проблемой? (Предполагаемый ответ: да).

Учитель: Ещё в начале XIX века английский священник-экономист Томас Роберт Мальтус в своей работе «Опыт о законе народонаселения» говорил, что население мира растёт в геометрической прогрессии, а рост производства лишь в арифметической прогрессии. Отсюда вывод: людям неизбежно грозит голод, мрак и болезни.

Прошло 200 лет после мрачной теории Мальтуса. Что же происходит на Земле с человечеством?

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо узнать типы воспроизводства.

Типы воспроизводства населения

Демографический кризис

Демографический взрыв

Низкие показатели смертности и рождаемости – низкий прирост населения

Высокая рождаемость и низкая смертность = ЕПН

Проанализируйте по географическим картам Р и С населения и ЕПН мира и скажите какие государства к какому типу воспроизводства населения мира относятся.

Учитель: Какой можно сделать вывод о типах воспроизводства населения. К какой категории отнесём Россию?

(Предполагаемый ответ учеников:

Воспроизводство населения


I тип – демографический кризис


Развитие страны

II тип – демографический

взрыв


Развитие страны

Россия


депопуляция населения)

3. Учитель:

Задание 2 для каждой группы.

Выполните предложенные задания: Какие проблемы порождает несбалансированный естественный прирост:

а) в развитых странах;

б) в развивающихся странах.

Предполагаемый результат работы: учащиеся должны выделить проблемы, которые возникают вследствие несбалансированного естественного прироста населения.


Проблемы несбалансированного прироста населения.



Развитые страны

1. смертность превышает рождаемость;

2. старение нации;

3. дефицит трудовых ресурсов;

4. высокий процент иммиграции;

5. полная замена коренного этноса;

6. межнациональные конфликты

Развивающиеся страны

1. рождаемость значительно выше смертности;

2. преобладание молодых возрастов;

3. рост неграмотности;

4. недоступность медицинского обслуживания;

5.недостаток продовольствия;

6. распространение СПИДа.

4. Возникшие проблемы являются очень актуальными. Их относят к категории глобальных проблем.

Как же решать эти проблемы?


5. Демографическая политика – это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении.

Демографическая политика


I тип – демографический кризис


поощрение рождаемости

II тип – демографический взрыв


сдерживание рождаемости


6. Учитель: Во всех ли странах демографическая политика даёт желаемый результат?

Предполагаемый ответ учеников: Нет.

Не даёт желаемых результатов демографическая политика в арабско-мусульманских странах, странах Африки, странах Европы, в России.

Учитель: Нет желаемых результатов демографической политики в странах «золотого миллиарда» - развитых странах и в России, которая в 2008 году пережила так называемый «Беби-бум», нет положительного прироста. Естественная убыль за 10 месяцев текущего года составила 120 тыс. человек (на 27 тыс. меньше к уровню прошлого года).

Как это объясняют демографы.

Западный демограф Ф. Ноутстойн в своей теории демографического перехода говорил, что уровень рождаемости и смертности в целом обусловлен не биологическими, а социальными условиями, что перенаселённость – это следствие нищеты.

Просмотр содержимого презентации
«Чиленность населения»

«Население мира: численность, воспроизводство. Демографическая политика».   «… главное в мире – человек и человечество в целом, и потому следует концентрировать все внимание на данные о людях»

«Население мира: численность, воспроизводство. Демографическая политика».

  «… главное в мире – человек и человечество в целом, и потому следует концентрировать все внимание на данные о людях»

Цели урока:

Цели урока:

  • выявить основные проблемы населения планеты;
  • причины их порождающие
  • и возможные пути решений.
7,3 млрд  Среднегодовой прирост составляет 120-160 млн.ч.  К 2050 г население будет составлять 13 млрд.чел.

7,3 млрд Среднегодовой прирост составляет 120-160 млн.ч. К 2050 г население будет составлять 13 млрд.чел.

Проанализируйте график изменения численности населения во времени Какой вывод мы можем сделать? Постоянна ли численность населения земли?

Проанализируйте график изменения численности населения во времени Какой вывод мы можем сделать? Постоянна ли численность населения земли?

Восп-во населения – естественный прирост населения, главным показателем которого является рождаемость.

Восп-во населения – естественный прирост населения, главным показателем которого является рождаемость.

С Естественная убыль населения ЕУН = Р – С = СР" width="640"

ЕПН = Р – С = РС Естественная убыль населения ЕУН = Р – С = СР

Факторы, влияющие на рождаемость и смертность населения:  природные, биологические, климатические, уровень благосостояния; развитие медицины; войны,

Факторы, влияющие на рождаемость и смертность населения: природные, биологические, климатические, уровень благосостояния; развитие медицины; войны,

«Демографический взрыв»  - резкое увеличение прироста населения на Земле.  Основные показатели численности населения – это смертность и рождаемость. Этот показатель называют естественным приростом или воспроизводством населения (естественное движение населения).  ЕП=Рождаемость-смертность

«Демографический взрыв»  - резкое увеличение прироста населения на Земле. Основные показатели численности населения – это смертность и рождаемость. Этот показатель называют естественным приростом или воспроизводством населения (естественное движение населения). ЕП=Рождаемость-смертность

Типы воспроизводства населения Демографический кризис Демографический взрыв Низкие показатели смертности и рождаемости – низкий прирост населения Депопуляция населения Высокая рождаемость и низкая смертность = ЕПН   Низкая рождаемость и высокая смертность = ЕУН  

Типы воспроизводства населения

Демографический кризис

Демографический взрыв

Низкие показатели смертности и рождаемости – низкий прирост населения

Депопуляция населения

Высокая рождаемость и низкая смертность = ЕПН

 

Низкая рождаемость и высокая смертность = ЕУН

 

Задания Выполните предложенные задания: Какие проблемы порождает несбалансированный естественный прирост: а) в развитых странах; б) в развивающихся странах.

Задания

Выполните предложенные задания: Какие проблемы порождает несбалансированный естественный прирост:

а) в развитых странах;

б) в развивающихся странах.

Проблемы несбалансированного прироста населения.   Развитые страны 1. смертность превышает рождаемость; Развивающиеся страны 1. рождаемость значительно выше смертности; 2. старение нации; 3. дефицит трудовых ресурсов; 2. преобладание молодых возрастов; 3. рост неграмотности; 4. высокий процент иммиграции; 5. полная замена коренного этноса; 4. недоступность медицинского обслуживания; 5.недостаток продовольствия; 6. межнациональные конфликты 6. распространение СПИДа.

Проблемы несбалансированного прироста населения.

Развитые страны

1. смертность превышает рождаемость;

Развивающиеся страны

1. рождаемость значительно выше смертности;

2. старение нации;

3. дефицит трудовых ресурсов;

2. преобладание молодых возрастов;

3. рост неграмотности;

4. высокий процент иммиграции;

5. полная замена коренного этноса;

4. недоступность медицинского обслуживания;

5.недостаток продовольствия;

6. межнациональные конфликты

6. распространение СПИДа.

Демографическая политика – это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении.

Демографическая политика – это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении.

Теория демографического перехода:  1й этап: Высокая рожд-ть и высокая смертность;  2 й этап: Высокая рожд-ть при низкой смертности;  3й этап: Низкая рожд-ть рождаемость при низкой смертности:  4-й: стабилизация – Р=С

Теория демографического перехода: 1й этап: Высокая рожд-ть и высокая смертность; 2 й этап: Высокая рожд-ть при низкой смертности; 3й этап: Низкая рожд-ть рождаемость при низкой смертности: 4-й: стабилизация – Р=С

7,6 млрд человек проживают на Земле.  Естественный прирост населения в мире составляет примерно 120-160 млн. чел. в год.

7,6 млрд человек проживают на Земле. Естественный прирост населения в мире составляет примерно 120-160 млн. чел. в год.