Технологическая карта.
Занятие № 7. «География населения. Численность и воспроизводство. Демографическая политика».
Цели |
Учебные | Развивающие | Воспитательные |
- Организовать деятельность учащихся для изучения и усвоения темы «Население мира: численность, воспроизводство. Демографическая политика». - Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала. | - Создать содержательные и организационные условия и развития у школьников умений анализировать статистические материалы, научно-популярные статьи. - Способствовать формированию умений выделять проблемы, предлагать пути их решения. | Содействовать развитию у подростков монологической и диалогической речи, навыков коммунальной, коллективной творческой деятельности. |
Этап | Методы и формы | Педагогическое взаимодействие | Время |
Орг.момент | Стихотворение | 1. Приветствие 2. Проверка готовности: «Прозвенел уже звонок – Начинаем наш урок. Открываем все тетрадки и застёгиваем халаты, Одеваем колпачки, Замолкаем, когда нужно на вопросы отвечаем В теме будем разбираться, Главное – не отвлекаться! 3. Отметить отсутствующих | 3 |
Опрос дом.зад. | Индивидуальный опрос | 1. Опрос у карты по теме «ресурсоведение» (по стране + по конспекту) | 20 |
ИНМ | Вступительное слово (мотивация). | 1. Ребята, нам с вами выпала большая удача – жить в XXI в. Это время справедливо называют «веком» антропогенного переворота в жизни человечества. Это действительно так, ведь в это время человек превратился в главную производительную силу общества. Научно-технический прогресс и научно-техническая революция, глобализация всех мировых процессов и событий – всё это творение рук человеческих. В то же время само человечество и всё, происходящее с ним, становится объектом пристального внимания. Не случайно, когда в начале 1991 года у президента академии наук КНР Чжоу Гуанчжа спросили, какова главная проблема Китая, он мгновенно ответил: «Люди». Почему он так ответил? 2. Далее по конспекту (см. ниже). | До к.ур. + 15 мин |
Рефлексия и подведение итогов | 2050 год: прогнозируемая численность населения стран мира. Что нас ждёт? 1. 2050 год – каждый пятый житель Земли - африканец. 2. За 50 лет доля европейцев сократится в 2 раза. 3. Азия – гигант, замедляющий темпы прироста населения. 4. Америка – умеренный рост населения крупнейших стран. 5. население России сократится на 24 млн. человек. Неутешительные цифры для России. Что же ждёт нас в будущем? Детский смех или безмолвие? Решать вам – подрастающему поколению. | |
Домаш.зад. | 1. Повторить лекцию (всем); 2. С помощью карта атласа – определите страны относящиеся к различным этапам демографического перехода. 3. Реферат на тему: «История переписи населения» (для желающих). 4. Определите страны лидеры по численности населения (10 стран). | |
Конспект.
1. Итак, тема сегодняшнего урока (записать на доске тему и эпиграф урока) «Население мира: численность, воспроизводство. Демографическая политика». Эпиграфом послужит – «… главное в мире – человек и человечество в целом, и потому следует концентрировать все внимание на данные о людях»
(Концепция ООН)
Основными целями урока является – выявить основные проблемы населения планеты, причины их порождающие и возможные пути решений.
2. Постоянна ли численность населения земли? Проанализируйте график изменения численности населения во времени – рис. 10, стр. 856. (Слайд 2, проекция на экран графика Динамики численности населения.) Какой вывод мы можем сделать?
Что влияет на изменение численности населения (предполагаемый ответ: войны, стихийные бедствия, эпидемии, смертность, рождаемость). В какой период времени очень быстро росла численность населения на Земле. Отсюда появилось понятие «Демографический взрыв» - резкое увеличение прироста населения на Земле, особенно во второй половине XX в. Основные показатели, по которым определяют изменение численности населения – это смертность и рождаемость. Этот показатель называют естественным приростом или воспроизводством населения (естественное движение населения).
ЕП=Рождаемость-смертность.
Изменение какой составной части привело человечество к демографическому взрыву? Предполагаемый ответ: смертность сократилась в результате медицинских достижений и уменьшения количества глобальных войн.
Учитель: Можно ли данную ситуацию назвать проблемой? (Предполагаемый ответ: да).
Учитель: Ещё в начале XIX века английский священник-экономист Томас Роберт Мальтус в своей работе «Опыт о законе народонаселения» говорил, что население мира растёт в геометрической прогрессии, а рост производства лишь в арифметической прогрессии. Отсюда вывод: людям неизбежно грозит голод, мрак и болезни.
Прошло 200 лет после мрачной теории Мальтуса. Что же происходит на Земле с человечеством?
Чтобы ответить на этот вопрос необходимо узнать типы воспроизводства.
Типы воспроизводства населения |
Демографический кризис | Демографический взрыв |
Низкие показатели смертности и рождаемости – низкий прирост населения | Высокая рождаемость и низкая смертность = ЕПН |
Проанализируйте по географическим картам Р и С населения и ЕПН мира и скажите какие государства к какому типу воспроизводства населения мира относятся.
Учитель: Какой можно сделать вывод о типах воспроизводства населения. К какой категории отнесём Россию?
(Предполагаемый ответ учеников:
Воспроизводство населения



I тип – демографический кризис  Развитие страны | II тип – демографический взрыв  Развитие страны | Россия депопуляция населения) |
3. Учитель:
Задание 2 для каждой группы.
Выполните предложенные задания: Какие проблемы порождает несбалансированный естественный прирост:
а) в развитых странах;
б) в развивающихся странах.
Предполагаемый результат работы: учащиеся должны выделить проблемы, которые возникают вследствие несбалансированного естественного прироста населения.
Проблемы несбалансированного прироста населения.


Развитые страны 1. смертность превышает рождаемость; 2. старение нации; 3. дефицит трудовых ресурсов; 4. высокий процент иммиграции; 5. полная замена коренного этноса; 6. межнациональные конфликты | Развивающиеся страны 1. рождаемость значительно выше смертности; 2. преобладание молодых возрастов; 3. рост неграмотности; 4. недоступность медицинского обслуживания; 5.недостаток продовольствия; 6. распространение СПИДа. |
4. Возникшие проблемы являются очень актуальными. Их относят к категории глобальных проблем.
Как же решать эти проблемы?
5. Демографическая политика – это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении.
Демографическая политика


I тип – демографический кризис  поощрение рождаемости | II тип – демографический взрыв  сдерживание рождаемости |
6. Учитель: Во всех ли странах демографическая политика даёт желаемый результат?
Предполагаемый ответ учеников: Нет.
Не даёт желаемых результатов демографическая политика в арабско-мусульманских странах, странах Африки, странах Европы, в России.
Учитель: Нет желаемых результатов демографической политики в странах «золотого миллиарда» - развитых странах и в России, которая в 2008 году пережила так называемый «Беби-бум», нет положительного прироста. Естественная убыль за 10 месяцев текущего года составила 120 тыс. человек (на 27 тыс. меньше к уровню прошлого года).
Как это объясняют демографы.
Западный демограф Ф. Ноутстойн в своей теории демографического перехода говорил, что уровень рождаемости и смертности в целом обусловлен не биологическими, а социальными условиями, что перенаселённость – это следствие нищеты.