Конспект урока составила Сычева Л.М., учитель технологии высшей кв. к. МБОУ СОШ №167 г.Новосибирска
Тема урока: Разделение труда
8 класс ОВП. Урок №17.
Цели:
Обучающие: сформировать понятия о таких терминах, как разделение труда, продукты труда, общественное разделение труда, духовные и материальные ценности, общее разделение труда, частное разделение труда, единичное разделение труда, функциональное разделение труда, профессиональное разделение труда, профессия, специальность, должность.
Развивающие: совершенствовать умение размышлять, сравнивать, делать обобщения, выводы.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету путем использования задания.
Тип – урок изучения нового материала.
Методы обучения: продуктивный (частично-поисковый и проблемный).
Формы учебной деятельности учащихся:
- фронтальная (на вводном этапе урока, во время мотивационной беседы, на этапе изучения нового материала);
- индивидуальная (во время работы с заданием).
Приемы обучения:
1. беседа на вводном этапе урока с целью формулирования учащимися темы урока, постановки задач учащимися;
2. выполнение задания на определение профессии, специальности, должности;
3. рефлексия с целью систематизации у учащихся изученного материала;
4. выставление оценок за урок.
Оборудование: доска, компьютер, компьютерная презентация.
Ход урока
1. Организационно-подготовительная часть – 3 мин
Приветствие, контроль посещаемости
2. Теоретическая часть – 15 мин.
2.1. Постановка задачи урока
2.2. Объяснение нового материала (с конспектом основных моментов в тетрадь)
В глубокой древности никаких профессий не существовало. Первобытному человеку, чтобы выжить, нужно было самому уметь все делать. Но по мере развития общества и человека происходило постепенное разделение труда.
Одни люди стали заниматься преимущественно земледелием, другие – скотоводством. Р результате возник обмен продуктами труда. Дальнейшее разделение труда привело к появлению различных ремесел, а на их основе – промышленности.
Постепенно обмен разнообразными продуктами становился более сложным. Объем его увеличился настолько, что произошло дальнейшее общественное разделение труда – выделились специалисты по обмену (купцы, торговцы).
В процессе развития человеческого общества постепенно происходило и отделение производства духовных ценностей от производства материальных ценностей. Появились специалисты по общественному управлению, приведению людей к повиновению и др.
По мере развития общества возрастают потребности человека и повышается соответственно уровень разделения труда. (рассмотреть разделение труда на примере производства автомобиля: от добычи руды и т.д.)
В современном обществе существует три вида разделения труда: общее, частное, единичное.
Общее разделение труда имеет место в масштабах общественного производства в целом:
между производством средств производства и производством средств потребления. Приведите примеры – ответы уч-ся: тяжелая и легкая промышленность;
между городом и деревней. Приведите примеры – ответы уч-ся: промышленность и сельское хозяйство;
между материальным и нематериальным производством. Приведите примеры – ответы уч-ся: – промышленность, сельское хозяйство, торговля и здравоохранение, просвещение, культура.
Частное разделение труда существует внутри крупнейших звеньев общественного производства, в которых выделяют самостоятельные отрасли народного хозяйства. Так, промышленность разделяют на
добывающую. Приведите примеры – ответы уч-ся: угольная, горнорудная;
обрабатывающую. Приведите примеры – ответы уч-ся: пищевая, текстильная, металлургическая и т.д.
Есть разные виды транспорта (примеры учащихся). В сельском хозяйстве выражается в обособлении полеводства, животноводства, пчеловодства и т.д.
Крупные отрасли, в свою очередь, подразделяются на более мелкие. В машиностроении, например, сейчас насчитывается более сто отраслей.
Единичное разделение труда существует в рамках отдельных предприятий или объединений ( между цехами, участками, бригадами, работниками и их группами).
В рамках единичного разделения труда существует функциональное разделение труда, которое дает общие для ряда отраслей производства функциональные группы. Каждая из них требует общих для нее знаний и навыков. По этому признаку на предприятии различают различают две группы рабочих – основных (осуществляют технологический цикл – сталевар, резчик металла…) и вспомогательных ( наладчики оборудования, погрузчики…).
Внутри функционального происходит профессиональное разделение труда. Оно осуществляется в зависимости от специализации работника по какой-либо конкретной профессии: токарь, слесарь, аппаратчик и др. Еще более узкое разделение труда приводит к специализации трудовых функций и возникновению специальностей: слесарь-сборщик, слесарь по топливной аппаратуре и т.д.
Внутри одной специальности могут произойти еще более узкое разделение труда – специализация. Например, профессия - врач, специальность – хирург, специализация – нейрохирург.
Если и дальше происходит усложнение и совершенствование трудовых операций, то появляются специалисты разрядной квалификации (1, 2, 3 разряды). Чем выше разряд, тем сложнее выполняемые работы.
Процесс разделения труда продолжается непрерывно, пока существует человеческое общество.
Итак, профессия – это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки (приобретения соответствующих знаний и практических навыков).
Специальность – необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил. Отсюда и получается, что профессия – это группа родственных специальностей и специализаций с разными квалификационными уровнями.
Должность – это организационное и правовое положение работника в конкретном органе аппарата управления, которое отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке (главный врач, участковый врач, палатный врач). Должность может занимать человек, владея любой профессией и специальностью (директором школы может быть учитель-математик, литератор и т.д.).
3. Выполнение задания (на отдельных листочках, которые сдаются на проверку учителю) – 13 мин.
Распределите предлагаемый перечень профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам: токарь, заведующая поликлиникой, слесарь, монтажник, репортер, менеджер, животновод, терапевт, директор, врач, собственный корреспондент газеты, маляр, бригадир, машинистка, коневод, слесарь-сантехник, учитель физики, окулист, строитель, фотокорреспондент, секретарь-референт, программист, писатель, журналист, завуч школы, редактор, начальник смены, брокер.
4. Подведение итогов урока – 7 мин.
Как вы понимаете разделение труда?
Какие вида разделения труда существуют? Охарактеризуйте их.
Приведите примеры профессии, специальности, должности.
5. Выставление оценок – 5 мин.
6. Домашнее задание – 2 мин.
Приведите примеры профессий, которые за последнее время изменили свое содержание, хотя бы в малом. В чем состоят эти изменения?
Конспект урока составлен на основе учебника «Технология. Твоя профессиональная карьера». П.С.Лернер, Г.Ф.Михальченко и др. «Просвещение». 2010. §21, 22. Вопросы стр.66-67.
3