Учимся умножать и делить. Повторение. Путешествие в космос. 2 класс
Триединая дидактическая цель урока, которая реализуется через следующие аспекты:
1. образовательный: создать условия для воспроизведения ранее полученных знаний и способов деятельности;
2. развивающий: создать условия для развития самостоятельности, математической речи, интереса к математике и окружающему миру расширить знания о космосе.
3. воспитательный: создать условия для воспитания культуры речи, взаимного уважения, толерантности, аккуратности.
Предметные: закреплять умение решать задачи изученных видов; совершенствовать вычислительные навыки и навыки устного счёта; развивать внимание и логическое мышление; расширить кругозор в познании космоса, правильно использовать соответствующие термины.
Метапредметные
Личностные: положительное отношение к школе, изучению математики. Понимание значения математики в жизни человека
Регулятивные: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами
Познавательные: сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам, сравнивать и классифицировать предметы по цвету, форме.
Коммуникативные: принимать участие в работе парами, группами
Методологические (оргдеятельностные) выполнить работу творческого характера, используя полученные на уроке знания
Планируемые способности:
1. Креативные (творческие) качества – создавать с помощью геометрических фигур предметы.
2 . Методологические (оргдеятельностные) качества - договориться с соседом по парте, спланировать свою работу, распределить обязанности в паре, рефлексия.
Личностное целеполагание учеников на занятия будет происходить через интригу связанную с «путешествием».
Планируемые результаты:
учащиеся научатся моделировать с помощью схематических рисунков и решать задачи изученных видов; выполнять устные и письменные вычисления изученных видов в пределах 100; контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Методы организации познавательной деятельности: словесные (беседа), наглядные (метод иллюстрации), практические (упражнения.)
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.
Оборудование: компьютер, презентация к уроку, медиа – проектор; карточки трёх цветов с заданиями для самостоятельной работы, конверты с геометрическим материалом.
Ход урока.
-
Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности
Психологический настрой детей. Организация рабочего места.
- Дети, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищам хорошего настроения. Посмотрите на меня. Я вам тоже всем желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.
Учитель:
Слайд 1
- Ребята! Вы знаете, что скоро, 12 апреля, вся страна отмечает День Космонавтики.
- Кто первым побывал в космосе? ( Юрий Алексеевич Гагарин.) На ракете «Восток» он облетел вокруг нашей планеты «Земля» за 108 минут.
Ученик: В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
Слайд 2
- Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: «Гагарин», «Юрий», «Россия». Земля узнала простого обаятельного человека, проложившего дорогу к звёздам.
- Ребята, а вы хотите полететь в космическое путешествие?
Дети отвечают:
1 ученик. Мы спешим скорее в гости,
В наш любимый класс.
Много дел больших и новых ожидает нас.
Будет день, дорогой света полетим и мы –
К тайным сказочным планетам
В дальние миры.
2 ученик. Настанет день, когда мы подрастём.
Ракеты в космос смело поведём.
На землю спустимся в счастливый час.
С цветами, музыкой здесь встретят нас.
Учитель. – А я приглашаю вас в космическое путешествие прямо сейчас.
- Ждёт нас быстрая ракета
Для полёта на планету.
Отправляемся на Марс –
Звёзды, в гости ждите нас!
II. Актуализация опорных знаний. Подготовка к работе на основном этапе.
Слайд 3
1. Проектная работа в парах.
Но для полета нам нужна ракета. Построим ракету. Назовите геометрические фигуры, из которых может состоять наша ракета.
У каждого на парте лежит конверт с геометрическими фигурами. Вы в паре должны составить из этих геометрических фигур ракету.
Молодцы, ребята! Вас не зря приняли в космические экипажи. Вот такая ракета у нас получилась.
- Чтобы наш полёт был удачным, надо быть внимательным, правильно и быстро производить расчёты, то есть правильно решать примеры и задачи.
- Посмотрим, кто из вас готов к полёту. Кто ответит быстро и правильно на следующие вопросы, того берём в полёт.
Будьте внимательны.
2. Устный счёт.
Слайд 4
а) Работа с числовым рядом.
Задание: назвать числа в порядке возрастания.
63, 49, 90, 47, 10, 35, 78, 17, 66, 51
а, о, ы, м, к, с, т, о, в, н
- Составьте слово из букв (космонавты)
б) Найти значения числовых выражений, составить неравенства
Запись и чтение выражений.
На доске размещены карточки с числовыми выражениями. Соберите выражения в 2 столбика. В первый столбик - произведения чисел и найдите их значения, а во второй - частные чисел (2уч-ся работают у доски)
2* 6 8 : 2 8 : 4 6 * 3
5 * 7 20 : 5 20 : 4 3 * 7
-Как называются числа при умножении? При делении?
Составление неравенств.
2) Используя эти выражения, составьте 3 неравенства.
-Справившись со следующим заданием, мы с вами окажемся в космическом пространстве.
в) Решение задач.
- Космонавтам приходится решать великое множество различных задач. И я вам предлагаю устно решить несколько задач.
-Во дворе гуляют куры. Всего у них 12 ног. Сколько кур гуляет во дворе?
- В ателье на один халат пришивают 6 пуговиц. Сколько пуговиц потребуется для четырёх таких халатов?
- На клумбе посадили 18 роз в 2 ряда поровну. Сколько роз было в каждом ряду?
-Молодцы, ребята! Наверное, вы сможете стать настоящими космонавтами.
г) «Цепочка»
Слайд 5
-До того, как человек отправился в космос, туда отправляли и собак, и обезьян, и кроликов, и других животных. Узнайте кличку собаки, первой преодолевшей земное притяжение.
Составьте выражения по цепочке и найдите их значения.
10 * 4 =
- 36=
* 3 =
+4 =
+17=
* 0 =
+25=
7 Белка
2 Стрелка
0 Лайка
- На все вопросы вы ответили правильно. К полёту все допущены.
-Ключ на старт! До старта осталось 10 сек.
-Отсчитаем: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1- Старт!
III. Постановка учебной задачи, темы урока.
-Вспомните, какую работу вы сейчас выполняли и попробуйте сформулировать тему урока (решение примеров, решение задач)
Слайд 6
Составление проекта урока.
*Развитие внимания учащихся в процессе игровой деятельности.
*Совершенствование графических навыков при написании цифр.
*Отработка табличных случаев умножения и деления через различные виды деятельности (решение числовых выражений, задач)
*Оценивание результата своей деятельности.
IV. Этап обобщения и систематизации знаний. Воспроизведение учащимися знаний и способов деятельности.
Слайд 7
- Летим на планету Марс.
Отправляемся на Марс
Звезды, ждите в гости нас.
- Пока ракета набирает скорость, проверьте своё рабочее место, парту – пульт.
- Откройте свои тетради – это ваши бортовые журналы. Запишите сегодняшнюю дату.
1) Анализ и решение задачи.
- Мы на красной планете – это Марс. Ученые считают, что условия на Марсе близки к земным. Марс - вдвое меньше Земли. Год на Марсе вдвое длиннее земного. Марс окружён атмосферой. На планете есть пустыни. Когда на Марсе дуют ветры, эти песчинки поднимаются в воздух и планета окрашивается в красный цвет. Но не от жары она выглядит как раскалённый камень. На Марсе холодно. А цвет такой ей придаёт песок красного цвета, которого там много. Ребята, марсиане, наверное, любят путешествовать, ходить на экскурсии.
2) Решение задачи.
-Давайте решим задачу. Откройте учебник на стр. 100 и прочтите задачу №2
Итак, о чём идёт речь в задаче?
Что известно об учениках, отправившихся на экскурсию?
Что известно о взрослых?
Что надо узнать?
Слайд 8
Ребята, обратите внимание, какая из предлагаемых кратких записей подходит к нашей задаче? Почему?
( Вторая, т.к. в нашей задаче главный вопрос стоит так: сколько человек отправились на экскурсию, а в первой – главный вопрос: сколько взрослых отправилось на экскурсию.)
-Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
(Нет)
-Почему?
(Мы не знаем, сколько взрослых отправилось на экскурсию).
-А можем узнать?
( Да, мы знаем, что их в 5 раз меньше).
-Составьте план решения. Что узнаем сначала?
-Сначала мы узнаем, сколько взрослых.
-Каким действием?
(Делением).
Каким действием ответим на вопрос задачи?
( Сложением).
(имя) запишет решение задачи на доске.
-Молодцы, ребята марсиане очень довольны, что вы помогли им решить задачу. За это они предлагают вам отдохнуть
Слайд 9
V Физминутка (электронная) «Звездочет»»
-Ребята, вы знаете, что космонавты много занимаются спортом и всегда делают зарядку, даже в полёте.
Обыграть ситуацию, тема: «Вам пришло письмо». Детям предлагают выполнить гимнастику для глаз по схемам.
Затем выполнение упражнений за движущейся звездочкой, при мигании звездочки – моргать.
Учитель
-А теперь дружно встаньте и подвигайтесь!
Дети встают из-за парт и выполняют движения за ведущим. На экране появляются веселые анимашки (дети), можно повторять их движения.
Читают бегущую строку «Берегите свое здоровье!» Учитель обращает на это внимание.
Ведь здоровье – это одно из самых главных богатств, которое есть у человека и его нужно беречь
Мы продолжаем наше путешествие.
- И так, до свидания, Марсиане. Мы летим на планету Юпитер.
2) Решение задачи (в группах)
Работают все члены группы. Одновременно записывают на листочках задание. У каждой группы карточки с вопросами, на которые они должны ответить. Вспомним правила делового сотрудничества.
Учащиеся: *уважать чужое мнение; *не обижать и не обижаться; *быть внимательными; *соблюдать тишину (работать вполголоса); *слушать и слышать друг друга.
Слайд 10
Прочтите задания и обсудите, как вы будете его выполнять. Приступайте к работе.
Задание на карточках.
Прочитайте задачи.
1) У Миши 8 книг о космосе, у Вани на 4 книги меньше. Сколько книг о космосе у Вани?
2) У Миши 8 книг о космосе, у Вани в 4 раза больше. Сколько книг о космосе у Вани?
3) У Миши 8 книг о космосе, у Вани в 4 раза меньше. Сколько книг о космосе у Вани?
4) У Миши 8 книг о космосе, у Вани на 4 книги больше. Сколько книг о космосе у Вани?
1 группа
Выберите задачу, решение которой выполняется делением. Запишите краткую запись, решение, ответ.
2 группа
Выберите задачу, решение которой выполняется умножением. Запишите краткую запись, решение, ответ.
Проверка.
(Кто из групп 1,2 выполнил первыми, выходят к доске и записывают, затем обсуждение. 3) – делением, 2) – умножением)
Дополнительное задание: составные задачи - поставьте вопрос к задаче, чтобы она решалась действием сложения ( вычитания)
VI. Закрепление знаний.
Слайд 11
– Приближаемся к планете Юпитер. Будьте осторожны, на планете много огнедышащих вулканов.
Задание такое: обойти вулканы, найдя значения числовых выражений. Стр 100 №1 (л, м, н – 1,2 строки)
6 * 5 + 18 = 30 +18 = 48 11 – 6 : 3 = 4 * 4 + 5 * 5 =
60 + 9 * 4 = 35 : 5 + 48 = 7 * 4 – 40 : 4 =
- Ребята! Как ни интересно наше путешествие в космосе, а надо возвращаться домой на Землю.
- Все заняли свои места. Мы возвращаемся на Землю на нашей космической ракете.
Слайд 12
-Но что это? Это кометы – примеры. Чтобы не было столкновений с кометами, надо правильно составить выражения и найти их значения.
Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий
Разноуровневая самостоятельная работа.
1 уровень. Составьте и запишите выражения. Вычислите их значения.
-частное 54 и 9; произведение 8 и 9; делимое 42 и делитель 7;
6 увеличить в 5 раз
2 уровень.
-из произведения 7 и 8 вычесть 7; частное 56 и 7 увеличить на 9
3 уровень.
-из произведения 8 и 6 вычесть частное 42 и 6;
-к частному чисел 49 и 7 прибавить произведение 7 и 4
- Молодцы! Все кометы позади. Мы приближаемся к Земле.
5. Работа с геометрическим материалом.
Слайд 13
- О! Я вижу какой-то неопознанный летающий объект (НЛО). Похож на летающую тарелку. Она летит прямо на нас. Мы можем уйти от столкновения, если сможете быстро назвать геометрические фигуры и сказать, какая лишняя.
- Начертите прямоугольник со сторонами 3 см и 5 см
-Найдите периметр. А что такое периметр?
-Найдите площадь?
(3 + 5) * 2 =16 см
3 * 5 = 15 кв. см
VII. Подведение итогов урока.
Учитель:
Возвращаться нам пора,
По местам, мои друзья.
Наконец вся детвора
Из полета возвратилась
И на Землю приземлилась!
На следующих уроках мы продолжим путешествовать по планетам Солнечной системы.
Сегодня вы все хорошо поработали.
VIII. Рефлексия
Слайд 14
-В пока, вспомните, какие трудности (задания) вам пришлось преодолевать? Что интересного узнали? Что понравилось? Что не понравилось? Как вы себя чувствовали на уроке? сегодня я
1. узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я научился…
6. у меня получилось …
Место на оценку
Место сомнений:
если вы считаете, что сегодня работали отлично и легко справились со всеми трудностями – покажите 5;
если вы считаете, что работали хорошо, справились с заданиями и ошибок было немного – покажите 4;
если задания вызывали большие затруднения, с которыми вы пока не справляетесь – покажите 3.
- Молодцы, я согласна почти со всеми вашими оценками.
Слайд 15
Юрий Гагарин, вернувшись из полета, сказал:
"Облетев Землю в корабле - спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать ее".
Гиперссылка - видео
Давайте будем выполнять завет первого летчика-космонавта.
IX. Информация о домашнем задании
Наш урок подошел к концу.
Для закрепления навыков в решении задач, вы можете дома выполнить задание в учебнике на стр. 101 №10, изобразить в виде рисунка на альбомном листе ваши ощущения от урока или разгадать космический кроссворд. Раскраска.
X. Самооценка
Я предлагаю вам оценить своё участие и понимание урока.
Место на оценку
Место сомнений:
если вы считаете, что сегодня работали отлично и легко справились со всеми трудностями – покажите 5;
если вы считаете, что работали хорошо, справились с заданиями и ошибок было немного – покажите 4;
если задания вызывали большие затруднения, с которыми вы пока не справляетесь – покажите 3.
(Поднимите 2 руки вверх – отлично, поднимите 1 руку – хорошо, нет рук – неудачно)
- Молодцы, я согласна почти со всеми вашими оценками.
При выходе из класса поставьте в вазу цветок. Кому было всё понятно и интересно на уроке - жёлтый. А если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно на уроке - красный.
И ещё хочу подарить вам вот такие небольшие макеты ракет со словами - напутствиям Ю. А. Гагарина: "Хорошо учитесь. Путь знаниям начинается с таблицы умножения и первого диктанта".
Слайд 17
Урок окончен.