Учебная дисциплина: обществознание.
Класс: 9 класс.
Тема урока: «Противодействие коррупции»
Дата проведения урока: 8 апреля 2013 года.
Технологии: коллективная деятельность, игровая технология.
Дидактические единицы урока: коррупция; антикоррупционная деятельность; ФЗ РФ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции»; Национальная стратегия противодействия коррупции; взяточничество, растрата, вымогательство, злоупотребление служебными полномочиями, фаворитизм (кумовство), завуалированная форма взятки, политическая коррупция, коммерческий подкуп; программа «Противодействие коррупции в Смоленской области», антикоррупционная программа делового сообщества Смоленской области.
Тема: «Противодействие коррупции».
Цель урока: знакомство с видами коррупции, выявление методов борьбы с различными формами коррупции.
Задачи урока:
- развать навыки анализа и обобщения информации, умения аргументировать свою точку зрения, искать альтернативные варианты решения проблемы;
-развивать коммуникативные навыки;
-способствовать формированию активной жизненной позиции, антикоррупционного мировоззрения учащихся.
Оборудование: мультимедийный проектор, рабочие листы, ручки.
Опережающие задания: социологический опрос, карикатуры по теме урока.
Технологическая карта урока
Этапы работы | Деятельность на уроке | Время |
1. | Организационно-мотивационный этап. Вступительная беседа. Целеполагание. Организация работы в микрогруппах. | 5 минут |
2. | Операционно – деятельностный этап. Работа в микрогруппах по составлению инфраструктуры города коррупции. Организация обсуждения модели города. Таблички с названиями учреждений прикрепляются на доску. | 5 минут |
| Работа с комплектами карточек «виды коррупции». | 5 минут |
| Общее обсуждение. Акцент на сферы жизни города, наиболее, по мнению участников, подверженных коррупции. Комментарии. Анализ результатов социологического опроса. Механизмы воздействия на коррупцию. | 25 минут |
3. | Рефлексивно – оценочный этап. | 5 минут |
Ход урока:
Мотивационно – целевой этап:
Учитель. Продолжим изучение основ административной отрасли права. В функционировании исполнительных органов власти, различных учреждений есть одна злободневная проблема, пути решения которой в России ищут давно. Наши предшественники обозначали проблему следующими терминами: «порча», «разложение», «богопротивное лакомство», «произвольное самовознаграждение», «служебные сладости». Попробуйте определить, о каком явлении идёт речь? (Коррупция).
Учитель. Что такое коррупция? (Ответы учеников).
Учитель. В ФЗ РФ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции» дано следующее толкование термина:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.
Учитель привлекает обучающихся к определению темы урока, включает в целеполагание, формулируется проблема: коррупция является болезнью нашей страны, мирового сообщества. Какой вклад в решение проблемы можете внести Вы? Предложение учителя вернуться к высказыванию в конце урока и определить, какие изменения произошли в сознании участников урока.
Операционно – деятельностный этап:
Учитель. Возможно, вы лично не сталкивались с коррупцией. Но, знакомясь с публикациями в СМИ, участвуя в социологическом опросе, беседуя с респондентами вы получили некоторую информацию.
Задание для групповой работы.
Предлагаю в ходе групповой работы создать модель города коррупции.
Обсудите в группах и определите, какие организации, учреждения будут расположены в вымышленном городе.
Группы в порядке очерёдности прикрепляют на доску карточки с названиями выбранных объектов (учреждений), где может проявиться коррупция. Условие – ответы не повторяются и аргументируются. Примерные ответы: правоохранительные органы, образование, медицинские учреждения, органы суда и прокуратуры, государственный аппарат, воинские части, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.).
Работа по определению форм коррупции (рабочие листы для каждой группы).
Анализ результатов социологического опроса (опережающее задание).
Обсуждение проблемы распространения коррупции в России и мероприятий по противодействию ей.
Обращение к проблеме урока. Выводы.
Учитель. Современная российская антикоррупционная программа – составная часть административной реформы, предусматривающая системные преобразования, направленные на изменение установок, ценностей, стереотипов поведения, как чиновников, так и остальных граждан.
На федеральном уровне разработана Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции, на региональном уровне действуют программы «Противодействие коррупции в Смоленской области», антикоррупционная программа делового сообщества Смоленской области. Программы не могут быть реализованы без участия граждан, к которым относитесь и вы.
Рефлексивно – оценочный этап:
учащиеся обмениваются мнениями об участии в работе, отмечают положительные достижения, определяют недостатки в работе и пути их устранения. Руководители групп оценивают деятельность конкретных участников.
Дидактические материалы к уроку.
Рабочий лист № 1.
Создайте модель города коррупции. Определите, какие организации, учреждения будут расположены в вымышленном городе. Запишите их названия на листах бумаги крупными буквами. Аргументируйте принятые решения.
Определите форму коррупции в каждой из предложенных ситуаций. Для ответа воспользуйтесь предложенной информацией о формах коррупции:
взяточничество, растрата, вымогательство, злоупотребление служебными полномочиями, фаворитизм (кумовство), завуалированная форма взятки, политическая коррупция, коммерческий подкуп.
Пример 1. Компьютерная техника при ввозе в страну оформляется как комплектующие, что делает пошлины в несколько раз меньше.
Пример 2. Продажа медикаментов вместо их бесплатного предоставления пациентам.
Объясните, как эти противоправные действия влияют на благосостояние страны и каждого гражданина, Вас лично?
Обсудите проблемы живучести коррупции и мероприятий по противодействию ей.
Представьте карикатуру на тему «Коррупция», объясните сюжет.
Рабочий лист № 2.
Создайте модель города коррупции. Определите, какие организации, учреждения будут расположены в вымышленном городе. Запишите их названия на листах бумаги крупными буквами. Аргументируйте принятые решения.
Определите форму коррупции в каждой из предложенных ситуаций. Для ответа воспользуйтесь предложенной информацией о формах коррупции:
взяточничество, растрата, вымогательство, злоупотребление служебными полномочиями, фаворитизм (кумовство), завуалированная форма взятки, политическая коррупция, коммерческий подкуп.
Пример 3. С родственников больного человека вымогается взятка за проведение экстренной операции, в то время как в общей очереди операцию придется ждать несколько лет.
Пример 4. Допросы с применением пыток и насильственное принуждение к даче показаний.
Объясните, как эти противоправные действия влияют на благосостояние страны и каждого гражданина, Вас лично?
Обсудите проблемы живучести коррупции и мероприятий по противодействию ей.
Представьте карикатуру на тему «Коррупция», объясните сюжет.
Рабочий лист № 3.
Создайте модель города коррупции. Определите, какие организации, учреждения будут расположены в вымышленном городе. Запишите их названия на листах бумаги крупными буквами. Аргументируйте принятые решения.
Определите форму коррупции в каждой из предложенных ситуаций. Для ответа воспользуйтесь предложенной информацией о формах коррупции:
взяточничество, растрата, вымогательство, злоупотребление служебными полномочиями, фаворитизм (кумовство), завуалированная форма взятки, политическая коррупция, коммерческий подкуп.
Пример 5. Предприниматель становится чиновником и добивается преимуществ для бизнеса.
Пример 6. Государственный служащий обеспечил определенные услуги, полномочия политическим союзникам (товарищам по партии).
Объясните, как эти противоправные действия влияют на благосостояние страны и каждого гражданина, Вас лично?
Обсудите проблемы живучести коррупции и мероприятий по противодействию ей.
Представьте карикатуру на тему «Коррупция», объясните сюжет.
Рабочий лист № 4.
Создайте модель города коррупции. Определите, какие организации, учреждения будут расположены в вымышленном городе. Запишите их названия на листах бумаги крупными буквами. Аргументируйте принятые решения.
Определите форму коррупции в каждой из предложенных ситуаций. Для ответа воспользуйтесь предложенной информацией о формах коррупции:
взяточничество, растрата, вымогательство, злоупотребление служебными полномочиями, фаворитизм (кумовство), завуалированная форма взятки, политическая коррупция, коммерческий подкуп.
Пример 7. Должностное лицо предпочитает при назначении на государственные должности выдвигать своих родственников.
Пример 8. Вновь избранная администрация заменяет государственных служащих членами своих семей и близких друзей.
Объясните, как эти противоправные действия влияют на благосостояние страны и каждого гражданина, Вас лично?
Обсудите проблемы живучести коррупции и мероприятий по противодействию ей.
Представьте карикатуру на тему «Коррупция», объясните сюжет.
Рабочий лист № 5.
Создайте модель города коррупции. Определите, какие организации, учреждения будут расположены в вымышленном городе. Запишите их названия на листах бумаги крупными буквами. Аргументируйте принятые решения.
Определите форму коррупции в каждой из предложенных ситуаций. Для ответа воспользуйтесь предложенной информацией о формах коррупции:
взяточничество, растрата, вымогательство, злоупотребление служебными полномочиями, фаворитизм (кумовство), завуалированная форма взятки, политическая коррупция, коммерческий подкуп.
Пример 9. Заключение фиктивного трудового договора с выплатой зарплаты взяточнику.
Пример 10. Завышение важному чиновнику гонорара за лекции.
Объясните, как эти противоправные действия влияют на благосостояние страны и каждого гражданина, Вас лично?
Обсудите проблемы живучести коррупции и мероприятий по противодействию ей.
Представьте карикатуру на тему «Коррупция», объясните сюжет.
Рабочий лист № 6.
Создайте модель города коррупции. Определите, какие организации, учреждения будут расположены в вымышленном городе. Запишите их названия на листах бумаги крупными буквами. Аргументируйте принятые решения.
Определите форму коррупции в каждой из предложенных ситуаций. Для ответа воспользуйтесь предложенной информацией о формах коррупции:
взяточничество, растрата, вымогательство, злоупотребление служебными полномочиями, фаворитизм (кумовство), завуалированная форма взятки, политическая коррупция, коммерческий подкуп.
Пример 11. Во время выборов в городской Совет зафиксирована покупка голосов избирателей.
Пример 12. В период сдачи сессии отец студента оказал спонсорскую помощь ВУЗу, при условии, что деньги будут направлены на развитие определённой кафедры и поддержку научной деятельности определённых преподавателей.
Объясните, как эти противоправные действия влияют на благосостояние страны и каждого гражданина, Вас лично?
Обсудите проблемы живучести коррупции и мероприятий по противодействию ей.
Представьте карикатуру на тему «Коррупция», объясните сюжет.
Учитель ________(И.А.Кошекина)