СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Явление инерции. Масса». 7 класс.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знать смысл явления «инерция», понятия «инертность», физической величины «масса», единицу массы;

Уметь использовать рычажные весы для определения массы тела,

выражать массу в СИ,

приводить примеры практического проявления инерции.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Явление инерции. Масса». 7 класс.»

Тема. Явление инерции. Масса.


Цели:


образовательные:

сформировать знания о явлении «инерция», о понятии «инертность», о физической величине «масса»;


воспитательная:

прививать стремление к овладению новыми знаниями;


развивающая:

развивать мыслительные навыки учащихся.


Оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация;

весы, набор разновесов


Ход урока.


1. Оргмомент.



2. Анализ контрольной работы.


3. Мотивация.


Слайд.

Смотрим фрагмент из мультфильма, как барон Мюнхгаузен вытащил себя из болота за волосы.


Слайд.

Вопрос. А как вы считаете, возможно ли такое на самом деле?


Ответы. Попробуем поднять себя за волосы со стула. Не получится!


Да, действительно, слова барона не находят экспериментального доказательства.


На уроке нам предстоит разобраться в причинах изменения и причинах сохранения скорости.


4. Сообщение темы урока.


5. Изучение нового материала.


Слайд.

Наблюдения и опыты показывают, что скорость тела сама по себе измениться не может.

Тело не начнёт двигаться, пока на него не подействуют другие тела. Шайба начинает двигаться после того, как хоккеист ударит по ней клюшкой.

Тело уменьшает свою скорость и останавливается не само по себе, а под действием других тел. Мяч остановится, когда его словит вратарь.

Под действием другого тела происходит также изменение направления скорости. Теннисный мячик изменит направление движения после того, как по нему ударит ракеткой теннисист.



Записали в тетрадь:

«Скорость тела изменяется, если на него действует другое тело».


Слайд.

А нужно ли действие других тел для поддержания скорости тела неизменной?


Слайд.

В IV в. до н. э. древнегреческий ученый Аристотель писал, что «всё движущееся необходимо бывает движимо чем-то». Это означает, что для поддержания движения необходимо постоянное действие какого-либо другого тела. Например, для того чтобы телега двигалась, ее постоянно должна тянуть лошадь. Перестанет тянуть - телега остановится. Причина движения кроется в действии, оказываемом на данное тело каким-либо другим телом, - так считал Аристотель и его последователи.

Научное наследство Аристотеля огромно. Оно состоит из многочисленных работ по логике, физике, философии, биологии, психологии, истории, эстетике, этике, политике и др. Александр Македонский, которому довелось учиться у Аристотеля, так отозвался о своем учителе: «Я чту Аристотеля наравне с моим отцом, потому что если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю - всем тем, что дает ей цену».

Авторитет Аристотеля был настолько высок, что его взгляды на причины движения тел оставались господствующими в науке на протяжении двух тысяч лет! И лишь в XVII в., в основном благодаря исследованиям Галилея, выяснилось, что теория Аристотеля ошибочна.


Слайд.

Как же будет двигаться тело, если на него совсем не будут действовать другие тела? Ответ на этот вопрос дал Галилей. Он писал: «Когда тело движется по горизонтальной плоскости, не встречая никакого сопротивления движению, то... движение его является равномерным и продолжалось бы бесконечно, если бы плоскость простиралась в пространстве без конца».



Слайд.

Рассмотрим следующий опыт. На столе наклонно установлена доска. На поверхности стола насыпан песок. На наклонную доску ставят тележку и отпускают. Тележка, скатившись на стол и попав в песок, быстро останавливается. Причина остановки - сопротивление, оказываемое песком.

Уменьшим сопротивление, выровняв песок.

Съехав с прежней высоты, тележка теперь, прежде чем остановиться, проедет большее расстояние. Если совсем убрать песок с пути тележки, то до остановки она пройдет еще большее расстояние.

Следовательно, чем меньше действие другого тела на тележку, тем медленнее изменяется скорость ее движения, тем ближе ее движение к равномерному.


Слайд.

Движение, не поддерживаемое никакими телами, называют движением по инерции.

Любое тело, выведенное какими-то телами из состояния покоя, после прекращения действия этих тел продолжает двигаться по инерции.



Записали в тетрадь:

«Инерция - явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел».


Слайд.

В отсутствие действия других тел движение по инерции является равномерным и прямолинейным, т. е. происходит со скоростью, которая не меняется ни по величине, ни по направлению. Именно так, например, двигалась бы ракета вдали от всех небесных тел после выключения двигателей. Она продолжала бы лететь с той скоростью, которая была ей сообщена до этого.



Слайд.

Давайте разберемся с точки зрения физики, что произойдёт с наездником, если лошадь, прыгая через препятствие, споткнётся?

Вопрос. Почему лошадь остановится?

Ответ. На лошадь действует другое тело – препятствие.

Вопрос. А наездник изменяет свою скорость?

Ответ. На наездника не действует другое тело, поэтому наездник не изменяет свою скорость.

Он сохранял бы скорость своего движения, если бы на него не действовали притяжение Земли и сопротивление воздуха.

Наездник движется по кривой – параболе.



Слайд.

Необходимо соблюдать правила дорожного движения:

«Нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом!!!»

Запомните: «Чтобы скорость тела изменилась требуется время!»




Записали в тетрадь:

«Чтобы скорость тела изменилась требуется время».


«Инертность - это свойство тела: чтобы скорость тела изменилась требуется время».


«Чем больше масса тела, тем больше нужно времени для изменения его скорости».


Запомните! Чем больше масса автомобиля, тем больше его тормозной путь! Даже при хорошей реакции водителя и исправных тормозах автомобиль не остановится мгновенно.


Слайд.

Масса тела - это физическая величина, которая является мерой инертности тела.

Массу обозначают буквой m.

За единицу массы в СИ принят килограмм (1 кг).

Килограмм - это масса эталона. Эталон изготовлен из сплава двух металлов: платины и иридия. Международный эталон килограмма хранится в г. Севре (близ Парижа). С международного эталона сделано более 40 точнейших копий, разосланных в разные страны. Одна из копий международного эталона килограмма имеется в нашей стране, в Институте метрологии

им. Д. И. Менделеева в Санкт- Петербурге.



Записали в тетрадь:

«Мера инертности - масса».

«m – масса».

«[m] = кг (СИ)».



На практике используют и другие единицы массы: тонна (т), грамм (г), миллиграмм (мг).

На практике массу тела можно узнать с помощью весов. Весы бывают различного типа: учебные, медицинские, аналитические, аптекарские, электронные и др.


Демонстрация. На одну чашу учебных весов поместим тело, массу которого необходимо узнать. На другую будем ставить гири, массы которых известны, до тех пор, пока весы не окажутся в равновесии.

Следовательно, масса взвешиваемого тела будет равна общей массе гирь.

При взвешивании используется специальный набор гирь.





6. Закрепление изученного материала.


Слайд.

Почему при резком увеличении скорости автобуса пассажиры отклоняются назад, а при внезапной остановке - вперед?


Рассуждение. При резком увеличении скорости автобуса ноги пассажира начинают вместе с автобусом двигаться вперед, а верхняя часть тела (голова) продолжает сохранять скорость, так как на нее не действует другое тело, и пассажиры отклоняются назад.

При торможении ноги пассажира останавливаются с автобусом, а верхняя часть тела движется вперед, сохраняя скорость и пассажиры отклоняются вперед.



Слайд.

Какое явление спасло лягушку-путешественницу?


Обратимся к словам самого Всеволода Гаршина

«Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни».

Ответ. Она сохраняла бы скорость своего движения, если бы на нее не действовали притяжение Земли и сопротивление воздуха.

Лягушка движется по кривой – параболе.

Таким образом, инерция спасла лягушку.







Слайд.

Объясним фокус с монеткой.

Положите на стакан почтовую открытку, а на открытку положите монету. Ударьте по открытке щелчком. Почему открытка отлетает, а монета падает в стакан?

Ответ. За очень короткое время монетка не успевает изменить свою скорость. Открытка отлетает и монета, потеряв точку опоры, падает в стакан.



Проведите эксперимент в кругу семьи и объясните физический смысл «фокуса».


Слайды.

Фокусы со скатертью (видео).


7. Подведение итогов урока.


Что узнали?


8. Домашнее задание.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!