- Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы Биология М.: Дрофа, 1999
- Общая биология. Таблицы. Схемы. 9 -11, О.Б. Гигани. – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2007
- презентации Mikrosoft office Power Point: «Синквейн», «Естественный отбор» (переработаны под конкретный урок)
- медиа – ресурсы «Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0» Просвещение 2005
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемые учебные результаты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Организационный | Приветствует учащихся, объясняет значимость урока (открытый урок; освоение новой формы работы на уроке) | Приветствуют учителя; слушают; задают возникшие вопросы. | Коммуникативные: позитивный настрой на коллективное сотрудничество |
2 | Актуализация знаний, направленных связать, ранее изученные темы с данной темой урока | Просит определить круг изученных вопросов, организует беседу | Называют понятия и определяют их взаимосвязь: эволюция, факторы эволюции, борьба за существование, наследственная изменчивость; | Познавательные: логические – построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные: через беседу реализуется способность полно и точно выражать свои мысли. Пробелы в знаниях устраняются |
3 | Постановка учебной задачи | На доске записаны критерии урока, которые определят успешность усвоения новых знаний. Учитель обращает внимание учащихся на критерии и на их основе просит сформулировать тему урока
| Формулируют тему урока, осознают, что критерии урока определяют его задачи | Регулятивные: целеполагание; Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
4 | Повторение материала, изученного на предыдущем уроке «Факторы эволюции» | Организует письменный опрос и самопроверку (слайд №1), выполненных работ Вопросы для контроля знаний: Фактор, обеспечивающий возникновение нового генетического материала Назовите элементарные единицы наследственной изменчивости Как называются периодические и непериодические колебания численности особей, составляющих популяцию Как называется явление, при котором популяция проходит период малой численности Изменение частот генов в популяции под действием различных факторов Ограниченное или полное отсутствие скрещиваний особей разных популяций | Внимательно слушают учителя, записывают ответы в тетрадях для проверочных работ. Для самопроверки, используют ключ, предложенный учителем. Оценивают свои работы, озвучивают результаты. | Регулятивные: самостоятельно анализируют свои достижения на основе учета выделенных учителем ориентиров; Познавательные: общеучебные – смысловое восприятие информации; Личностные: мотив отметки поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; |
5 | Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению нового материала | Учитель возвращается к теме урока, которую предстоит изучить, говорит о новой форме работы на уроке, которая позволит творчески проявить себя, через составление синквейна | Учащиеся знакомятся с презентацией, раскрывающей понятие «синквейн» и приёмы по его составлению. Презентацию представляет, подготовивший её, ученик. | Регулятивные: выделение и осознание того, что подлежит усвоению; Личностные: ситуационный познавательный интерес, мотивация престижа |
6 | Усвоение новых знаний I этап: «Естесственный отбор» Этап первичного закрепления знаний по вопросу «Естественный отбор» II этап «Формы естественного отбора» Этап первичного закрепления знаний по вопросу «Формы естественного отбора»» | Организует самостоятельную работу с текстом § 4.9, стр.232-233(В.И.Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова), а также с дополнительной литературой; предлагает представить результат своей деятельности в виде синквейна. После выступлений учащихся подводит итог данного этапа работы: представляет таблицу «Искусственный и естественный отбор» (слайд №2), создаётся общий продукт деятельности Организует работу в парах, для изучения предлагается раздаточный материал –таблица «Формы естественного отбора» Предлагает решить задачи, ответы занести в таблицу | Работают с текстом § 4.9, стр.232-233(В.И.Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова), с дополнительной литературой, затем каждый представляет свой синквейн (индивидуальная работа) Синквейн Естественный отбор Избирательный, творческий Направляет, закрепляет, движет Естественный отбор – это результат борьбы за существование Сила Изучают таблицу, знакомятся с формами естественного отбора, определяют признаки каждой формы Определяют к какой форме естественного отбора можно отнести данные примеры, ответы заносят в таблицу, сверяют с образцом | Регулятивные: выделение и осознание того, что подлежит усвоению; Личностные:смыслообразова-ние Познавательные: общеучебные- теоретическое исследование, умение структурировать материал; изложение результатов исследования в виде синквейна и их представление; Коммуникативные: обмен знаниями; умение слышать и слушать; Коммуникативные: эффективное сотрудничество, продуктивная кооперация; Познавательные: общеучебные – смысловое чтение; Познавательные: логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез. Пробелы в знаниях устраняются (коммуникативные: общение и взаимодействие) |
7 | Закрепление учебного материала | Предлагает посмотреть презентацию «Естественный отбор»; задать вопросы, которые возникли в процессе просмотра | Задают возникшие вопросы; в ходе презентации, участвуют в беседе; | Пробелы в знаниях устраняются (коммуникативные: общение и взаимодействие) |
8 | Рефлексия деятельности (итог урока) | Возвращается к критериям урока; предлагает определить успешность урока, раскрыв вопросы, заложенные в критериях. Выслушивает ответы учащихся, при необходимости корректирует их | Выстраивают монологические ответы | Познавательные: рефлексия Личностные: смыслообразование Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
8 | Домашнее задание | Формулирует задание: § 4.9, подготовить иллюстрированные примеры дизруптивной формы естественного отбора | Фиксируют задание. | Личностные:смыслооброзова-ние, мотив отметки |