Конспект урока № ___
_____________
Тема: Естественный отбор и его результаты
Цель: сформировать понятие о естественном отборе, как направляющем факторе эволюции, рассмотреть формы естественного отбора, сделать выводы о его роли в эволюционном процессе;
Тип урока: изучение нового материала
Базовые понятия: вид, видообразование, естественный отбор, микроэволюция
Методы:- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (демонстрация изобразительных пособий, инструктивные рисунки);
Материалы:рисунки, таблицы.
Структура урока
Организационный момент – 1 мин.
Актуализация опорных знаний – 10мин.
Изучение нового материала – 25 мин.
Обобщение и закрепление изученного материала – 5 мин.
Подведение итогов урока –2 мин.
Рефлексия – 1 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
Ход урока
Организационный момент:
Взаимное приветствие, проверка отсутствующих и готовность учащихся
Актуализация опорных знаний:
- Кто такой Ж.Б. Ламарк и Ч. Дарвин? Какой вклад в науку они совершили?
- Что такое эволюция?
- Приведите пример эволюционного процесса.
- Чем отличались представления Ламарка и Дарвина об эволюции?
- Каковы основные положения синтетической теории эволюции?
- Что такое адаптация?
- Что такое борьба за существование?
- Какая борьба за существование является наиболее острой?
- Что собой представляет естественный отбор?
Изучение нового материала:
Популяция – элементарная единица эволюции.
Есте́ственный отбо́р — основной эволюционный процесс, в результате действия которого в популяции увеличивается число особей, обладающих максимальной приспособленностью (наиболее благоприятными признаками), в то время, как количество особей с неблагоприятными признаками уменьшается. В свете современной синтетической теории эволюции естественный отбор рассматривается как главная причина развития адаптаций, видообразования и происхождения надвидовых таксонов. Естественный отбор — единственная известная причина адаптаций, но не единственная причина эволюции. К числу неадаптивных причин относятся генетический дрейф, поток генов и мутации.
Термин «Естественный отбор» популяризовал Чарльз Дарвин, сравнивая данный процесс с искусственным отбором, современной формой которого является селекция. Идея сравнения искусственного и естественного отбора состоит в том, что в природе так же происходит отбор наиболее «удачных», «лучших» организмов, но в роли «оценщика» полезности свойств в данном случае выступает не человек, а среда обитания. К тому же, материалом как для естественного, так и для искусственного отбора являются небольшие наследственные изменения, которые накапливаются из поколения в поколение.
Выделяют три формы естественного отбора:
Стабилизирующий отбор – когда выживают наиболее приспособленные виды к данным (постоянным) условиям существования (например, латимерия обитает на значительной глубине, где условия существования постоянные);
Направленный отбор – происходит в условиях изменения окружающей среды, при этом норма реакции сдвигается в одну сторону (например, при приспособлении животных к роющему способу жизни в разных группах животных возникают роющие конечности – жуки, кроты);
Дизруптивный отбор – например, у популяции насекомых островов, где постоянно дует сильный ветер в результате ЕО остались особи без крыльев или с хорошо развитыми крыльями.
Микроэволюция – совокупность эволюционных процессов, которые происходят в популяциях одного вида.
Вид – совокупность популяций особей, которые схожи между собой по строению, функциях, положению в биогеоценозе, свободно скрещивающиеся между собой и дающие плодовитое потомство.
Критерии вида
Морфологический – базируется на схожести строения особей одного вида (строение хромосом, органов).
Физиологический – базируется на схожести процессов жизнедеятельности организмов (возможность скрещивания).
Генетический – особи одного вида имеют одинаковый геном.
Биохимический – схожесть строения и состава макромолекул особей одного вида.
Географический – популяции одного вида занимают определенный ареал.
Экологический – формируется собственная экологическая ниша в результате взаимодействия популяций определенного вида с комплексов экологических факторов.
Этологический – базируется на схожести поведения особей одного вида.
Видообразование – эволюционный процесс возникновения новых видов.
Географическое видообразование – в результате географической изоляции.
Экологическое видообразование – в результате экологической изоляции (например, несколько видов синиц обитает на одной территории, но одни питаются, собирая корм с земли, а другие – с деревьев).
Обобщение и закрепление изученного материала:
Что такое эволюция? Каковы движущие силы эволюции?
Какие формы ЕО вам известны? Приведите примеры.
В каких условиях действует стабилизирующий отбор?
Как смещается норма реакции при движущей форме ЕО?
Что такое видообразование? Каковы основные критерии вида?
Охарактеризуйте микроэволюционный процесс.
Подведение итогов урока:
Ученики самостоятельно подводят итоги урока, делая выводы.
Рефлексия:
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Что вам особенно понравилось?
- Что осталось для вас непонятным?
- Оправдались ли ваши ожидания?
Домашнее задание:
Прочитать параграф 38, ответить на вопросы для самоконтроля стр.93, подготовить интересные факты по теме урока, доклад «гипотеза «привлекательных сыновей»»