Конспект урока "Естественный отбор и его результаты"

Категория: Биология

Тема: Естественный отбор и его результаты

Цель:  сформировать понятие о естественном отборе, как направляющем факторе эволюции, рассмотреть формы естественного отбора,  сделать выводы о его роли в эволюционном процессе;

Тип урока: изучение нового материала

Базовые понятия: вид, видообразование, естественный отбор, микроэволюция

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Естественный отбор и его результаты"»

Конспект урока № ___

_____________

Тема: Естественный отбор и его результаты

Цель: сформировать понятие о естественном отборе, как направляющем факторе эволюции, рассмотреть формы естественного отбора, сделать выводы о его роли в эволюционном процессе;

Тип урока: изучение нового материала

Базовые понятия: вид, видообразование, естественный отбор, микроэволюция

Методы:- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (демонстрация изобразительных пособий, инструктивные рисунки);

Материалы:рисунки, таблицы.

Структура урока

  1. Организационный момент – 1 мин.

  2. Актуализация опорных знаний – 10мин.

  3. Изучение нового материала – 25 мин.

  4. Обобщение и закрепление изученного материала – 5 мин.

  5. Подведение итогов урока –2 мин.

  6. Рефлексия – 1 мин.

  7. Домашнее задание – 1 мин.

Ход урока

Организационный момент:

Взаимное приветствие, проверка отсутствующих и готовность учащихся


Актуализация опорных знаний:

- Кто такой Ж.Б. Ламарк и Ч. Дарвин? Какой вклад в науку они совершили?

- Что такое эволюция?

- Приведите пример эволюционного процесса.

- Чем отличались представления Ламарка и Дарвина об эволюции?

- Каковы основные положения синтетической теории эволюции?

- Что такое адаптация?

- Что такое борьба за существование?

- Какая борьба за существование является наиболее острой?

- Что собой представляет естественный отбор?


Изучение нового материала:

Популяция – элементарная единица эволюции.

Есте́ственный отбо́р — основной эволюционный процесс, в результате действия которого в популяции увеличивается число особей, обладающих максимальной приспособленностью (наиболее благоприятными признаками), в то время, как количество особей с неблагоприятными признаками уменьшается. В свете современной синтетической теории эволюции естественный отбор рассматривается как главная причина развития адаптаций, видообразования и происхождения надвидовых таксонов. Естественный отбор — единственная известная причина адаптаций, но не единственная причина эволюции. К числу неадаптивных причин относятся генетический дрейф, поток генов и мутации.

Термин «Естественный отбор» популяризовал Чарльз Дарвин, сравнивая данный процесс с искусственным отбором, современной формой которого является селекция. Идея сравнения искусственного и естественного отбора состоит в том, что в природе так же происходит отбор наиболее «удачных», «лучших» организмов, но в роли «оценщика» полезности свойств в данном случае выступает не человек, а среда обитания. К тому же, материалом как для естественного, так и для искусственного отбора являются небольшие наследственные изменения, которые накапливаются из поколения в поколение.

Выделяют три формы естественного отбора:

Стабилизирующий отбор – когда выживают наиболее приспособленные виды к данным (постоянным) условиям существования (например, латимерия обитает на значительной глубине, где условия существования постоянные);

Направленный отбор – происходит в условиях изменения окружающей среды, при этом норма реакции сдвигается в одну сторону (например, при приспособлении животных к роющему способу жизни в разных группах животных возникают роющие конечности – жуки, кроты);

Дизруптивный отбор – например, у популяции насекомых островов, где постоянно дует сильный ветер в результате ЕО остались особи без крыльев или с хорошо развитыми крыльями.



Микроэволюция – совокупность эволюционных процессов, которые происходят в популяциях одного вида.

Вид – совокупность популяций особей, которые схожи между собой по строению, функциях, положению в биогеоценозе, свободно скрещивающиеся между собой и дающие плодовитое потомство.

Критерии вида

Морфологический – базируется на схожести строения особей одного вида (строение хромосом, органов).

Физиологический – базируется на схожести процессов жизнедеятельности организмов (возможность скрещивания).

Генетический – особи одного вида имеют одинаковый геном.

Биохимический – схожесть строения и состава макромолекул особей одного вида.

Географический – популяции одного вида занимают определенный ареал.

Экологический – формируется собственная экологическая ниша в результате взаимодействия популяций определенного вида с комплексов экологических факторов.

Этологический – базируется на схожести поведения особей одного вида.

Видообразование – эволюционный процесс возникновения новых видов.

Географическое видообразование – в результате географической изоляции.

Экологическое видообразование – в результате экологической изоляции (например, несколько видов синиц обитает на одной территории, но одни питаются, собирая корм с земли, а другие – с деревьев).


Обобщение и закрепление изученного материала:

  • Что такое эволюция? Каковы движущие силы эволюции?

  • Какие формы ЕО вам известны? Приведите примеры.

  • В каких условиях действует стабилизирующий отбор?

  • Как смещается норма реакции при движущей форме ЕО?

  • Что такое видообразование? Каковы основные критерии вида?

  • Охарактеризуйте микроэволюционный процесс.


Подведение итогов урока:

Ученики самостоятельно подводят итоги урока, делая выводы.


Рефлексия:

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Что вам особенно понравилось?

- Что осталось для вас непонятным?

- Оправдались ли ваши ожидания?


Домашнее задание:

Прочитать параграф 38, ответить на вопросы для самоконтроля стр.93, подготовить интересные факты по теме урока, доклад «гипотеза «привлекательных сыновей»»





Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас