СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. Имя числительное

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: научить правильному употреблению числительных в устной речи и развивать навыки правописания имен числительных. - повторить изученные сведения об имени числительном (общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция); - отрабатывать умения оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм числительных, правильно употреблять числительные в устной речи; продолжить работу по формированию навыков правильного написания числительных.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Имя числительное»

Имя числительное


Цель: научить правильному употреблению числительных в устной речи и развивать навыки правописания имен числительных.

Образовательные:

  • повторить изученные сведения об имени числительном (общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция);

  • отрабатывать умения оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм числительных, правильно употреблять числительные в устной речи;

  • продолжить работу по формированию навыков правильного написания числительных.

Студент должен знать:

  • имя числительное как часть речи;

  • лексико-грамматические разряды имён числительных;

  • особенности склонения имён прилагательных.

Студент должен уметь:

  • находить в тексте имя числительное;

  • определять синтаксическую функцию имени числительного в предложении;

  • выполнять морфологический разбор имени числительного;

  • правильно писать слова с изученными орфограммами и исправлять орфографические ошибки.


Воспитательные:

  • воспитывать внимание к слову;

  • содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах; воспитывать кооперативные компетенции учащихся;

  • развивать познавательные интересы и познавательную активность учащихся.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление учащихся,

  • развивать умение ставить задачи, находить пути их решения и анализировать результаты, делать выводы;

  • способствовать развитию устной монологической речи, внимания к собственной речи и речи окружающих, совершенствовать культуру речи учащихся.


Методическая:

  • стимулирование познавательной и творческой активности;

  • усиление мотивации обучающихся к изучению дисциплины с помощью различных методов обучения: словесного, наглядного, с использованием современных технических средств;

  • создание условий для усвоения материала.

Продолжительность: 90 минут.

Тип урока: комбинированный

Формы организации учебной деятельности: коллективная, малыми группами, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, с использованием ИКТ, выполнение практических упражнений, работа с текстом, тестирование.

Межпредметные связи: русский язык и культура профессиональной речи, литература, история, спецпредметы.

Внутрипредметные связи: имя прилагательное, лексика, фразеологизмы, предложение.

Оборудование: ПК, экран, классная доска, мел.

Оснащение:

Методическое оснащения занятия:

  1. Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ. 01 Русский язык

  2. Календарно-тематический план учебной дисциплины ОДБ. 01 Русский язык

  3. Методическое пособие для преподавателя по теме «Имя числительное»

Дидактическое оснащение занятия:

1. Мультимедийная презентация темы

2. Учебник «Русский язык» (автор Н.Г. Гольцова)

3. Эпиграф к уроку: «Числа – и есть тот бог, который правит миром». (Пифагор)

4. Раздаточный материал.

Виды самостоятельной работы:

аудиторная: склонение имен числительных, упражнения на темы склонение имени числительного и употребление имен числительных.

внеаудиторная: работа с конспектом, учебной литературой, выполнение упражнений.

План занятия:

1. Организационный момент 1-2 мин

- проверка отсутствующих и готовности студентов к занятию

2. Объявление темы и ее мотивация 5-7 мин.

3. Постановка цели и задач урока 2-3 мин.

4. Контроль уровня знаний 13-15 мин.

- проверка домашнего задания

- фронтальный опрос

- сообщение студента

5. Изучение нового материала 25-30 мин.

6. Закрепление изученного материала 15-20 мин.

- выполнение упражнения

7. Контроль уровня усвоения материала 7-10 мин.

- самостоятельная работа

8. Подведение итогов 1-2 мин.

9. Домашнее задание 1-2 мин.





Ход урока

  1. Организационный момент

Проверка отсутствующих и готовности студентов к занятию.

  1. Объявление темы и ее мотивация

  • Тема нашего занятия «Имя числительное». Давайте обратимся к эпиграфу нашего занятия:

«Числа – и есть тот бог, который правит миром».

Пифагор

  • Как вы понимаете это высказывание Пифагора? Согласны ли вы с ним? (В жизни мы очень часто сталкиваемся с числами).


  • Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в столбцах газет и журналов, слышать о них по телевидению, они буквально управляют нашей жизнью.

  • Как вы думаете, о какой части речи мы с вами будем сегодня вести речь на уроке? Обоснуйте ваш ответ. (Имя числительное, так как это часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счете).

  • Приведите примеры числительных.

  • Числа в нашей жизни встречаются на каждом шагу.

  • Прочитайте, пожалуйста, предложения, записанные на доске (дети читают «птичьим базаром», учитель пока не исправляет неправильные варианты).

Если из 2791,5 вычесть 1456,2 то останется 1335,3.

989-тысячный житель города появился на свет в роддоме 1 января 2013 года.

  • Легко вам выполнить это задание? Вы убедились, что употребление имен числительных в устной речи вызывает большие трудности.

  • На ваш взгляд, чем мы с вами будем сегодня заниматься на уроке? Над чем будем работать? Попытайтесь сформулировать задачи нашего занятия.

  1. Постановка цели и задач урока

  • Кто-то из великих сказал: “Хочешь понравиться – умей владеть родным языком”. Сегодня на уроке вы будете, опираясь на изученные сведения об имени числительном, учиться грамотно употреблять имена числительные в речи, соблюдая морфологические нормы, и правильно писать числительные. Тема нашего урока – «Имя числительное» (записывают тему в тетрадь).

  1. Контроль уровня знаний

    1. Проверка домашнего задания упражнение № 220

    2. Фронтальный опрос

  • Чтобы вспомнить, как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение, проведем лингвистическую разминку: найдите в каждом ряду «лишнее» и мотивируйте свой выбор: (ряды слов записаны в раздаточном материале)

Трижды, втроем, третий, в-третьих;

Два, удвоить, двое, второй;

Одиночество, один, одиночка, единица, единство;

Четверо, четыре, четвертый, четверка.

(Выполняя упражнение, учащиеся вспоминают грамматические значения частей речи в сравнении с именами числительными, формулируют общее грамматическое значение имени числительного. Вспоминают, что имена числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи – только словами).

  • А сейчас вспомним и охарактеризуем разряды числительных, особенности числительных по структуре (При ответе на вопросы учащиеся могут пользоваться учебником).

(По ходу дальнейших вопросов-ответов можно зарисовать опорную схему, отражающую разряды числительных)

  • На какие две группы делятся числительные? (количественных и порядковых числительных.)

(Если учащиеся затрудняются с ответом, то учитель приводит примеры для анализа и сравнения языкового материала: три человека - третий по списку; 25 подарков – двадцать пятый год)

  • Приведите примеры количественных и порядковых числительных.

  • Назовите разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные).

(Если учащиеся затрудняются с ответом, то учитель приводит примеры для анализа и сравнения языкового материала: два - две целых одна вторая - двое).

  • Приведите примеры.

  • Определите, числительные каких разрядов представлены в предложениях, которые вы зачитывали в начале урока? (2791,5; 1456,2; 1335,3 – количественные, дробные; первый, 2013-ый, 989-тысячный - порядковые).

  • Чем отличаются простые числительные от составных? Приведите примеры.

  • Давайте вернемся к предложениям, с которыми мы начали работу в начале урока (предложения записаны на доске).

Если из 2791,5 вычесть 1456,2 то останется 1335,3.

989-тысячный житель города появился на свет в роддоме 1 января 2013 года.

  • Перепишите предложения, записывая числа словами. Объясните написание числительных. (2 человека (сильные студенты) работают у доски). Подчеркните числительные как члены предложения. Выполните морфологический разбор любого числительного (при выполнении морфологического разбора студенты обращаются к памятке в учебнике – с.144 «Морфологический разбор имени числительного»).

  • С какими трудностями вы столкнулись, выполняя это задание?

  • Что вы должны знать, чтобы не допустить ошибок в употреблении числительного в устной речи, в написании числительного? (Необходимо знать, что в устной речи числительные надо склонять, необходимо знать, как склоняются числительные, знать правила правописания числительных).

4.3 Сообщение, подготовленное студентом «Знаки препинания в истории русского языка» (презентация) – 5-7 мин.

"В старину в России и в других странах применялись различные меры длины. Чаще всего они были связаны с размерами частей тела человека. Например, сажень, локоть, пядь."

«В Англии и США до сих пор используется "ступня" – фут (31 см.), "большой палец" – дюйм (2,5 см.). Ярд (91 см.) – единица длины, появившаяся почти 900 лет назад."

"Для измерения больших расстояний использовали единицу поприще, заменённую позже верстой (от 500-750 саженей)".

"Пядь – древнерусская мера длины, равная четырём вершкам (17-18 см.) - расстоянию между концами растянутых пальцев (большого и указательного..." )

  1. Изучение нового материала

  • А сейчас мы с вами перейдем к теме нашего урока «Имя числительное».

  • Давайте вспомним с вами об имени числительном как части речи, вспомним правописание имён числительных и употребление имен числительных в речи. А расскажут нам о них ваши одногруппники.

Сообщения студентов и представление презентаций.

Темы сообщений и презентаций:

  1. Имя числительное как части речи

  2. Правописание имён числительных.

  3. Употребление имен числительных в речи.

Во время представления презентаций остальные студенты конспектируют правила по заслушиваемой теме в тетради.

  1. Закрепление материала.

    1. Выполнение упражнений и заданий.

  • А теперь проверим, как вы усвоили материал. Откройте стр.148 и запишите в тетради номер упражнения № 223. Выполняем упражнение по заданию в учебнике. (к доске выходят по два студента)

6.2 Повторение

В течение 5 минут вспомните и назовите как можно больше произведений, в названии которых встречаются числительные.

«Трое» М.Горького, «Три мушкетера» А.Дюма, «Два капитана» В.Каверина, «Пять недель на воздушном шаре» Ж.Верна, «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкина, «Первые радости» К.Федина, «20 000 лье под водой» Ж.Верна, «Пятьсот миллионов Бегумы» Ж.Верна.

    1. Задание

Подберите синонимы к фразеологизму с первого взгляда – сразу.

    1. Сделайте синтаксический разбор предложений.

  1. Один рубит, семеро в кулак трубят.

  2. Семеро одного не ждут.

  1. Контроль уровня усвоения материала

  • А сейчас вы выполните мини-тест, который позволит оценить, насколько вы овладели навыками правильного употребления числительных в речи, умеете оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм числительных.

Вариант 1

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного:

1) пятеро малышей

2) шестеро студенток

3) двое брюк

4) семеро козлят


2. Укажите пример без ошибки в образовании формы числительного:

1) трое подруг

2) десятеро зданий

3) четверо школьниц

4) двое саней


3.Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.

1) Оба рояля стояли на сцене.

2) На обоих террасах стояли цветы.

3) Обоим такси путь был открыт.

4) Мы остались довольны обоими вестибюлями.


4. Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.

1) Оба окна светились.

2) Отец гордился обоими сыновьями.

3) На обоих партах лежали книги.

4) Это событие состоялось в начале тысячи восьмисот четвертого года.


5.Найдите предложение, в котором правильно употреблено числительное.

1)Жил Святослав девяноста лет.

2) Не хватает девяноста рублей.

3) Я прочитал книгу с двумястами тридцати восьмью страницами.

4) Прибыл поезд с тремястами пятидесяти шести пассажирами.


Вариант 2

1. Укажите пример без ошибки в образовании формы числительного:

1) обеими руками

2) обоими сёстрами

3) двое студенток

4) обоих подруг.


2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного:

1) трое лошадей

2) пятеро телят

3) двое очков

4) четверо студентов


3.Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.

1) Мы остались с пятьюстами рублями.

2) Отец один вспахал двадцать гектаров земли.

3) Трое медведей нежились под лучами весеннего солнца.

4) У отца было двое сыновей и три дочери


4.Укажите предложение без ошибки в употреблении числительного.

1) Он встретил обеих братьев.

2) Двадцать двое суток они скитались по пустыне.

3) Корабль находился на орбите около трехсот семидесяти четырех суток.

4) У него двое часов.


5.Найдите предложение, в котором правильно употреблено числительное.

1) Я выполню работу к двадцать пятому октябрю.

2) Я поздравляю тебя с праздником Восьмого марта.

3) В книге около девяносто страниц.

4) Школьная библиотека пополнилась четырьмястами шестьюдесятью двумя книгами.


Вариант 3

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного:

1) трое суток

2) шестеро ребят

3) восьмеро килограммов

4) девятеро лосят


2. Укажите пример без ошибки в образовании формы числительного:

1) трое футболистов

2) трое книг

3) трое портных

4) трое профессоров


3.Укажите предложение без ошибки в употреблении числительного

1) Этот переход составил около четыреста шестьдесят километров.

2)Я сегодня встречалась с обеими подругами.

3)Парохода ждали только четверо женщин.

4)На занятиях не было обоих сестёр.


4. Укажите предложение без ошибки в употреблении числительного

1) Двое друзей вышли из дома.

2) Барин нанял для уборки дома троих работниц.

3)Пятеро медведей выступали на арене цирка.

4) Пятеро альпинисток поднялись в гору.


5. Найдите предложение, в котором правильно употреблено числительное.

1)Около четырехсот девяносто участников прибыли на конференцию.

2) Озеро Байкал – это около тридцати одной тысячи пятисот квадратных километров водной поверхности.

3) В озеро несут воды не менее триста тридцати шести речек.

4) Это событие состоялось в начале тысячи восьмисот четвертого года.


На выполнение заданий дается не более 5-7 минут. По истечении времени студенты меняются своими тетрадями, чтобы исключить возможность исправлений при проверке, и производится взаимопроверка. Правильные ответы высвечивается на экране. Если все ответы верны, то студент получает оценку 5, если допустил 1 ошибку, то студент получает – 4, если допустил 2 ошибки, то студент получает – 3, если ответ неверный – 2. После проверки конспекты возвращаются.


Вариант 1.

Эталон ответа: 2,4,2,3,4

Вариант 2.

Эталон ответа:1,1,3,1,3

Вариант 3.

Эталон ответа: 3,1,3,2,2

  1. Подведение итогов

Вопросы:

  • Подведём итоги урока. Назовите тему урока.

  • Назовите цель урока.

  • Достигли мы цели урока?

  • Что понравилось на уроке?

  • Как вы думаете, пригодятся ли вам знания данной темы в вашей будущей   профессии?

  1. Домашнее задание – 1-2мин.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!