Имя числительное
Цель: научить правильному употреблению числительных в устной речи и развивать навыки правописания имен числительных.
Образовательные:
повторить изученные сведения об имени числительном (общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция);
отрабатывать умения оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм числительных, правильно употреблять числительные в устной речи;
продолжить работу по формированию навыков правильного написания числительных.
Студент должен знать:
Студент должен уметь:
находить в тексте имя числительное;
определять синтаксическую функцию имени числительного в предложении;
выполнять морфологический разбор имени числительного;
правильно писать слова с изученными орфограммами и исправлять орфографические ошибки.
Воспитательные:
воспитывать внимание к слову;
содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах; воспитывать кооперативные компетенции учащихся;
развивать познавательные интересы и познавательную активность учащихся.
Развивающие:
развивать логическое мышление учащихся,
развивать умение ставить задачи, находить пути их решения и анализировать результаты, делать выводы;
способствовать развитию устной монологической речи, внимания к собственной речи и речи окружающих, совершенствовать культуру речи учащихся.
Методическая:
стимулирование познавательной и творческой активности;
усиление мотивации обучающихся к изучению дисциплины с помощью различных методов обучения: словесного, наглядного, с использованием современных технических средств;
создание условий для усвоения материала.
Продолжительность: 90 минут.
Тип урока: комбинированный
Формы организации учебной деятельности: коллективная, малыми группами, индивидуальная.
Методы обучения: словесный, наглядный, с использованием ИКТ, выполнение практических упражнений, работа с текстом, тестирование.
Межпредметные связи: русский язык и культура профессиональной речи, литература, история, спецпредметы.
Внутрипредметные связи: имя прилагательное, лексика, фразеологизмы, предложение.
Оборудование: ПК, экран, классная доска, мел.
Оснащение:
Методическое оснащения занятия:
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ. 01 Русский язык
Календарно-тематический план учебной дисциплины ОДБ. 01 Русский язык
Методическое пособие для преподавателя по теме «Имя числительное»
Дидактическое оснащение занятия:
1. Мультимедийная презентация темы
2. Учебник «Русский язык» (автор Н.Г. Гольцова)
3. Эпиграф к уроку: «Числа – и есть тот бог, который правит миром». (Пифагор)
4. Раздаточный материал.
Виды самостоятельной работы:
аудиторная: склонение имен числительных, упражнения на темы склонение имени числительного и употребление имен числительных.
внеаудиторная: работа с конспектом, учебной литературой, выполнение упражнений.
План занятия:
1. Организационный момент 1-2 мин
- проверка отсутствующих и готовности студентов к занятию
2. Объявление темы и ее мотивация 5-7 мин.
3. Постановка цели и задач урока 2-3 мин.
4. Контроль уровня знаний 13-15 мин.
- проверка домашнего задания
- фронтальный опрос
- сообщение студента
5. Изучение нового материала 25-30 мин.
6. Закрепление изученного материала 15-20 мин.
- выполнение упражнения
7. Контроль уровня усвоения материала 7-10 мин.
- самостоятельная работа
8. Подведение итогов 1-2 мин.
9. Домашнее задание 1-2 мин.
Ход урока
Организационный момент
Проверка отсутствующих и готовности студентов к занятию.
Объявление темы и ее мотивация
«Числа – и есть тот бог, который правит миром».
Пифагор
Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в столбцах газет и журналов, слышать о них по телевидению, они буквально управляют нашей жизнью.
Как вы думаете, о какой части речи мы с вами будем сегодня вести речь на уроке? Обоснуйте ваш ответ. (Имя числительное, так как это часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счете).
Приведите примеры числительных.
Числа в нашей жизни встречаются на каждом шагу.
Прочитайте, пожалуйста, предложения, записанные на доске (дети читают «птичьим базаром», учитель пока не исправляет неправильные варианты).
Если из 2791,5 вычесть 1456,2 то останется 1335,3.
989-тысячный житель города появился на свет в роддоме 1 января 2013 года.
Легко вам выполнить это задание? Вы убедились, что употребление имен числительных в устной речи вызывает большие трудности.
На ваш взгляд, чем мы с вами будем сегодня заниматься на уроке? Над чем будем работать? Попытайтесь сформулировать задачи нашего занятия.
Постановка цели и задач урока
Кто-то из великих сказал: “Хочешь понравиться – умей владеть родным языком”. Сегодня на уроке вы будете, опираясь на изученные сведения об имени числительном, учиться грамотно употреблять имена числительные в речи, соблюдая морфологические нормы, и правильно писать числительные. Тема нашего урока – «Имя числительное» (записывают тему в тетрадь).
Контроль уровня знаний
Проверка домашнего задания упражнение № 220
Фронтальный опрос
Чтобы вспомнить, как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение, проведем лингвистическую разминку: найдите в каждом ряду «лишнее» и мотивируйте свой выбор: (ряды слов записаны в раздаточном материале)
Трижды, втроем, третий, в-третьих;
Два, удвоить, двое, второй;
Одиночество, один, одиночка, единица, единство;
Четверо, четыре, четвертый, четверка.
(Выполняя упражнение, учащиеся вспоминают грамматические значения частей речи в сравнении с именами числительными, формулируют общее грамматическое значение имени числительного. Вспоминают, что имена числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи – только словами).
(По ходу дальнейших вопросов-ответов можно зарисовать опорную схему, отражающую разряды числительных)
(Если учащиеся затрудняются с ответом, то учитель приводит примеры для анализа и сравнения языкового материала: три человека - третий по списку; 25 подарков – двадцать пятый год)
Приведите примеры количественных и порядковых числительных.
Назовите разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные).
(Если учащиеся затрудняются с ответом, то учитель приводит примеры для анализа и сравнения языкового материала: два - две целых одна вторая - двое).
Приведите примеры.
Определите, числительные каких разрядов представлены в предложениях, которые вы зачитывали в начале урока? (2791,5; 1456,2; 1335,3 – количественные, дробные; первый, 2013-ый, 989-тысячный - порядковые).
Чем отличаются простые числительные от составных? Приведите примеры.
Давайте вернемся к предложениям, с которыми мы начали работу в начале урока (предложения записаны на доске).
Если из 2791,5 вычесть 1456,2 то останется 1335,3.
989-тысячный житель города появился на свет в роддоме 1 января 2013 года.
Перепишите предложения, записывая числа словами. Объясните написание числительных. (2 человека (сильные студенты) работают у доски). Подчеркните числительные как члены предложения. Выполните морфологический разбор любого числительного (при выполнении морфологического разбора студенты обращаются к памятке в учебнике – с.144 «Морфологический разбор имени числительного»).
С какими трудностями вы столкнулись, выполняя это задание?
Что вы должны знать, чтобы не допустить ошибок в употреблении числительного в устной речи, в написании числительного? (Необходимо знать, что в устной речи числительные надо склонять, необходимо знать, как склоняются числительные, знать правила правописания числительных).
4.3 Сообщение, подготовленное студентом «Знаки препинания в истории русского языка» (презентация) – 5-7 мин.
"В старину в России и в других странах применялись различные меры длины. Чаще всего они были связаны с размерами частей тела человека. Например, сажень, локоть, пядь."
«В Англии и США до сих пор используется "ступня" – фут (31 см.), "большой палец" – дюйм (2,5 см.). Ярд (91 см.) – единица длины, появившаяся почти 900 лет назад."
"Для измерения больших расстояний использовали единицу поприще, заменённую позже верстой (от 500-750 саженей)".
"Пядь – древнерусская мера длины, равная четырём вершкам (17-18 см.) - расстоянию между концами растянутых пальцев (большого и указательного..." )
Изучение нового материала
А сейчас мы с вами перейдем к теме нашего урока «Имя числительное».
Давайте вспомним с вами об имени числительном как части речи, вспомним правописание имён числительных и употребление имен числительных в речи. А расскажут нам о них ваши одногруппники.
Сообщения студентов и представление презентаций.
Темы сообщений и презентаций:
Имя числительное как части речи
Правописание имён числительных.
Употребление имен числительных в речи.
Во время представления презентаций остальные студенты конспектируют правила по заслушиваемой теме в тетради.
Закрепление материала.
Выполнение упражнений и заданий.
6.2 Повторение
В течение 5 минут вспомните и назовите как можно больше произведений, в названии которых встречаются числительные.
«Трое» М.Горького, «Три мушкетера» А.Дюма, «Два капитана» В.Каверина, «Пять недель на воздушном шаре» Ж.Верна, «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкина, «Первые радости» К.Федина, «20 000 лье под водой» Ж.Верна, «Пятьсот миллионов Бегумы» Ж.Верна.
Задание
Подберите синонимы к фразеологизму с первого взгляда – сразу.
Сделайте синтаксический разбор предложений.
Один рубит, семеро в кулак трубят.
Семеро одного не ждут.
Контроль уровня усвоения материала
А сейчас вы выполните мини-тест, который позволит оценить, насколько вы овладели навыками правильного употребления числительных в речи, умеете оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм числительных.
Вариант 1
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного:
1) пятеро малышей
2) шестеро студенток
3) двое брюк
4) семеро козлят
2. Укажите пример без ошибки в образовании формы числительного:
1) трое подруг
2) десятеро зданий
3) четверо школьниц
4) двое саней
3.Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.
1) Оба рояля стояли на сцене.
2) На обоих террасах стояли цветы.
3) Обоим такси путь был открыт.
4) Мы остались довольны обоими вестибюлями.
4. Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.
1) Оба окна светились.
2) Отец гордился обоими сыновьями.
3) На обоих партах лежали книги.
4) Это событие состоялось в начале тысячи восьмисот четвертого года.
5.Найдите предложение, в котором правильно употреблено числительное.
1)Жил Святослав девяноста лет.
2) Не хватает девяноста рублей.
3) Я прочитал книгу с двумястами тридцати восьмью страницами.
4) Прибыл поезд с тремястами пятидесяти шести пассажирами.
Вариант 2
1. Укажите пример без ошибки в образовании формы числительного:
1) обеими руками
2) обоими сёстрами
3) двое студенток
4) обоих подруг.
2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного:
1) трое лошадей
2) пятеро телят
3) двое очков
4) четверо студентов
3.Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.
1) Мы остались с пятьюстами рублями.
2) Отец один вспахал двадцать гектаров земли.
3) Трое медведей нежились под лучами весеннего солнца.
4) У отца было двое сыновей и три дочери
4.Укажите предложение без ошибки в употреблении числительного.
1) Он встретил обеих братьев.
2) Двадцать двое суток они скитались по пустыне.
3) Корабль находился на орбите около трехсот семидесяти четырех суток.
4) У него двое часов.
5.Найдите предложение, в котором правильно употреблено числительное.
1) Я выполню работу к двадцать пятому октябрю.
2) Я поздравляю тебя с праздником Восьмого марта.
3) В книге около девяносто страниц.
4) Школьная библиотека пополнилась четырьмястами шестьюдесятью двумя книгами.
Вариант 3
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного:
1) трое суток
2) шестеро ребят
3) восьмеро килограммов
4) девятеро лосят
2. Укажите пример без ошибки в образовании формы числительного:
1) трое футболистов
2) трое книг
3) трое портных
4) трое профессоров
3.Укажите предложение без ошибки в употреблении числительного
1) Этот переход составил около четыреста шестьдесят километров.
2)Я сегодня встречалась с обеими подругами.
3)Парохода ждали только четверо женщин.
4)На занятиях не было обоих сестёр.
4. Укажите предложение без ошибки в употреблении числительного
1) Двое друзей вышли из дома.
2) Барин нанял для уборки дома троих работниц.
3)Пятеро медведей выступали на арене цирка.
4) Пятеро альпинисток поднялись в гору.
5. Найдите предложение, в котором правильно употреблено числительное.
1)Около четырехсот девяносто участников прибыли на конференцию.
2) Озеро Байкал – это около тридцати одной тысячи пятисот квадратных километров водной поверхности.
3) В озеро несут воды не менее триста тридцати шести речек.
4) Это событие состоялось в начале тысячи восьмисот четвертого года.
На выполнение заданий дается не более 5-7 минут. По истечении времени студенты меняются своими тетрадями, чтобы исключить возможность исправлений при проверке, и производится взаимопроверка. Правильные ответы высвечивается на экране. Если все ответы верны, то студент получает оценку 5, если допустил 1 ошибку, то студент получает – 4, если допустил 2 ошибки, то студент получает – 3, если ответ неверный – 2. После проверки конспекты возвращаются.
Вариант 1.
Эталон ответа: 2,4,2,3,4
Вариант 2.
Эталон ответа:1,1,3,1,3
Вариант 3.
Эталон ответа: 3,1,3,2,2
Подведение итогов
Вопросы:
Подведём итоги урока. Назовите тему урока.
Назовите цель урока.
Достигли мы цели урока?
Что понравилось на уроке?
Как вы думаете, пригодятся ли вам знания данной темы в вашей будущей профессии?
Домашнее задание – 1-2мин.