СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока информатики в 5 классе по теме "Преобразование информации"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока информатики соответствует всем требованиям ФГОС. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока информатики в 5 классе по теме "Преобразование информации"»

Структура урока:

1) Организационный этап.

2) Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Физминутка

7) Первичное закрепление.

8) Практическая работа

9) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

10) Рефлексия (подведение итогов занятия)





Ход урока

  1. Организационный этап (1 – 2 мин)

Приветствие. Отмечаем отсутствующих, проверяем готовность к уроку (тетрадь, учебник, ручка), сосредотачиваем внимание учащихся.

Добрый день! Первым делом гоним лень,

На уроке не молчать, Всем работать, отвечать!

В мире много, интересного, Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело!

(Эмоциональный настрой)

- Здравствуйте. Я очень рада всех вас видеть. Возьмитесь за руки, улыбнитесь и пожелайте друг другу внимания, быстрой реакции, сообразительности, удачи. Чтобы в конце урока все смогли сказать: ЗНАЮ! УМЕЮ! МОГУ!

2. Мотивация учебной деятельности (3 мин)

На доске записана тема урока:

12 16 5 10 18 16 3 1 15 10 8 10 15 22 16 18 14 1 24 10 10 (слайд 1)

- Ребята, давайте посмотрим на доску, на ней написана тема сегодняшнего урока. Прочитайте тему! (дети читают).

Но что за недоумение на ваших лицах? Неужели вы не поняли тему нашего урока?

А всё потому, что я использовала секретный язык, непривычный для повседневной жизни.

Тему сегодняшнего урока я скрыла, и назовёте мне её вы сами, но для этого  нам с вами нужно отправиться в путешествие по морю Информация в страну Знаний, которая расположилась на островах. Обратите внимание на доску. На ней изображена карта, которая нам поможет в пути. Хотите узнать много интересного? Тогда – вперёд! Как вы думаете, какой остров мы с вами должны преодолеть, чтобы попасть в заветную страну? Правильно, остров Повторения.

3. Актуализация знаний . Постановка цели и задач урока. (3-5 мин)

Ребята, давайте вспомним ранее изученный материал, используя кроссворд, и узнаем, какое слово спряталось по вертикали. (слайд 2)

Вопросы кроссворда:

  1. Устройство для ввода звуковой информации.

  2. Название стороны, передающей информацию.

  3. Он бывает жёсткий и лазерный.

  4. Устройство вывода информации на экран.

  5. Название стороны, получающей информацию.

  6. Устройство компьютера для обработки информации.

  7. Устройство для ввода символьной информации.

  8. Устройство компьютера для хранения информации.

  9. Устройство для ввода графической информации.

  10. Устройство для вывода информации на бумагу.

  11. Распространённое в быту средство связи.




Учитель: Ну, а теперь, ребята, мы сможем прочитать слово по вертикали.

Только …. Ой, что же это такое? Вместо букв в кроссворде стоят цифры. Я думаю, что это туземцы, местные жители острова, решили над нами пошутить и заменили буквы цифрами. А как же нам теперь узнать, какое слово написано по вертикали?

Ученики: Расшифровать. 
Учитель: У вас на столах лежат специальные таблицы, которые помогут нам это сделать
Учитель: Что получилось? 
Ученики: Кодирование. 
Учитель: Правильно! Кодирование.

Так какова же тема нашего урока? (Кодирование информации) (слайд 3)

- Что мы должны узнать сегодня на уроке? - Попробуйте сформулировать цели нашего урока.(познакомиться с понятием кодирование информации и научиться кодировать информацию)

- Какую задачу для себя каждый из вас поставит для себя на этот урок? (задача: научиться кодировать и раскодировать информацию и научиться использовать это в повседневной жизни)

А сейчас, давайте отправимся на остров, который так и называется «Кодирование информации». 

4. Первичное усвоение новых знаний



Учитель: Ребята у вас на столах лежат у каждого карта нашего урока. В графе тема урока запишите тему нашего сегодняшнего урока «Кодирование информации»



Информация, которую мы получаем из окружающего мира, поступает к нам в виде условных знаков или сигналов самой разной физической природы. 

А сигналы, какие могут быть? Как вы думаете? 


Ученики: Сигналы могут быть: Это свет, звук, запах, касания; это слова, значки, символы, жесты и движения. (слайд 4)



Учитель: Ребята, скажите пожалуйста, информация в зависимости от сигнала на какие виды подразделяется? (слайд 5)

Какой вид информации воспринимает ухо, язык, руки? (вкусовая, звуковая, зрительная, обонятельная, осязательная)
Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.

- Откройте пожалуйста свои учебники на странице 47. Прочитайте определение кода и кодирования информации в учебнике. (слайд 6)

Откройте карту урока и впишите в них новые для вас понятия «код» и «кодирование»
Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.
Код – это система условных знаков для представления информации.

Учитель: Ребята, вы уже знакомы с таким информационным процессом как передача информации. Назовите участников данного процесса (источник и приёмник)

Для того чтобы произошла передача информации, мы (приемник) должны не только принять сигнал от кого-то (источник) но и расшифровать его.

- Ребята, посмотрите небольшое видео и подумайте, к какому виду сигналов он относится и что означает представленный сигнал для человека? - слушают звуки будильника и делают вывод, о значении сигнала – пора вставать; (слайд 7)

Звонок будильника к какому виду сигналов относится? (к звуковому).

-Посмотрите ещё одно видео и подумайте, что означает представленный сигнал для человека? - смотрят видео и делают вывод о значении сигнала – «Я пришел, откройте дверь»; (слайд 8)

Какое действие вы сейчас выполняли, чтобы понять ту информацию которая была представлена в видео? (раскодирование или преобразование обратное кодированию)

Обратное преобразование называется декодированием.
Ребята, запишите себе в тетрадь, что:
Декодирование - это процесс восстановления содержания закодированной информации.
Внесите в карту урока данное понятие (слайд 9)
Учитель: Как вы думаете, мы с вами в жизни часто встречаемся с кодированием информации? 
Ученики: … (предлагают свои варианты ответов). 
Учитель: Рассмотрите картинки – подсказки и расскажи о кодах, которые встречаются в повседневной жизни; (слайд 10)
Учитель: Ребята, какой вывод вы можете сделать? 
Ученики: … (предлагают свои варианты ответов). 
Учитель: Действительно, человек в своей жизни очень часто встречается с кодированием информации и эта информация может быть представлена в разных формах.

5. Первичная проверка понимания

Существуют различные способы кодирования информации. Но чтобы о них узнать я вам предлагаю выполнить задания по группам

1 группа. С помощью флажковой азбуки

2 группа. С помощью кода плящущих человечков

3 группа. С помощью азбуки Морзе

4 группа. С помощью кодовой таблицы

5 группа. С морской семафорной азбуки

-Вы вы выполняли одно и тоже задание. Что вам нужно было сделать? (расшифровать или раскодировать информацию)

Но каждая группа работа с различными кодами.

Ребята, проверим что у вас получилось.

1 группа работа с флажковой азбукой (слайд 11) Что же у вас получилось?

2 группа работала с азбукой пляшущих человечков (слайд 12)

3 группа работала с азбукой Морзе (слайд 13)

4 группа работала с текстовой таблицей (слайд 14)

5 группа работала с морской семафорной азбукой (слайд 15)

1. Большому кораблю большое плаванье

2. Школа

3. Дисковод

4. Из глубокой древности

5. Плавник

Учитель: Ребята, сделайте пожалуйста вывод, что же используется при кодировании информации? Что нам нужно для того, чтобы раскодировать ли закодировать информацию?

При кодировании информации используется специальное средство кодирования – некоторая таблица, которая устанавливает соответствие между знаками разных кодов:

-Как называется набор символов для кодирования текстовой информации? -алфавит; (слайд 16)

-Как читают слепые люди? С помощью азбуки Брайля. В середине 19 века французский педагог Луи Брайль придумал специальный шрифт для слепых. Буквы этого шрифта выдавливались на листках плотной бумаги. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, люди учатся различать буквы и могут читать специальные книги. (слайд 17-18)

-Как кодируется информация в компьютере? Посмотрим небольшой видеоролик

Запомните! В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде. (слайд 19)

Учитель: Ребята, как вы думаете, какие же существуют способы кодирования информации? (слайд 20-23)

Существует три основных способа кодирования информации:

  • Числовой - с помощью чисел;

  • Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.

  • Графический - с помощью рисунков или значков;

Поработаем с картой урока и запишем в неё эти способы

6.Физминутка

А теперь отправимся на остров «ФИЗМИНУТКА» 
Встаньте ровно, стульчики задвиньте, приготовились выполнять упражнения. Смотрим видео и повторяем упражнения

К морю быстро мы спустились 
Наклонились и умылись. 
Раз, два, три, четыре – 
Вот как славно освежились. 
А теперь поплыли дружно. 
Делать так руками нужно: 
Отдохнули?

Далее у нас на пути остров «Закрепление»

7. Первичное закрепление

На этом острове очень много интересных заданий. Давайте постараемся их выполнить.

-Выполним задания, которые лежат у вас на столах на белых карточках. Кто справился с первым заданием поднимаем руку

1. Мечта (слайд 24)

2. Камбуз - помещение на судне, соответствующим образом оборудованное и предназначенное для приготовления пищи (кухня). (слайд 25) 3. Дискета (слайд 26)



8. Практическая работа

А сейчас мы отправимся на остров Практика. 

Учитель: Мы сегодня уже с вами столкнулись с кодированием слов с помощью цифр. Такое кодирование используется очень часто, поэтому сегодня мы с вами познакомимся с основами работы с числами в программе «Калькулятор». Для этого мы выполним практическую работу «Выполняем вычисления с помощью программы калькулятор». Прежде чем сесть за компьютер, давайте вспомним, как правильно сидеть за компьютером? Правила работы на клавиатуре? Подойдите каждый к своему рабочему месту.

Перед вами лежат листы с инструкцией по выполнению практической работы и с заданиями, которые вы должны выполнить во время практической работы. На Выполнение вам отводится 10 минут. Практическую работу выполняем четко по инструкции. Внимательно читаем каждый пункт и выполняем.

Пока ученики выполняют работу, хожу, смотрю ход выполнения.

Учитель: Ребята заканчиваем работу, закрываем программу Калькулятор, садимся на свои места за парты, не забываем привести рабочие места в порядок (клавиатуру задвинуть, стул задвинуть).

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

А сейчас мы отправимся на следующий остров «Домашнее задание» и запишем его в дневнике:

  • По учебнику страница 46-49

  • Зашифруйте при помощи азбуки Морзе: 
    - Свою фамилию 
    - Название любимого блюда.

10.Итоги урока, рефлексия

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Какую тему мы сегодня изучали?

- Какие задачи мы сегодня ставили?

- Наши задачи выполнены?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

-А теперь давайте вспомним, на какие три вопроса мы с вами должны были ответить в конце урока?

В начале урока перед вами была поставлена цель: закончить

ответ на три вопроса:

Я ЗНАЮ…

Я УМЕЮ…

Я МОГУ…

Попробуйте сформулировать свои ответы.

У каждого из вас лежит карточка. Заполните её и сдайте мне.

Теперь я оценю вашу работу на уроке. Мне было очень интересно и приятно с вами работать. Спасибо вам ребята за продуктивную работу. Выставление отметок.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!