СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Использование слуховой наглядности при формировании фонетических навыков при обучении английскому языку во 2 классе по УМК “Rainbow English”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с использовнием слуховой наглядности при обучении АЯ во 2 классе

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Использование слуховой наглядности при формировании фонетических навыков при обучении английскому языку во 2 классе по УМК “Rainbow English”»

Министерство образования и науки Российской Федерации


Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный лингвистический университет

Им. Н.А. Добролюбова»

(НГЛУ)



Факультет дополнительного профессионального образования специалистов












«Использование слуховой наглядности при формировании фонетических навыков при обучении английскому языку во 2 классе по УМК “Rainbow English”(авторы О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, К. М. Баранова)»




Итоговая аттестационная работа




Выполнил: Кислова Ирина Александровна,

учитель английского языка

МБОУ «СОШ №6 им. К. Минина»

г. Балахна




Проверил: Хомицкая Алла Николаевна,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры лингводидактики и

методики преподавания

иностранных языков




Нижний Новгород

2017


Содержание



  1. Методическое обоснование………………………………………………………….3-5

  2. План урока…………………………………………………………………………….6-9

  3. Список использованной литературы…………………………………………………10















































Методическое обоснование


Наиболее существенная особенность федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального общего образования состоит в его принципиальной ориентированности на результат, причем результат нового типа. Основная идеологическая позиция стандарта – направить образование не только на обучение, но и на развитие личности ребёнка. Основная цель - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Иностранный язык входит в  число предметов филологического цикла,  и его целью является воспитание общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках – это важнейшая задача современной школы, успешное осуществление которой во многом зависит от основ, заложенных в начальной школе.

Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в условиях ФГОС существенно меняется его функция, форма организации. Урок должен подчиняться не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию. Для этого на своих уроках я стремлюсь:

  • создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;

  • стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. д.

  • оценивать деятельность ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;

  • создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создавать обстановку для естественного выражения ученика.

Кроме того, особую значимость приобретает компетентностный подход в образовании. Исследователи компетентностного подхода к обучению предлагают различные виды классификаций ключевых компетенций - у различных авторов можно встретить от 3 до 140 компетенций. По одной из классификаций (автор А.В. Хуторской), ключевыми образовательными компетенциями являются:

1.   Ценностно–смысловая.

2.   Общекультурная.

3.   Учебно–познавательная.

4.   Информационная.

5.   Коммуникативная.

6.   Социально–трудовая.

7.   Личностного совершенствования.

При этом следует отметить, что хотя виды компетенций у исследователей варьируются, коммуникативная компетенция присутствуют во всех классификациях, поскольку формирование коммуникативной компетенции является основной целью обучения иностранному языку.

Целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.

Важнейшими составляющими коммуникативной компетенции являются:

  • лингвистическая компетенция, т.е. знание определенного словарного запаса и синтаксических правил и умение использовать их для построения связных высказываний;

  • социолингвистическая компетенция, т.е. способность использовать и преобразовывать языковые формы, исходя из ситуации общения (контекст - кто с кем общается, по какому поводу, где, с какой целью и т.д.).

  • социокультурная компетенция, т.е. желание вступать в общение с другими, уверенность в себе, предполагающая поставить себя на место другого, а также знании социальных отношений в обществе и умение ориентироваться в них.

Кроме того, в соответствии с государственным образовательным стандартом по иностранным языкам коммуникативная компетенция должна включать следующие важнейшие умения:

  • читать и понимать несложные, аутентичные тексты (с пониманием основного содержания и с полным пониманием);

  • в устной форме кратко рассказать о себе, окружении, выразить мнение, дать оценку;

  • устно общаться в стандартных ситуациях учебно-трудовой, культурной, бытовой сфер;

  • умение письменно оформить и передать элементарную информацию (письмо).



Коммуникативная компетенция – это способность, готовность вступать в иноязычное общение согласно условиям коммуникации. Целесообразность формирования иноязычной коммуникативной компетентности на этапе младшего школьного возраста подтверждается многочисленными исследованиями (И. Л. Бим, К. Б. Бардина, М. З. Биболетова, А. К. Маркова, Е. И. Негневицкая и др.). Общение на иностранном языке – это, прежде всего, умение высказывать свои мысли, а также понимать иностранную речь. Именно поэтому обучение фонетической стороне речи имеет огромное значение, т.к. эффективностью произношения в значительной мере определяется успех в овладении устной речью. Большие отклонения от норм произношения ведут к непониманию речи собеседника, вызывают нарушения процесса устного обмена мыслями.

Именно на начальном этапе (2-3 класс) происходит формирование слухо-произносительной базы; на последующих этапах она должна упрочиваться, то есть каждый этап имеет свою ответственную задачу в отношении обучения произношению. И здесь надо иметь в виду следующее: если на начальном этапе будет что-то упущено, и возникнут неправильные произносительные привычки, то исправить их впоследствии очень трудно. Ученики должны уже на первом году обучения овладеть произношением звуков, доведенным до автоматизма, а также усвоить основные интонационные модели.

Одним из основных способов формирования фонетических навыков является использование слуховой наглядности.

Слуховая наглядность применяется, в основном, для создания речевого образца и отработки связанных с ним процессов, таких, например, как формирование слухового эталона. Она также спо­собствует развитию слуховой чувствительности и выработке механизма обратной связи. Слуховая наглядность при обучении иностранному языку реализуется в прослушивании разнообразных звукозаписей, в которых находятся подлежащие усвоению речевые образцы. Как отмечает С.П. Золотницкая, с помощью аудитивных средств обучения «совершенствуются произносительные навыки учащихся, особенно ритмика, мелодика, интонационное оформление речи, развивается фонематический слух и увеличивается объем слуховой памяти. Звуковые пособия способствуют созданию прочных звукомоторных образов слов, облегчают развитие навыков и  умений в аудировании, расширяют его диапазон, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие чтения и экспрессивной устной речи».

Использоваться аудиозаписи могут в нескольких целях. Прежде всего, они позволят сделать более эффективным обучение фонетике. При обучении фонетике звукозаписи можно использовать как иллюстрированный рабочий материал: используя фонограмму, учитель показывает, как должен звучать тот или иной звук, какой должна быть интонация и т.д.

На уроке применяются следующие этапы работы учащихся с новым языковым материалом:

  • ознакомление,

  • тренировка,

  • контроль.

Существуют различные подходы к ознакомлению учащихся с новым языковым материалом. Например, Е.Н. Соловова предлагает следующие:

  • артикуляторный,

  • акустический (имитация),

  • дифференцированный.

При ознакомлении с фонетическими явлениями объяснение обязательно должно перемежаться с демонстрацией эталонов, которые учащиеся слышат от учителя или в фонозаписи. Учащиеся как бы “купаются” в звуках в тот момент, когда им объясняют их артикуляцию.

Затем следует интенсивная тренировка учащихся в произношении, тоже на основе эталонов, которая включает следующие типы упражнений:

  • упражнение на активное слушание и распознавание

  • упражнение на воспроизведение (хоровая работа)

  • упражнение на автоматизацию навыков (читать, рассказывать наизусть)


Контроль слухопроизносительных навыков осуществляется при выполнении речевых упражнений в аудировании, в говорении или в чтении вслух. При оценке правильности речи следует различать фонетические и фонологические ошибки. Первые искажают качество звучания, но не нарушают смысла высказывания; вторые — искажают содержание высказывания. Ошибки первого вида в речи учащихся допустимы, и поэтому при оценке ответов, как правило, во внимание не принимаются. Фонологические же ошибки расцениваются как нарушение правильности речи. Они должны исправляться учителем.

При обучении фонетической стороне речи в целях обеспечения слуховой наглядности широко используются технические средства обучения. Самым распространенным средством слуховой наглядности является аудиозапись, желательно в исполнении носителя языка.

При становлении произносительных навыков используются такие организационные формы, как хоровая, индивидуальная, парная.


Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что использование слуховой наглядности играет важную роль при формировании фонетических навыков на начальном этапе обучения, что определило тему данной аттестационной работы. В качестве примера приводится конспект урока №10 из программы 2 класса УМК «Rainbow English» (авторы О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, К. М. Баранова).




План урока

Класс 2

урока 10

Тип урока: формирование слухопроизносительных навыков.

Тема урока: Гласная буква Uu [Λ]. Песенка прощания.

Цели:

Практические: в ходе урока обучающиеся смогут правильно произносить звук [Λ] и слова с этим звуком; разучат Песенку прощания.

Общеобразовательные: расширение филологического кругозора.

Воспитательные: формировании навыков интеллектуального труда.

Развивающие: развитие фонематического слуха, памяти, внимания, воображения.


Новый материал: фонема [Λ].

Оснащение урока: ТСО, аудиозаписи, изобразительная наглядность (плакат «Алфавит, картинки с новыми словами), УМК по предмету, цветные карточки для дифференциации звуков.


Ход урока

Этапы урока

Содержание

Пояснения

I этап.

Подготовка учащихся к речевой деятельности на иностранном языке (10 мин)


1. Организационный момент.

Беседа с классом и дежурным учеником. Проверка готовности класса к уроку.

2. Приветствие

Т: Hello, dear children!

Pp: Hello, hello, hello to you!

T: I’m glad to see you! Please sit down.

3. Фонетическая зарядка

T: Children, and how are you today?

P: I’m fine, thank you.

T: And you?. (T-P1, P2 – T)

Дети настраиваются на урок, проверяют свою готовность.



Дети приветствуют учителя, хором отвечают на приветствие.






Дети отвечают на вопрос учителя, оценивая свое настроение. Работа проводится в индивидуальном режиме.

II этап.

Отработка ранее введенного языкового материала и овладение видами речевой деятельности (10 мин)

Т: Я рада, что у вас все в порядке, и у всех хорошее настроение. Let’s begin to work! Начинам работать. Сегодня мы с вами выучим новую песенку на английском языке, еще одну букву английского алфавита и слова с этой буквой, но сначала давайте повторим все буквы, которые мы уже знаем. Наш английский язычок просыпается и делает зарядку. Поможем ему! Look here!

(работа с алфавитом в режиме T-Cl)

T: Well done! Молодцы! А теперь давайте вспомним слова прощания, которые мы выучили вчера.

P1, P2, P3: Bye! Bye-bye! Good bye! See you!

T: Excellent! Отлично! Ну, если вы так хорошо все запомнили, давайте сделаем упражнение №1 на стр. 31 в учебнике. Прослушайте аудиозапись (вы услышите ее 2 раза) и скажите, кто из детей попрощался с мальчиком по имени Кен одинаково. Для того, чтобы вам легче было выполнить задание, давайте прочитаем имена детей.

Т: Good. Хорошо. Почти все справились с заданием. Нашей гостье, фее Эмили, очень понравилось, как вы выполнили это упражнение.






Учитель показывает буквы на плакате «Алфавит», дети повторяют буквы сначала за ним, затем самостоятельно хором.









Дети по очереди называют слова прощания, которые они выучили на прошлом уроке.



Выполняется упражнение на аудирование с использованием аудиозаписи. Для снятия языковых трудностей перед прослушиванием дети читают вслух имена детей.


После второго прослушивания проводится проверка выполнения задания.



Учитель прикрепляет на доску изображение феи, которая пришла к ребятам в гости.

III этап.

Введение нового языкового материала (15 мин)

Разучивание песенки-прощания.

ОЗУ: Ребята, наша фея очень любит петь. Сегодня она принесла нам новую песенку со словами прощания, которые вы уже знаете. Хотите её выучить?

Р1, Р2: Yes!

T: Хорошо, а я вам помогу. Внимательно прослушайте песенку, а потом мы все вместе её споем (Т-Cl).

Т: Very good, children. Очень хорошо, ребята. Эмили очень понравилось ваше пение. Она уходит в хорошем настроении. Давайте попрощаемся с ней!

Cl: Good-bye, Emily! See you, Emily! Bye!

Знакомство с гласной буквой Uu [Λ].

А. Восприятие звука

1. ОЗУ: Ребята, наш английский язычок проснулся, мы помогли ему сделать зарядку, и он готов научить нас произносить новый звук, а я научу вас писать букву, которая соответствует этому звуку. Этот звук встречается во многих английских словах.

2. Демонстрация звука и буквы.

Т: Послушайте, как английский язычок произносит эти слова: cup, mug, jug, sun, bus. Вы уже догадались, что мы знакомимся сегодня с английским звуком [Λ].

А наша новая буква называется Uu.

Посмотрите, пожалуйста, как она пишется.

А теперь давайте попробуем написать новую букву в наших рабочих тетрадях.

Т: Ребята, а в русском языке есть похожий звук?

Cl: Да, звук [а].

Т: Правильно, только произносится он по-другому. Послушайте: [Λ].

3. Объяснение артикуляции.

Т: английский звук [Λ] произносится кратко и более напряженно, чем русский [а]. Он живет в нашем горлышке.

4. Упражнение в дифференциации звуков.

Т: Ребята, поднимите зеленую карточку, когда услышите звук

[Λ]: [Λ] - [а:] - [э] - [а] - [Λ].


В. Воспроизведение звука

5. Артикуляционная гимнастика.

Т: Давайте поможем вашим язычкам произнести английский звук [Λ].

1.Приоткройте рот.

2.Язычок лежит внизу, как при молчании.

3. Произносим краткий напряженный звук[а].

6. Воспроизведение отдельного звука.

Т: А теперь давайте попробуем вместе!

Сl: [Λ]

T: а теперь пробуем по очереди!

Р1, Р2, Р3: [Λ]

Т: Well done! Молодцы! У всех получается очень хорошо.

7. Воспроизведение звука в словах.

Т: Ребята, а теперь попробуем произнести этот звук в новых словах. Выполняем упражнение 5 на стр. 32. Прослушайте аудиозапись и повторите слова за диктором. Картинки подскажут вам, что эти слова означают. Listen and repeat

(T-Cl;P1, P2 – T): cup, mug, jug, sun, bus.

Итог.

Т: Great. Thank you.










Выполняется упр. 3 на стр. 32. Дети слушают аудиозапись, а затем имитируют речевое действие в игровой ситуации - вместе с учителем исполняют песенку под фонограмму. Работа ведется в коллективном режиме.






















Учитель пишет букву и транскрипционный знак на доске.

Обучающиеся пишут новую букву в прописях. Учитель проверяет правильность написания.




Учитель произносит слова с новым звуком. Дети внимательно слушают.








Обучающиеся поднимают зеленую карточку, когда слышат новый звук.
















Обучающиеся повторяют новый звук за учителем, сначала в коллективном, затем в индивидуальном режиме.






Обучающиеся выполняют упражнение: слушают аудиозапись и повторяют слова за диктором, глядя на картинки

IV этап.

Заключительный этап урока

(5 мин)

1. Сообщение и объяснение домашнего задания.

Т: Ребята, дома вы должны будете выполнить упражнения в рабочей тетради № 2 и 3 на стр. 18 и выучить новые слова. Я записываю задание на доске, вы - в свои дневники.

2. Подведение итогов урока.

Т: Ребята, а теперь давайте вспомним, чему мы сегодня научились. Какую новую песенку мы сегодня выучили?

Cl: песенку-прощание.

Т: А какую новую букву мы сегодня узнали?

Cl: букву Uu.

Т: А какой новый звук научились произносить?

Cl: звук [Λ].

Т: подумайте и скажите, что было самым трудным сегодня на уроке? А самым легким?

Thank you all for the lesson. You were very active today. Спасибо всем за урок. Вы все хорошо поработали.

3. Выставление оценок.



Учитель записывает домашнее задание на доске, проверяет, как дети записали его в дневники.





















































Список литературы



  1. Английский язык. Рабочая программа 2- 4 классы: учебно-методическое пособие - М: Дрофа, 2015.

  2. Английский язык: компетентностный подход в преподавании: технологии : разработки уроков / авт. - сост. А.Г. Штарина. – Волгоград : Учитель, 2008.

  3. Афанасьева О.В., Михеева И.В., Колесникова Е.А. Английский язык. 2 класс. Книга для учителя к учебнику «Rainbow English» - М: Дрофа, 2015.

  4. Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык. 2 класс. Учебник «Rainbow English» - M: Дрофа, 2014.

  5. Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Rainbow English» - M: Дрофа, 2014.

  6. Вострякова Н.А. Цели урока иностранного языка и способы их достижения // Иностранные языки в школе. - 2011.

  7. Гальскова, Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: методическое пособие / Н. Д. Гальскова, 3. Н. Никитенко. — М: Айрис-пресс, 2012.

  8. Гез И.И., Миролюбова А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Учебник, - М.: Высшая школа, 2012.

  9. Золотницкая С.П. Интенсификация учебного процесса на уроках французского языка: пособие для учителей средней школы Издательство: Просвещение, 1979.

  10. Матусевич М.И. Введение в общую фонетику. - СПб., «Комета», 2011.

  11. Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2-11 классы: Образование в документах и комментариях.– М: АСТ:2004.

  12. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. Пособие для студентов пед. Вузов и учителей. — М.: Просвещение, 2002.

  13. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М. : Дрофа, 2007. – (Образование в документах).

  14. Хомицкая А.Н., Поспелова Ю.Ю. Учимся планировать урок иностранного языка на материале УМК по английскому языку: Учебное пособие. – Н. Новгород: ФГБОУ ВПО «НГЛУ», 2015.

  15. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Интернет-журнал «Эйдос».




10