СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Историческое прошлое людей"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Историческое прошлое людей"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Историческое прошлое людей"»

Тема урока «Историческое прошлое людей»


Цель:

Формирование представлений о предках человека, развитии и становлении вида – человек разумный Задачи:

Образовательные:

1. Знать предков человека, особенности их внешнего облика и образа жизни;

2. Знать усложнения в строении и образе жизни предков человека в процессе исторического развития;

3. Знать основные этапы в развитии человека.

Развивающие:

1. Уметь работать с различными источниками информации.

2. Уметь сравнивать, анализировать, обосновывать и делать выводы.

3. Готовить сообщения.

Оборудование: информационные тексты, сообщения учащихся, компьютерная презентация.

Ход урока

1. Организационный этап

Приветсвие. Проверка отсутствующих.

2. Проверка знаний.

1. Раскрыть систематическое положение человека.

2. Какие факты свидетельствуют о происхождении человека от животных.


3. Новый материал

Учитель обобщает все высказывания, подводит учащихся к формулированию темы и цели урока.

О ходе эволюции говорят палеонтологические находки.

Человека всегда интересовал вопрос о его происхождении. У разных народов существуют различные легенды и предания, объясняющие его происхождение. Религиозные учения также дают различные объяснения происхождению человека. Научное объяснение этой проблемы учёные смогли дать лишь на основе теории эволюции.

История появления человека сложна и противоречива. Учёным трудно проследить, как развивались и эволюционировали предки человека: слишком уж мало в их распоряжении ископаемых остатков. Существуют разные версии эволюции человека.

Изучением происхождения и эволюции человека занимается наука антропология. Она изучает, как происходит формирование человека, развитие его трудовой деятельности, речи и общественных отношений. Этот процесс называютантропогенезом.

В основе современных научных представлениях о происхождении человека лежит концепцияв соответствии с которой человек вышел из животного мира. Широко распространено мнение, что человек произошёл от человекообразных обезьян. Это не совсем верно. Развитие человека и человекообразных обезьян шло параллельно в ходе эволюции.

Исходя из находок палеонтологии, считается, что около 35 миллионов лет тому назад жили древесные обезьяны ─парапитеки. Около 15 миллионов лет назад они дали начало группе полудревесных обезьян ─ дриопитеков, от которых и произошли современные человек и человекообразные обезьяны (горилла и шимпанзе).

Прародиной человека считается обширная территория, в которую входили Северо-Восточная Африка, Южная и Центральная Азия, Юго-Восточная Европа. Именно из этих мест и произошло расселение людей по всей планете. В давние времена эти пространства были покрыты тропическими лесами.

Но примерно 3,5–5 миллионов лет назад климат стал суше и наступило похолодание. Тропические леса постепенно заменились высокой травянистой растительностью. Чтобы выжить, предкам человека приходилось приподниматься, чтобы осмотреть местность поверх высокой травы. В ходе развития это привело к прямохождению и разделению функций рук и ногНоги приобрели опорную функцию, руки освободились, что позволило использовать орудия труда.

О ходе эволюции человека учёные судят по палеонтологическим находкам. В 1924 году в пустыне Калахари в Южной Африке, а затем и в Восточной Африке были найдены останки древних человекообразных обезьян, австралопитеков.Передвигались они в полувыпрямленном положении на двух ногах.

Австралопитеки имели небольшой рост, примерно 150 сантиметров, массу тела от 36 до 55 килограммов. По найденным фрагментам черепов учёные смогли определить объём их мозга. Он составлял от 500 до 600 сантиметров кубических– этобольше мозга крупных обезьян, но в три раза меньше человеческого.

Высокие надбровья и отсутствие подбородочного выступа говорили о том, что этот вид все же относился к обезьянам.Передние конечности были свободны, ими они могли брать палки, камни и другие предметы, используемые для охоты и защиты от врагов. Нет никаких палеонтологических находок, которые подтвердили бы изготовление орудий труда австралопитеком. Речью они также не владели. Поэтому считать австралопитека человеком ещё нельзя.

Жили они группами. Самки заботились о детях, самцы добывали пищу. Питались грубой растительной, а иногда и мясной пищей, в какой-то мере осваивая охоту. Добывание мяса требовало создавать орудия труда для охоты и разделки туш, а коллективная ловля животных способствовала развитию общественной организации стада и способов общения.

В последнее время были обнаружены останки существ, живших одновременно с австралопитеками. Эти существа были названы Человек умелый.

Они имели достаточно крупный мозг (до 800 сантиметров кубических). Умели изготавливать примитивные орудия труда из гальки. Именно в период их жизни произошёл большой скачок в превращении обезьяны в человека, связанный с изготовлением первых примитивных орудий труда.

Предполагают, что первые древнейшие люди появились на планете около одного миллиона лет назад.

В настоящее время известно несколько форм древнейших людейпитекантропы и синантропы. Их объединяют под общим названием «человек прямоходящий».

Первые останки древнейшего человека были обнаружены в 1891 году на острове Ява. Ему дали название питекантроп, или обезьяночеловек.

Рост питекантропа достигал 160 сантиметровобъём головного мозга – 1100 сантиметров кубических. В их строении ещё сохранилось много примитивных черт: мощные надбровные валики, тяжёлая массивная челюсть, а подбородочный выступ, связанный с развитием речевых мышц, почти отсутствовал. Изготавливаемые питекантропами орудия труда были более разнообразными и отличались лучшей обработкой, чем у человека умелого.

Останки близких по облику и уровню развития первобытных людей были найдены в Китае недалеко от Пекина. Их назвали синантропами. Они жили около 400 тысяч лет назад. Объём их мозга достигал 1200 сантиметров кубических. Они пользовались огнём, изготавливали орудия труда из камня и кости.

Древнейшие люди вели активный образ жизни. Это были свирепые охотники. Они нападали на таких крупных животных, как буйволы, туры и даже слоны. Охота на крупных животных требовала совместных действий. Возможно, что первым коллективом был коллектив охотников.

Другой формой объединения людей была первобытная семья. Находки, сделанные в Китае, показали, что некоторые виды древнейших людей уже пользовались огнём.

В 1856 году в долине Неандерталь, которая находится в Германии, были обнаружены останки человека, названного неандертальцем. Дальнейшие находки показали, что неандертальцы обитали не только на территории Европы, но и в Африке и Азии.

У них произошло увеличение объёма головного мозга, он составлял 1600 сантиметров кубических. Его объем уже приближался к объёму мозга современных людей. Левая часть мозга была немного больше правой, т.е. появилась асимметрия, свойственная современному человеку. Это говорит о том, что неандертальцы были праворукими. Некоторое развитие получает подбородочный выступчто связано с речью. Но в строении их тела ещё сохранялось много примитивных черт: надбровные валики, относительно низкий лоб, массивная нижняя челюсть.

Неандертальцы жили в период оледенения в пещерах, умели добывать и поддерживать огонь, питались растительной и животной пищей, изготавливали разнообразные каменные, костяные и деревянные орудия труда (ножи, скребки, рубила и палки). Холод вызвал необходимость пользоваться одеждой, они изготавливали её из звериных шкур. У них уже существовало определённое разделение труда: мужчины охотились, изготавливали орудия труда, а женщины обрабатывали туши животных, собирали съедобные растения.

Коллективные действия уже в первобытном сообществе древних людей играли решающую роль. В борьбе за существование победили те группы, которые лучше обеспечивали себя пищей, заботились о сохранении потомства, лучше преодолевали тяжёлые условия существования.

Неандертальцев сменили люди современного типа. В 1886 году во Франции в местности Кро-Маньон были найдены останки скелетов первых людей современного типа, которых назвали кроманьонцами. Они появились около 50−60 тысяч лет назад и несколько тысяч лет существовали одновременно с неандертальцами.

Кроманьонцы отличались высоким ростом (до 180 сантиметров). От неандертальцев их отличал более высокий лоб,отсутствие надбровных валиков и хорошо развитый подбородочный выступ, свидетельствовавший о развитии речи.
Объем головного мозга достигал 1800 сантиметров кубических. Это примерно столько же, как и у ныне живущих людей. Кроманьонцы строили жилищаодевались в одежды из шкур, сшитых костяными иглами. Техника изготовления орудий труда стала совершеннее. Изделия из кости, рога, кремня украшались резьбой.  

Кроманьонцы научились сверлить, шлифовать свои изделия, знали гончарное дело. Рядом с останками кроманьонцев часто находили разнообразные произведения их искусства (живопись, скульптура). Кроманьонцы были умелыми охотниками. Они владели различными способами охоты. Широко использовали копья, дротики, а затем и стрелы.

За последние 40 тысяч лет внешний облик человека почти не изменился. Всех ископаемых людей современного типа относят к одному виду – Человек разумный. К нему же относимся и мы с вами.

Итог урока. Антропогенез – процесс формирования человека. Выделяют четыре стадии антропогенеза: предшественники человека, древнейшие люди, древние люди и люди современного типа. Представителями предшественников человека являются австралопитеки, древнейших людей ─ питекантропы и синантропы, которых объединяют общим названием «человек прямоходящий», древних людей – неандертальцы, современных – кроманьонцы.

Австралопитеки (южные люди)


5 млн. лет назад, ходили на 2 ногах, жили группами, мозг V=500 – 600 см3, не владели речью


Род Homo


Виды:

  1. Человек умелый (2 млн. лет назад)

Vмозга=500 – 800 см3,изготовляли простейшие орудия


  1. Человек Выпрямленный (1 – 2 млн. лет назад)

  • Подвид Питекантроп

о. Ява
  • Подвид Синантроп

г. Пекин

  • Подвид Гейдельбергский человек

Германия


  1. Человек разумный

  • Неандертальцы (Германия)

Среднего роста, атлетического строения, нет подбородочного выступа, Vмозга=1400 – 1700 см3, охотники, хоронили близких, одежда, жили в пещерах.

  • Новые люди

  • Кроманьонцы (50 – 60 тыс лет назад)

Рост 180 см, высокий лоб, нет надбровных валиков, речь, Vмозга=1800 см3, орудия из камня, кости, рога, живопись, скульптура, охота, производящее хозяйство.

  • Современные люди




III. Закрепление

Заполнить таблицу (на дом):



Какие органы претерпели макс. изменение в эволюции?

Характер изменений Причины изменений

Австралопитек




Питекантроп, синантроп, гейдельбергский ч-к




Неандертальцы




Кроманьонцы





IV. Д/з *4

Вопр. 1-2, стр. 23 устно индивид. сообщения «Кроманьонцы»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!