План-конспект: 11 кл
Тема урока: «Внешняя политика России на рубеже XIX- XX вв. Русско-японская война 1904-1905 гг.»
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательные:
проанализировать основные направления внешней политики России в начале XX века, выяснить причины, характер, основные этапы, итог Русско-японской войны. Развивающие:
развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы, умение добывать информацию,
работа над историческими понятиями, датами,
развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы,
формировать навыки работы с текстом, таблицами, развитие навыков грамотной устной речи.
Воспитательная:
воспитывать чувство патриотизма и гуманизма даже на примере трагических страниц отечественной истории
Оборудование урока: учебник;
План изучения новой темы:
Внешняя политика России в 1894-1904 гг.
Русско-японская война 1904-1905 гг.
Причины и последствия поражения России в войне с Японией.
Ход и содержание урока
I. Орг.момент: Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку.
II. Опрос домашнего задания: проверка таблицы «Сравнение партии РСДРП и ПСР» устно и 3 коротких сообщения о личностях (Ленин, Мартов, Чернов)
III. Изучение нового материала
Ознакомление с первым пунктом параграфа. Вопросы: Какие основные направления внешней политики Николая 2 можно выделить? Какие основные цели конференции в Гааге?
Работа с учебником, ответы на вопрос
Вывод: Мы обнаружим, что на рубеже веков внешняя политика Российской империи имела два основных направления: европейское и дальневосточное. Первое ставило своей целью не допустить войны, что, безусловно, нарушило бы процесс модернизации; целью второго являлось расширение сферы влияния России на Дальнем Востоке.
Какая страна препятствовала расширению влияния России на дальнем Востоке? (Япония) Какие страны оказывали поддержку Японии? Почему? В чем заключалась их поддержка?
Причина русско-японской войны – борьба России с Японией за господство в Северо-Восточном Китае. (Запишем это в тетрадях)
Запись в тетради и на доске хронологической таблицы «Ход военных действий. На суше. На море» работа с учебником
На море: 27 января 1904 г – нападение японцев на русский флот (гибель крейсера «Варяг») 31 марта 1904 г – гибель флагманского броненосца «Петропавловск» 14 -15 мая 1905 года – поражение у острова Цусима
На суше: 20 декабря 1904 г – падение крепости Порт-Артура
25 февраля 1905 г – японцы заняли Мукден
Ответить на вопросы: Когда подписан мирный договор, как он назывался и условия мира?
Ответить на вопрос: работа с учебником (письменно)
Причины поражения России в русско - японской войне:
-Экономическая и военно-техническая отсталость России.
-Бездарность командования.
-Помощь Японии со стороны Англии и США.
-Нестабильность в стране в связи с революцией.
Ответить на вопрос: работа с учебником
Последствия поражения России в войне с Японией:
- Общественное недовольство самодержавием, позорно проигравшем войну с Японией;
- Ослабление позиций России на Дальнем Востоке;
-Дестабилизация внутриполитической обстановки в России - рост революционной борьбы.
IV. Закрепление.
Беседа по вопросам:
Дайте характеристику основных направлений российской внешней политики на рубеже веков.
Укажите причины войны.
Каков ход боевых действий и результаты русско-японской войны?
Дайте характеристику российской внешней политики в 1905-1907 гг.
V. Подведение итогов. Выставление оценок
Домашнее задание: п.4, пересказ, подготовиться к проверочной работе, (если не успеем в классе дома записать причины поражения России в русско-японской войне и последствия поражения)