СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока истории в 5 классе "На берегах Нила"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с элеменами проблемного обучения

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории в 5 классе "На берегах Нила"»

Урок истории

по общеобразовательной программе «Школа 2100»

в 5-ом классе.

автор: Нуждина Ирина Александровна

учитель истории и обществознания

высшей категории

ГБОУ СОШ №8 «ОЦ» г. Новокуйбышевска Самарской области


Тема: «Царство в долине Нила».

Цель урока: познакомить учащихся с блоком информации о Древнем Востоке, в частности с Древним Египтом, его месторасположением на карте, климате, растительности и формой правления.


Задачи:

  1. Образовательная (в соответствии с линией развития 1-2. Картина мира в фактах и понятиях).

Научить выделять признаки цивилизации, обобщать и делать выводы о наличии этого явления в истории древних египтян. Используя понятия: города-государства, свободные граждане, рабы, царская власть, научить объяснять, как происходило образование Древнеегипетского государства.

  1. Развивающая (в соответствии с линией развития 3. Историческое мышление).

Научить объяснять, как природные условия и развитие хозяйственной деятельности древних египтян могли повлиять на становление цивилизаций Древнего Египта.

  1. Воспитательная (в соответствии с линией развития 4-5. Нравственное, культурное, гражданско-патриотическое самоопределение).

Учить анализировать и высказывать своё оценочное мнение о деспотичности фараонов.


Обязательный минимум содержания ЗУН полученных на уроке: переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие, свободные граждане и рабы, царская власть, появление иероглифической письменности). 3000г. до н.э.- образование Древнеегипетского государства.


Оборудование: учебное пособие Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, А.В.Кузнецов «Всеобщая история Древний мир»: учебник для 5-го класса основной школы.-М.: Баласс, 2008г. (Образовательная система «Школа 2100»), карта «Древний Египет», проектор, компьютер, авторская презентация «Царство на берегах Нила», раздаточный мини-тест «Древний Египет)


План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Повторение изученного материала (фронтальный опрос)

  3. Изучение нового материала:

1.Учебная проблема: Почему Египет считается даром Нила?

2.Актуализация знаний. Планирование деятельности.

3.Поиск решения проблемы.

А) Природные условия

Б) Восхождение на новую ступень развития

В) Объединение Египта

  1. Закрепление полученных знаний. Итог урока.

  2. Домашнее задание.



Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие, определение отсутствующих учеников, проверка готовности к уроку – тетради по истории, ручки, карандаши).

II. Повторение изученного ранее.

Фронтальная проверка :

- Ребята, мы начинаем изучать раздел «Цивилизации Древнего Востока». Посмотрите на карту и скажите, какие цивилизации мы будем изучать? (ответы учащихся) Слайд 1.

- Скажите, что такое цивилизация? (Цивилизация - объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления). Слайд 2.

- Назовите признаки цивилизации? Слайд 3. (хозяйство, деление общества, власть, культура)

-Когда и где возникли первые цивилизации?

-Почему их называют «речными»? ( - Они зародились примерно пять тысяч лет назад в долинах великих рек ( Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Янцзы и другие)

-Какой вид хозяйства развивается на плодородных почвах? (успешно развивалось земледелие).

III. Изучение новой темы

  1. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Рассказ учителя.

- Первой цивилизацией Древнего Востока, с которой мы начинаем знакомиться, является Древний Египет, про который можно сказать так (слайд № 4):

А в немой дали, застыли

Пирамиды фараонов,

Саркофаги древней были,

Величавые, как вечность,

Молчаливые, как смерть.

М. Эмилеску.

Работа с картой.

- Перед вами карта Древнего Египта. Какая река протекает по территории страны?

-В каком направлении она течёт?

- В какое море она впадает?

-Почему карта окрашена в красный и зеленый цвет? (ответы учащихся). Слайд 5.

Записи в тетради. Египет находится на северо-востоке Африки. На его территории простирается огромная пустыня, среди ее песков течет река Нил.

Беседа.

- Сегодня мы с вами совершим путешествие по этой длинной реке. Путешествие мы начнем с истока Нила (там, где начинается река). Она берет свое начало на юге, в центре Африки и течет на север. Помогать нам в дороге будет Археолог и Антошка.

- Но для начала давайте выясним, как появился Египет?

Работа с учебником.

Откройте учебник на с.57. Читаем внизу разговор главных героев. (Читают вслух текст).

- Какой вывод сделал Антошка? (-Всему, что необходимо для жизни египтян научил бог Осирис)

Определение фактов, постановка проблемы и вывод, запись их в тетрадь

Факт 1. Слайд 6. Египет появился благодаря Богу Осирису.

- А какие факты привел Археолог? (- Археолог заметил, что в своих песнях египтяне прославляли Нил, так как эта река давала им всё необходимое для жизни).

Факт 2. Слайд 6. Египет- дар Нила.

- Сравните вывод Антошки и факты, приведенные Археологом. Какой у вас возникает вопрос? (ответы учеников).

Проблема Слайд 6. Почему Египет считается даром Нила?

- Какие у вас есть предложения, версии решения проблемы? (ответы учащихся)

Вывод: Нил давал всё необходимое для жизни. Слайд 7.


2.Актуализация знаний. Планирование деятельности.


-Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? (ответы учащихся)

Фиксируем на доске:

Надо узнать: природные условия и посмотреть, что давал Нил для: хозяйства, для общества, для управления, для культуры.


3.Поиск решения проблемы (открытие нового знания).


А) Природные условия

Слайд 8. (иллюстрации о природных условиях Египта)

Рассказ учителя:

-Одно из первых крупных царств возникло на берегах реки Нил. Страна «черной земли» Комет. Нил – одна из самых больших рек в мире. По берегам реки росли финиковые пальмы, высокий тростник – папирус. В водах Нила обитали крокодилы и множество рыб. Течение Нила встречало на своём пути пороги - каменистые преграды на дне реки, мешающие судоходству, течёт 700км в глубокой долине, затем впадает в Средиземное море, делясь на рукава, образуя дельту. В долине и дельте Нила от порогов до моря и возникло госу­дарство Древний Египет. К востоку и западу от нильской долины расположены пустыни. Древние египтяне боялись раскалённой пустыни. Жить там было невозможно. Горе человеку, если он за­блудится в пустыне. Над головой пылающее солнце, воды нет, а кругом одни пески, поэтому жить можно было только в долине. Ширина её составляла 12-15 км.


-Давайте проанализируем природные условия Египта. Заполним таблицу, «+» и «-»


«+»

«-»

Река Нил

Пустыня

Плодородный ил

Сезон дождей

Оазисы

Засуха

Богатый животный и растительный мир

Каменистые пороги

Сделайте вывод, чем могли заниматься египтяне? (благодаря реке Нил, египтяне могли заниматься земледелием).

- Но река Нил имела свои особенности, то вода разливалась, затапливала все поля, то наступал период отливов, и вода уходила с полей.

Работа со схемой.

Перед вами схема

- На сколько сезонов делился год? (на три сезона)

-Когда происходил посев и созревание хлеба? (ноябрь, декабрь, январь, февраль)

-Что происходило с марта по июнь? ( засуха)

-Когда происходил разлив Нила? (с июля по октябрь)

(запись в тетрадь)



-Как египтяне приспособились к таким природным условиям? Как это повлияло на их жизнь? (ответы учащихся)

Работа по иллюстрации.

-Посмотрите на слайд, что вы видите? Слайд 9 (Египтяне научились строить преграды- дамбы, отводные каналы).

- Зависела ли как-то деятельность египтян от разливов Нила? (ответы учащихся).

Б) Вхождение на новую ступень развития.

- Как это могло отразиться на общественном устройстве египетского общества? (Регулярность разливов реки делала жизнь египтян размеренной, упорядочной).

Работа с учебником.

- Прочитайте на с.52 , что ещё давал Нил египтянам (Папирус)

-Для чего использовали египтяне папирус? (для письма «священных знаков» иероглифов).

- Итак, давайте ещё раз вспомним что, же такое цивилизация (изменения во всех сферах деятельности человека).

- Можем ли мы сказать, что такие изменения произошли в Древнем Египте? (благодаря организации жизнедеятельности в долине реки Нил египтяне смогли взойти на ступень цивилизации).

В) Объединение Египта

Работа с учебником.

- Мы с вами не назвали ещё один признак цивилизации, это образование государства. Давайте попробуем найти признаки государства, в устройстве Древнего Египта используя схему на с.56.

-Первый признак государства это аппарат управления (правители) (ответы учащихся: фараон, правители номов, жрецы).

-Следующий признак государства система законов (ответу учащихся: фараон сам издавал законы)

- Ещё один признак государства это наличие армии для защиты границ (ответы учащихся: армия).

- Сбор налогов с населения это то же относится к признакам государства (ответы учащихся: есть ведомства, которые занимаются сбором налогов).

Слайд 10. Рассказ учителя.

- На территории Египта возникло около сорока государств. Они постоянно воевали между собой, пока не образовалось два больших царства: Северный Египет и Южный Египет. Но между царями этих двух государств тоже шла ожесточенная война.

Примерно за 3 тыс. до н. э. царь Южного Египта победил окончательно царя Северного Египта, объединив всю страну. Он стал носить двойную корону. Его стали называть фараоном, а столицей стал город Мемфис.

Работа со схемой по слайду.

Слайд 11. – Сравните две схемы «Правление вождя племени» и «Правление фараона», что заметили? (вождя выбирало народное собрание, а фараон сам назначал и руководил чиновниками).

Работа с учебником.

- Такое правление называли деспотией. Найдите в учебнике объяснение этого понятия.

  1. Закрепление полученных знаний. Итог урока.

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (ответы учащихся)

-Чьи версии подтвердились? (ответы учащихся)

- Что нового мы сегодня узнали на уроке? (ответы учащихся).

Сделать вывод Жители Древнего Египта создали государство, взошли на ступень цивилизации.

Работа с тестом.

- Для того, что бы вернуться нам необходимо ответить на вопросы.

  1. Древний Египет расположен

а) в Западной Африке;

б) в Юго-Восточной Африке;

в) в Северо-Восточной Африке.

  1. Пороги Нила - это

а) сооружения на берегах реки;

б) опасные каменистые преграды по течению Нила;

в) горы.

3. Что символизировала двойная корона египетских фараонов?

а) объединение Южного и Северного царств;

б) союз богов неба и земли;

в) царство мертвых и царство жив

4. Комет в переводе

а) красная земля;

б) черная земля;

в) зелёная земля.

5. Определите год объединения Египта:

а) 2000г. до н.э.

б) 3000г. до н.э

в) 3500г. до н.э.

Взаимопроверка теста Слайд 12.

Поставить оценки наиболее активным детям.

6. Домашнее задание. § 7 продолжить рассказ «В доме египетского земледельца» на с.53




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!