Приложение 33
Урок изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского
4 класс. 3 четверть
Тема урока: «Образ художественной культуры Японии» (обобщающий урок)
Цели:
обучающая | расширить знания и представления учащихся о японской художественной культуре; формировать умение выражать свои зрительные представления и впечатления от восприятия пейзажа, архитектуры; учить работать коллективно. |
развивающая | - развивать художественный вкус, индивидуальные творческие способности, интерес к прекрасному |
воспитательная | обратить внимание учащихся на красоту, окружающую их в жизни, научить замечать, чувствовать и воспринимать красоту далекой страны; воспитать толерантность, уважение к традициям народов мира. |
Задача: показать красоту японского пейзажа, архитектуры, японской женщины.
Задание: создать коллективное панно на тему «Художественный образ Японии».
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, совместно-взаимодействующая.
Тип урока: получение новых знаний.
Используемое оборудование:
Для учителя - проектор, презентация к уроку «Образ художественной культуры Японии», бумага, детские работы, музыкальное сопровождение.
Для учеников – лист ватмана, подготовленная фоновая бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти, баночка, тряпка, клеенка
Зрительный ряд: репродукции с изображением японских пейзажей, архитектуры, репродукции с изображением японской и русской женщин.(с пользованием мультимедийного проектора)
Учебные таблицы:
веточка цветущей сакуры,
последовательность выполнения японского дома,
последовательность изображения фигуры японской женщины,
бумажная кукла в японском кимоно и прическами
новые слова (сакура, кимоно, гэта, хокку, оби).
Литературный ряд: стихи хойку
Музыкальный ряд: японская музыка «Сакура».
План урока:
Организационный момент.
2. Беседа, объяснение, показ.
3. Инструкция по технике безопасности.
4. Физминутка.
5. Практическое выполнение задания.
(Развитие умений, применение нового знания. Работа в группах).
6. Итог и анализ. Рефлексия.
7. Организационное завершение.
Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;
духовно-нравственное развитие детей посредством формирования отношения к культуре другого народа.
Регулятивные УУД:
развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
вырабатывать способность различать способ и результат действия;
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательные УУД:
развивать способность смыслового восприятия художественного текста;
осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
Предполагаемые результаты:
Личностные: включают готовность к саморазвитию, высокую мотивацию к обучению и познанию.
Метапредметные: освоение УУД.
Предметные: получение нового знания, его преобразование и применение.
Ход урока: 1. Организационная часть. Проверка готовности к уроку.
2. Беседа, объяснение, показ.
Ребята, сегодня на уроке мне хотелось бы пригласить вас в путешествие по прекрасной стране, которую часто называют «страной восходящего солнца».
Как вы, наверное, уже догадались – эта страна Япония.
Я думаю, что очень интересно узнавать что-либо новое о далеких странах. Сегодня мы постараемся узнать и запомнить новые интересные сведения об удивительной стране, а особенно подробно остановимся на художественной культуре Японии. И целью нашего урока является изучение культурных традиций Японии, а также создание коллективной работы на тему «Художественный образ Японии».
Итак, давайте отправимся в путешествие по далекой самобытной стране, а сопровождать нас в путешествии будет легкая японская музыка.
Япония – красивая страна. Она расположена на четырех островах и со всех сторон омывается морем. Здесь много живописных рек, стремительных водопадов, огнедышащих гор – вулканов. На севере Японии так же, как и у нас выпадает снег, зато на юге зимы не бывает никогда. Там круглый год цветут цветы, тепло.
Стремление к гармонии с природой – главная черта японского искусства. Тайна японского искусства состоит в том, чтобы вслушиваться в несказанное и любоваться невидимым. Часто, проходя мимо деревьев, опавших листьев, мы не обращаем на них внимания, а японцы способны увидеть красоту даже в обычном опавшем листочке или сосновой иголочке и любоваться ими часами.
Конец осенним дням. Уже раскрыла руки Каштана скорлупа. (Басё) | Гляжу – опавший лист Опять взлетел на ветку. То бабочка была. | Над ручьем целый день Ловит, ловит стрекоза Собственную тень. (Тиё-ни) | Старый пруд… Прыгнула в воду лягушка. Плеск в тишине. |
Многообразны приметы времени и жизни. Когда с дерева падает один лист, близится осень. Но сегодня у нас не осенний листопад, сегодня у нас весна – сезон благоухания сакуры. Это дерево – символ японской весны. Она похожа на нашу вишню, но плоды ее очень мелкие и несъедобные.
С давних пор в цветении декоративной вишни японцам видится радость жизнеутверждения весенних сил после зимней стужи. Розовые соцветия сакуры восхищают японцев не только своей многочисленностью, но и недолговечностью. Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят к земле от малейшего дуновения ветра. Прекрасно цветение сакуры.
Ребята, а кто из вас видел, как цветет вишня? Какие ваши впечатления? Какая она?
Сегодня на уроке мы тоже можем создать цветущую вишню, посмотрите как это просто Учитель показывает таблицу с изображением ветки сакуры, вырезает цветы и приклеивает их на ветку.
А сейчас я предлагаю продолжить путешествие и отправиться из нашего чудесного сада в японский поселок. Мы входим в японский поселок с узкими улочками, с черепичными седлообразными крышами домов. Фасад дома традиционно обращен к саду: ручей, скалы, глыбы камней, возле дома слегка изогнутый мост, пруд.
Взаимосвязь японского жилища и воды – явление органичное. Об этом есть народная японская поговорка: «У кого терраса подле воды, тот раньше других луну увидит».
Японский домик сделать очень просто. Он симметричной формы и состоит из простых фигур. По построению напоминает наш домик, но только уголки крыши немного закругленные. Учитель показывает таблицы с конструкцией японского дома и вырезает его, сложив лист пополам. Затем показывает, как можно украсить домик.
Мы с вами продолжим наше путешествие и обратим внимание на японский пейзаж, посмотрим на картины японских художников. Ребята, какие особенности техники исполнения рисунка вы видите? Японские художники часто рисовали свои пейзажи в серо-белом цвете.
Обычно в своих картинах художники изображают горы в серо-белой дымке, которая создает впечатление пространства. Итак, как же можно изобразить японский пейзаж? (Учитель показывает на листе, приклеенном к доске, карандашом изображение пейзажа).
Необычная природа, необычная архитектура заставляют нас задуматься, что же за люди живут в этой чудесной стране?
Как и все народы мира, японцы воспевают женщину как символ красоты, мира, нежности. Многие японские художники извлекли из красок и света дивные образы японок и подарили их нам. В чем же отличие образа японской женщины от образов русских красавиц? В чем своеобразие ее внешности? Давайте внимательно вглядимся в образ японской женщины. Тонкий овал лица, узкие миндалевидные удлиненные глаза, густые соболиные брови, чуть приподнятые вверх, словно от удивления. Особую грациозность японским женщинам придает одежда – кимоно. (Параллельно объяснениям учитель одевает бумажную куклу). Кимоно кроится по геометрическим формам и шьется по единому образцу. Полы кимоно не застегиваются, а запахиваются. Женщины подпоясывают кимоно широким поясом-оби, который завязывают на спине большим бантом. У состоятельных людей кимоно шелковое, у бедных – полотняное. Очень длинные рукава кимоно служат карманами. Надевая кимоно, японская женщина строго следует старинному этикету. Искусная прическа также придает ей грациозность. Прическа сложная, с лентами, дорогими шпильками, цветами. Обувью японским женщинам служат деревянные гэта – сандалии. Дополнением к японскому костюму является веер, который представляет собой произведение искусства, и соломенный зонт. (Учитель показывает таблицы последовательности изображения японской женщины).
3. Техника безопасности. Правила пользования ножницами
4. Физминутка.
5. Практическое выполнение задания.
А теперь, ребята, я предлагаю вам создать небольшой кусочек Японии – выполнить коллективное панно. Для этого нам нужно разбиться на четыре группы:
I группа – «Архитекторы» - изображают пейзаж.
II группа – «Садовники» - изображают и вырезают ветку цветущей сакуры.
III группа – «Строители» - вырезают и украшают Японские домики.
IV группа – «Художники» - изображают и вырезают фигурки японских женщин.
Каждая группа получит в конвертах схемы и рекомендации к выполнению задания.
После выполнения своей работы учащиеся собирают панно (наклеивают домики, фигурки, ветку с цветами на выполненный пейзаж).
6. Итог и анализ. Рефлексия.
Ребята, художественному искусству какой страны был посвящен наш сегодняшний урок?
Что нового вы сегодня узнали на уроке об этой удивительной стране?
Чему научились?
В чем особенности японской поэзии?
Расскажите об особенностях японского национального костюма.
Оцените свою работу на уроке:
– Что тебе нужно было сделать?
– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?
– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?
– Как бы ты оценил свою работу?
Организационное завершение.
Для закрепления и повторения пройденного материала можно разгадать с учащимися кроссворд
Кроссворд
К уроку «Образ художественной культуры Японии»
.6.
1.
2.
3.
4.
5..
Вопросы: 1.Японская вишня. 2.Японский храм. 3. Широкий пояс, которым подпоясывают одежду Японки. 4.Одежда Японки. 5.Деревянные сандалии. 6.Название известного в Японии вулкана. | Ответы: Сакура. Пагода. Оби Кимоно. Гэта. Фудзияма. |