СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ИЗО по программе Б.М.Неменского "Образ художественной культуры Японии"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:   «Образ художественной культуры Японии» (обобщающий урок)

 

Цели: 

обучающая

  • расширить знания и представления учащихся о японской художественной культуре;
  • формировать умение выражать свои зрительные представления и впечатления от восприятия пейзажа, архитектуры;
  • учить работать коллективно.

развивающая

- развивать художественный вкус, индивидуальные творческие способности, интерес к прекрасному

воспитательная

  • обратить внимание учащихся на красоту, окружающую их в жизни, научить замечать, чувствовать и воспринимать красоту далекой страны;
  • воспитать толерантность, уважение к традициям народов мира.

 

Задача:   показать красоту японского пейзажа, архитектуры, японской женщины.

Задание: создать коллективное панно на тему «Художественный образ Японии».

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, совместно-взаимодействующая.

Тип урока: получение новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 33.Конспект урока с использованием технологии коллективного обучения»

Приложение 33

Урок изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского

4 класс. 3 четверть


Тема урока: «Образ художественной культуры Японии» (обобщающий урок)


Цели:

обучающая

  • расширить знания и представления учащихся о японской художественной культуре;

  • формировать умение выражать свои зрительные представления и впечатления от восприятия пейзажа, архитектуры;

  • учить работать коллективно.

развивающая

- развивать художественный вкус, индивидуальные творческие способности, интерес к прекрасному

воспитательная

  • обратить внимание учащихся на красоту, окружающую их в жизни, научить замечать, чувствовать и воспринимать красоту далекой страны;

  • воспитать толерантность, уважение к традициям народов мира.


Задача: показать красоту японского пейзажа, архитектуры, японской женщины.

Задание: создать коллективное панно на тему «Художественный образ Японии».

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, совместно-взаимодействующая.

Тип урока: получение новых знаний.

Используемое оборудование:

Для учителя - проектор, презентация к уроку «Образ художественной культуры Японии», бумага, детские работы, музыкальное сопровождение.

Для учеников – лист ватмана, подготовленная фоновая бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти, баночка, тряпка, клеенка


Зрительный ряд: репродукции с изображением японских пейзажей, архитектуры, репродукции с изображением японской и русской женщин.(с пользованием мультимедийного проектора)

Учебные таблицы:

  • веточка цветущей сакуры,

  • последовательность выполнения японского дома,

  • последовательность изображения фигуры японской женщины,

  • бумажная кукла в японском кимоно и прическами

  • новые слова (сакура, кимоно, гэта, хокку, оби).

Литературный ряд: стихи хойку

Музыкальный ряд: японская музыка «Сакура».

План урока:

  1. Организационный момент.

2. Беседа, объяснение, показ.

3. Инструкция по технике безопасности.

4. Физминутка.

5. Практическое выполнение задания.

(Развитие умений, применение нового знания. Работа в группах).

6. Итог и анализ. Рефлексия.

7. Организационное завершение.

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;

ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;

духовно-нравственное развитие детей посредством формирования отношения к культуре другого народа.

Регулятивные УУД:

развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

вырабатывать способность различать способ и результат действия;

в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:

развивать способность смыслового восприятия художественного текста;

осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;

задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;

Предполагаемые результаты:

Личностные: включают готовность к саморазвитию, высокую мотивацию к обучению и познанию.

Метапредметные: освоение УУД.

Предметные: получение нового знания, его преобразование и применение.



Ход урока: 1. Организационная часть. Проверка готовности к уроку.

2. Беседа, объяснение, показ.


Ребята, сегодня на уроке мне хотелось бы пригласить вас в путешествие по прекрасной стране, которую часто называют «страной восходящего солнца».

Как вы, наверное, уже догадались – эта страна Япония.

Я думаю, что очень интересно узнавать что-либо новое о далеких странах. Сегодня мы постараемся узнать и запомнить новые интересные сведения об удивительной стране, а особенно подробно остановимся на художественной культуре Японии. И целью нашего урока является изучение культурных традиций Японии, а также создание коллективной работы на тему «Художественный образ Японии».

Итак, давайте отправимся в путешествие по далекой самобытной стране, а сопровождать нас в путешествии будет легкая японская музыка.

Япония – красивая страна. Она расположена на четырех островах и со всех сторон омывается морем. Здесь много живописных рек, стремительных водопадов, огнедышащих гор – вулканов. На севере Японии так же, как и у нас выпадает снег, зато на юге зимы не бывает никогда. Там круглый год цветут цветы, тепло.

Стремление к гармонии с природой – главная черта японского искусства. Тайна японского искусства состоит в том, чтобы вслушиваться в несказанное и любоваться невидимым. Часто, проходя мимо деревьев, опавших листьев, мы не обращаем на них внимания, а японцы способны увидеть красоту даже в обычном опавшем листочке или сосновой иголочке и любоваться ими часами.

Конец осенним дням.

Уже раскрыла руки

Каштана скорлупа.

(Басё)

Гляжу – опавший лист

Опять взлетел на ветку.

То бабочка была.

Над ручьем целый день

Ловит, ловит стрекоза

Собственную тень.

(Тиё-ни)

Старый пруд…

Прыгнула в воду лягушка.

Плеск в тишине.


Многообразны приметы времени и жизни. Когда с дерева падает один лист, близится осень. Но сегодня у нас не осенний листопад, сегодня у нас весна – сезон благоухания сакуры. Это дерево – символ японской весны. Она похожа на нашу вишню, но плоды ее очень мелкие и несъедобные.

С давних пор в цветении декоративной вишни японцам видится радость жизнеутверждения весенних сил после зимней стужи. Розовые соцветия сакуры восхищают японцев не только своей многочисленностью, но и недолговечностью. Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят к земле от малейшего дуновения ветра. Прекрасно цветение сакуры.

Ребята, а кто из вас видел, как цветет вишня? Какие ваши впечатления? Какая она?

Сегодня на уроке мы тоже можем создать цветущую вишню, посмотрите как это просто Учитель показывает таблицу с изображением ветки сакуры, вырезает цветы и приклеивает их на ветку.

А сейчас я предлагаю продолжить путешествие и отправиться из нашего чудесного сада в японский поселок. Мы входим в японский поселок с узкими улочками, с черепичными седлообразными крышами домов. Фасад дома традиционно обращен к саду: ручей, скалы, глыбы камней, возле дома слегка изогнутый мост, пруд.

Взаимосвязь японского жилища и воды – явление органичное. Об этом есть народная японская поговорка: «У кого терраса подле воды, тот раньше других луну увидит».

Японский домик сделать очень просто. Он симметричной формы и состоит из простых фигур. По построению напоминает наш домик, но только уголки крыши немного закругленные. Учитель показывает таблицы с конструкцией японского дома и вырезает его, сложив лист пополам. Затем показывает, как можно украсить домик.

Мы с вами продолжим наше путешествие и обратим внимание на японский пейзаж, посмотрим на картины японских художников. Ребята, какие особенности техники исполнения рисунка вы видите? Японские художники часто рисовали свои пейзажи в серо-белом цвете.

Обычно в своих картинах художники изображают горы в серо-белой дымке, которая создает впечатление пространства. Итак, как же можно изобразить японский пейзаж? (Учитель показывает на листе, приклеенном к доске, карандашом изображение пейзажа).

Необычная природа, необычная архитектура заставляют нас задуматься, что же за люди живут в этой чудесной стране?

Как и все народы мира, японцы воспевают женщину как символ красоты, мира, нежности. Многие японские художники извлекли из красок и света дивные образы японок и подарили их нам. В чем же отличие образа японской женщины от образов русских красавиц? В чем своеобразие ее внешности? Давайте внимательно вглядимся в образ японской женщины. Тонкий овал лица, узкие миндалевидные удлиненные глаза, густые соболиные брови, чуть приподнятые вверх, словно от удивления. Особую грациозность японским женщинам придает одежда – кимоно. (Параллельно объяснениям учитель одевает бумажную куклу). Кимоно кроится по геометрическим формам и шьется по единому образцу. Полы кимоно не застегиваются, а запахиваются. Женщины подпоясывают кимоно широким поясом-оби, который завязывают на спине большим бантом. У состоятельных людей кимоно шелковое, у бедных – полотняное. Очень длинные рукава кимоно служат карманами. Надевая кимоно, японская женщина строго следует старинному этикету. Искусная прическа также придает ей грациозность. Прическа сложная, с лентами, дорогими шпильками, цветами. Обувью японским женщинам служат деревянные гэта – сандалии. Дополнением к японскому костюму является веер, который представляет собой произведение искусства, и соломенный зонт. (Учитель показывает таблицы последовательности изображения японской женщины).

3. Техника безопасности. Правила пользования ножницами

4. Физминутка.

5. Практическое выполнение задания.

А теперь, ребята, я предлагаю вам создать небольшой кусочек Японии – выполнить коллективное панно. Для этого нам нужно разбиться на четыре группы:

I группа – «Архитекторы» - изображают пейзаж.

II группа – «Садовники» - изображают и вырезают ветку цветущей сакуры.

III группа – «Строители» - вырезают и украшают Японские домики.

IV группа – «Художники» - изображают и вырезают фигурки японских женщин.

Каждая группа получит в конвертах схемы и рекомендации к выполнению задания.


После выполнения своей работы учащиеся собирают панно (наклеивают домики, фигурки, ветку с цветами на выполненный пейзаж).


6. Итог и анализ. Рефлексия.

  1. Ребята, художественному искусству какой страны был посвящен наш сегодняшний урок?

  2. Что нового вы сегодня узнали на уроке об этой удивительной стране?

  3. Чему научились?

  4. В чем особенности японской поэзии?

  5. Расскажите об особенностях японского национального костюма.


Оцените свою работу на уроке:

– Что тебе нужно было сделать?

– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?

– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?

– Как бы ты оценил свою работу?

  1. Организационное завершение.

Для закрепления и повторения пройденного материала можно разгадать с учащимися кроссворд

Кроссворд


К уроку «Образ художественной культуры Японии»

.6.


1.


2.



3.


4.


5..




Вопросы:

1.Японская вишня.

2.Японский храм.

3. Широкий пояс, которым подпоясывают одежду Японки.

4.Одежда Японки.

5.Деревянные сандалии.

6.Название известного в Японии вулкана.


Ответы:

  1. Сакура.

  2. Пагода.

  3. Оби

  4. Кимоно.

  5. Гэта.

  6. Фудзияма.





Просмотр содержимого презентации
«Приложение 34. Коллективное обучение на уроках »

Образ художественной культуры Японии

Образ художественной культуры Японии

Вид на Фудзияму

Вид на Фудзияму

ПРАЗДНИК ЦВЕТЕНИЯ САКУРЫ

ПРАЗДНИК ЦВЕТЕНИЯ САКУРЫ

АРХИТЕКТУРА

АРХИТЕКТУРА

АРХИТЕКТУРА

АРХИТЕКТУРА

ЯПОНСКИЙ ПЕЙЗАЖ

ЯПОНСКИЙ ПЕЙЗАЖ

ЯПОНСКИЙ ПЕЙЗАЖ

ЯПОНСКИЙ ПЕЙЗАЖ

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Оцените свою работу на уроке: – Что тебе нужно было сделать? – Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок? – Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей? – Как бы ты оценил свою работу?

Оцените свою работу на уроке:

Что тебе нужно было сделать?

Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?

Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?

Как бы ты оценил свою работу?

ДЕТСКИЕ РАБОТЫ

ДЕТСКИЕ РАБОТЫ

ИСТОЧНИКИ   http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E5%E5%F0 http://lazure-dragon.narod.ru/Japan/fans.htm http://dzyo-san.ru/?p=2824 http://www.a-u-m.ru/ezo- http://angreal.info/post201467952 http://www.1204016.jp/i-fan/itm12.htm

ИСТОЧНИКИ

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E5%E5%F0

http://lazure-dragon.narod.ru/Japan/fans.htm

http://dzyo-san.ru/?p=2824

http://www.a-u-m.ru/ezo-

http://angreal.info/post201467952

http://www.1204016.jp/i-fan/itm12.htm


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!