4. Вводная беседа. | Все пространственные формы сводятся к простым геометрическим телам. Мы об этом говорили с вами, когда знакомились с конструкцией предметов быта при изучении темы «натюрморт». Какую форму имеет наша голова? На что она похожа? Наша голова имеет круглую форму. В объёме голова напоминает форму яйца и состоит из двух частей – лицевой части и черепной. Для нас всегда так важно лицо человека, что, уделяя ему основное внимание, мы его всегда преувеличиваем в масштабе, относительно черепа. А между тем, если смотреть на лицо человека прямо, то линия его глаз находится приблизительно посередине общего абриса головы. Над ней лежат две почти равные части – высота лба до линии волос и высота до темени, обычно закрытая волосами. И вниз от линии глаз такие же равные части – до основания носа и до подбородка. Глаза – зеркало души. Когда мы смотрим при общении в лицо человека, то видим, прежде всего, его глаза. Поэтому в рисунке очень важно определить их место. Надо запомнить, что расстояние между глазами приблизительно равно длине глаза, это же расстояние равно ширине носа. Нос человека имеет форму призмы, и мы видим его верхнюю, две боковые стороны и нижнее основание, где расположены ноздри. Рот находится посередине между основанием носа и линией подбородка. Важное значение для рисунка головы имеет поворот формы на скулах и висках. Уши у нас совпадают по длине с расстоянием от бровей до основания носа. Следует помнить: расстояние между глазами не надо сужать или увеличивать, поднимать или опускать сильно линию глаз. Это может привести к искажению образа. Все эти правила - только схема. В действительности встречаются различные отклонения, в которых и проявляются индивидуальные пропорции человека. Что же такое пропорции? ПРОПОРЦИИ – это соотношение величин частей, составляющих одно целое. Ошибка в пропорциях нигде так не ощутима, как при изображении головы человека. Здесь умение видеть пропорциональные особенности определяет сходство рисунка с моделью. Представления об идеальных пропорциях человека были придуманы ещё в Древней Греции, потому что древнегреческие мудрецы искали идеал любого явления и определяли его как меру совершенства. Прославленный скульптор Поликлет тогда создал знаменитый трактат «Канон», в котором он провел сложные расчеты пропорциональных соотношений тела человека. Позднее представления о красоте пропорций изменялись, но всегда присутствовал интерес к учению о пропорциях и пониманию пластического строения человека. | Задает вопросы в ходе беседы, обобщает ответы учащихся. | Отвечают на вопросы, рассуждают. Работа со схемами, измерение и рассматривание своего лица и друг у друга. Сравнивают образцы на слайдах, полученные при несоблюдении пропорций | Слайд 2.1 Слайд 2.2 Слайд 3.1 Слайд 3.2 Слайд 3.3 Слайд 3.4 Слайд 3.5 Слайды 4 и 5 Слайд 6 Слайд 7 (7.1, 7.2, 7.3) Слайд 8 (8.1, 8.2) Слайд 9 |
5. Первичное закрепление. | У вас на партах в каждой группе лежат листочки с напечатанным текстом. Выберите человека от группы, который прочитает выразительно этот текст. | Задает наводящие вопросы, вызывает учеников с похожими чертами лица | Представитель от каждой группы читает выразительно текст с листочка. Пытаются определить форму головы и лица и найти среди своих одноклассников детей с похожими чертами лица. | |
6. Объяснение практического задания. | Вам нужно будет в группах создать портрет в технике аппликации. Задание поможет вам понять, как меняется характер лица, его выражение при изменении взаимного положения его частей. На партах у вас лежат «подсказки», которые помогут справиться с работой. Сначала определите форму и размер головы, после этого в соответствующем масштабе вырежьте отдельные части лица. Можно подвигать вырезанные части лица вверх и вниз, увеличить или уменьшить разрез глаз, раскрыть губы, брови свести вместе или поднять вверх, изменить прическу и т.д. | Учебная игра с готовыми вырезанными формой головы и частями лица. Проводит инструктаж по ТБ. | | |