СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе "Конструкция головы человека и ее пропорции"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для 6 класса по программе Б.М.Неменского.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе "Конструкция головы человека и ее пропорции"»

Конспект урока ИЗО в 6 классе.

Тема урока: «Конструкция головы человека и ее основные пропорции».


Основная цель урока: выполнить портрет в технике аппликация с соблюдением пропорциональных соотношений частей лица.

Задачи:

  1. Ознакомление обучающихся с конструкцией головы человека, пропорциями лица и их ролью в выражении характера и эмоций;

  2. Формирование навыка изображения головы человека,

  3. Развитие наблюдательности, глазомера, композиционного мышления и креативности;

  4. Развитие умения видеть общую конструкцию и форму головы, умения устанавливать основные пропорции головы, а также умения взглянуть по-новому на уже знакомое;

  5. Совершенствование умений работать с разными материалами и инструментами;

  6. Совершенствование навыка работы в группе;

  7. Воспитание чувства взаимопомощи, умения совместной деятельности, толерантного отношения к участникам группы.

Оборудование:

    • Для учителя: проектор, экран, презентация, демонстрационный и раздаточный материал для работы в группах, репродукции картин художников, таблицы.

    • Для обучающихся: цветная бумага, белый лист формата А3, клей, ножницы, клеенка.


ХОД УРОКА



Этап урока

Содержание

Действия

Примечания

учителя

обучающихся

1. Оргмомент.


Проверяет готовность уч-ся к уроку

Проверяют готовность своих групп к уроку


2. Повторение изученного.


Задает вопросы уч-ся по содержанию предыдущего урока

Отвечают на вопросы учителя


3. Объявление темы урока.

Рисунок портрета и учебное изображение головы не одно и то же. Голова является самой выразительной и самой многозначной частью, если рассматривать тело человека как соотношение пространственных форм. И на первом этапе изучения рисунка головы мы рассмотрим ее именно как пространственную форму – как КОНСТРУКЦИЮ. Поэтому и тема нашего урока звучит следующим образом: «Конструкция головы человека и ее основные пропорции».











Слайд 1

4. Вводная беседа.

Все пространственные формы сводятся к простым геометрическим телам. Мы об этом говорили с вами, когда знакомились с конструкцией предметов быта при изучении темы «натюрморт».

Какую форму имеет наша голова? На что она похожа?

Наша голова имеет круглую форму. В объёме голова напоминает форму яйца и состоит из двух частей – лицевой части и черепной.

Для нас всегда так важно лицо человека, что, уделяя ему основное внимание, мы его всегда преувеличиваем в масштабе, относительно черепа. А между тем, если смотреть на лицо человека прямо, то линия его глаз находится приблизительно посередине общего абриса головы.

Над ней лежат две почти равные части – высота лба до линии волос и высота до темени, обычно закрытая волосами.

И вниз от линии глаз такие же равные части – до основания носа и до подбородка.

Глаза – зеркало души. Когда мы смотрим при общении в лицо человека, то видим, прежде всего, его глаза. Поэтому в рисунке очень важно определить их место. Надо запомнить, что расстояние между глазами приблизительно равно длине глаза, это же расстояние равно ширине носа.

Нос человека имеет форму призмы, и мы видим его верхнюю, две боковые стороны и нижнее основание, где расположены ноздри.

Рот находится посередине между основанием носа и линией подбородка.

Важное значение для рисунка головы имеет поворот формы на скулах и висках.

Уши у нас совпадают по длине с расстоянием от бровей до основания носа.

Следует помнить: расстояние между глазами не надо сужать или увеличивать, поднимать или опускать сильно линию глаз. Это может привести к искажению образа.

Все эти правила - только схема. В действительности встречаются различные отклонения, в которых и проявляются индивидуальные пропорции человека.

Что же такое пропорции?

ПРОПОРЦИИ – это соотношение величин частей, составляющих одно целое. Ошибка в пропорциях нигде так не ощутима, как при изображении головы человека. Здесь умение видеть пропорциональные особенности определяет сходство рисунка с моделью.

Представления об идеальных пропорциях человека были придуманы ещё в Древней Греции, потому что древнегреческие мудрецы искали идеал любого явления и определяли его как меру совершенства. Прославленный скульптор Поликлет тогда создал знаменитый трактат «Канон», в котором он провел сложные расчеты пропорциональных соотношений тела человека.

Позднее представления о красоте пропорций изменялись, но всегда присутствовал интерес к учению о пропорциях и пониманию пластического строения человека.

Задает вопросы в ходе беседы, обобщает ответы учащихся.












Отвечают на вопросы, рассуждают.










Работа со схемами, измерение и рассматривание своего лица и друг у друга.


















Сравнивают образцы на слайдах, полученные при несоблюдении пропорций







Слайд 2.1








Слайд 2.2









Слайд 3.1


Слайд 3.2




Слайд 3.3


Слайд 3.4


Слайд 3.5



Слайды 4 и 5







Слайд 6








Слайд 7 (7.1, 7.2, 7.3)







Слайд 8 (8.1, 8.2)

Слайд 9

5. Первичное закрепление.

У вас на партах в каждой группе лежат листочки с напечатанным текстом. Выберите человека от группы, который прочитает выразительно этот текст.





Задает наводящие вопросы, вызывает учеников с похожими чертами лица

Представитель от каждой группы читает выразительно текст с листочка.

Пытаются определить форму головы и лица и найти среди своих одноклассников детей с похожими чертами лица.


6. Объяснение практического задания.

Вам нужно будет в группах создать портрет в технике аппликации. Задание поможет вам понять, как меняется характер лица, его выражение при изменении взаимного положения его частей.


На партах у вас лежат «подсказки», которые помогут справиться с работой. Сначала определите форму и размер головы, после этого в соответствующем масштабе вырежьте отдельные части лица. Можно подвигать вырезанные части лица вверх и вниз, увеличить или уменьшить разрез глаз, раскрыть губы, брови свести вместе или поднять вверх, изменить прическу и т.д.

Учебная игра с готовыми вырезанными формой головы и частями лица.







Проводит инструктаж по ТБ.



7. Практическая работа.


Выявляет и устраняет ошибки

Работают в группах по созданию портрета.


8. Итог урока.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!