Организационный этап II. Создание проблемной ситуации. | - Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь. Учитель записывает тему урока «Загадочный зимний пейзаж», рассказывает детям историю о двух товарищах и просит ответить на вопросы. – В одном классе учились два товарища, Костя и Серёжа. Однажды перед уроком рисования Костя обнаружил, что забыл цветные карандаши. Он обратился к Серёже: – Ты поделишься со мной карандашами? – Конечно, но только когда сам нарисую. Прозвенел звонок, и учительница объявила тему рисунка: «Любимое дерево». Ребята взялись за работу. – Когда же ты дашь мне карандаши? – спросил Костя. – Держи пока чёрный, а остальные мне самому нужны, освободятся, тогда дам, – ответил Серёжа. Прошло время, и вдруг учительница объявила, что пора заканчивать, и взяла журнал, чтобы выставить отметки. Только теперь Серёжа понял, что так и не успел дать Косте карандаши. Ему стало стыдно, он боялся даже повернуть голову в сторону своего друга и всё ждал, когда учительница увидит несделанную работу и поставит Косте «2». Но каково же было удивление Серёжи, когда он услышал восторженные возгласы ребят и учителя, увидевших рисунок Кости! – Как вы думаете, чему удивились ребята? – Как Костя смог, используя чёрный карандаш и белый лист бумаги, справиться с заданием? | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, садятся. Слушают историю о двух товарищах Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов): – Тому, что работа выполнена и она очень красивая. Затрудняются ответить либо ответы неполные. |
Продуктивный метод - Метод проблемного изложения Рассказ Беседа
Беседа
Работа с учебником Беседа Наглядный метод – иллюстрация
Наглядный метод – иллюстрация Беседа
Беседа
Практическая работа
Беседа Самоконтроль
|
III. Формулирование проблемы. | – Так, значит, какой главный вопрос урока? Если дети затрудняются, то учитель помогает сформулировать проблемный вопрос. | Как Косте удалось создать красивый рисунок, используя только два цвета – белый и чёрный? Возможен другой вариант проблемного вопроса. |
IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | 1. Учитель предлагает детям открыть учебник - Откройте учебник на странице 62. Давайте полюбуемся зимними пейзажами. Какая из живописных работ нравится вам больше? Почему? - Какими цветами изображают художники деревья, дома на фоне снега днем? - А ночью? - А теперь давайте посмотрим графические пейзажи. Нравятся ли они вам? - Чем? (Если нет, то почему?) - Какое время суток в них запечатлено? - Как вы догадались? - А теперь давайте сравним живописные и графические пейзажи. Чем они отличаются друг от друга? - Какими художественными приемами пользуются авторы? – Итак, оказывается, есть такое искусство, в котором художники используют (как Костя) чёрный и белый цвет. Называется такое искусство графика. – Скажите, эти цвета похожи между собой или нет? Одинаковое настроение отражают или нет? – Да, эти цвета противоположные, их называют контрастными. Контраст – это большое различие. | 1. Ученики рассматривают иллюстрации в учебнике и отвечают на вопросы - Серым, черным - Белым, серым - День и ночь - По цветовой гамме - Рисованием белым на черном и черным на белом с помощью штрихов, точек, линий – Эти цвета сильно отличают-ся, они противоположные. Чёрный – цвет печали, белый – нежности и чистоты. |
2. Учитель предлагает детям рассмотреть Иллюстрацию О.Н. Ардимасова и ответить на вопросы – Рассмотрите иллюстрацию «Зимний пруд» Расскажите, что на ней изображено? - А что вам напоминают запорошенные снегом кусты и деревья вечером? Как выглядят дома, скверы, улочки, фонари? - А как они выглядят днем? – Чем выразил свои мысли художник на данной иллюстрации? | 2. Рассматривают, отвечают на вопросы – Короткими линиями, штрихами и точками. |
V. Выражение решения проблемы. | – Какие средства графики использовали художники для выражения своих мыслей? | Дети отвечают. – Художники используют разные выразительные средства графики: рисуют чёрным по белому или, если это нужно, белым по чёрному, используя при этом линию, штрих, пятно или точки. |
VI. Применение новых знаний | Учитель предлагает детям открыть Рабочую тетрадь на с. 25 и выполнить задание. - Давайте рассмотрим пейзаж, который вам предлагается дорисовать. Обратите внимание, что композицию одновременно включает дневное и ночное изображение. Подумайте, что вы сможете добавить в рисунок, как украсите дома, какими линиями продолжите изображение деревьев. Покажите снегопад и днем, и ночью. Решите, каким цветом вы нарисуете снежинки на дневной и на ночной половинках зимнего пейзажа «День и ночь». Давайте приступим к работе. | Слушают задание учителя. Обдумывают свою композицию. Выполняют. |
VII. Итог урока. Рефлексия. | Учитель просит показать всем ребятам наиболее удачные работы. Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность. Можно использовать цветные кружочки (красный – я молодец, зелёный – мне нужно ещё поработать, синий – сегодня не мой день и т.д.). | Показывают наиболее удачные работы. Оценивают свою деятельность. |