СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока к презентации "Столетняя война"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  урока  по  теме "Столетняя  война" . Цели, задачи, приемственные  связи, оборудование урока. работа  учащихся.

Краткое  описание  работы  с  презентацией  на  уроке  истории в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока к презентации "Столетняя война"»

Конспект урока

с использованием электронного приложения

«Столетняя война»

Тропкина М.А. Сакулинская МООШ


Предмет: История

Курс: История Средних веков

Класс: 6

Тема урока : «Столетняя война»

Место урока в учебном процессе: тема «Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века)»

Техническое обеспечение: системный блок или ноутбук, мультимедийный проектор, аудиоколонки.

Тип урока: урок изучения нового материала на основе работы с электронным приложением (презентацией) и фрагментами художественного фильма Люка Бессона «Жанна д' Арк».

Цель урока: на примере Столетней войны углубить знания учащихся о средневековых войнах:

♦ организации войска

♦ вооружении

♦ тактике

Задачи урока:

1) создать общее представление о причинах, ходе и итогах Столетней войны;

2) продолжить формирование умений заполнять хронологическую таблицу, извлекать и анализировать информацию анимированных объектов компьютерной презентации, письменных исторических источников, стимулировать детей давать оценку историческим событиям и персонажам, развивать речь учащихся;

3) стимулировать развитие логического мышления учащихся через изучение события по плану «причины – ход – следствие», постановку и решение проблемных задач;

4) поощрять высказывание учащимися оценочных суждений о патриотизме и героизме французского народа



План урока: 1) Причины Столетней войны.

2) Французская и английская армии накануне Столетней войны.

3) Ход Столетней войны:

а) сражение при Слейсе

б) битва при Креси

в) сражение при Пуатье

г) сражение при Азенкуре

д) Жанна д'Арк, перелом в ходе Столетней войны

е) пленение Жанны д'Арк, суд и казнь над ней

3) Итоги и значение Столетней войны.

4) закрепление изученного материала.

Преемственные связи: ВнутрикурсовыеАнглия и Франция (короли,

географические объекты, рыцарское и наёмное войско),

инквизиция, борьба католической церкви с еретиками.

Подготовка к уроку: консультации учащихся, готовящих сообщения по темам «Английская и французская армии в Столетней войне», «Битва при Креси»; освоение этими учащимися приёмов демонстрации анимационных схем презентации.

Учебное и методическое обеспечение урока:

1. Учебник: Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. 6 класс. М.,

«Просвещение», 2007.

2. Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь к учебнику Агибаловой Е.В., Донского Г.М.

История средних веков. 6 класс. М., «Просвещение», 2007.

3. Агибалова Е.В., Донской Г.М. Методическое пособие по истории средних

веков. М., «Просвещение», 1988.


Проведение урока

Этот урок по содержанию слабо связан с предыдущим («Что англичане считают началом своих свобод»), поэтому можно свести опрос к минимуму или вовсе обойтись без него, сосредоточив основное внимание на изучении нового материала.


Изучение нового материала

Актуализируем опорные знания учащихся, просим их вспомнить, с историей каких стран мы познакомились на последних уроках? Какой важный процесс происходит в них в это время? Сообщаем учащимся, что завершению объединения Англии и Франции способствовала Столетняя война.

После объявления темы урока (слайд №1) сообщаем учащимся, что Столетняя война была самой длительной и тяжёлой в Средневековье, просим их сосчитать, сколько лет она продолжалась. Продолжаем формировать мотивацию учащихся, объясняем, что знания, полученные при изучении Столетней войны пригодятся учащимся на последующих уроках, расширят их кругозор.

1. Причины Столетней войны.

У учащихся с 5 класса уже имеется опыт изучения исторических событий по плану «причины – ход – итоги – значение», поэтому просим их наметить план изучения Столетней войны (слайд № 2). Продолжаем работу с этим слайдом и восстанавливаем в памяти учащихся сущность и правила заполнения хронологической таблицы.

Для экономии времени на уроке целесообразно предложить учащимся воспользоваться распечатанными заготовками таблицы (образец см. в папке – Дидактические материалы к уроку), которые потом будут вклеены в тетрадь. Учащиеся записывают на них названия колонок таблицы. Предлагаем учащимся заполнять эту таблицу по ходу изучения нового материала.

Затем учитель организует работу учащихся по выяснению причин Столетней войны. С опорой на карту Франции накануне войны (слайд № 3) выясняем первую причину – стремление французских королей присоединить последние английские владения на территории страны. В случае возникновения затруднений детализируем задание – разбираемся с цветовой гаммой карты и подводим учащихся к правильному выводу.

При выяснении второй причины войны – соперничества Англии и Франции из-за богатой Фландрии - работаем со слайдом № 4. Обращаем внимание учащихся на особенности географического положения Фландрии (близость к Англии). Анализ учащимися приведённого на слайде выражения современника приводит их к выводу о тесных хозяйственных связях между Англией и Фландрией и позволяет правильно понять ещё одну причину Столетней войны.

На основе работы с анимационной схемой слайда № 5 в доступной для шестиклассников форме знакомим их с династическим конфликтом между Францией и Англией. Автор сознательно рассматривает династический конфликт между этими странами как причину, а не как повод к войне (этот подход отражён в учебнике Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского «История средних веков»). Дело в том, что для средневекового человека вопрос о легитимности короля вовсе не был праздным вопросом.

Справка для учителя: толчком к войне послужила династическая ситуация, сложившаяся во Франции в 1328 г., когда умер последний Капетинг, сын Филиппа IV - Карл IV, не оставивший прямых наследников. Претендентом на французский престол объявил себя 16-летний английский король Эдуард III, внук французского короля Филиппа IV. Эдуарду III представилась реальная возможность объединить под своей властью обе короны и создать объединенное англо-французское королевство, юридическое обоснование у английского монарха для этого было. Но члены собрания высшей французской знати, сославшись на "Салическую правду", где было записано, что земля в королевстве франков не передается по женской линии, отвергли притязания Эдуарда III.

Корона Франции была передана Филиппу VI Валуа, представителю боковой ветви Капетингов. Тогда Эдуард III решил добиться своих прав с помощью оружия. В 1337 г. каждая из сторон сделала шаг к решительным действиям: Филипп VI объявил о конфискации Гаскони, а Эдуард III провозгласил Филиппа VI узурпатором и объявил ему войну.

(Образовательный комплекс «1 С: Школа. История средних веков. 6 класс»)

Вопрос об английской и французской армиях накануне войны изучается на основе сообщения, подготовленного одним из учащихся, и визуального ряда слайда № 6.

2. Ход Столетней войны

Продолжаем работу с этим слайдом и начинаем знакомить учащихся с ходом Столетней войны.

Опираясь на анимированную карту и иллюстрацию слайда, рассказываем о морском сражении у голландского города Слейса.


Справка для учителя: Слейс - порт в Нидерландах (средневековая Фландрия). 24 июня 1340 г. здесь произошла первая крупная битва на море в ходе Столетней войны. Англичане нанесли тяжелое поражение французскому флоту, добились господства на море и высадили десант в Нормандии. Франция потеряла в этой битве почти весь свой флот (ок. 200 кораблей) и двух командующих. По случаю победы в Англии были организованы пышные празднества, специально выбита монета с изображением английского короля-триумфатора. После битвы по Европе ходила шутка, пущенная англичанами: "Если бы Бог дал рыбе возможность говорить, то она заговорила бы по-французски, так как съела очень много французов".

(Образовательный комплекс «1 С: Школа. История средних веков. 6 класс»)

Проверяем записи учащихся в хронологической таблице.

Большее внимание уделяем изучению битвы при Креси. Заслушиваем заранее подготовленное сообщение ученика об этом сражении, подкреплённое анимацией слайда № 7. Просим учащихся назвать причины поражения французов в этом сражении, проверяем заполнение хронологической таблицы (слайд № 8).

Продолжение работы с данным слайдом возможно в двух вариантах:

  1. учитель просит одного из учеников зачитать вслух текст учебника на странице 162, рассказывающий о подвиге граждан Кале. Переход к скрытому слайду № 9, содержащему фотографию знаменитой скульптурной группы Огюста Родена, осуществляется по соответствующей гиперссылке при её появлении на экране;

  2. в случае нехватки времени учитель имеет возможность сразу перейти к изучению последующих событий Столетней войны – сражений при Пуатье и Азенкуре.

По мнению автора, учителю нецелесообразно давать подробнейший рассказ об этих сражениях. Важно ещё раз обратить внимание на слабые стороны французского войска: отсутствие единого командования, несогласованность действий.

Справка для учителя: сражение у Пуатье состоялось 19 сентября 1356 года между 6000 англичан во главе с принцем Эдуардом Черным и 20 500 французами во главе с королем Иоанном II Добрым. Англичане заняли выгодную позицию за изгородями и виноградниками, в которых расположились их лучники. Французские командующие перессорились за право начать бой и двинулись в атаку двумя мешающими друг другу отрядами. Спрятавшиеся за палисадом английские лучники встретили наступавших градом стрел, атака захлебнулась, а неожиданно вылетевший конный отряд англичан во главе с Черным Принцем заставил французов отступить. Их рыцари натолкнулись на собственное войско, создалась неразбериха, превратившаяся в панику. Брат Иоанна герцог Орлеанский со своим отрядом покинул поле боя, даже не вступив в сражение; после короткой стычки бежал наследник французского престола дофин Карл, будущий король Карл V. Иоанна все бросили в бою, кроме младшего сына, 14-летнего принца Филиппа. Король с сыном попали в плен, так же как около 2000 рыцарей и 500 слуг и ординарцев. На поле боя осталось, по разным подсчетам, от 2500 до 4000 убитых, из них около 2000 рыцарей.

(Образовательный комплекс «1 С: Школа. История средних веков. 6 класс»,

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия).

Проверяем заполнение хронологической таблицы и в объёме учебника рассказываем о битве при Азенкуре (слайд № 10).

Предлагаем учащимся, опираясь на табличные записи, высказать предположение об итогах Столетней войны для Франции, а также определить, на какой важный вопрос необходимо найти ответ, изучая историю данной войны (Почему Франция, несмотря на многочисленные поражения, смогла одержать победу?) Данная форма работы позволяет продолжить обучение учащихся умению самостоятельно ставить проблемные вопросы.

Затем учащиеся узнают о разразившейся во Франции борьбе между бургундцами и арманьяками, о заключении душевнобольным королём Карлом VI договора в Труа, по которому наследником французского престола объявлялся английский король Генрих V, а законный дофин Карл VII лишался прав на французский престол. Северная Франция была оккупирована англичанами и их сторонниками – бургундцами. Карл VII объявил себя королём Франции и держался на юге. Путь англичанам на юг преграждал Орлеан, осада которого началась в октябре 1428 года и продолжалась 7 месяцев. Здесь, у Орлеана, решалась судьба Франции.

На данном этапе урока из соображений использования техники не во вред здоровью целесообразно сменить вид деятельности учащихся и временно приостановить работу с электронным приложением.

Знакомство учащихся с биографией Жанны д'Арк лучше всего организовать через комментированное чтение соответствующего пункта параграфа учебника.

Возвращаемся к работе с электронным приложением и знакомим учащихся со снятием осады Орлеана. Со слайда № 11 по гиперссылке переходим на скрытый слайд № 12, включающий соответствующий видеофрагмент фильма «Жанна д'Арк». После просмотра видеофрагмента просим учащихся объяснить, почему Жанне удалось сделать то, чего в течении 7 месяцев не смогли добиться лучшие полководцы Франции? Называем дату снятия осады Орлеана – 8 мая 1429 года – и сообщаем учащимся, что это событие стало переломным в ходе Столетней войны.

Последовавшая за этим серия побед французских войск убедили французов, что Бог считает их дело правым и помогает им. Начинается освобождение территории Франции от англичан. Проверяем заполнение хронологической таблицы.

На основе работы со слайдами № 13 и № 14 знакомим учащихся с коронацией Карла VII в Реймсе и пленением Жанны. Просим учащихся объяснить, почему Карл VII ничего не предпринял для спасения Жанны, хотя во многом был обязан ей получением престола? Просим учащихся вспомнить, что такое инквизиция и рассказываем о суде над Жанной.

Слайды № 15 и 16 посвящены казни Жанны. Учитель имеет возможность непосредственно со слайда № 15 перейти к слайду № 17.

Работа со слайдом № 17 убеждает учащихся в том, что Франция бережно хранит память о Жанне д'Арк.

3. Итоги и значение Столетней войны

На этом этапе урока (слайд № 18) учащимся сообщается о завершении Столетней войны, вносятся последние записи в хронологическую таблицу. Возвращаемся к проблемному вопросу о причинах победы Франции в войне, просим учащихся назвать их, знакомим учащихся со значением Столетней войны.

На основе вопросов слайда № 19 организуем работу по закреплению изученного материала.

Домашнее задание даётся в традиционной форме.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!