СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока химии 10 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок химии в 10 классе может быть использован как в профильном классе как вводный так и на базовом уровне как основной.

Цели урока:

  • дать учащимся первоначальное понятие о кислородосодержащих веществах – функциональных производных;
  • познакомить с составом и строением одноатомных спиртов, дать понятие о функциональной группе атомов (гидроксильная группа);

Предполагаемые результаты: учащиеся должны

-    знать определение спиртов, общую формулу и классификацию;

  • уметь составлять молекулярные, структурные формулы спиртов;
  • уметь составлять формулы изомеров у спиртов, называть их по систематической номенклатуре.

Задачи урока:

  • формирование мотива деятельности через способность преодолевать трудности;
  • научение постановке промежуточных и конечных целей;
  • помочь учащимся осмыслить практическую значимость изучаемой темы;
  • вызвать желание постоянно пополнять свои знания;
  • развивать у учащихся потребность в самовыражении, самоактуализации, через различные виды работ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии 10 класс»

Урок химии в 10 классе (Учитель: Храмцовская Е. В.)

Тип урока: первичное закрепление изученного материала.

Цели урока:

  • дать учащимся первоначальное понятие о кислородосодержащих веществах – функциональных производных;

  • познакомить с составом и строением одноатомных спиртов, дать понятие о функциональной группе атомов (гидроксильная группа);

Предполагаемые результаты: учащиеся должны

- знать определение спиртов, общую формулу и классификацию;

  • уметь составлять молекулярные, структурные формулы спиртов;

  • уметь составлять формулы изомеров у спиртов, называть их по систематической номенклатуре.

Задачи урока:

  • формирование мотива деятельности через способность преодолевать трудности;

  • научение постановке промежуточных и конечных целей;

  • помочь учащимся осмыслить практическую значимость изучаемой темы;

  • вызвать желание постоянно пополнять свои знания;

  • развивать у учащихся потребность в самовыражении, самоактуализации, через различные виды работ.


Запись эпиграфа к уроку на доске:

«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим»

Б. Паскаль

На доске тема урока указана не полностью для организации ситуации целеполагания.


Функциональные производные……..


(Этот прием используется, для того чтобы учащиеся на основании выполнения заданий самостоятельно определили тему урока, поняли цели урока и приняли их.)


Организационный момент (мотивация, целеполагание).

Учитель. Ребята, на доске написана первая часть темы нашего сегодняшнего урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь? (Учащиеся высказывают предположения, но затрудняются, так как этот термин не встречался им ранее, и на него нет ответа в учебнике.)

Учитель. Чтобы узнать, что такое функциональные производные, предлагаю выполнить следующее задание, работая в парах (это повысит продуктивность выполнения всех заданий на уроке, а также сформирует дух соревнования, какая пара сделает быстрее).

1 – е задание. Перед вами формулы органических веществ. Разделите эти формулы на группы и скажите, какой признак вы взяли за основу

О

а) СН б) СН ОН в) СН СООН г) СН - С - СН

д) СН СОН е) СН - NН ж) С Н ОН з) НСООН

О NH

║ │

и) С Н - С - СН к) СН – NH л) С Н м) НСОН

Учащиеся. Можно разделить представленные 12 формул веществ на 6 групп, каждая из которых отличается по строению групп атомов

1 группа а) л) – содержит только «С» и «Н»

2 группа б) ж) – кроме «С» и «Н» - есть – ОН

О

3 группа г) и) группа – С –

4 группа д) м) – СОН

5 группа е) к) - NH

6 группа в) з) – СООН.

Учитель. То есть все эти вещества отличаются на группу атомов – которая и называется функциональной группой. Можем ли мы сейчас ответить, что же такое функциональные производные.

Учащиеся. Функциональные производные – это производные углеводородов, в которых один или несколько атомов «Н» замещены функциональными группами.

Этап обобщения и закрепления первичных знаний по теме урока.

Учитель. На основании вышесказанного составим таблицу.

(Учитель вместе с учащимися заполняет таблицу, опираясь на то распределение по группам, которое они предложили.)

Строение функциональной группы

- ОН

О

- С – Н


О

- С –ОН


О

- С –



- NH

Название функциональной группы

Гидро-ксильная

Альде-гидная

Карбо-ксильная

кетонная

аминогруппа

Название класса

спирты

альдегиды

Карбоновые

кислоты

кетоны

амины

Учитель. Первую группу мы не включаем, так как это изученный класс - углеводороды. Но мы только определили и поняли, что такое функциональные производные и как мы видим их немало, чтобы определить, какой класс мы будем изучать, предлагаю решить задачу.


( Учащиеся включаются в самостоятельную деятельность по созданию новых знаний и умений по теме урока и их осознанию.)


Условие задачи. Определите молекулярную формулу вещества и постройте возможные структурные формулы, если элементарный состав неизвестного вещества входит в массовых долях «Н» - 0,1305, «С» - 0,5217, «О» - 0, 3478 и плотность паров по водороду равна 23.

Учащиеся (решают задачу на месте или сразу по желанию у доски)

Дано: Решение:

W(C) = 0,5217 M(C H O ) = M(H ) ·D(H ) = 23·2 = 46 г/моль

W(H) = 0,1305 N(C) = = 2 атома

W(O) = 0,3478 N(H) = = 6

D(H ) = 23 N(O) = = 1

C H O - ? молекулярная формула - С Н О.


(Акцентируется внимание на формировании ключевой компетенции: применение знаний в измененной ситуации)

Учитель. Нам хорошо известно, что молекулярная формула органических веществ не может отразить строение и вследствие чего класс и свойств, так как это все взаимосвязано. Какие же структурные формулы можно предложить для этого вещества.

Учащиеся. (Обсуждают и предлагают.)

Две формулы: а) СН – СН - ОН б) СН - О - СН

Учитель. Чем же отличаются эти формулы

Учащиеся. У вещества а) один из атомов «Н» имеет особое положение и связан с атомами «С».

(Формирование ключевой компетенции: осуществляется посредством применения полученных знаний на практике)

Учитель. Чтобы понять, какая из формул правильная, продемонстрируем опыт.

(Индивидуальная работа: ученик проделывает опыт на ученическом столе.)

Опыт.

В пробирку с этиловым спиртом добавляется цинк и закрывается пробкой с газоотводной трубкой.

(Этап анализа полученных на практике результатов опыта для формулировки темы урока и вывода по теме урока)


Учитель. По какому признаку можно определить, что реакция протекает?

Учащиеся. Видно выделение пузырькового газа.

Учитель. Предположите, какой это газ?

Учащиеся. Выдвигают идею, что это может быть газ водород, углекислый газ или кислород и чтобы их определить вносят в пробирку, где собирается газ горящую спичку. Слышат звук «пах» и делают вывод, что собранный газ Н .

Учитель. Так какая же из предложенных формул имеет обособленный водород, который вытесняет металл Zn.

Учащиеся. Формула а) СН – СН - ОН, то есть эта формула содержит гидроксильную группу.

Учитель: Сформулируйте самостоятельно тему нашего

исследования, тему нашего урока.

Учащиеся. Значит, тема нашего урока спирты.

Учитель: Что нам предстоит познать в изучении этого класса веществ?

Учащиеся:

1. Классификацию спиртов.

2.Строение.

3.Номенклатуру.

4.Гомологический ряд, изомерию.

5.Химические свойства.

6.Получение.

7.Применение.

(Планирование дальнейшей работы совместно с учащимися, постановка учебных задач, через опору на субъектный опыт, так как уже изученный класс «углеводороды» изучался по такому же плану.)

Учитель. Охватить все вопросы за один урок невозможно, поэтому наша задача рассмотреть четыре первых вопроса. И чтобы определить классификацию спиртов, предлагаю из следующих формул сформировать группы, взяв за основу один из признаков, какой вы предложите во время обсуждения в парах и обоснуете при ответе.

( Задание на работу в паре. Пары созданы по принципу кто с кем сидит.)



ОН ОН ОН

│ │ │ СН - ОН

а) С Н ОН б) СН - СН в) СН = СН г)


ОН ОН СН

│ │ │

д) СН - СН - СН е) СН - СН - СН ж) СН - С - СН

Учащиеся. Она группа выделяет отличие: вещества содержат одну гидроксильную группу это вещества а, в, д, е, ж и две гидроксильные группы – это вещество б (предлагают классификацию по числу гидроксильных групп)

С ПИРТЫ


одноатомные многоатомные


(Другая пара учащихся) за основу берет различие в углеводородных радикалах

С ПИРТЫ


предельные непредельные

ароматические

(И последние предложение) По степени замещения водорода на гидроксильную группу.

С ПИРТЫ


первичные вторичные

третичные


(Выполнение этого задания позволяет учащимся самим установить причинно – следственные связи между строением и классификацией, то есть через промежуточные цели прийти к конечному результату.)


(Формирование ключевой компетенции: осуществляется посредством применения знаний в измененной ситуации)


Учитель. Мы с вами будем рассматривать сегодня и на последующем уроке первичные, одноатомные спирты.

Строение предельных одноатомных спиртов мы с вами разобрали при решении задачи. А как же назвать эти вещества.


Схема такова АЛКАН – АН + ОЛ +№OH

На основании этой схемы учащимся по вариантам предлагается: I вариант - дать названия веществ, II вариант - написать структуру формулы по названию

I вариант (5 минут) II вариант

ОН

а) СН – СН – СН – СН а) бутанол – 2


СН ОН

│ │

б) СН – СН – СН - СН – СН б) 3 – метилпентанол – 2


СН СН

│ │

в) СН – СН - С – СН в) 2, 3 – диметилбутанол - 2

(Применение приема педагогической поддержки старшеклассников и создание ситуации успеха. Через 5 минут учащиеся обмениваются листочками, так как формулы первого варианта соответствуют названиям второго варианта и наоборот. Рефлексия направлена на правильное понимание строения и номенклатуры. Учитель оценивает только тех учащихся, которые получили «4» и «5», а остальные берут работы для исправления при выполнении домашнего задания.)

(Вновь акцентируется внимание на применении полученных знаний в измененной ситуации)

Учитель. Вопрос ,связанный с изомерией, мы рассматривали, изучая углеводороды. Предложите, какие виды изомерии будут характерны для предельных одноатомных спиртов на примере вещества с молекулярной формулой С Н ОН (5 минут), а также назовите эти вещества.

(Учащиеся, выполняя это задание, приводят в систему имеющиеся знания, благодаря чему обеспечивается самореализация и развитие адекватной самооценки.)


Учащиеся.

Первый вид изомерии – структурная.

Варианты предложенные учащимися:

СН

СН –СН –СН -СН ОН –бутанол 1 СН – СН–СН - ОН - 2 метилбутанол 1

Второй вид изомерии – положение функциональной группы.

ОН

СН –СН –СН -СН ОН –бутанол 1 СН – СН –СН - СН - бутанол 2

Третий – межклассовая изомерия.

СН –СН – О - СН -СН СН –СН –СН -СН - ОН

диэтиловый спирт бутанол 1

простые эфиры одноатомные предельные спирты


(Осуществляется педагогическая поддержка; создаются условия для развития самоактуализации и мотивации достижения успеха, для формирования коммуникативной компетенции учащихся. Если в ходе выполнения этого задания учащиеся допускали ошибки, то исправляет не учитель, а просит помощи класса и аргументы учащихся «за» и «против», то есть доводы, до которых додумывается сам ученик, приносят больше пользы, чем ,если их преподносит учитель.)


Учитель. План урока, который мы совместно выработали и приняли с вами, выполнен и наша задача продолжить изучение этой темы на следующем уроке.

Итоги урока.

Комментарии учителя при оценивании учащихся.

Учитель оценивает всех, кто выходил к доске и давал аргументированные ответы на листе, а также работы тех, кто получил «4» и «5» при выполнение письменного задания (так как отметка ставится за знания, а не за незнание).


Домашнее задание. Предлагается подготовить реферат «Влияние алкоголя на организм человека» (опережающее задание).

§ 17 Габриелян О. С. упр. 4, 5, 6, 7 стр. 154.









8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!