Тема: Путешествие от веществ к законам.
Цель: систематизировать знания учащихся по разделу: «Основные классы неорганических соединений». Закрепить знания по правилам составления названий веществ
Задачи:
Обучающие:
Обобщение знаний о важнейших классах неорганических соединений
Формирование знаний о систематике веществ: классификации и номенклатуре
Формирование умений составления опорных конспектов с использованием учебника, справочной литературы, знаний, полученных на уроке химии и при изучении смежных предметов (физики, биологии, географии), а также собственных наблюдений
Обнаружение взаимосвязи между классами неорганических веществ
Развивающие:
Развитие интеллектуальных умений (для составления опорных конспектов путем анализа и синтеза приобретенных знаний)
Повышение уровня владения устной речью
Развитие коммуникативных умений (для участия в дискуссии)
Совершенствование навыков взаимоконтроля
Закрепление приемов обращения с лабораторным оборудованием и соблюдение техники безопасности в кабинете химии
Воспитывающие:
Применение знаний о значении веществ в природе, жизни человека и народном хозяйстве
Повышение интереса к изучаемому предмету
Создание эмоционального настроя, активирование творческой деятельности учащихся
Тип урока – Обобщение знаний об основных классах неорганических веществ
Методы:
1) Системно-деятельностный метод
2) Педагогика сотрудничества
3) Игровой метод
4) Информационно-коммуникационные технологии
5) Здоровьесберегающие технологии
Оборудование к уроку: Компьютер, проектор, мультимедийная презентация, задания для групп на карточках.
На столах учащихся справочный материал по основным классам неорганических соединений, учебники, школьные принадлежности.
Для выполнения экспериментальной части: штатив, пробирки, пипетки.
Реактивы: растворы НCl, FeCl3, NaOH, BaCl2, H2SO4, KSCN фенолфталеин, метилоранжевый
«А счастье только знающим дано». (И.А. Бунин)
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте ребята! Сегодня урок необычен присутствием гостей. Во всем остальном это обычный рабочий урок.
Современный человек не может обойтись без химических знаний, потому что он постоянно имеет дело с веществами. Мы живем в мире веществ. Чтобы понять этот мир, необходимо его изучать последовательно и с большим вниманием. Вы уже многое узнали и многое умеете. Урок почти не содержит нового материала, он посвящен совершенствованию ваших знаний.
Слайд №2
Тема нашего урока – Путешествие от веществ к планете «законов». Планете законов – потому, что наш следующий раздел «Периодический закон и Периодическая система Д.И.Менделеева» Я приглашаю вас в увлекательное и загадочное путешествие на неизвестную вам планету Периодического закона. Вы сможете познакомится с ее секретами и чудесами , с новым и неизведанным миром атомов протонов и электронов. Для того, что бы стать членом экспедиции, вы должны доказать, что у вас есть определённый запас знаний, что способны найти выход из любой ситуации. У нас на пути будут химические порталы, которые будут открываться только после правильного выполнения заданий. В путешествии вы будете оформлять маршрутный лист, и зарабатывать монеты планеты законов АУРУМЫ.
Эпиграфом к занятию будет служить
«А счастье только знающим дано».
И.А. Бунин
Какое у вас настроение Перед уроком?
Слайд №3
Актуализация пройденного материала
Итак
- Какой раздел химии был изучен на предыдущих уроках? (Основные классы неорганических соединений)
- Что обсуждалось на уроках? (определения терминов, состав, значение в природе и народном хозяйстве)
- Что демонстрировалось на уроках? (химические реакции, которые характеризуют химические свойства кислот и оснований, физические свойства веществ).
Слайд №4
- На какие группы делятся все вещества (Простые и сложные)
Любые накопленные знания требуют их систематизации.
Сегодня мы с вами подведём итоги изучения темы «Основные классы неорганических веществ», которая проникает во все разделы химии и другие естественные науки.
Итак , сегодня сложная у нас задача,
Пусть нам сопутствует всегда удача
І портал Визитка
Унас сегодня 4 экипажа, которые хотят участвовать в экспедиции. Они готовились к испытаниям и готовы представить себя. От того как они это сделают зависит, откроется ли первый портал.
Команды представляют себя
Оксиды Слайд № 5,6,7
Основания Слайд № 8,9,10
Кислоты Слайд № 11, 12
Соли Слайд № 13,14
ІІ портал Потеряшка
После представления экипажей перед нами открывается новый портал . Каждой команде предстоит распределить формулы по своим группам. И только когда все экипажи правильно справятся с заданием перед вами откроется путь к новой планете (В маршрутних листах)
Слайд №15
Проверка
Слайд №16
Игра Слайд №17, 18
ІІІ портал
Новый портал представляет нам новое задание. (В маршрутних листах)
Химический диктант Запишите названия веществ
Слайд №19
Проверка
Слайд №20
IV портал
Слайд№ 21
Четвёртый портал представлен видео вопросами от наших учителей.
Видео 1,2,3,4,5,6,7,8
V портал
Благодаря своим знаниям, вы очень близко находитесь от неизвестной планеты . Но что это на экране.?
Слайд №22
Вспомните правила «выживания» в химической лаборатории при работе с кислотами и щелочами.
Меры предосторожности
Аккуратно работайте с растворами кислот и щелочей!
При попадании кислоты или щелочи на кожу немедленно обратитесь к учителю!
Вы с честью выдержали инопланетный екзамен. Но дверь портала не открываетя и перед нами ещё одно препятствие.
Слайд №23
Химия – наука эксперементальная. И ещё Д.И.Менделеев сказал «Опыт – кратчайший путь познания истины».
Вам нужно c помощью реактивов приготовить специальные коктейли которые очень любят жители нашей неизвестной планеты.
Клубничный (Кислота + метилоранж)
Малиновый (Щёлочь + фенолфталеин)
Молочный (H2SO4+ BaCl2)
Вишнёвый (KCN+FeCl3)
Наше путешествие подошло к концу. Я надеюсь, что оно вам запомнится и те знания, которые вы получили сегодня, пригодятся вам при подготовке к контрольной работе .
Давайте в своих маршрутных листах напишем письмо жителям планеты законов
Слайд №24
Сегодня на уроке я узнал __________________
Было интересно__________________________
Было Сложно____________________________
Я понял, что_____________________________
Теперь я знаю, что_______________________
Меня Удивило __________________________
Урок дал мне для жизни __________________
Поездка окончилась для всех,
и пусть всегда в науке вам сопутствует успех.
Слайд №25
Подсчитайте АУРУМЫ , запишите их количество в маршрутный лист . Маршрутные листы вклеиваются в тетрадь. Выясняется лучший путешественник и самая активный экипаж. В Награждение: каждый получает на память “Гимн химиков”
-Всем спасибо за урок! И оцените своё настроение .
Слайд №26