7
План урока
Предмет биология | Класс 7 | |
Тема | Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого. Передвижение. Питание. Дыхание. |
Это урок № | 1 | из | 6 | уроков по этой теме |
Цели обучения | Создать условия для работы учащихся по усвоению нового учебного материала по теме через исследовательскую деятельность учащихся и групповую форму работы для того, чтобы учащийся: Узнал: особенности организации насекомых их жизнедеятельности, многообразие видов насекомых, распространение; Понял: в чём отличие и сходство насекомых с остальными представителями членистоногих; Сумел: Выполнить лабораторную работу в ходе которой смог обобщить, сделать выводы; |
Задачи | Познавательные - на примере мухи, познакомить учащихся с характерными особенностями класса насекомые; Развивающие: показать необходимость знания их жизни и строения для организации борьбы с этими насекомыми- переносчиками возбудителей заболеваний, познакомить с одомашненными насекомыми, уметь строить логическую цепочку рассуждений; Воспитательные: формирование любознательности, наблюдательности, ответственного отношения к учебному труду, экологическое воспитание(загрязнение окружающей среды мусором и связь с развитием комнатной мухи) |
| Девиз урока: « Наблюдай, не пугайся, удивляйся, восхищайся!» Эпиграф Насекомые сейчас – единственные существа, оспаривающие у человека право господства над планетой. (У.Холленд, ученый) |
Этап | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Дифферен циация | Оценивание | Ресурсы, оборудование, | Используемый модуль |
Орг.момент. Деление на группы | 3-4 минуты | «Круг ожиданий» Предлагает фишки с изображением насекомых разных отрядов Сели тихо, замолчали, Всё, что нужно, вы достали. Приготовились к уроку, В нём иначе нету проку. Ровненько, садитесь, Больше не вертитесь. Мы урок начнем сейчас, Интересен он для вас. Слушай всё внимательно, Поймешь всё обязательно | Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Высказывают друг другу свои ожидания от урока Рассаживаются соответственно фишкам | Парная работа Образ 5 групп по 3 человека | Формативное-похвала Формативное-похвала | Слайд 1
Цветные фишки таблички | НП, КМ
НП, КМ |
Проверка знаний | 5-6 минут | С представителями каких классов типа членистоногие мы с вами знакомились на предыдущих уроках? Нацеливает на выполнение Блиц –теста «верно-неверно» (в тетрадях) (приложение 1) | Записывают в тетради число и графический тест Выполняют блиц-тест в виде графика. Обмениваются работами Взаимооценивают друг друга согласно критериям. Заполняют 1 столбик оценочного листа | Индивидуальная работа Парная работа | Критериальное взаимооценивание На каждом этапе ставится оценка в оценочные листы | Слайды 2.(пример) 3 (ответы) Листочки с вопросами Оценочный лист | КО, КМ, НП |
Стадия вызова | 2-3 Минут 6-7 минут | Водное слово учителя. -Ребята, давайте вспомним лето На лужайке ты сидел И на бабочек глядел. Это было летом жарким И от школы вдалеке. На урок пришёл сейчас, Изучать инсекта класс. Сколько крыльев, ножек, глаз, Здесь узнаешь ты сейчас. В 5-ой книге цикла «Мир животных» И. Акимушкина есть слова: «Приходит лето, и они в великом изобилии наполняют наши леса, сады, поля, даже пустыни. Сколько их на планете? Где тот всемогущий компьютер, способный выразить в цифрах это население Земли? Как предполагают, их на Земле десять в восемнадцатой степени (!) Это – миллиард миллиардов! Больше, чем звёзд в нашей Галактике! 2. -Ребята. Как вы думаете. О ком сейчас пойдёт речь? Кого объединяет класс Инсекта? Объявляет тему урока. Цель урока эпиграф 3. Что вы знаете о насекомых? (ИНСЕРТ- знаю –хочу знать- узнал) Поработайте в группе и запишите всё что вы знаете и хотите узнать о насекомых в таблицу На доске на плакате учитель записывает предложения групп | Слушают, высказывают предположение. Записывают тему в тетрадь
Спикеры презентуют. | Индивидуальная работа
Групповая работа | формативное
Формативное | Слайды.4 5 6 тема урока Цель урока. эпиграф Слайды 7 8 различные насекомые циклограмма | КМ. ИКТ ИКТ; КМ ; НП |
Стадия осмысления | 5 Минут 3 минуты 3 минуты 10 мин 2 минуты | 1. Работа с опорными словами На доске вывешивается перечень слов. (приложение 2) На запоминание даётся 1мин 15 сек. и на воспроизведение на листочке то же время. Слова закрываются. После воспроизведения слов проводится взаимопроверка. На момент проверки слова открыты. 2. Физминутка новогодняя -Как вы думаете, почему насекомые получили своё название? -О чём говорит второе название шестиногие. Для того, чтобы ответить на эти и другие вопросы я предлагаю вам выполнить Лабораторную работу №4 Но сначала составим алгоритм выполнения работы , затем учитель записывает на доске. 4. Выполните работу согласно инструктивной карте, делают вывод 5. Определите тип ротового аппарата мухи и тип конечности. (по слайду)
| Запоминают слова затем воспроизводят их на листочках группой. Оценивают друг друга. Записывают в оценочный лист результаты.
Выполняют движения за героями песни
Составляют алгоритм исследования в группе, озвучивают. Читают текст учебника Выполняют лабораторную работу Фронтальная работа |
Работа группой
Групповая работа
Индивидуальная работа | Критериальное Количество слов запомнивших каждым записывается в оценочный лист 12-14слов–«5» балла 8-11слов «4» балла 4-7слов-«3» балла Меньше 4-«2» балла
Формативное оценивание
Критериальное оценивание
| Листочек со словами, магниты, чистый листочек Слайды 9 10 Слайд 11 Слайд 12 Чистые листочки для работы группы. Инструктивные карты и рисунки для выполнения лабораторной работы , клей Учебник .тетрадь Слайды 14 15 | КМ, КО, ИКТ, НП НП НП, КО, ФО, КМ |
Рефлексия | 4 минут | Что же нового вы узнали на уроке? Обсудите в группе | Выступает спикер от каждой группы Заполняют третью половину таблицы на доске | Групповая работа | ФО | | НП, КМ |
Д.З | 3минуты | Нам урока не хватило Насекомых всех узнать. Их «лицо» нам стало мило. Должен знать ты их на «пять»! Насекомые- самый процветающий в настоящее время класс живых организмов. Целый комплекс приспособлений позволил им стать неотъемлемой составной частью экосистем суши и пресных вод. Каковы же причины необычайного процветания класса насекомые? На этот вопрос вы ответите на следующем уроке когда выполните д.з
| Обязательно п 43. Познавательно….. https://www.youtube.com/watch?v=1Wpb_JF74cw видео 1 группа - Заполните таблицу -приложение 3 2 группа -подобрать загадки о насекомых 3 группа -составить вопросы к тексту параграфа 4 группа - готовят сообщение о способах защиты насекомых 5 группа -выписать насекомых, которые упоминаются в сказке К. Чуковского « Тараканище» | Индивидуальная работа | | | |
Оценивание | | | | | | | |
2 минуты | Учитель предлагает провести самооценку взаимооценку в группе. Выставить оценки в оценочные листы кроме лабораторных работ, за которые выставляет оценку учитель. | Заполняют оценочный лист | | | | |
| 2 минуты | И в завершении нашего урока выскажете своё мнение о нём, о своём самочувствии. О своих товарищах и работе с ними, Можно воспользоваться подсказками. | Заполняют рефлексивные листочки ( приложение 4) | | | | |
Самооценивание урока | Положительное: Отрицательное. |
Приложение 1
1 вариант
1.К членистоногим относятся дождевые черви, слизни, раки, стрекозы (неправильно)
2. Членистоногие-самый крупный по количеству видов тип животных (правильно)
3. Хитиновый покров не пропускает ни воду, ни газы (правильно)
4.Все клещи -паразиты животных и вредители растений (неправильно)
5. Некоторые ракообразные, например мокрицы, ведут наземный образ жизни. (правильно)
2 вариант
1.Все пауки дышат атмосферным воздухом (правильно)
2. Клещи имеют слитное тело: у них нельзя различить ни голову, ни головогрудь, ни брюшко (правильно)
3. Хитиновый покров с возрастом животного становится легко растяжимым (неправильно)
4. У пауков желудок жевательный (неправильно)
5. Пауки-хищники (правильно)
3 вариант
1.У пауков глаза сложные и они обладают отличным зрением (неправильно)
2.У всех членистоногих органами выделения служат мальпигиевы сосуды (неправильно)
3. Краб относится к классу ракообразные (правильно)
4. Членистоногие на земле заселили все возможные среды обитания (правильно)
5. У пауков имеются ядовитые ногощупальца (неправильно)
Приложение 2
Насекомые, шестиногие, крылья, дыхальца, неполное и полное превращение, метаморфоз, яйцо, личинка, куколка, имаго, ротовой аппарат, энтомология, кулига.
Приложение №3
Признаки насекомых, обуславливающие их широкое распространение в природе
Признак животного | Особенности класса насекомых | Биологическое значение признака |
Движение | Наличие крыльев и трёх пар ног (бегательных, прыгательных, плавательных…) | |
Деление тела на отделы | Деление тела на 3 отдела: голова, грудь и брюшко | |
Способ питания | Разнообразное строение ротовых аппаратов (грызущий. Сосущий, лижущий…) | |
Ориентация в окружающей среде | Наличие развитых органов чувств: органов зрения, слуха. Обоняния, осязания… | |
Размеры тела | Небольшие размеры | |
Способ дыхания | Трахейное дыхание | |
Развитие нервной системы | Усложнение нервной системы: развитие надглоточного нервного узла и трёх грудных узлов брюшной нервной цепочки. | |
4. Рефлексия. Фронтальный опрос.
1. К какому классу относится черный таракан?
2. Наука о насекомых?
3. Латинское название класса насекомых?
4. Количество ног у насекомых?
5. К какому типу относятся насекомые?
6. Выделительная система представлена?
7. Кровеносная система, какая?
8. Прозрачная кровь-?
5. Домашнее задание.
В качестве домашнего задания ребятам предлагается найти ответ на дополнительный вопрос.
1) Определите признаки у насекомых, которые подчеркивают, что они в типе членистоногих более прогрессивны по сравнению с ракообразными и паукообразными?
2) Зарисовать внешнее строение насекомого и подписать его части.
3. Изучение нового материала.
Внешнее строение насекомого.
Учитель.
Наука, изучающая насекомых – энтомология. Изучение темы мы начнем с выявления особенностей внешнего строения на примере черного таракана. По этому материалу вам предстоит выполнить лабораторную работу самостоятельно, используя инструктивную карту и дополнительный источник информации.
(Учащиеся работают самостоятельно с инструктивной картой и дополнительным материалом, делают записи в тетради в соответствии с планом)
Внутреннее строение насекомого.
Учитель.
Продолжая изучение класса насекомых, мы познакомимся с их внутренним строением на примере того же черного таракана.