СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого. Передвижение. Питание. Дыхание".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели обучения:

Создать условия для работы учащихся по усвоению нового  учебного материала по теме через исследовательскую деятельность учащихся и групповую форму работы для того, чтобы учащийся:

Узнал: особенности организации насекомых их жизнедеятельности, многообразие видов насекомых, распространение;

Понял: в чём отличие и сходство насекомых с остальными представителями членистоногих;

Сумел: Выполнить лабораторную работу в ходе которой смог  обобщить,  сделать выводы;

Задачи:

 Познавательные - на примере мухи, познакомить учащихся с характерными особенностями класса  насекомые; Развивающие: показать необходимость знания их жизни и строения для организации борьбы с этими насекомыми- переносчиками возбудителей заболеваний, познакомить с одомашненными насекомыми, уметь строить логическую цепочку рассуждений; Воспитательные: формирование любознательности, наблюдательности, ответственного отношения к учебному труду, экологическое воспитание(загрязнение окружающей среды мусором и связь с развитием комнатной мухи) 

 

Девиз урока: « Наблюдай, не пугайся, удивляйся, восхищайся!»

Эпиграф:     Насекомые сейчас – единственные существа,  оспаривающие у человека право господства над планетой. (У.Холленд, ученый)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого. Передвижение. Питание. Дыхание".»

7


План урока


Предмет биология

Класс 7


Тема

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого. Передвижение. Питание. Дыхание.


Это урок №

1

из

6

уроков по этой теме


Цели обучения

Создать условия для работы учащихся по усвоению нового учебного материала по теме через исследовательскую деятельность учащихся и групповую форму работы для того, чтобы учащийся:

Узнал: особенности организации насекомых их жизнедеятельности, многообразие видов насекомых, распространение;

Понял: в чём отличие и сходство насекомых с остальными представителями членистоногих;

Сумел: Выполнить лабораторную работу в ходе которой смог обобщить, сделать выводы;

Задачи

Познавательные - на примере мухи, познакомить учащихся с характерными особенностями класса насекомые;
Развивающие: показать необходимость знания их жизни и строения для организации борьбы с этими насекомыми- переносчиками возбудителей заболеваний, познакомить с одомашненными насекомыми, уметь строить логическую цепочку рассуждений;
Воспитательные: формирование любознательности, наблюдательности, ответственного отношения к учебному труду, экологическое воспитание(загрязнение окружающей среды мусором и связь с развитием комнатной мухи)  






Девиз урока: « Наблюдай, не пугайся, удивляйся, восхищайся!»

Эпиграф     Насекомые сейчас – единственные существа, 
оспаривающие у человека право господства над планетой.
(У.Холленд, ученый)


Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дифферен

циация

Оценивание

Ресурсы, оборудование,


Используемый модуль


Орг.момент.


Деление на группы

3-4

минуты

«Круг ожиданий»





Предлагает фишки с изображением насекомых разных отрядов


Сели тихо, замолчали,

Всё, что нужно, вы достали.

Приготовились к уроку,

В нём иначе нету проку.

Ровненько, садитесь,

Больше не вертитесь.

Мы урок начнем сейчас,

Интересен он для вас.

Слушай всё внимательно,

Поймешь всё обязательно

Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Высказывают друг другу свои ожидания от урока

Рассаживаются соответственно фишкам




Парная работа





Образ 5 групп по 3 человека

Формативное-похвала






Формативное-похвала


Слайд 1





Цветные фишки

таблички


НП, КМ





НП, КМ

Проверка знаний

5-6 минут

С представителями каких классов типа членистоногие мы с вами знакомились на предыдущих уроках?

Нацеливает на выполнение Блиц –теста «верно-неверно» (в тетрадях) (приложение 1)

Записывают в тетради число и графический тест

Выполняют блиц-тест в виде графика.

Обмениваются работами

Взаимооценивают друг друга согласно критериям. Заполняют 1 столбик оценочного листа

Индивидуальная работа

Парная работа

Критериальное взаимооценивание

На каждом этапе ставится оценка в оценочные листы

Слайды 2.(пример)

3 (ответы)

Листочки с вопросами

Оценочный лист


КО, КМ, НП


Стадия вызова

2-3

Минут




































6-7 минут

Водное слово учителя. 

-Ребята, давайте вспомним лето

На лужайке ты сидел

И на бабочек глядел.

Это было летом жарким

И от школы вдалеке.

На урок пришёл сейчас,

Изучать инсекта класс.

Сколько крыльев, ножек, глаз,

Здесь узнаешь ты сейчас.


В 5-ой книге цикла «Мир животных»

И. Акимушкина есть слова: «Приходит лето, и они в великом изобилии наполняют наши леса, сады, поля, даже пустыни. Сколько их на планете? Где тот всемогущий компьютер, способный выразить в цифрах это население Земли? Как предполагают, их на Земле десять в восемнадцатой степени (!) Это – миллиард миллиардов! Больше, чем звёзд в нашей Галактике!

2. -Ребята. Как вы думаете. О ком сейчас пойдёт речь? Кого объединяет класс Инсекта?

Объявляет тему урока.

Цель урока

эпиграф

3. Что вы знаете о насекомых? (ИНСЕРТ- знаю –хочу знать- узнал)

Поработайте в группе и запишите всё что вы знаете и хотите узнать о насекомых в таблицу

На доске на плакате учитель записывает предложения групп


Слушают, высказывают предположение.

Записывают тему в тетрадь



































Спикеры презентуют.


Индивидуальная работа





































Групповая работа

формативное







































Формативное

Слайды.4 5 6

тема урока

Цель урока.

эпиграф




































Слайды 7 8

различные насекомые

циклограмма





КМ. ИКТ







































ИКТ; КМ ; НП

Стадия осмысления












5

Минут












3

минуты



3 минуты






10

мин









2 минуты



1. Работа с опорными словами

На доске вывешивается перечень слов. (приложение 2) На запоминание даётся 1мин 15 сек. и на воспроизведение на листочке то же время. Слова закрываются. После воспроизведения слов проводится взаимопроверка. На момент проверки слова открыты.

2. Физминутка новогодняя




-Как вы думаете, почему насекомые получили своё название?

-О чём говорит второе название шестиногие.

Для того, чтобы ответить на эти и другие вопросы я предлагаю вам выполнить Лабораторную работу №4

Но сначала составим алгоритм выполнения работы , затем учитель записывает на доске.

4. Выполните работу согласно инструктивной карте, делают вывод

5. Определите тип ротового аппарата мухи и тип конечности. (по слайду)






Запоминают слова затем воспроизводят их на листочках группой. Оценивают друг друга. Записывают в оценочный лист результаты.











Выполняют движения за героями песни



Составляют алгоритм исследования в группе, озвучивают.

Читают текст учебника

Выполняют лабораторную работу











Фронтальная работа




Работа группой



















Групповая работа



Индивидуальная работа

Критериальное

Количество слов запомнивших каждым записывается в оценочный лист

12-14слов–«5» балла

8-11слов «4» балла

4-7слов-«3» балла

Меньше 4-«2» балла











Формативное оценивание





Критериальное оценивание














Листочек со словами, магниты, чистый листочек




Слайды 9 10








Слайд 11





Слайд 12


Чистые листочки для работы группы.



Инструктивные карты и рисунки для выполнения лабораторной работы , клей

Учебник

.тетрадь


Слайды 14 15

КМ, КО, ИКТ,


НП














НП





НП, КО, ФО, КМ

Рефлексия

4 минут

Что же нового вы узнали на уроке? Обсудите в группе


Выступает спикер от каждой группы

Заполняют третью половину таблицы на доске

Групповая работа

ФО


НП, КМ

Д.З

3минуты

Нам урока не хватило

Насекомых всех узнать.

Их «лицо» нам стало мило.

Должен знать ты их на «пять»!

Насекомые- самый процветающий в настоящее время класс живых организмов. Целый комплекс приспособлений позволил им стать неотъемлемой составной частью экосистем суши и пресных вод. Каковы же причины необычайного процветания класса насекомые? На этот вопрос вы ответите на следующем уроке когда выполните д.з




  1. Обязательно п 43.

  2. Познавательно…..

https://www.youtube.com/watch?v=1Wpb_JF74cw видео

1 группа - Заполните таблицу -приложение 3

2 группа -подобрать загадки о насекомых

3 группа -составить вопросы к тексту параграфа

4 группа - готовят сообщение о способах защиты насекомых

5 группа -выписать насекомых, которые упоминаются в сказке К. Чуковского « Тараканище»

Индивидуальная работа




Оценивание








2 минуты

Учитель предлагает провести самооценку взаимооценку в группе.

Выставить оценки в оценочные листы кроме лабораторных работ, за которые выставляет оценку учитель.


Заполняют оценочный лист






2 минуты

И в завершении нашего урока выскажете своё мнение о нём, о своём самочувствии. О своих товарищах и работе с ними, Можно воспользоваться подсказками.


Заполняют рефлексивные листочки ( приложение 4)






Самооценивание урока

Положительное:





Отрицательное.






























Приложение 1

1 вариант

1.К членистоногим относятся дождевые черви, слизни, раки, стрекозы (неправильно)

2. Членистоногие-самый крупный по количеству видов тип животных (правильно)

3. Хитиновый покров не пропускает ни воду, ни газы (правильно)

4.Все клещи -паразиты животных и вредители растений (неправильно)

5. Некоторые ракообразные, например мокрицы, ведут наземный образ жизни. (правильно)



2 вариант

1.Все пауки дышат атмосферным воздухом (правильно)

2. Клещи имеют слитное тело: у них нельзя различить ни голову, ни головогрудь, ни брюшко (правильно)

3. Хитиновый покров с возрастом животного становится легко растяжимым (неправильно)

4. У пауков желудок жевательный (неправильно)

5. Пауки-хищники (правильно)



3 вариант

1.У пауков глаза сложные и они обладают отличным зрением (неправильно)

2.У всех членистоногих органами выделения служат мальпигиевы сосуды (неправильно)

3. Краб относится к классу ракообразные (правильно)

4. Членистоногие на земле заселили все возможные среды обитания (правильно)

5. У пауков имеются ядовитые ногощупальца (неправильно)





Приложение 2

Насекомые, шестиногие, крылья, дыхальца, неполное и полное превращение, метаморфоз, яйцо, личинка, куколка, имаго, ротовой аппарат, энтомология, кулига.







Приложение №3

Признаки насекомых, обуславливающие их широкое распространение в природе

Признак животного

Особенности класса насекомых

Биологическое значение признака

Движение

Наличие крыльев и трёх пар ног (бегательных, прыгательных, плавательных…)


Деление тела на отделы

Деление тела на 3 отдела: голова, грудь и брюшко


Способ питания

Разнообразное строение ротовых аппаратов (грызущий. Сосущий, лижущий…)


Ориентация в окружающей среде

Наличие развитых органов чувств: органов зрения, слуха. Обоняния, осязания…


Размеры тела

Небольшие размеры


Способ дыхания

Трахейное дыхание


Развитие нервной системы

Усложнение нервной системы: развитие надглоточного нервного узла и трёх грудных узлов брюшной нервной цепочки.






























































4. Рефлексия. Фронтальный опрос.

1. К какому классу относится черный таракан?

2. Наука о насекомых?

3. Латинское название класса насекомых?

4. Количество ног у насекомых?

5. К какому типу относятся насекомые?

6. Выделительная система представлена?

7. Кровеносная система, какая?

8. Прозрачная кровь-?

5. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания ребятам предлагается найти ответ на дополнительный вопрос.

1) Определите признаки у насекомых, которые подчеркивают, что они в типе членистоногих более прогрессивны по сравнению с ракообразными и паукообразными?

2) Зарисовать внешнее строение насекомого и подписать его части.

3. Изучение нового материала.

Внешнее строение насекомого.

Учитель.

Наука, изучающая насекомых – энтомология. Изучение темы мы начнем с выявления особенностей внешнего строения на примере черного таракана. По этому материалу вам предстоит выполнить лабораторную работу самостоятельно, используя инструктивную карту и дополнительный источник информации.

(Учащиеся работают самостоятельно с инструктивной картой и дополнительным материалом, делают записи в тетради в соответствии с планом)

Внутреннее строение насекомого.

Учитель.

Продолжая изучение класса насекомых, мы познакомимся с их внутренним строением на примере того же черного таракана.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!